Велики грехи наши
Не просто перейти от деяний тьмы к деяниям света. Святая Церковь учит нас, что покаяние – это непрерывный процесс. Это поле битвы с врагом, которое с момента грехопадения разворачивается в душе человека. Это неустанные усилия по искоренению скверных желаний, которые являются корнем греха. Согрешает не тело. И мы постимся не для того, чтобы умертвить его. Тело было сотворено добрым и святым. Виновата душа, потому что именно в ней укоренилось скверное желание, похоть. Мы воздерживаемся в пище для того, чтобы умертвить вожделение греха…
Протоиерей Валентин Мордасов без устали учил своих духовных чад борьбе с грехами. Вот один из его рассказов, записанных мною в середине девяностых годов.
* * *
Велики и тяжки грехи наши... Порой лишь дивишься Божию долготерпению, видя наше упорство, укоренение на пути греха, нежелание перестать, обратиться, покаяться...
Одним из таких укоренившихся среди нас тяжких грехов является аборт. Все давно сказано, даже подтверждено научно – это убийство! Убийство во чреве! К тому же особенно циничное и безжалостное: мать убивает свое дитя. Но находятся тысячи упорствующих, ослепленных, которые продолжают совершать это преступление, не вменяя его себе и в малый грех. Господи, помилуй!
Как-то после службы прихожанка рассказала мне, как в молодости, поддавшись уговорам родственников, отправилась делать аборт. Она долго сидела, ожидая вызова, и задремала, и вдруг почувствовала тяжесть, а потом увидела, как с ее головы и шеи на пол упал красный дракон омерзительного вида. Впечатление было настолько живое и сильное, что женщина вскочила и выбежала вон. Так Господь спас ее от смертного греха. Родился ребенок, сын, который теперь, на старости лет, стал матери кормильцем...
Однажды, по окончании службы, я вышел из храма и подошел к могиле старицы Агриппины, чтобы отслужить заупокойную литию. Здесь же стояла одна верующая, которая после литии подошла ко мне и, попросив благословения, сказала:
– Батюшка, давно я хотела рассказать случай, бывший со мной еще в молодости. Мы жили на хуторе. Вижу я как-то: идут три священника одинакового роста и возраста, а один с крестом. Я вышла и предложила им покушать пирога с горохом, так как время тогда было голодное. Один из них и говорит: “Читай каждый день молитву Божией Матери: Достойно есть...” И они отошли от меня. Я, спохватившись, побежала за ними, но их и след простыл и никто их не видел. А еще были у меня два замечательных сновидения. Являлись мне во сне умершие мама и папа. Мама сказала мне: “Ох, как страшно, доченька, проходить мытарства, но я прошла и нахожусь в Царствии Небесном”. – “Мама, – спросила я, – а за какие грехи особенно тебя на мытарствах истязали?” На это она мне не ответила, а лишь перекрестила. А папа явился и сказал: “Как вы глубоко меня зарыли. Когда мы все воскреснем, мне трудно будет оттуда выходить”. – “Папа, – спросила я, – а есть загробная жизнь, Царство Небесное?”. – “Есть, все есть!” – сердито ответил он.
Вот так-то, маловеры: все есть!
Грехи наши тяжкие... Но, что интересно, под таким их бременем, не имея покаяния, мы легко и особо не задумываясь судим других и даже выносим приговор: этот – такой-то, а тот – этакий. Мне отмщение, Аз воздам, – с ( 12; 19). сказал Господь (Рим. 12; 19). Будем помнить об этом, православные! Нам-то, грешным, за себя бы дать ответ, до осуждения ли тут других?
Один диакон поехал на исповедь в монастырь. Дело было рано утром, часов в пять. Присел диакон у входа в церковь, подождать. Зазвонил колокол и вскоре несколько монахов куда-то быстро пробежали. Видно, это как-то не увязалось в голове диакона с сонной истомой и неподвижностью атмосферы раннего утра. “Монахи-то с ума сошли”, – подумал он и... забыл. Дождался, наконец, наш диакон исповеди. Принимал ее седой согбенный годами иеросхимонах, старец, известный прозорливостью. Выслушал он диакона и говорит: “Не все!”. Тот отошел, подумал, вспомнил что-то еще. Старец терпеливо выслушал, но в конце опять отрезал: “Не все!”. Диакон краснел, покрывался потом, напрягал ум, пытаясь выудить что-либо в своем прошлом, но слышал в ответ опять: “Не все!”. Наконец, он сдался и вопросил старца, а тот кротко вымолвил: “Монахи-то с ума сошли...”.
Одна верующая рассказала мне следующий случай из своей жизни. В одно время посыпались на нее скорби и напасти. На работе были на нее гонения со стороны бригадира, который без всякой причины невзлюбил ее. От всего этого пришла она в уныние и постоянно плакала. И вот в самый день Пасхи видит она во сне, как подходит к ней старица в черном одеянии (вероятно, монахиня) и говорит: «Доченька, что ты так неутешно плачешь? Потерпи, и горе твое пройдет, а лучше молись к Царице Небесной, к иконе Ее “Споручница грешных”, ведь у тебя эта икона имеется». Когда она проснулась, то сразу бросилась к иконе Божией Матери, которая стояла в красном углу. Прежде она никогда эту икону не рассматривала, и теперь впервые с удивлением прочитала: “Споручница грешных”. Страх и радостное удивление объяли ее. С тех пор она часто молилась пред этой иконой, и скорби со временем отошли. Все в ее жизни пришло в норму.
Много сказано о силе и значении молитвы. В Православной Церкви есть молитвы на всякую потребу и нужду. Например, правило преподобного Серафима Саровского. Его часто вычитывают те, кто не имеет времени на полные утренние и вечерние молитвы. Но мало кто знает, что и для поминания усопших это правило очень полезно. Был такой случай. Одна духовнобольная женщина на могиле блаженного Матфея Мальского стала читать правило преподобного Серафима. Видно, и Матфей стал в этот момент молиться за нее: и нечистый дух, которым была одержима болящая, опрокинул ее на землю, грубо изрыгая хулу и выражая недовольство силой и действием такой молитвы...
Рассказывали мне, что как-то к болящему Матфею пришел мужичок – большой любитель спиртного. Видно, жена долго его упрашивала сходить к праведнику Матфеюшке и попросить помощи в избавлении от пагубной страсти. Мужичок, чтобы отстали, решил сходить, но перед таким важным делом не преминул выпить. Початую бутылку оставил во ржи, чтобы довершить, значит, дело на обратном пути. Подошел мужичок к Матфеюшке, тот улыбнулся со своей постельки, с которой много лет уже не вставал и говорит: “Хорошо, что пришел, только вот подружку-то чего во ржи оставил?” Известно, что после этого разговора мужичок бросил пить. По слухам, даже послушничал в Псково-Печерском монастыре...
Широка дорога, ведущая в погибель. Многих она может вместить (и вместила уже!). Целые сонмища грехов, страстей, похотей – этих роковых поводырей – увлекают нас в пропасть, в вечные мучения. Кто-то грешит большими грехами, кто-то – малыми, но если оба не покаются, оба и погибнут...
Опомнись, православный! “Престани от сих и обратися к Богу с плачем, зовущи: милосерде Господи, помилуй мя грешнаго!”.
Псковский район, 1995 год