Василий Графов родился в Псковской области в деревне Овсище Сосновского сельсовета.[1] Он был женат и имел четырех детей: Луку, Алексея, Анну и Марию.
Его племянница, Наталья Графова, рассказывала, что Василий был высокого роста, стройный, со светлыми глазами. Ходил всегда в кафтанчике.
Василий отличался строгой духовной жизнью, имел дар прозорливости. Пользовался большим авторитетом среди верующих людей г. Пскова, обращавшихся к нему за молитвенной помощью и моральной поддержкой во время жизненных скорбей и испытаний, которых в то время было не занимать. Обладая прекрасной памятью, блаженный Василий знал наизусть много акафистов, молитв, тропарей, стихир и духовных стихов.
Какое-то время Василий жил под духовным руководством блаженного монаха Корнилия. Это наложило глубокий отпечаток на всю его дальнейшую судьбу. Он настолько укрепился в вере и в желании неукоснительно следовать заповедям Божиим, что никогда уже не отступал от пути православного подвига. Блаженный старец Корнилий своими мудрыми советами помогал ему сделать правильный выбор в той или иной ситуации. Когда же Василий пренебрегал словами старца, выходило, например, следующее:
Отец Корнилий советовал Василию: “Жену выбирай с глазами получше”. — “Я думаю: дурак я, что ли, — рассказывал потом Василий, - чтобы слепую брать. Ан, вышло так, что женился я на полуслепой. Жене моей, когда она еще была девицей, о. Корнилий говорил: “Роды у тебя будут легкие...” Так и вышло…”
По словам Василия, о. Корнилий еще при своей жизни спел тропарь, который ему будут петь после обретения его мощей...
Псковсий праведник Василий Графов
В 1913 году, спустя 10 лет после смерти о. Корнилия, Василий Графов послал на имя обер-прокурора Святейшего Синода В. К. Саблера подробное жизнеописание блаженного Корнилия с просьбою исполнить последнюю волю покойного: предать его тело правильному погребению, чтобы не обрушились на Россию бедствия, предсказанные им. Было проведено расследование, но настолько формально, что правильных выводов сделано, к сожалению, не было.
Когда началась война, старец молился по ночам об уменьшении людского горя. Как мог, он утешал осиротевших и обездоленных людей. Дар прозорливости старца особенно раскрылся после 1930 года, тогда это стало очевидно для всех почитателей блаженного.
Во время войны немцы делали обыск в квартире старца Василия. У него тогда жили две его племянницы — Наталья и Анна, которые, испугавшись прихода немцев, просили старца укрыть их и защитить от поругания. Василий сказал им: “Полезайте в сундук, там вас не увидят”. И, действительно, немцы не заметили девушек, хотя сундук открывали. По молитвам блаженного Василия, Господь сохранил детей.
Освобождение Пскова советскими войсками
Старец предсказал за несколько лет до окончания войны, что они останутся живы и будут свидетелями Победы над немецкими захватчиками. Однажды, проходя мимо дома своей родственницы Анастасии, матери Натальи и Анны, он постучал ночью в окно и сказал: «Девки-то твои с цветами на Снятную гору бегут». Анастасия не поняла слова старца и спросила:
— Наверное, однажды девочки погибнут?
— Нет, живы будут и долго жить будут.
Наталья Графова жила в г. Пскове в 90-е годы и являлась усердной прихожанкой Варлаамовской церкви...
Как-то два родных брата, после смерти родителей, захотели разделить имущество. Блаженный Василий, узнав об этом, сказал им:
— Хорошо делитесь, мирно, — долго проживете.
Но братья не вняли совету человека Божия и делились с такой скупостью, что спорили даже из-за гвоздей. Поделив таким неблагочестивым образом свое имущество, жили они очень недолго и вскоре оба умерли...
Евдокия Тимофеева, посещавшая старца, рассказывала о прозорливости блаженного Василия. Он говорил ей: «Когда будешь во время войны скрываться в лесу, молись чаще пророку Илие (в деревне Дулово, поблизости от которой скрывалась она в лесу при оккупации, была часовня в честь пророка Илии), а как услышишь об окончании войны, хотя и будешь очень уставшей, поспеши домой, так как твою хату будут занимать».
