Россия в той или иной форме (Российская империя, СССР, Российская Федерация) существует уже много столетий, однако до сих пор внятной и продуманной национальной политики не сформулировано. Мы не исключаем, что такая политика на самом деле существует в виде системы внутренних инструкций и положений во властных кабинетах, но вот ясной политики, которую можно было бы представить всему обществу на публичное рассмотрение - точно нет.
Это само по себе плохо, т.к. не даёт обществу ориентиры для восприятия и предмет для обсуждения. Но также и хорошо, ибо держит и противников России в неведении, что будет предпринято по каждому конкретному вопросу и каждому очередному инциденту.
В то же время противники России также не дремлют и всегда (ещё со времён Российской империи!) предпринимали попытки обострить межэтнические противоречия внутри России, делая ставку на известный римский принцип «Разделяй и властвуй» («divide et impera» по-латыни). Если говорить о сегодняшнем дне, то становится заметно резкое (я бы даже сказал ДИАМЕТРАЛЬНОЕ!) изменение отношения либеральных СМИ к теме межнациональных или, правильней сказать, межэтнических конфликтов на территории России. Если во времена Ельцина и в первые годы путинского правления либеральные и прозападнические СМИ всячески замалчивали любые случаи межэтнических конфликтов и сглаживали возникающие противоречия на этой почве, то сейчас всё изменилось до неузнаваемости. СМИ просто заполнены сообщениями об очередном межэтническом инциденте, где буквально смакуются подробности того, как представители одной или другой из малых наций резали и кромсали соответственно представителя русского народа. С каким-то садистским наслаждением об этом рассказывается на тысячах сайтов и блогов в Интернете, сообщения тиражируются и повторяются в разных вариациях бесконечное количество раз.
А теперь просто сравните любое из таких сообщений с сообщениями о случаях межэтнических конфликтов опубликованных в середине 90-ых годов, и вы увидите вопиющую разницу в подаче материала - там всеми силами СМИ пытались СГЛАЖИВАТЬ конфликт, а сейчас его просто совершенно явно РАЗЖИГАЮТ.
Это совсем не случайное изменение трактовки и подачи одних и тех же событий. Вся причина в том, что сейчас СМИ и управляющее ими западные (в основном американские) структуры заинтересованы в разжигании межэтнических конфликтов, т.к. надеются их использовать в очередной попытке антипутинского «оранжевого» мятежа, уже на этот раз совсем не мирного, какой мы видели зимой 2011-2012 года, а самого что ни на есть кровавого, по образцу сирийского конфликта. Собственно им даже не важно, кто первым начнёт кровавую бойню - русские, возмущённые участившимися (по крайней мере, в интерпретации СМИ) нападениями на них или, к примеру, кавказцы или даже узбеки с таджиками или татары в Татарстане. Для них главное, чтобы конфликт был как можно более масштабным, вовлёк в себя тысячи (а лучше десятки тысяч!) людей и пролилось возможно больше крови: чем больше будет убитых, тем лучше. Дальше заработают уже не разум, а эмоции, чувство мести и коллективное бессознательное - наших бьют, наших убивают! Технология такого конфликта известна и отработана во многих странах и среди многих народов и действует также безотказно, как мосинская трёхлинейка.
Вот здесь мы подошли к главному тезису политики Запада вообще и, в первую очередь, конечно, США, в отношении России. Собственно этот тезис никогда особо даже и не скрывался, ещё со времён т.н. «Большой игры» между Российской и Британской империями на просторах Азии. Этот тезис сводится к тому, чтобы натравить все малые этносы внутри России на русских и тем самым развязать внутри России непрерывную межэтническую войну.
В разных вариантах эту стратегию проводили против России всегда, особенно в периоды ослабления нашей державы и либерализации политики по отношению к этническим меньшинствам. Во времена усиления России эти попытки всегда подавлялись военной силой или силами государственной безопасности и полицией-милицией. Однако сейчас на дворе XXI век и действовать только силовыми методами как-то не принято, по крайней мере, до тех пор, пока ситуация не дошла до уровня чеченского или сирийского конфликта.
Возникает закономерный вопрос: а как же действовать в подобной ситуации?
Часть советников Правительства во все времена придерживалась мнения, что нужно делать упор на стратегии СГЛАЖИВАНИЯ конфликтов, замалчивания их в СМИ, неуказания в СМИ этнической принадлежности нападавших и пострадавших, проведения различных переговоров с руководителями этнических общин, подавлении проявлений организованного русского национализма, который в конфликтной ситуации может стать катализатором массового русского ответа, ведения пропаганды в духе того, что «нет плохих наций (этносов), а есть отдельные плохие люди» и что у «преступности нет национальности» и т.п. мерам.
Эти меры до поры до времени дают свои результаты, но только до тех пор, пока СМИ и средства пропаганды безусловно находятся в руках государства или им эффективно контролируются в той или иной форме. Увы, сейчас это явно не так. Выше мы уже достаточно подробно рассказали, как изменились трактовки и освещение межэтнических конфликтов в СМИ в последнее время. То есть на СМИ и Интернет наше государство уже рассчитывать не может - они будут НЕ ГАСИТЬ, а РАЗЖИГАТЬ ЛЮБОЙ межэтнический конфликт, более того, представлять дело таким образом, что отдельное межэтническое столкновение - это только фрагмент идущей непрерывно межэтнической войны.
Какой же выход из сложившейся ситуации?
Как ни странно, он довольно прост. Дело в том, что реально межэтнические противоречия гораздо чаще касаются не только русского и малых народов, но наоборот, более широко распространяются на конфликты самих малых народов между собой. Причём результатом этих конфликтов является появление тех или иных малых этносов как дружественных России, как единому государству, так и наоборот, ей в той или иной степени враждебных (под влиянием либо реальных несовпадений интересов, либо искусственного их натравливания на Россию).
