Наше общество не готово к очищению через православную веру

Продолжение разговора

Основы православной культуры 
2 Евгений Х.  Павел Тихомиров 
3112
Время на чтение 6 минут
Фото: Коллаж РНЛ

На телеграмм-канале Толкователь опубликовано сообщение о том, что "россияне не хотят насаждения религиозности в обществе, как показывает исследование Института социологии РАН". Вчера мы опубликовали некоторые комментарии по существу затрагиваемых вопросов, высказанные участниками виртуального «Круглого стола Русского Собрания».

Продолжаем знакомство читателей с позициями авторов, высказанными на этом обсуждении.

Подводя предварительные итоги обсуждения, отмечалось, что крайне размыто само понятие «клерикализации». Что это такое? Присутствие предмета Основы Православной культуры в учебной программе средней школы? Присутствие священнослужителя на светских мероприятиях, а чиновников – на богослужениях? Возведение храмов вместо уничтоженных богоборческой властью КПСС? Чего «боятся» обозначенные в исследовании проценты россиян? Быть может, сам вопрос изначально был поставлен некорректно? Или провокационно? Вопросы, вопросы, вопросы.

Итак, продолжаем публиковать фрагменты обсуждения.

Константин Новиков: «Насчет идейного контура.

Церковники и не должны ОДНИ его задавать, так никогда и не было. Но Церковь всегда в России, кроме постпетровских времен, (но частично и тогда) определяла границы, наполнение и основы культуры, нравственности, политики и идеологии. Не всегда вмешиваясь напрямую, но привнося в общество идейные и нравственные императивы. Даже в советский период культура и нравственность были заквашены на православии, а через них во многом и политика.

Так и должно быть. Просто надо это конституировать, не в плане того, что Синод заменит собой отдел внутренней политики АП, а на уровне признания государством своих мировоззренческих основ, широкого допуска священства в школы, предметов соответствующих, интеграции духовных заведений в систему высшего образования и пр. Но без прямого контроля священством админсреды. С влиянием, возможно, но опосредованным, что есть и сейчас».

Анатолий Степанов: «Православные смыслы в общество должны внедрять миряне, которых будут окормлять и за них молиться священники, тогда не будет соблазна выдать за эти смыслы корпоративные интересы.

Я нередко слышу уже даже от правильных священников: мы - церковь и вы - миряне должны быть едины, вроде о единстве, но на самом деле о разделении на католический лад, а, значит, так уже научили».

Иерей Евгений Хованский: «А я такое не слышал, что священники это церковь... От вас впервые слышу».

Константин Новиков: «Так о том и идет речь, что Церковь является носителем глубинных религиозных смыслов, которые трансформируются мирянами в культуре, идеологии, политике. Церковь учит и наставляет, воспитанные ею чада действуют в мире. Традиционная для православия реальность.

Разделение на клир и мир сейчас, это следствие прежде всего исчезновения общинности. Но ни о каком замыкании клира в отдельном сословии не может сейчас идти речи. Если священство как сословие начало распадаться уже в конце 19 века, несмотря в т.ч. на усилия власти сословность сохранить, о каком появлении замкнутой церковной прослойки можно говорить в наших условиях? Нет ничего этого и близко, никаких предпосылок».

Анатолий Степанов: «Конечно Церковь Христова содержит все глубинные смыслы предназначения человека, смысла его жизни, как и смысла существования государства, смысла исторических событий.

А вот церковь земная далеко - не всегда. И разделение здесь, увы, присутствует. К примеру, далеко не все священники и архиереи разделяют идею Третьего Рима, как религиозного предназначения России, многие не просто игнорируют, а глаголют вопреки. А ведь они - пастыри народа, а не миряне.

Многие священники формально почитают Святую Царскую Семью и подвиг Страстотерпца Николая для них сокрыт, поэтому у нас до сих пор нет подлинного духа покаяния. А священники, которые Царскую Семью почитают, находятся либо под подозрением, либо явно и скрыто гонятся архиереями. А ведь они пастыри народа!

Много ли священников считают триаду "Православие, самодержавие, народность" хотя бы формулой русской культуры, как писал философ Арсений Гулыга? Немного, а ведь они пастыри народа, а не философы.

Так что Церковь Христова хранит смыслы, а вот церковь земная не всегда их доносит, учитывая, что у нас с соборностью проблемы и голос мирян в церкви земной почти не слышен. Разве что на Русской народной линии».

Константин Новиков: «Главная проблема в этом опросе и самой постановке вопроса - это жупел "клерикализма", выдуманной и несуществующей опасности.

Все против клерикализма (и я  тоже против), но это трактуют как то, что все против усиления православия и его нарвственного влияния в школах и жизни. Что не так.

Вообще, это обычная технология опросов: хочешь получить нужный результат? Не подделывай результаты самого опроса, поставь вопросы так, чтобы люди выбрали нужный тебе вариант. Ну, а потом можно мухлевать, делая произвольные выводы.

Если вопрос будет поставлен не "Вы за или против клерикализма?", а "Вы за или против усиления нравственного влияния Православия на жизнь общества?" - результаты опроса будут противоположными, большинство выскажется "За"».

Анатолий Степанов: Согласен с тем, что весьма возможно этими социологами был проведен не опрос, а информационная диверсия, когда сознательно так был сформулирован вопрос, что запутанные формулировкой простые люди ответили как надо этим социологам.

Но это не отменяет проблемы угрозы клерикализма. По сути, это попытка внедрить христианство в общественную жизнь чуждыми, заимствованными у католиков и протестантов методами. У нас, к сожалению, была целая волна копирования католическиско-протестантских методов миссионерства (концерты и танцы в храмах, всякие заигрывания с молодежью и проч.). Эти методы отторгались консервативным церковным большинством, поэтому популярность получали традиционные священники-харизматы. Думаю, народ интуитивно отторгает клерикализм, чувствуя его угрозу для традиционной России.

Владимир Букарский: Ошибка была допущена в определении адресной группы миссионерства. В церковном, как и в государственном аппарате тех лет доминировали западнические тенденции. Решили, что надо обращаться к «поколению смузи», к городским хипстерам, которым плевать и на страну, и на Церковь. А надо было обращаться к большинству - к армии, казачеству, к Уралвагонзаводу. Их и не надо приводить в церковь - они и сами туда идут, когда «припечёт». Они и сами идут в храм освящать куличи, крестить детей, венчаться, отпевать усопших, едут на автобусах в монастыри, стоят в очереди к Поясу Богородицы, стихийно почитают святого воина Евгения Родионова. Вот с ними надо было работать, а не высмеивать их высокомерно-снисходительно, как это годами делал Кураев с благословения МП, и как это продолжает делать Дворкин, видя в каждом авторитетном приходском батюшке сектантского гуру.

В том, что ОПК нельзя вводить в школах - тоже не согласен. Есть успешный опыт Белгородской области, где ОПК ввели 10 лет назад (но потом федеральные чиновники всё закопали). Есть регионы, где это было бы востребовано, и народ не был бы против - Краснодарский край например. Самый консервативный регион в России».

Анатолий Степанов: «Я не против ОПК, действительно был позитивный опыт не только в Белгородской, но и в целом ряде других русских областей (Орловской, Брянской, Смоленской), но потом МинОбр руками Исаака Калины, которому чем-то удалось соблазнить митр.Климента ликвидировал ОПК. Но главное - не ОПК во всех классах, а возвращение православных смыслов в курсы истории и литературы, тогда ОПК можно оставить факультативом или преподавать 1 год для ознакомления с чисто церковной традицией».

 

Продолжение следует

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

19. Ответ на 18, Vladislav:

Флаги и памятники -это инициатива властей.

) Врёт и не краснеет.
Или когда-нибудь покраснеет?

18. Ответ на 11, Потомок подданных Императора Николая II:

На Донбассе никто не кричал уря, революция. Флаги и памятники -это инициатива властей. Бедные русские люди на Донбассе! Их распинают на кресте - и по вертикали и по горизонтали: в одной плоскости -укофашисты с американцами, в другой - коммунисты -как Гога и Магога окружили город святых. Что дальше было -написано в Апокалипсисе.
Vladislav / 11.07.2022, 21:08

17. Ответ на 15, александрович:

а когда будет готово? Когда уже поздно будет?

Никогда не будет готово общество, поскольку спасается не всё общество, а малое стадо. Тем не менее преподавание ОПК необходимо, поскольку Россия образовалась как православное государство - без Православия территория, занимаемая сейчас Россией, состояла бы из множества мелких государств по типу Западной Европы.
Человек / 11.07.2022, 18:44

16. Ответ на 15, александрович:

а когда будет готово? Когда уже поздно будет?

Причём тут общество? Все "истинно православные" говорят только о "личном спасении". Какой-то коммуняцкий коллективизм устраиваете. Колхоз.

15. Наше общество не готово к очищению через православную веру

а когда будет готово? Когда уже поздно будет?
александрович / 11.07.2022, 15:13

14.

Владимир Букарский: Решили, что надо обращаться к «поколению смузи», к городским хипстерам, которым плевать и на страну, и на Церковь. А надо было обращаться к большинству - к армии, казачеству, к Уралвагонзаводу. Их и не надо приводить в церковь - они и сами туда идут, когда «припечёт».

Не обольщайтесь. Православных людей – т.е. людей церковных, людей, живущих по церковному календарю, прихожан (а не захожан) – из военных или силовиков выходит вряд ли намного больше, чем из хипстеров.
Как раз по этой части – например, «Взаимодействие с вооруженными силами» - в большинстве епархий есть штатные службы, план работы на период, отчет за истекший период и т.п. Но это, видимо, не поворачивает умы и сердца тех, кто не захотел повернуться.
Знаю батюшку, который годами регулярно окормлял милицию, много встречался с руководством, «пробивал» беседы и молебны с участием личного состава. При том личный состав искренне и сильно уважал этого священника. Вот только уважение приводило к тому, чтоб от души поздороваться, поговорить о житейском, помочь на храм... А на молебны – даже согласованные начальством - как-то не рвались.
Сергей из НН / 11.07.2022, 14:56

13. "Работаем на опережение!" (Сергей Леонидович, работник спецслужбы -персонаж романа Ю.М. Полякова "Козленок в молоке")


Здесь вот А. Карпов статью уже успел "сконструировать" да с выводами (!) по затронутой теме, а к чему в итоге все же пришли участники "Круглого стола" - к каким "постулатам"?

12. Оказывается-то, что не так?


Владимир Букарский:
"В том, что ОПК нельзя вводить в школах - тоже не согласен. Есть успешный опыт Белгородской области, где ОПК ввели 10 лет назад (но потом федеральные чиновники всё закопали). Есть регионы, где это было бы востребовано, и народ не был бы против - Краснодарский край например…"
///////////////////////////
Вот все "глаголют" ОПК да ОПК… А для чего этот курс - научить человека ВЕРЕ?
По мнению, высказанному еще аж "около" десятка лет тому председателем Синодального отдела религиозного образования РПЦ митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия, "и опосредованно, и напрямую человека к Богу приводит только сама жизнь. Она лучший учитель. … предмет ОПК (как, впрочем, и другие модули традиционных религий) действительно неразрывно связан с вероучением… … Но изучать — не значит практиковать… … Вот ответ тем, кто думает, что через уроки, знакомящие с религиозной культурой, человека можно сделать верующим. Вера — дар Божий. Если он есть в сердце, то человек придет к Богу и без школьных уроков. Но получить основы знаний о традиционных религиях должен каждый. Поэтому Святейший патриарх под расширением преподавания имеет в виду не «ОПКаизацию» среднего образования, в чем обвиняют нас либеральные критики, а расширение религиозных знаний по всему традиционному спектру для России — православию, исламу, иудаизму, буддизму, плюс знакомство с другими мировыми культами."

А зачем, в таком случае "дележка" по предпочтениям-религиям тех же родителей-учащихся?
Получается, "методологический" "затык"?
И почему не обратятся за помощью к "безбожным" большевикам - они же подобную проблему в свое время разрешили - то есть уже имеется опыт?

11. Ответ на 10, Vladislav:

Спаси себя и будет с тебя! Так говорил святой старец. А люмпен пролетариат, толпящийся на площадях и у телевизоров -был, есть и будет и его ждать неча: вольному воля, а спасённым-рай.

Я уже говорил - бело-коричневые превращают Православие в идеологию расизма.

У толпы нет национальности или этнической принадлежности. В Евангелии это были евреи. Но это относится не к этносу или национальности, а к любой легкозомбированной, легкоуправляемой части общества. Что старцы подговорят по СМИ кричать -то у них и будет. Тогда кричали "Распни, распни Его, кровь его на нас и на детях наших", в 19 веке кричали "Ура, конституция", в 20м "уря, революция", в 21 "кто не скачет, тот москаль" и т.д.

Значит, в Донбассе кричали "уря, революция"?
Да ещё красные флаги вывешивали, а сейчас даже памятники Ленину восстанавливают.

10. Ответ на 8, Потомок подданных Императора Николая II:

Спаси себя и будет с тебя! Так говорил святой старец. А люмпен пролетариат, толпящийся на площадях и у телевизоров -был, есть и будет и его ждать неча: вольному воля, а спасённым-рай.

Я уже говорил - бело-коричневые превращают Православие в идеологию расизма.

У толпы нет национальности или этнической принадлежности. В Евангелии это были евреи. Но это относится не к этносу или национальности, а к любой легкозомбированной, легкоуправляемой части общества. Что старцы подговорят по СМИ кричать -то у них и будет. Тогда кричали "Распни, распни Его, кровь его на нас и на детях наших", в 19 веке кричали "Ура, конституция", в 20м "уря, революция", в 21 "кто не скачет, тот москаль" и т.д.
Vladislav / 07.07.2022, 20:38
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Анатолий Дмитриевич Степанов
Славный город Чебоксары
Впечатления и размышления о поездке в Чувашию на научно-просветительский форум
16.12.2024
Выдавливать из себя по капле Запад
Размышления по поводу одного законопроекта и информационной политики государственных СМИ
13.12.2024
Об образе нашей Победы и образе будущего России
Размышления по поводу заметки Александра Дугина
07.12.2024
Нужна ли нам мобилизация общества?
Верховный главнокомандующий думает в этом вопросе на два шага вперёд
06.12.2024
О договорах и «договорняках»
Как нам относиться к предлагающемуся мирному плану и прекращению войны на Украине
05.12.2024
Все статьи Анатолий Дмитриевич Степанов
Владимир Валерьевич Букарский
Условия, при которых Санду может быть смещена
«Она раковая опухоль Молдовы и должна уйти»
28.04.2024
«Это крик души региона»
Участники съезда депутатов в Приднестровье намерены обратиться за помощью к России
28.02.2024
Сталин с позиций великодержавного прагматизма
Отклик на статью П.В. Тихомирова
26.02.2024
Все статьи Владимир Валерьевич Букарский
Константин Геннадьевич Новиков
Азербайджан между Персами и Турками
Возможна ли война между шиитским Ираном и шиитским Азербайджаном?
04.08.2022
Чиновники боятся низовой активности граждан?
Эксперты «Русского Собрания» о власти, бюрократии и народной инициативе
15.07.2022
Мобилизация: за и против
Эксперты «Русского Собрания» обсудили один из злободневных вопросов политической повестки
05.07.2022
Российское общество не готово к очищению через православную веру
Рост клерикализма вызывает опасения 69% части россиян
29.06.2022
Что такое Путинизм?
Это идеология или стиль?
02.12.2021
Все статьи Константин Геннадьевич Новиков
Павел Вячеславович Тихомиров
Что не так с критикой шовинистов
Суть шовинизма выражается знаменитой фразой героя легендарного истерна: «За Державу обидно!»
17.12.2024
Почему украинцы не хотят в РФ
Украина вернётся в Русский мир только тогда, когда у нас закончится подзатянувшийся «новый НЭП»
09.12.2024
«Дьявольский сон»
Глава из романа
09.12.2024
Все статьи Павел Вячеславович Тихомиров
Евгений Звездинский
«Необходимо собрать средства на оплату работ по установке церковной ограды»
Требуется помощь на восстановление храма прпп. Зосимы и Савватия с. Красная Речка Оршанского района Республики Марий Эл
15.05.2024
О революции, интеллигенции и власти в России
Дискуссия в Макарие-Калязинском клубе на тему осмысления русской истории патриотами-консерваторами
16.12.2023
«Сельский приход не в состоянии самостоятельно покрыть расходы»
Требуется помощь на восстановление храма преподобных Зосимы и Савватия Соловецких села Красная Речка Оршанского района Республики Марий Эл
10.04.2023
«Чебурашка» – недетская сказка
В фильме нет положительных героев – людей. К чему бы это?
31.01.2023
Все статьи Евгений Звездинский
Основы православной культуры
«Пора вернуться к общенациональному христианскому просвещению!»
Неутешительные мысли по поводу опроса ВЦИОМ об увлечении молодёжи бесовскими картами Таро
04.12.2024
Чревоугодие. Что это такое? Если у человека есть
любимое блюдо — это чревоугодие?
18.11.2024
Душевная вечеря. Христос в искусстве.
Клайв Льюис. «Письма Баламута»
17.10.2024
Нацвопрос и либералы
Выступление на круглом столе «Межконфессиональное и межнациональное согласие»
01.10.2024
«Мы до сих пор стесняемся говорить, что семья – это малая Церковь!»
Предмет «Семьеведенье» – попытка рассказать о правильных вещах, не говоря о главном
10.09.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Что не так с критикой шовинистов
Новый комментарий от Константин В.
18.12.2024 13:27
Опасность караул-патриотизма
Новый комментарий от Сергей из НН
18.12.2024 13:24
Очередной «удар по Самодержавию»?
Новый комментарий от Владимир Николаев
18.12.2024 13:20
Это вопрос о судьбах России и русской души
Новый комментарий от Рабочий
18.12.2024 12:38
Восстанет народ на народ и царство на царство
Новый комментарий от Владимир Николаев
18.12.2024 11:03