На телеграмм-канале Толкователь опубликовано сообщение о том, что «россияне не хотят насаждения религиозности в обществе, как показывает исследование Института социологии РАН.
«Рост клерикализма вызывает опасения 69% части россиян, а сугубо религиозный проект развития общества, включающий в себя симбиоз политических и моральных коннотаций – идея «очищения» общества через православную веру, – представляется глубоко маргинальным, его хотели бы видеть в качестве проекта будущего всего 4%.
Несмотря на активное возвращение религии в публичную сферу, присутствие религиозных смыслов, контекстов и лидеров в общественно значимых сферах, данные мониторинга фиксируют, что российское массовое сознание остается в большей мере секулярным, а религиозный проект не представляется доминирующим при оценке будущего».
(«Учёные записки ФНИСЦ РАН. Выпуск 11. Религия в российском обществе: логика изменения статуса и роли». 2022)
Итак, российское общество не готово к очищению через православную веру, и у большинства населения «клерикализация» вызывает опасения.
Участники Круглого стола Русского Собрания обменялись мнениями по поводу этой публикации в частности, а также проблемы в целом.
Поначалу обсуждался вопрос возможности исправления нарастания отчуждения россиян от религии посредством реализации комплекса неких миссионерских мер?
Владимир Букарский: «А это уже вопрос и к Церкви, и к нам - как сделать Православие привлекательным для дяди Васи с Уралвагонзавода и его супруги тети Маши со швейной фабрики. Потому что они - это и есть русский народ. И ведь куличи они освящают, агиасму набирают, венчаются в храмах, детей и внуков крестят, близких отпевают. И за близких молятся, кто лежит в больнице. Может, Церковь должна начать говорить на понятном им языке?
Да, есть вопросы к Церкви у многих людей, которые хотели бы приблизиться к Церкви, но ответа на свои вопросы не получают. Часто натыкаются на стену…»
Константин Новиков: «Не надо "делать" Православие привлекательным. С Православием вообще не надо ничего делать, пусть остаётся Православием. И про аборты надо говорить, и про другой грех вежливо, но предельно конкретно как о грехе. Именно тогда в Церковь потянутся те, кого влечет святость, а не вежливость».
Анатолий Степанов: «Думаю, что сознательно ищущих спасения всегда было немного, и представлять, что вот у нас все станут церковные - вредная и вздорная утопия. Как и то, что посещением Церкви гарантировано спасение, просто это самый малый труд, привычка для членов Церкви, некая малая повинность. А спасти Господь может и того, кто в церковь не ходил, но взял, да и пострадал за Христа, не отрёкся, как Евгений Родионов.
Нам нужно не клерикализм насаждать в обществе, этого желают либо дураки, либо вредители, а пропитывать общество и государство христиансскими смыслами: служения, готовности к жертве (пусть и малой), нормальности жизни (никаких нетрадиционных семей, гендеров, зачатия в пробирке, мягкого пока осуждения абортов и организации помощи беременным). Это уже сделает Россию светочем для человечества».
Константин Новиков: «Согласен. Хотел уточнить - что следует под "насаждением клерикализма" понимать?
Основы православной культуры или Закон Божий (как предметы для добровольного изучения в школах) это "насаждение клерикализма"? Вопрос не про их эффективность».
Иерей Евгений Хованский: «Предмет Основы православной культуры полезен даже в том сильно усечённом варианте... его бы расширять и углублять надо...»
Анатолий Степанов: «Клерикализм - это когда священники на уроках в школе, а это не нужно, тогда захочет в школу и мулла с раввином, а это никуда не годится. Священники не должны мозолить глаза с одной стороны, но и подстраиваться под запросы масс-культуры тоже не должны. А вот что нужно: рассказы по истории, где должны присутствовать святые князья и преподобные, христианские ценности на уроках истории и литературы, в СМИ и в издательском деле, в пропаганде и агитации.
…Я даже думаю, что и Основы православной культуры в школе тоже не нужны, потому что тогда нужны будут где-то и Основы исламской культуры, и иудейской и буддийской, в итоге будет кураевский учебник, где всего понемного, чтобы ужаснувшиеся родители выбрали Основы светской этики».
Иерей Евгений Хованский: «Ошибаетесь... И основы мусульманской культуры нужны... Предмет выбирается родителями, изучается предметы не все, а один из пяти... Результаты положительные есть (где учебник не от Кураева)...
Основы мусульманской культуры это прививка от ваххабизма для детей мусульманской культуры...»
Константин Новиков: «Альтернатива такой версии «клерикализма» называется «светское государство», где религия может быть уважаемой и даже местами интегрированной в культурное поле, часто по остаточному принципу, но в целом в основе общественных отношений не лежит, оставаясь частным делом.
Клерикализм - это не священник в школе и тем более не ОПК, а господство клира. Клир, заменяющий собой бюрократию или подчиняющий себе ее административно. Не духовно, а административно».
Павел Тихомиров: «…Не заменяющий, а, скорее. исполняющий функцию «Идеологического отдела ЦК КПСС». В нашем случае – «Единой России»».
Константин Новиков: «Если идеологического отдела, то, скорее, нет. Так как это идейный контроль, а не бюрократический.
Иран - пример мягкой формы клерикализма, с оговорками. Там муллы командуют госаппаратом. На верхушечном уровне командуют. На низовом вмешиваются».
Анатолий Степанов: «Это крайность, такого у нас в принципе быть не может.
А вот элементы папизма, попытки церковников руководить чиновниками могут.
А что самое реальное и опасное - это замыкание духовенства в отдельную касту, которая должна учить мирян и задавать некое идейное пространство.
А иранский клерикализм нам не грозит, даже ватиканский в полной мере. Петр подавил клерикализм еще в начале 18 века, потом его потомки дело продолжили. За что клерикалы отомстили в 1917-м, вынеся царский трон из зала заседаний Синода. Закончилось плохо. Советская прививка у нас мешает клерикализму».
Константин Новиков: «Ты против того чтобы Церковь задавала контуры идейного пространства?»
Анатолий Степанов: «Я против того, чтобы этим занимались только священники. Я против того, чтобы Церковь наша превращалась в некое подобие католической, т.е. разделялась на две церкви - учащую и учащуюся. Вот это реальные проблемы, и они есть».
Иерей Евгений Хованский: «Церковь должна вектор на спасение, государство поддерживать и охранять.
Под спасением не только сугубо церковное. Военное дело и заповедь любви (нет больше той любви, чем той, кто положит жизнь за други своя). Т.е. и патриотизм задается, а реализация патриотических мероприятий это уже государство. Евангелие должно быть фундаментом идеологии».
Константин Новиков: «Замыкание духовенства в особое сословие было частью следствием появившегося сословного государства, частью необходимостью самосохранения Православия, реакцией на петровское обмирщение общества».
Иерей Евгений Хованский: «Сейчас давно нет сословий и священнического сословия уже нет как такового».
Константин Новиков: «Это не характерно для нашей Церкви, выше я написал про корни сословности в церковной среде, это тоже время синодальщины. Исторически в допетровской России Церковь и церковники были далеки от сословной замкнутости. Тем более сейчас это надуманная проблема».
Анатолий Степанов: «Сейчас мы можем столкнуться с опасной проблемой. Священство 90-х и 00-х формировалось из ищущих и харизматичных людей общества. Это были люди, совершившие подвиг отречения от мира, советские идеалисты. Они самостоятельны, независимы и, если женские батальоны вокруг них не задурили им головы их гениальностью, трезвы. Священство 10-х и 20-х в значительной степени - дети священников. Это вполне логично, но и опасно, священство замыкается в корпорацию, потребительски относящуюся к государству в лице чиновников. Они не имеют жизненного опыта, после школы и иногда армии - сразу в семинарию, а оттуда книжные пастыри, требоисполнители. Не все, конечно, но большинство.
Вот будет проблема».
Продолжение следует
30. Ответ на 28, Vladislav:
Не… Хотя бы потому, что предложенная действительно кратко-емкая "формула" идеологии противоречит фактам: размещенным здесь (на РНЛ) материалам лица, являющегося не только государственным служащим, но и… Председателем партии, в которых нередко приводятся цитаты из… Библии. И разве это может "коррелироваться" с безбожием?
