Русская история едина

Беседа с Виктором Саулкиным в эфире радио «Радонеж»

Традиционные духовно-нравственные ценности России 
0
648
Фото: коллаж РНЛ

Как известно читателям «Русской народной линии», недавно у нас возник конфликт с радио «Радонеж».

7 июля, в воскресенье, в эфире нашего популярного православного радио вышла передача главного редактора радио Николая Бульчука «Забота о стратегии России или "глобальная деменция" исторической памяти», которая была посвящена разбору моей статьи «Путин добивает мировую систему, основанную на правилах».

Собеседником Н.Бульчука был профессор Владимир Лавров, который не разбирал тезисы мой статьи, а просто в грубой форме «наезжал» на меня и РНЛ.

В ответ 9 июля я опубликовал на РНЛ статью «"Радонеж" хочет стать иноагентом? О провокационной программе православного радио», в которой предложил гендиректору «Радонежа» Евгению Никифорову предоставить мне слово на радио, чтобы я мог ответить на критику и обосновать свою позицию.

Евгений Константинович ответил мне публично на сайте «Радонежа», предложив забыть инцидент и «покрыть всё любовью». Но я всё-таки предложил дать мне слово в ответе Е.Никифорову. Я благодарен Евгению, который всё-таки услышал мои доводы и поступил честно, хотя, как я предполагаю, ему пришлось испытать давление в связи с этим.

В итоге мы пришли к взаимопониманию. И 18 июля в прямом эфире радио «Радонеж» мы с Виктором Саулкиным записали программу, которую назвали «Русская история едина».

Я принципиально не хотел устраивать разборки, возражать на конкретнее выпады в мой адрес. Важно было обсудить идею единства русской истории. Мы, православные, должны быть в авангарде общества в этом вопросе, поскольку лучше других понимаем, что не партии, классы, масоны, мировая закулиса правят миром, а Господь Бог. И мы должны читать нашу историю именно как действие Промысла Божия в судьбах стран и народов.

Я слышал благожелательные отзывы о нашей с Виктором программе от тех, кто слышал ее в прямом эфире. Даст Бог, в будущем мы сделаем расшифровку программы, чтобы ее можно было и прочитать. А пока предлагаем всем, кого волнует эта тема, прослушать запись программы (она, правда, часовая), и, может быть, обсудить уже сейчас на форуме РНЛ основные идеи.

Поскольку найти программу в архиве радио «Радонеж» непросто, она почему-то не открывается по названию, а нужно нажимать на кнопку МР3, мы даем ссылку на копию программы, которую разместил на сайте своего храма в честь Державной иконы Божией Матери наш постоянный автор протоиерей Николай Булгаков.

Анатолий Дмитриевич Степанов, главный редактор «Русской народной линии», историк, член Союза писателей России

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

15.

"А в советское время? Как только начинаем говорить о советском времени — одни идеализируют, другие демонизируют. А было нечто такое, что это время породило и что сегодня мы смело можем принять, включить в свою собственную философию жизни? Было — солидарность."
//////////////////

Так как все же в таком случае понимать слова Патриарха Кирилла о Советской Эпохе как ОШИБКЕ и где тут вообще (22 января 2015 г. Выступление в Г.Д.) духовный взгляд "на вещи" иль в РПЦ "считают" его неподъемным для восприятия думцами? Что же "мы" тогда "проповедуем"-то "почитая" ВЕРУ - "ценностью"?
Может оттого и "докатились" до состояния неспособности восприятия Истории в "единстве", а теперь главному редактору РНЛ приходится восполнять - истолковывать вообщем-то должное быть "самим-собой" разумеющимся - без погружения "в детали", конечно?

PS
Скажут же - "солидарность" - это во времена-то нынешних "лавочников-бюргеров"?





14. Ответ на 12, Анатолий Степанов:

Отчасти это верно, только выводы нужно сделать правильные. Была история Авеля, Ноя, Моисея, Авраама, Иакова, Илии, Давида, Исайи, Иезекииля. А была история тех, кто их убивал, побивал камнями, гнал, бесчестил. Но при этом это история единого Богоизбранного народа, а не две разные истории. Но мы конечно, осуждаем Каина, тех, кто побивал камнями пророков. То есть даем нравственную оценку событиям.
Так надо смотреть и на советскую историю. Это была единая история, в которой были Ленин и Троцкий, Сталин и Бухарин, Жуков и Конев, Карбышев и Власов, Хрущев и Брежнев, , Шолохов и Солженицын, Горбачев и Гагарин. И мы можем и должны давать нравственные оценки всем деятелям. Так что нет никакого противоречия.

В том как Вы пояснили все в своем комментарии , действительно - противоречий нет, уважаемый Анатолий Дмитриевич. Вопрос только у меня такой - можно ли рамках единства истории поставить в галерее правителей России в один ряд рядом бюсты Святополка Окаянного, князей- страстотерпцев Бориса и Глеба, святого Царя Николая и Его святой Семьи и Ленина ? Что-то меня терзают серьезные смутные сомнения насчет уместности и нравственности такого деяния...
р.Б.Алексий / 24.07.2024, 15:26

13. Ответ на 7, С. Югов:

Русская история, как и узбекская и китайская едина.
Единая последовательность событий и биографий.

Интересно, а если такую логику применить к еврейской истории, можно сказать что история еврейского народа едина - и в каком смысле едина?

В данном случае без разницы этничность евреев... Сам подход - на чем должно строится единство истории? Например, единство еврейской истории до Христа и после? - вопрос на засыпку,что называется... может на выискивании евреями положительных сторон своего отвержения Христа? А вот древние Отцы Церкви так не считали, и обязывали евреев приходящих ко Христу отрекаться от единства со своей еврейской историей отвержения Христа и никакой ценностью единство еврейской истории для них не было абсолютно...
р.Б.Алексий / 24.07.2024, 14:44

12. Ответ на 4, р.Б.Алексий:

Отчасти это верно, только выводы нужно сделать правильные. Была история Авеля, Ноя, Моисея, Авраама, Иакова, Илии, Давида, Исайи, Иезекииля. А была история тех, кто их убивал, побивал камнями, гнал, бесчестил. Но при этом это история единого Богоизбранного народа, а не две разные истории. Но мы конечно, осуждаем Каина, тех, кто побивал камнями пророков. То есть даем нравственную оценку событиям.
Так надо смотреть и на советскую историю. Это была единая история, в которой были Ленин и Троцкий, Сталин и Бухарин, Жуков и Конев, Карбышев и Власов, Хрущев и Брежнев, , Шолохов и Солженицын, Горбачев и Гагарин. И мы можем и должны давать нравственные оценки всем деятелям. Так что нет никакого противоречия.

11. Ответ на 9, С. Югов:

«Древняя Русь, святая Русь – доминанта святости и высоты человеческого духа. И мы обозначили эту ценность словом «вера».

Российская империя, превратившая небольшую страну в колоссальную мировую империю от океана до океана. И мы нашли слово, которым покрывается эта реальность, – «державность».

Затем революция. Ни у кого не было стремления и желания представить лубочную картину этому страшному явлению. Но возникает вопрос: а что-то хорошее было? Или только кровь? Только влияние иностранных центров? Только навязывание России иного, не свойственного ей в то время образа жизни? А положительное было что-то? Или только глупое, простите, тупое следование указаниям из-за рубежа через соответствующие политические силы внутри страны? Мы ответили – было. Стремление людей к справедливости. Если бы этого стремления не было, то никакая пропаганда бы не сработала.
А в советское время? Как только начинаем говорить о советском времени — одни идеализируют, другие демонизируют. А было нечто такое, что это время породило и что сегодня мы смело можем принять, включить в свою собственную философию жизни? Было — солидарность. И никогда не надо забывать подвиг нашего народа, и не только военный подвиг. А те самые комсомольцы, которые на целину ехали, БАМ строили, не получая за это никаких наград и привилегий? Это чувство локтя, желание общими усилиями сделать добро для своей страны. Итак, солидарность.

И, наконец, новая Россия. Что только не говорится по поводу новой России. А ведь именно в новой России мы стали делать акцент на правах человека, на правах людей, на человеческом достоинстве, на свободах. Разве можно это игнорировать и сказать, что все плохо? И мы обозначили эту эпоху словом достоинство.

И получилось — вера, державность, справедливость, солидарность и достоинство.
22 января 2015 г. Выступление в Г.Д.

...единство Святой Руси и революции в рамках единой истории?! Ну-ну... Хорошо что у нас патриарх не папа римский...
р.Б.Алексий / 24.07.2024, 13:55

10. Ответ на 8, С. Югов:

«Я далеко не восторгаюсь всем, что вижу вокруг себя, но клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить Отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам Бог ее дал».
Вот что имелось в виду. А нравственные критерии в оценке истории у него были - как говорится, нам бы с Вами не хуже.

"...Да ведают потомки православных
Земли родной минувшую судьбу,
Своих царей великих поминают
За их труды, за славу, за добро —
А за грехи, за темные деянья
Спасителя смиренно умоляют..." вот этим и обеспечивается единство истории - грех назвать грехом, а не "примирением" добра и зла.
р.Б.Алексий / 24.07.2024, 13:36

9. Уместно также напомнить оценку Патриарха.

