Проект «Мумия» (а по всем признакам это – проект, а не просто творческий порыв журналиста Андрея Афанасьева) явно схлопывается, дальше раскручивать тему не получается.
Каковы признаки фиаско проекта?
Заметно, что у создателей и сторонников фильма исчезла самоуверенность, они уже не вещают, а скорее огрызаются на обвинения и претензии, звучащие в их адрес. Порой грубо и даже хамски, как сделал, например Роман Антоновский, откровенно нахамивший протодиакону Владимиру Василику, но сам себя выставивший в глупом виде (см.: «Роман Антоновский сел в лужу»). Да и другие организаторы и почитатели «Мумии» ведут себя не лучше: «олимпийское спокойствие» у них явно улетучилось.
Организаторы проекта вынуждены отказаться от своей изначально придуманной схемы о противостоянии православных патриотов и интернационалистов-ленинцев – именно так изначально полемика и представлялась, и эта линия развивалась и продвигалась в общественное сознание. Условно говоря, Корчевников vs Прилепин.
Не получилось, поскольку против скандального фильма выступили не только коммунисты и другие левые активисты, но и православные. На «Русской народной линии» выступили, не сговариваясь, целый ряд авторитетных православных публицистов и учёных, подвергших основательной критике и сам фильм, и аргументы сторонников выноса Ленина из Мавзолея (см. материалы из нашей актуальной темы, посвященной фильму «Мумия»).
Появились и профессиональные исторические разборы очевидных огрехов и надуманности, допущенных автором фильма в попытке подвести под концепцию исторические факты. На это обращали внимание уже мы с отцом Владимиром Василиком (см.: Фильм «Мумия»: просвещение или провокация? и «Пустота пустот»: о фильме «Мумия»). Скрупулёзный разбор исторических аргументов, точнее их отсутствия, провёл чуть позднее историк Егор Яковлев в своей программе «Мумия» — учебник по конспирологии» из цикла «Цифровая история».
Не удалось организаторам проекта прикрыться и авторитетом священноначалия. Намёки, что фильм был создан по благословению Святейшего Патриарха Кирилла, не были подкреплены никаким документом, кроме письма Управделами РПЦ митрополита Григория, рекомендовавшего обсудить фильм в региональных отделениях ВРНС.
Не помогла организаторам проекта и отсылка к авторитету покойного схиархимандрита Илия (Ноздрина), который и впрямь призывал убрать Ленина из Мавзолея, с чего, мол, и начнётся, возрождение России. Им напомнили ответ Президента России Владимира Путина на вопросы журналистки телеканала «Спас», которая, как раз отсылая к словам отца Илия, спрашивала Главу государства, когда вынесут из мавзолея Ленина. Путин мягко поставил девушку, выполнявшую редакционное задание, на место.
Однако важнее тот факт, что из авторитетных старцев так утверждал только отец Илий, что позволяет усомниться в истинности такой позиции. Тем паче другой духовный авторитет старец-митрополит Вениамин (Пушкарь) высказал совсем иную позицию в отношении выноса Ленина из Мавзолея.
Становится очевидным, что на фильм «Мумия» не будет никакой реакции ни от Главы государства, ни от руководителей других государственных институтов (за исключением КПРФ, представители которой воспользовались моментом и уже предлагают сделать Ленина в Мавзолее неприкосновенным, а «Спас» объявить иноагентом). Но даже священноначалие Русской Церкви фактически дистанцировалось от этого проекта. Обсудили, поговорили, поспорили – и довольно. Поэтому я и утверждаю, что проект «Мумия» потерпел фиаско.
Однако вредные последствия от него еще долго будут нам всем аукаться.
Если не сорван, то затруднён процесс национальной консолидации патриотов – православных и советских. Теперь точно будет затруднён процесс диалога по поиску единой позиции в оценке самого трудного периода нашей истории – революции 1917 года и фигур Императора Николая Второго и В.И. Ленина. А больше всего нас разделяет именно разная оценка событий 1917 года.
Очевидно, возникнут проблемы с возвращением исторической топонимики. Впрочем, так и раньше было. Как только поднимался вопрос о том, чтобы убрать с карты имена самых одиозных деятелей большевизма, например, организаторов цареубийства Свердлова и Войкова, организаторов расправ над сдавшимися в плен офицерами в Крыму Землячкой (Залкинд) и Куном, кровавого террориста Урицкого, как тут же набегали оголтелые антисоветчики и националисты и требовали заодно убрать имена Ленина и Кирова. А заодно требовали не допускать установки памятников Сталину, переименовать Калининград в Кенигсберг, развенчать подвиг Зои Космодемьянской. И так далее...
В результате диалог сворачивался, всё превращалось в свару, и в итоге никаких топонимических изменений вовсе не происходило. Так было с попыткой переименовать станцию метро Войковскую и прилегающие к ней Войковские улицы, сделать название области Екатеринбургская по наименованию столицы и т.д.
Боюсь, что теперь архипелаг в невнятным именем «Северная земля» так и сохранит своё название, а возвращение ему данного первооткрывателем Вилькицким наименования Земля Императора Николая Второго не произойдёт.
И это лишь только малая толика негативных последствий провокации с фильмом «Мумия». Хочется надеяться, провокации по глупости, а не по злому умыслу – нанести вред нашему Отечеству.
Анатолий Дмитриевич Степанов, главный редактор «Русской народной линии», председатель «Русского Собрания», член Союза писателей России