21 октября в Москве, в Международном Фонде славянской письменности и культуры, состоялся очередной круглый стол, организованный Клубом национальной прессы, сообщает наш корреспондент. Заседание было посвящено теме церковно-государственных отношений. Вели круглый стол председатель Клуба национальной прессы, главный редактор «Русской народной линии» Анатолий Степанов, ответственный секретарь Клуба, редактор журнала «Славянка» Сергей Тимченко и лидер общероссийского движения «Наша Россия», доктор культурологии Михаил Лермонтов.
Анатолий Степанов, открывая заседание, заявил, что об актуальности темы церковно-государственных отношений свидетельствует уже тот факт, что почти одновременно с круглым столом, организованным Клубом национальной прессы, на острове Родос (Греция) проходит Второй православно-католический форум на тему: «Государство и Церковь в России: 20-летний опыт взаимоотношений». На форуме выступил председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион, который заявил о том, что «взаимодействие Церкви и государства в современной России носит отрывочный, не системный характер. До сих пор отсутствует четкая концепция государственно-церковных отношений». По мнению владыки Илариона, «наступает время, когда взаимоотношения Церкви и государства в России должны быть поставлены на прочную нормативную основу».
«В связи с этим сразу возникает проблема, которая требует обсуждения, - насколько приемлема для России западная модель отношений Церкви и государства? Независимо от того, протестантская эта модель или католическая она предполагает четкое разделение функций Церкви и государства и установление именно правовых отношений между ними как институтами по типу конкордата. Насколько для Русской цивилизации приемлем этот западный опыт?» - задается вопросом председатель Клуба национальной прессы.
Идеалом церковно-государственных отношений в православной традиции, продолжил Анатолий Степанов, является симфония властей, концепция которой была сформулирована в VI веке от Р.Х. святым благоверным Императором Юстинианом в предисловии к 6-й новелле. Он напомнил, что «формула Юстиниана была своего рода ответом на притязания Римских пап, которые уже в то время пытались доказать превосходство духовной власти над государственной властью. Возвращение к нормам симфонии властей фактически означает установление некоего нового «синодального периода» в России, только без ликвидации института патриаршей власти. Забота власти «о благочестии духовенства», о чем шла речь в тексте Новеллы, предполагает наличие некоего механизма контроля власти над духовенством. Мы понимаем, что современное государство, современное чиновничество, малопригодно к тому, чтобы контролировать духовенство. Но встает и другой вопрос: а готово ли современное духовенство к выстраиванию таких отношений с государством?»
В идеале симфония властей означает, что государственные законы если не проистекают из церковных канонов, то, по крайней мере, не противоречат канонам. «Как этого достичь в современных условиях? И готова ли сегодня сама Церковь жить по канонам? Ведь часто в церковной полемике мы встречаемся со стремлением доказать, что некоторые каноны сегодня не действуют, никем не исполняются, поэтому их нужно фактически отменить», - отметил А.Степанов.
«Церковно-государственные отношения - это, безусловно, нерв современной жизни. От их выстраивания зависит будущее не только России, но и Русской Церкви. Сегодня мы видим, как формируется образ церковной жизни по католическому образцу, когда духовенство превращается в отдельную корпорацию, которой зачастую и миряне не очень-то нужны (нужны несколько мирян, - тех, кто финансирует храм). С другой стороны, этому пытаются противопоставить протестантский образец церковной жизни, когда церковная общественность может смещать архиереев и высказываться по любым вопросам. Но есть третий субъект, традиционный для Православия, от его становления как субъекта зависит выстраивание православного образа церковной жизни. Этим субъектом является государство, которое сейчас практически никак не участвует в выстраивании этих отношений. Классический пример благодетельного вмешательства государства в церковную ситуацию - история с Флорентийской унией, когда именно Великий князь Василий Темный выгнал митрополита Исидора, который заключил эту унию. Именно государство пресекло скатывание Русской Церкви в ересь», - напомнил он.
А.Степанов отметил, что история учит, что государство является не только храмостроителем, но еще и полноценным участником церковной жизни. «Это и есть элемент симфонии. Все эти вопросы требуют пристального и серьезного обсуждения. На эти вопросы мы должны дать внятный ясный ответ, основываясь на традициях русской консервативной православной мысли и на святоотеческом наследии», - заключил главный редактор «Русской народной линии»
Со своей стороны, Михаил Лермонтов отметил, что Русская цивилизация основана на системе вечных ценностей, которую предложила Русская Православная Церковь. Государство, по его мнению, должно признать эти ценности в нормативном виде. В этом, считает культуролог, заключается основная проблема современных церковно-государственных отношений. Государство, по его словам, должно национальные интересы соотносить с русской системой ценностей. Он считает, что до тех пор, пока эта система ценностей, на основании которой будут построены национальные интересы, не получит нормативного выражения, «нам будет жить некомфортно». По словам М.Лермонтова, до сих пор остается открытым вопрос: востребована ли государством русская система ценностей. Симфония властей, по его мнению, заключается в выстраивании государством национальных интересов в соответствии с русской системой вечных ценностей, предложенной Русской Православной Церковью. Михаил Лермонтов выразил сожаление, что до сих пор не удалось выяснить, кто может стать субъектом, который был бы способен поднять и решить этот вопрос.
Сергей Тимченко в свою очередь считает, что церковно-государственные отношения в России - это одна из самых болезненных, жизненных проблем. По его мнению, к Православию в России многие до сих пор относятся не как к важной части жизни, а как к элементу гардероба, как к одной из конфессий. Между тем, Православие, считает С.Тимченко, - это не одна из конфессий, а душа народа. Для интеллектуальной элиты характерно невежество веры, безверие. Интеллектуальная элита должна заняться изучением Православия постольку, поскольку без Православия не будет спасения России. Говоря о сетовании консерваторов по поводу отсутствия национальной идеологии у государства, Сергей Тимченко заявил, что сегодня в России уже существуют все условия, необходимые для определения национальной идеологии. Для ее определения, по его мнению, необходимо всего лишь предложить такие ценности, которые были бы противоположны постулатам современной идеологии, которым сознательно или неосознанно следует нынешнее российское государство.
Говоря о церковных проблемах, редактор журнала «Славянка» отметил стремление Церкви к сближению с католичеством, к выстраиванию православно-католических отношений на основе якобы «общих нравственных ценностей». По его мнению, у православных с католиками на самом деле нет никаких общих нравственных ценностей. Другой серьезнейшей проблемой Церкви, считает Сергей Тимченко, является ее отделенность как общественной организации от народа. Пришло время, по его словам, для того, чтобы Церковь «повернулась лицом к народу». С.Тимченко полагает, что Церковь должна жить для народа, а между тем для большинства священнослужителей главным направлением их служения являются встречи со спонсорами. По его мнению, пришло время для возвращения народу и государству Христа, Православной веры.
Известный московский пастырь, клирик храма Святителя Николая Мирликийского в Хамовниках, кандидат педагогических наук иерей Александр Шумский считает, что старец Зосима - персонаж романа Ф.М.Достоевского «Братья Карамазовы» - предложил идеальную модель церковно-государственных отношений, согласно которой Церковь должна пронизывать всю жизнь, когда необходимо воцерковление всей жизни. Старца Зосиму, уверен отец Александр, в нынешнее время за его взгляды назвали бы фундаменталистом. Отец Александр задался вопросом, а должна ли Церковь сейчас пронизывать всю жизнь? Насколько это приемлемо и реально? При сближении государства с Церковью есть опасность поглощения Церкви государством, поскольку государство неизбежно стремится к монополии власти. По мнению священника, нынешние церковно-государственные отношения в России нестабильны, несмотря на то, что руководители государства демонстрируют благожелательное отношение к Церкви. Далеко не все государственные чиновники благожелательно относятся к Церкви, о чем свидетельствует недавняя выходка министра обороны Анатолия Сердюкова. В России есть силы, заинтересованные в конфронтации между государством и Церковью. Отец Александр считает, что существует реальная опасность новых гонений на христиан. Эти гонения уже начались в западном мире, где человек за критику содомитов подвергается уголовному преследованию. Кроме того, священник отмечает учащение нападок на Церковь. Достаточно вспомнить высказывания Познера, телепередачу Сванидзе и Млечина, ряд передач НТВ, новые нападки на Боголюбовский монастырь и т.д. Также в России усиливается экспансия мусульман. Отец Александр выразил опасение в связи с попыткой нормативно урегулировать церковно-государственные отношения. В этом стремлении, по его словам, прослеживается католический дух. Священник считает, что, возможно, и стоит подумать об узаконении церковно-государственных отношений, однако не следует делать ставку только на юридическую составляющую. По его словам, в России личные отношения всегда были важнее законов, а правда была важнее права.
Старший научный сотрудник Института религиозных и социальных исследований РАН Владимир Семенко считает, что имперскую память можно восстановить даже в рамках существующего правового поля и в рамках действующей Конституции, которая определяет Россию как светское государство. Светскость, по его словам, не тождественна атеистичности. Светское государство не обязательно атеистично. Светское государство несет в себе остаточные элементы культуры и религии как основной части культуры. В.Семенко считает, что светскость как таковая не препятствует отстаиванию религиозных традиций и особой роли культурообразующей религии. Рамочная идентичность народа России была заключена в верности монарху. Россия, по его мнению, способна восстановить имперскую память, даже оставаясь светским государством. Существующая правовая система в России, считает В.Семенко, позволяет запустить процесс возвращения к имперским нормам.
По мнению известного российского политика, доктора политических наук Андрея Савельева, государство являются одной из основных ценностей русского народа. И хотя сближение Церкви с государством, по его мнению, исторически обусловлено, однако современное состояние российского государства таково, что церковно-государственные отношения неизбежно превращаются в шоу. В шоу, по его мнению, превращаются встречи Патриарха с руководителями государства, выступления священнослужителей по телевизору и т.д. В связи с этим многими поддерживается такая точка зрения, согласно которой для того, чтобы в России появилось православное государство, необходимы другой народ и другая власть. Другие же, не зная, как восстановить православное государство, считают, что Церковь должна дистанцироваться от государства. По мнению А.Савельева, удаление Церкви от государства превратит православных в секту. Политик с сожалением отмечает, что до сих пор остается открытым вопрос о том, как выйти из сложившейся ситуации. По его мнению, одной из главных задач православной общественности является остановка процесса окончательного превращения церковно-государственных отношений в шоу.
Вице-президент Коллегии военных экспертов России генерал-майор Александр Владимиров считает, что необходимо легитимировать властную субъектность государствообразующего русского народа. Он напомнил, что согласно Конституции, единственным источником власти является народ. Государствообразующий народ как источник власти, по мнению генерала, должен взять на себя ответственность за судьбу России. Но, к сожалению, отмечает А.Владимиров, народ, впрочем, как и Русская Православная Церковь, безмолвствует.
Со своей стороны, заместитель главного редактора журнала «Оппонент», сопредседатель общественной организации «Журналисты России» Дмитрий Терехов заявил, что народ не только не способен сам управлять, но и не может даже сформулировать собственные интересы. Он считает, что народом легко манипулировать. Поэтому разговоры о том, что народ должен стать субъектом власти, по мнению Д.Терехова, не более чем демократическая демагогия. Реальным субъектом власти и государственного управления, по его словам, может быть только элита.
Церковь, считает Дмитрий Терехов, должна стать камертоном, духовным авторитетом, а в некоторых случаях и судьей для государства. Однако для этого государство должно признать Церковь духовным авторитетом. Между тем, до сих пор многими Церковь, считает он, воспринимается как «декоративный элемент, вроде мужика с балалайкой», как «своего рода сувенир». Кроме того, в России действует пятая колонна, на которую государство в своей деятельности вынужденно оглядываться. Дмитрий Терехов считает, что надо бороться не с государством, а с прозападной оранжевой пятой колонной, которую отличают организованность и сплоченность.
Член Правления Союза писателей России Василий Дворцов считает, что прежде чем говорить о симфонии государства и Церкви, необходимо осознать, что Церковь - это народ Божий. Поэтому симфония Церкви и государства - это на самом деле симфония народа и государства.
В свою очередь, к.ф.-м.н. и бакалавр теологии, старший преподаватель факультета социальных наук Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Николай Сомин убежден, что идеалом церковно-государственных отношений является союз государства и Церкви. При этом симфония государства и Церкви, считает он, возможна не со всякой властью. В связи с этим возникает вопрос, а возможна ли симфония Церкви с нынешней российской властью? На этот вопрос даже священнослужители дают различные ответы, о чем свидетельствует, в частности, недавняя полемика между протоиереем Вячеславом Пушкаревым и протоиереем Евгением Соколовым. По мнению Николая Сомина, у русского православного человека есть две наиважнейшие ценности - Церковь и России. При этом невозможно определить, какая из этих ценностей важнее. Поэтому любое решение, которое отбрасывает одну из этих ценностей, неприемлемо для русского православного человека.
Секретарь Центрального совета политической партии «Великая Россия» публицист Сергей Пыхтин, со своей стороны, отметил, что Церковь и Империя, Православие и Россия живут в вечности. По его словам, если посмотреть большой временной отрезок нашего существования, то можно с большим оптимизмом отнестись к тому, что сейчас происходит. Если в нашем сознании восторжествует катастрофизм, то это, считает С.Пыхтин, будет большой ошибкой, в том числе и для православно-патриотической интеллигенции. По его мнению, надо готовиться к реваншу нового средневековья. Пыхтин подверг критике мнение о том, что светскость государства является нормой. По его мнению, светскость и атеистичность - это неправильные формы государственности. Сергей Пыхтин считает светское государство аномалией, которую Церковь не должна признавать нормой. По его словам, 20 лет назад произошло разложение власти в России. Нынешняя государственная власть, уверен С.Пыхтин, принадлежит узурпаторам. По его мнению, призыв к тому, чтобы отдать власть народу, есть демагогия. Больной народ, считает он, неизбежно избирает больное правительство, губителей страны, как, например, это было в 1989-1993 годах в России. С.Пыхтин считает упование на народ-богоносец крупнейшей ошибкой, ибо народ - это источник власти, а не сама власть. Элиту, которая и является властью, надо просвещать, специально готовить. Прежде чем уповать народ, считает он, его надо образовать. «Я убедился, что от коммунистического периода нам досталось поколение политически, экономически и духовно безграмотных людей. Мы имеем дело с очень сложным процессом болезни. Говорят, что власть больна, но больна не только власть. Народ болен. Он болен, потому что он, прежде всего, неграмотен. Ликвидация этой безграмотности, мне кажется, и есть первейшая задача, в том числе, и Церкви», - заключил он.
Сопредседатель Общественного комитета в защиту семьи, детства и нравственности, член правления Российского детского фонда, писатель и педагог Татьяна Шишова отметила эффективность сетевых структур, возможности самоорганизации русского народа, о чем свидетельствует, в частности, борьба с ювенальной юстицией и сексуальным просвещением.
Заместитель главного редактора «Русской народной линии» Константин Новиков заявил, что государство является самой эффективной формой самоорганизации русского народа. Тем не менее, он считает, что пока государство не признает роль Православия, не следует торопиться с узаконением церковно-государственных отношений, в противном случае такое узаконение останется всего лишь пустой декларацией.
Со своей стороны, обозреватель радио «Радонеж» Виктор Саулкин считает нынешнее состояние церковно-государственных отношений неудовлетворительным, о чем, в частности, свидетельствует выходка министра обороны Анатолия Сердюкова и отсутствие адекватной реакции со стороны Церкви.
Духовник Движения «За Веру и Отечество» иеромонах Никон (Белавенец) считает, что любая немонархическая власть - это режим с условной легитимностью. И даже выборная монархическая власть имеет условную легитимность. Власть в высоком смысле - это монархия. Для России приемлем, уверен священник, только монарх из Рода Романовых. Но то, что власть в России имеет условную легитимность, вовсе не означает, считает отец Никона, что мы должны уйти в гетто. И хотя в целом власть в России порочна, тем не менее, даже во власти есть верующие люди, с которыми можно сотрудничать. Субъектом церковно-государственных отношений, по его мнению, должна стать православная общественность. И формат круглых столов, которые организует «Русская народная линия», по его мнению, - это реальная модель объединения патриотический общественности для решения этих проблем. Формат таких круглых столов - это «серьезное завоевание», уверен священник.
В заключение заседания участники Круглого стола выразили пожелание продолжить подобные дискуссии. Следующее заседание круглого стола намечено на 16 ноября.
Гиперссылки на аудиофайлы выступлений участников круглого стола 21.10.2010:
- [mp3=/media/audio/2010-10-21/01_Stepanov.mp3]А.Степанов[/mp3]
- [mp3=/media/audio/2010-10-21/02_Lermontov.mp3]М.Лермонтов[/mp3]
- [mp3=/media/audio/2010-10-21/03_Timchenko.mp3]С.Тимченко[/mp3]
- [mp3=/media/audio/2010-10-21/04_Shumskii.mp3]иерей Александр Шумский[/mp3]
- [mp3=/media/audio/2010-10-21/05_Semenko.mp3]В.Семенко[/mp3]
- [mp3=/media/audio/2010-10-21/06_Savelev.mp3]А.Савельев[/mp3]
- [mp3=/media/audio/2010-10-21/07_Vladimirov.mp3]А.Владимиров[/mp3]
- [mp3=/media/audio/2010-10-21/08_Terehov.mp3]Д.Терехов[/mp3]
- [mp3=/media/audio/2010-10-21/09_Dvorcov.mp3]В.Дворцов[/mp3]
- [mp3=/media/audio/2010-10-21/10_Somin.mp3]Н.Сомин[/mp3]
- [mp3=/media/audio/2010-10-21/11_Pyhtin.mp3]С.Пыхтин[/mp3]
- [mp3=/media/audio/2010-10-21/12_Shishova.mp3]Т.Шишова[/mp3]
- [mp3=/media/audio/2010-10-21/13_Novikov.mp3]К.Новиков[/mp3]
- [mp3=/media/audio/2010-10-21/14_Saulkin.mp3]В.Саулкин[/mp3]
- [mp3=/media/audio/2010-10-21/15_Belavenec.mp3]иеромонах Никон (Белавенец)[/mp3]
- [mp3=/media/audio/2010-10-21/16_Itogi.mp3]дискуссия и подведение итогов[/mp3]