Так вот. Почему бы нам не пойти по пути консолидации тех этносов, которые традиционно или только в данный момент лояльны России, чтобы создать противовес некомплиментарным в данный момент этносам? Если задача наших геополитических врагов сводится к тому, чтобы натравить все малые этносы на русских и Россию, то наша задача обратная - консолидировать те малые этносы, которые больше заинтересованы в едином государстве, т.к. в случае распада России они окажутся в более уязвимом положении, чем русские.
Можно привести и конкретные примеры. Во время недавней поездки съёмочной группы Общероссийской общественной организации «Журналисты России» в Кабардино-Балкарию очень наглядно выявился тот, в общем, давно известный факт, что балкарцы находятся в Кабардино-Балкарии не только в меньшинстве, но и подвергаются прямым гонениям со стороны кабардинцев. Более того, в приватных беседах, балкарцы откровенно говорят, что если русские в случае межэтнического конфликта, в крайнем случае, уедут в Центральную Россию, то балкарцам такой путь заказан - они в России будут «лицами кавказской национальности» и никто не будет разбираться - дружественны ли они России или нет. Представим себе гипотетическую возможность отделения Кавказа от России (не дай, как говорится, Бог!) и образования на Кавказе малых государств - Чечни, Дагестана, Кабарды и т.д. Русские уедут в Россию, а балкарцы и другие этнические меньшинства сразу станут объектом буквально геноцида со стороны кабардинцев в Кабарде.
Ещё более сложная ситуация сложится в Дагестане. Там 14 этносов признаны официально коренными малочисленными народами (аварцы, агулы, азербайджанцы, даргины, кумыки, лакцы, лезгины, таты, табасараны, ногайцы, рутульцы, русские, цахуры, чеченцы-акинцы) и ещё 14 этносов, которые в переписях записаны, как этнические группы (андийцы, арчинцы, ахвахцы, багулалы, бежтинцы, ботлихцы, гинухцы, годоберинцы, гунзибцы, каратинцы, тиндинцы, хваршины, чамалинцы и цезы). Большинство русских даже не слышало никогда о названиях этих малых этносов, а вот они сами четко осознают и свои этнические различия, и свои этнические интересы. Между тем, если Дагестан гипотетически станет отдельным государством, то править там будут, скорее всего, аварцы, составляющие этническое большинство и в силу кавказских традиций всё государственное управление, весь бизнес, вся земля, все выгодные промыслы будут захвачены каким-то одним народом - скорее всего теми же аварцами. А что достанется остальным малым этносам? Русские уедут в Россию, а остальным малым народам я откровенно не завидую!
Тоже самое - в Карачаево-Черкессии, тоже самое, по всему Кавказу.
Да собственно, почему только по Кавказу. Какова будет судьба башкир в гипотетически независимом Татарстане? Или судьба татар в гипотетически независимой Башкирии или в Мордовии? Или каково будет отношение к бурятам в гипотетически независимой Туве? Или всех неякутов - в Якутии?
Не надо быть пророком, чтобы предсказать, что в этой ситуации этнические меньшинства превратятся в по-настоящему людей второго, а то и третьего, а в Дагестане - кто-то, может и 28-го сорта!
И многие малые народы всё это прекрасно понимают уже сейчас и не просто понимают, но САМИ предлагают русским выполнять роль арбитра в национальных республиках. Нам об этом вполне откровенно (даже на камеру!) говорили в Кабардино-Балкарии, причём не только балкарцы, но и представители других этнических меньшинств. А уж в Дагестане эти мнения можно услышать из уст самых разных народов повсеместно.
Собственно в этом и заключается стержень национальной (или правильней сказать - этнической) политики России: необходимо объединить в единый кулак все малые этносы, которые и сами осознают, в какой ужасной ситуации они могут оказаться в случае распада России. А если им ещё и объяснить это «в красках», всего только «нарисовать перспективу» и можно не сомневаться, что они будут большими сторонниками сильной и единой России, чем даже сами русские, просто потому, что для них это больше, чем просто вопрос интересов - для них это вопрос физического выживания.
В общем, повторим, всё довольно просто: если наши геополитические противники пытаются разыграть национальную (или этническую) карту натравив все малые народы на Россию и русских, то сторонники русской государственности и суверенитета России должны делать ставку на объединение в единый кулак тех малых народов, которые больше всех пострадают в случае распада России.
Именно этой цели и должен способствовать II Форум ряда этнических сообществ Северного Кавказа. Первый такой форум, прошедший в 2010 году выявил позиции и интересы кумыкской, ногайской, балкарской и, конечно, славянской, русской, казачьей, общественности СКФО, а второй должен сформулировать их предложения для власти. Сформулировать отношения к так называемой Стратегии национальной политики России, к понятию русского народа как государствообразующего. И участвовать в нем будут уже не только представители Южного федерального округа, но и представители Приволжского федерального округа.
Дмитрий Терехов, сопредседатель общественной организации «Журналисты России», публицист
15. 15. Дмитрий Терехов : Ответ на 9., электрик:
14. Ответ на 9., электрик:
13. Ответ на 5., Адриан Роум:
12. Ответ на 4., Коценко Александр:
11. Ответ на 3., рудовский:
10. Ответ на 2., Калужанин:
9. Ответ на 9., электрик:
8. 6. Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии : кто будет воевать за Россию в предстоящем сражении?
7. Ответ на 7., Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии:
6. Ответ на 4., Коценко Александр: