Конечно, было бы правильно этой проблеме посвятить большую статью. Но удалось осилить лишь несколько тезисов.
1. Всем хорошо известно высказывание Христа из Нагорной проповеди: «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и мамоне (Мф. 6:24)». И что здесь особенно поражает – так это крайняя категоричность высказывания. «Никто не может служить» – то есть либо-либо, абсолютная несовместимость. И чтобы даже непонятливые поняли, Господь эту мысль поясняет: «или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть». А что такое мамона? Это материальные блага, а более точно – блага, находящиеся в собственности. Так что: «служить мамоне» – прилепляться к своему, ставить свое собственное выше Бога.
2. Но в этом речении Христа слышится и другое – озабоченность судьбами человечества. Ибо, несмотря на всё старание Господа объяснить критичность ситуации, в душе падшего человека мамона и Всевышний спокойно могут сосуществовать. Как говорится «если нельзя, но очень хочется, то можно». И верующие люди делятся на две категории. Первые (условно назовем «коммунисты») принимают альтернативу Христа всерьёз, как закон спасения. Вторые (условно «собственники») фактически этот закон игнорируют. И для того, чтобы оправдаться, они сказали: «почитайте внимательно Евангелие и увидите, что там не сказано, что надо отдать свою собственность (да это, в конце концов, и невозможно), а говорится, что нельзя привязываться к мамоне, служить ему. Так что задача христианина вовсе не в том, чтобы освободиться от имения, а в том, чтобы быть независимым от него». Ход, конечно, ловкий (он придуман еще Климентом Александрийским в начале III в.) и нашим собственникам он очень понравился. С тех пор в любой православной книжечке насчет богатства он повторяется. И раз такая ситуация между православными, то что говорить о неверующих – для них вообще нет никаких барьеров к умножению своих имений.
Однако св. Иоанн Златоуст не раз грозно предупреждал о законе, который в литературе получил название «петля Златоуста». Суть его в том, что чем больше человек имеет, тем еще больше он желает иметь; и это желание толкает его еще и еще к увеличению собственности. Выбраться из этой петли падшему человеку, которого так и тянет к стяжанию, ох как трудно. Златоуст даже утверждает, что выскочить из петли можно лишь отдав буквально всё. И во всяком случае надо поистине всем сердцем прочувствовать, что мамона – абсолютная противоположность Богу. Но надо сказать, что петля Златоуста не абсолютна – и в самом деле есть такие люди, которые имея большую собственность, не привязываются к ней. Но дело в том, что они – исключение из правил (среди таких Златоуст видит, например, Авраама и Иова), это люди, имеющие сугубую благодать, избранники Божии. Но для остальных петля Златоуста остается крайне актуальной.
3. Теперь посмотрим на ситуацию с несколько иной точки зрения. Верующие прекрасно понимают, что есть сфера спасения – любовь к Богу и ближнему, вера, молитва, причастие. Но есть и сфера существования человека – экономика, политика, война, медицина, культура, наука, мода и еще масса дел, которыми человек занимается. В недрах сферы существования и ютится сфера спасения. Обе сферы необходимы для человека, и пренебрегать какой-либо из них нельзя. Между сферами имеет место активное взаимодействие. И в идеале сфера существования должна своим устроением помогать спасению. И в том числе – построить такое общество, которое препятствует поклонению мамоне. Впрочем, общества на земле – разные, и вполне могут действовать наоборот, раздувая поклонение мамоне.
4. И тут мы видим такую картину. «Собственников» вполне устраивает общество, основанное на частной собственности – капитализм. И тут же они попадают впросак. Ибо в знаменитом бестселлере Наполеона Хилла с характерным названием «Думай и богатей» однозначно утверждается: «Вы никогда не станете богатым, если не «доведёте до кипения» страсть к деньгам, если не поверите в своё богатство, как в себя». Это же крайняя степень пленения мамоной! И при капитализме никак иначе – тут и православный бизнесмен волей-неволей должен служить мамоне, ибо тогда его обгонят конкуренты.
5. «Коммунистов» капитализм никак не устраивает – они хорошо понимают, как прочно капитализм привязывает к мамоне. Но «коммунисты» давно выяснили, какое им нужно общество – коммунизм, т.е. передача существенной части материальных благ в общую собственность – такая собственность не является мамоной (в силу ее неличной принадлежности) и к ней человек не прилепляется. И, теперь становится ясно, что нынешняя неутихающая идейная война между «красными» и «белыми» имеет глубинную христианскую природу.
6. Первый раз коммунистическое общество было создано по заветам Самого Бога. Это Иерусалимская община. Тут на уровне сферы спасения действовали взаимная любовь и евхаристия, а на уровне сферы существования – полное обобществление имуществ. И обе сферы взаимно помогали друг другу, в чем и была причина успеха. Иерусалимская община по праву считается образцом социального устроения христиан. Хотя надо сказать, что «собственники» очень старались доказать, что и не было никакого обобществления (например, наши богословы начала XX в.), и вообще эта попытка жить без частной собственности закончилась полной неудачей (Иван Ильин). Однако, дискредитация не удалась, ибо все святые отцы оказались просто в восторге от введенного в общине «общения имений».
7. Второй раз попытка построения коммунизма была осуществлена в Советской России. Постараемся сказать главное. В стране был осуществлён перевод в общественную (государственную) собственность главной части экономики – средств производства. Этим, во-первых, был возведён эффективный барьер против мамоны, поскольку общее, как мы уже отмечали, не вызывает пристрастия обладания. (Хотя этим полная победа над мамоной так достигнута и не была – она возможна только в сфере спасения). А, во-вторых, был достигнут недостижимый ранее уровень справедливости и гражданского единения. И кроме того, Сталиным вместо революции во всём мире (это явная утопия), был взят курс на построение сильного социалистического государства в одной стране. Все это наш народ с энтузиазмом принял – для русских справедливость была всегда важнее собственности. В сталинские времена рост ВВП составлял порядка 15% в год. А во время Великой Отечественной войны был проявлен невиданный героизм в защите социалистической Родины.
Но все это свершилось в сфере существования. В сфере же спасения сугубо материалистическая идеология марксизма, как выяснилось, стала противоречить христианству, вследствие чего начались нешуточные гонения на церковь. Однако оказалось, что если не опираться на Христа, то всё строительство оказывается непрочным: «Аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущии» (Пс. 126:1). После войны энтузиазм народа стал угасать. Возникло желание жить свободно и богато, как думали, живут на Западе. И эту разрушающую идею всячески поддерживали западные агенты влияния. Это, в конце концов, привело к чудовищной катастрофе слома советского социализма.
8. Ныне вот уже более 30 лет мы живем при капитализме, по конституции, написанной нашими врагами – американцами. Но ничего, держимся, хотя именно для России капитализм имеет два оглушительных недостатка. Точнее, «недостатка» даже сказать мало – два провала, просто убивающих Россию.
Первый. Капитализм совершенно несовместим с православием. Абсолютно. Вместо Христа-Бога – деньги, вместо любви – эгоизм, вместо справедливости – обман. Хотя на первый взгляд кажется, что капитализм вполне лоялен к христианству, но на самом деле господство мамоны медленно, но верно убивает христианство. Если гонения на церковь в советское время хоть и были тяжелы, но задевали лишь внешнюю ее сторону, то капитализм бьёт в сердцевину, разрушая веру во Христа наглой и повсеместной апологией денег и удовольствий. И поток людей, кинувшихся в церковь в 90-х годах, потом обмелел – увы, слишком многих стал улавливать мамона.
И второй провал. Капитализм убивает русский народ. Почему-то многие думают, что раз у нас начались кое какие реформы, да и Трамп упразднил USAID, то нас ждёт процветание. Сомнительно. Ибо от этого не исчезнут самые горькие плоды нашего капитализма: потеря фактической независимости, деградация хозяйства и научно-технической сферы, наглое хозяйничанье пятой колонны, тошнотворная, буквально сатанинская культура, жуткая медицина, изумляющие масштабы коррупции и воровства, щемящая бедность пенсионеров и, в итоге, «русский крест» демографии (это и не удивительно – в рамках капитализма люди не видят перспектив ни в настоящем, ни в будущем). Тут я совсем краток, ибо все это слишком известно. И только одно мне остаётся в упор непонятным: как люди, называющие себя христианами, могут защищать капитализм?!
9. Мы постоянно сталкиваемся с навязанным нам либерально-западным капитализмом. Он совершенно нам противопоказан – это убедительно показал страшный 30-летний эксперимент над Россией. Но можно мыслить и капитализм консервативно-почвенный, с традиционными ценностями. Он понравится нашим батюшкам (они почти все «собственники»), нашим монархистам, и многие даже подумают, что это и есть православная версия сферы существования. Но напрасно. Суть капитализма – делание денег – остаётся неизменной, и, несмотря на все изменения, останется такой до второго пришествия. Не меняется и разделение на богатых и бедных. Всё это по-прежнему противоречит заповеди «не можете служить Богу и мамоне». И кроме того, такой капитализм неустойчив и быстро проиграет более наглым капиталистам либеральной модификации.
Поэтому России в качестве сферы существования необходим социализм. Хоть для многих это удивительно, но именно он реально позволяет исполнить великую заповедь о Боге и мамоне. Но только нам нужен социализм без марксизма, который в силу своей ярой материалистичности отрицает веру.
Итак, православие в качестве сферы спасения и социализм Сталинского образца в качестве сферы существования – вот формула, к которой нужно стремиться ради России будущего. И это именно то, что мы всегда называли православным социализмом.
Николай Владимирович Сомин, кандидат физико-математических наук, бакалавр теологии, православный публицист