Дом, в котором жила Евдокия до войны в деревне Подпиралово, был рассчитан на две семьи. Она занимала солнечную, светлую половину.
Тимофеева, помня совет блаженного, после освобождения сразу поспешила вернуться в свой дом и увидела интересную картину: соседи, видимо, не надеясь уже увидеть ее живой, заносили свои вещи к ней в дом...
Прозревая пророческим духом грядущие события на нашей земле, блаженный Василий говорил, обращаясь к одной из своих почитательниц: «Голубка, после этой войны (Великой Отечественной) еще война будет. Война будет особая, причиной станет крест. Имей в доме запасные крестики, они тебе пригодятся и спасут от смерти...»
Пока эти слова старца остаются прикровенными. Никто не знает, когда будет эта война, о которой, впрочем, предупреждают нас многие духоносные старцы. Василий Графов, верно, потому и напоминал о грядущих гонениях на христиан, чтобы мы всегда, в любую минуту, не устрашившись, возложили на рамена свой крест страданий и навсегда остались со Христом, претерпев все скорби и искушения…
Скончался Василий Графов в 1943 году в Ивановской области от голода. Заочно отпевали его в Мироносицком храме г. Пскова. Блаженный старец был очень любим верующим народом, называвшим его не иначе, как “Васильюшка”. Он очень уважал духовенство и другим внушал то же, убеждая, что священник в облачении — Ангел Божий. Известно, что в последнии годы вместе с ним жил Иван Фролович, тоже человек высокой духовной жизни...
Последнее, вовсе не случайное обстоятельство. Старческую водительскую преемственность, своеобразную передачу “духовной эстафеты” отмечают многие исследователи этой темы. Десятки светочей духовных, сменяя друг друга, возжигались Господом на Псковской земле на протяжении всего XX столетия. Часто они жили в одно и то же время, на небольшом друг от друга расстоянии, и пусть даже лично никогда не встречались, их духовное единство, их непрерывное молитвенное общение, согласность выполняемых ими задач невозможно отрицать. В отсутствии церковного окормления, в условиях жесточайших гонений на духовенство и вообще всех, твердо исповедующих веру Христову, они всегда были рядом, всегда были доступны всем ищущим и никогда не отказывали в духовном совете, помоще и молитве. А что же сегодня? Почему сегодня не видим мы рядом этих столпов православия, этих истинных подвижников веры и благочестия?[2] Не потому ли, что коренным образом изменилась ситуация в стране? Храмы открыты, десятки тысяч священников ежедневно предстоят святому Престолу и совершают богослужения. Любое Таинство, любая треба легко доступны. Миллионы православных книг готовы открыть все тайны духовной жизни. Каждый может найти себе духовника, открыть ему свое сердце и душу, очиститься в Таинстве покаяния, напитаться через приобщение к Святым Тайнам благодатной силой Христовой. И если кто-то не делает всего этого, то только по собственной лени или неверию. А блаженные старцы и старицы — это тайное оружие Божие. Господь не упразднил их из нашей жизни. Нет, они рядом, но сокровенны от наших глаз. Они в своих скромных жилищах, убогих кельях по-прежнему творят молитву за весь мир, за всех нас. И когда явится необходимость в их открытом присутствие в среде народной (например, начнутся новые гонения на христиан), они, не устрашаясь и самыми лютыми страхами, восстанут, воспламенятся и поведут нас за собой, как делали это прежде, как делали это всегда.
Игорь Александрович Смолькин (Изборцев), секретарь Союза писателей России, председатель Псковского регионального отделения СПР
[1] Факты биографии Василия Графова приводятся по статье о. Романа Гуцу, опубликованной в Православном календаре 1995 года, издание Псковской епархии, 1994 г., стр. 33.
[2] Здесь имеются ввиду, конечно же, старцы и старицы, блаженные и Христа ради юродивые из мирян, число коих действительно умалилось в последние времена. А в монастырях, на приходах и поныне подвизаются великие духовные светочи Православия…