Кстати, чем не наглядный пример проникновения религиозных смыслов в чиновничью среду - другой вопрос: насколько "корректно" применение Слова Божьего в затрагиваемых проблемах-ситуациях?
29. Ответ на 24, Vladislav:
Vladislav:
"…И ответьте на простой вопрос: всё ли израильское общество Христос обратил в христианство, может быть большую часть его?"
/////////////////////
Так то ж, помнится, только у сказочной Василисы Премудрой "получалось": махнет левой рукой - появится озеро, потом правой - поплывут по воде белы лебеди?
Ну "посудите" сами-то: приходит Господь - НОСИТЕЛЬ принципиально (!) новой религии - здесь хотя бы поначалу "закваской" - десятком-другим грешников-последователей обойтись? Или вот такой несколько грубоватый аналог-подобие как освоение "новой техники"… На все необходимо время и, разумеется, усилия?
28. Ответ на 25, Александр Волков:
Павел Тихомиров: «…Не заменяющий, а, скорее. исполняющий функцию «Идеологического отдела ЦК КПСС». В нашем случае – «Единой России»».
////////////////////////
А разве у «Единой России» имеется Идеология? Коли да - в чем суть в "пару строчек"?
Безбожный гуманизм
27. Ответ на 22, потомок тамбовского сапожника:
26. Самый неподдающийся на Земле материал – человеческое сознание?
Константин Новиков: «Ты против того чтобы Церковь задавала контуры идейного пространства?»
Анатолий Степанов: «Я против того, чтобы этим занимались только священники.
////////////////////////
Как-то Патриарх Кирилл (?) – насколько помнится, «вбросил-провел» в публичное пространство следующую «мысль», что мол, в Евангелие представлены идеи (!!!) Христа…
Ну «скажите» – «с руки ли» священникам заниматься «идеями»?
25. «Что имеем – не храним, потерявши…»?
Павел Тихомиров: «…Не заменяющий, а, скорее. исполняющий функцию «Идеологического отдела ЦК КПСС». В нашем случае – «Единой России»».
////////////////////////
А разве у «Единой России» имеется Идеология? Коли да - в чем суть в "пару строчек"?
24. Блажен, Ты Отче, что утаил от мудрых и разумных и открыл младенцам
23. Ответ на 21, Андрей Карпов:
//////////////////////
Не… Здесь, представляется, как раз все нормально – участники рассматривают наблюдаемую тенденцию-явление, а чем «оно» должно бы «в корреляции» сопровождаться – не «профиль», скажем так - академиков… И как уже ранее отмечалось (когда говорилось о т.н. подходе «навала» в приложении к «закону» о переходе количества в качество), стратегию «внедрения» ВЕРЫ в народонаселение определяет не РАН, а, скажем так, РПЦ…
Ну, а в отношении затронутых вопросов – такой, например, показательно-«любопытный случай»…
На одном из религиозных информационных ресурсов как-то приводилось интервью со священнослужителем, непосредственно участвовавшим, по его словам, в «СОГЛАСОВАНИИ» тогда еще проекта небезызвестных «Основ социальной концепции РПЦ…» в… Администрации Президента РФ… «Интересно», если бы с проектом ознакомились бы, к примеру, в ЦК КПСС – нашло бы сие соответствующее отражение пусть даже в части разделов документа, насколько помнится (?), рекомендованного РПЦ в качестве ВЕРОУЧИТЕЛЬНОГО?
22. Ответ на 21, Андрей Карпов:
Любопытно, что участники дискуссии обсуждают означенную в опросе проблему реакции общества, не особенно заостряя вопрос, а реакция на что имеется в виду. Ну да, возник вопрос, что считать ростом клерикализма... Но он возник с упором на слово "клерикализм", а к слову "рост" вопроса, похоже, нет. Вот это место исходного текста было воспринято без комментариев:
Несмотря на активное возвращение религии в публичную сферу, присутствие религиозных смыслов, контекстов и лидеров в общественно значимых сферах...