«Древняя Русь, святая Русь – доминанта святости и высоты человеческого духа. И мы обозначили эту ценность словом «вера».

Российская империя, превратившая небольшую страну в колоссальную мировую империю от океана до океана. И мы нашли слово, которым покрывается эта реальность, – «державность».

Затем революция. Ни у кого не было стремления и желания представить лубочную картину этому страшному явлению. Но возникает вопрос: а что-то хорошее было? Или только кровь? Только влияние иностранных центров? Только навязывание России иного, не свойственного ей в то время образа жизни? А положительное было что-то? Или только глупое, простите, тупое следование указаниям из-за рубежа через соответствующие политические силы внутри страны? Мы ответили – было. Стремление людей к справедливости. Если бы этого стремления не было, то никакая пропаганда бы не сработала.
А в советское время? Как только начинаем говорить о советском времени — одни идеализируют, другие демонизируют. А было нечто такое, что это время породило и что сегодня мы смело можем принять, включить в свою собственную философию жизни? Было — солидарность. И никогда не надо забывать подвиг нашего народа, и не только военный подвиг. А те самые комсомольцы, которые на целину ехали, БАМ строили, не получая за это никаких наград и привилегий? Это чувство локтя, желание общими усилиями сделать добро для своей страны. Итак, солидарность.

И, наконец, новая Россия. Что только не говорится по поводу новой России. А ведь именно в новой России мы стали делать акцент на правах человека, на правах людей, на человеческом достоинстве, на свободах. Разве можно это игнорировать и сказать, что все плохо? И мы обозначили эту эпоху словом достоинство.

И получилось — вера, державность, справедливость, солидарность и достоинство.
22 января 2015 г. Выступление в Г.Д.
С. Югов / 24.07.2024, 11:26

8.

«Я далеко не восторгаюсь всем, что вижу вокруг себя, но клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить Отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам Бог ее дал».
Вот что имелось в виду. А нравственные критерии в оценке истории у него были - как говорится, нам бы с Вами не хуже.
С. Югов / 24.07.2024, 10:41

7. Ответ на 2, р.Б.Алексий: Евреи давно не являются этносом.

Русская история, как и узбекская и китайская едина.
Единая последовательность событий и биографий.

Интересно, а если такую логику применить к еврейской истории, можно сказать что история еврейского народа едина - и в каком смысле едина?

С. Югов / 24.07.2024, 10:25

6.

Считаю, что в беседе два главных посыла: первое, это призыв рассматривать историю как Промысел Божий (что советским человекам принять очень трудно); и, второе, это призыв отбросить "или - или", то есть рассматривать события нашей истории в контексте эпохи и объективно. Вот эти два правила применять бы нашим публицистам в формулировках своих.
РОНОЛ / 23.07.2024, 19:39
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Анатолий Дмитриевич Степанов
Славный город Чебоксары
Впечатления и размышления о поездке в Чувашию на научно-просветительский форум
16.12.2024
Выдавливать из себя по капле Запад
Размышления по поводу одного законопроекта и информационной политики государственных СМИ
13.12.2024
Об образе нашей Победы и образе будущего России
Размышления по поводу заметки Александра Дугина
07.12.2024
Нужна ли нам мобилизация общества?
Верховный главнокомандующий думает в этом вопросе на два шага вперёд
06.12.2024
О договорах и «договорняках»
Как нам относиться к предлагающемуся мирному плану и прекращению войны на Украине
05.12.2024
Все статьи Анатолий Дмитриевич Степанов
Виктор Александрович Саулкин
Об инакомыслии и исповедничестве, сносе
Десятинного храма в Киеве, и двойном лишении украинского гражданства...
20.09.2024
Первая мировая неоконченная война
И ее последствия
14.08.2024
«Период Горбачева/Ельцина – это полнейшее
предательство партийной элитой собственной страны»
05.10.2023
Все статьи Виктор Александрович Саулкин
Традиционные духовно-нравственные ценности России
Все статьи темы
Последние комментарии
«Все развивается, всё активно движется вперед»
Новый комментарий от Мирянин
19.12.2024 14:01
Миграционный маразм крепчает
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
19.12.2024 13:30
Что не так с критикой шовинистов
Новый комментарий от Владимир С.М.
19.12.2024 13:19
Второй ответ архимандриту Тихону (Затекину)
Новый комментарий от kuzanez
19.12.2024 12:51
«Все воюют в прямом смысле слова героически»
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.12.2024 12:50
«Крымский» сценарий в Сирии
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.12.2024 12:46
«Мы можем и должны остановить своё вымирание»
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.12.2024 12:05