Религия, стало быть, "вернулась в публичную сферу" и ещё активно... Когда? Ну, лет тридцать назад, точно... А с тех пор динамику действительно ли надо оценивать как рост? Думаю, что разве, как у нас теперь принято говорить, если только как рост отрицательный... Я помню, когда все двунадесятые праздники попадали в топ агрегаторов новостей... Я помню, что вопросы духовной жизни активно обсуждались в светских СМИ. Сегодня никакого проникновения религиозных смыслов за пределы, скажем так, церковной ограды нет. Произошло четкое разделение: есть мир, а есть Церковь. И пересекаться они не должны. Вернее, пересечение допускается исключительно сервильное - Церковь должна поддерживать государство, ибо государство есть традиционная ценность. И все результаты опроса показывают, что по данному вопросу в обществе существует консенсус. Который устраивает и народ, и власти, и -? - саму Церковь. Фактически это означает запрет на проповедь и миссию. Если Церковь будет всё же пытаться переступить этот запрет, то её комфортное сегодняшнее состояние быстро закончится...
Согласен. Именно это и происходит. Причем самое интересное, что основной водораздел - он поколенческий: среди тех, кому сейчас условно 40-50 лет, наблюдается именно этот "консенсус", и выходить из этой "зоны комфорта" им очень не хочется; поколение старше 60 лет настолько озабочено потребностями витальными (привет, Абрахам Маслоу!), что даже в церкви, если ходит, обсуждает не проповеди батюшки, а пенсии, болезни и недоступность врачей, и другого выбора текущая ситуация им не оставила; тем же, кому нет и 30 лет, в своём большинстве живут ценностями, в случае знакомства или лёгкого столкновения с которыми у представителей старшего поколения может случиться, мягко говоря, шок... Но чтобы ситуация изменилась, надо и церкви измениться, превратиться из "центра по оказанию религиозных услуг" и исполнителей треб - в миссионеров. В конце 80-х начале 90-х такие были, те же Даниил Сысоев, Александр Мень, Всеволод Чаплин, Дмитрий Смирнов или Андрей Кураев, как бы кто к любому из них не относился, их было интересно слушать. Теперь же, как у классика, "иных уж нет, а те далече". Я сейчас горящих желанием миссионерствовать немного вижу, хотя ещё есть такие, но все больше желают исполнять требы. Как это говорится, "стабильность расслабляет и порождает день, а день развращает" (цитата примерная и уже не помню откуда)21.
Любопытно, что участники дискуссии обсуждают означенную в опросе проблему реакции общества, не особенно заостряя вопрос, а реакция на что имеется в виду. Ну да, возник вопрос, что считать ростом клерикализма... Но он возник с упором на слово "клерикализм", а к слову "рост" вопроса, похоже, нет. Вот это место исходного текста было воспринято без комментариев:
Несмотря на активное возвращение религии в публичную сферу, присутствие религиозных смыслов, контекстов и лидеров в общественно значимых сферах...
Религия, стало быть, "вернулась в публичную сферу" и ещё активно... Когда? Ну, лет тридцать назад, точно... А с тех пор динамику действительно ли надо оценивать как рост? Думаю, что разве, как у нас теперь принято говорить, если только как рост отрицательный... Я помню, когда все двунадесятые праздники попадали в топ агрегаторов новостей... Я помню, что вопросы духовной жизни активно обсуждались в светских СМИ. Сегодня никакого проникновения религиозных смыслов за пределы, скажем так, церковной ограды нет. Произошло четкое разделение: есть мир, а есть Церковь. И пересекаться они не должны. Вернее, пересечение допускается исключительно сервильное - Церковь должна поддерживать государство, ибо государство есть традиционная ценность. И все результаты опроса показывают, что по данному вопросу в обществе существует консенсус. Который устраивает и народ, и власти, и -? - саму Церковь. Фактически это означает запрет на проповедь и миссию. Если Церковь будет всё же пытаться переступить этот запрет, то её комфортное сегодняшнее состояние быстро закончится...