Без молитвы - никуда!

Бусинки памяти. Часть 14

0
110
Время на чтение 8 минут
Фото: Зима 1996 года. Архив автора

Часть 1

Часть 2

Часть 3

Часть 4

Часть 5

Часть 6

Часть 7

Часть 8

Часть 9

Часть 10

Часть 11

Часть 12

Часть 13

 

Без молитвы духовная жизнь наша и алчет, и жаждет, и умирает.

Святитель Иоанн Златоуст

 

Вспоминаю, как все начиналось… История рождения храма Воскресения Христова на Орлецовском кладбище города Пскова – удивительна и поучительна!

Сначала произошло первое его рождение...

Был этот храм детищем молодого талантливого архитектора Юрия Ширяева, несомненной его удачей. В 1994 году молодой преуспевающий бизнесмен Алексей Н. нашёл достаточно необычное применение своим капиталам. Не пожелал он вкладывать деньги в игровую индустрию карликовых европейских государств или в развитие туризма в Турции и на Кипре, а неожиданно для многих развернул обширное строительство в центре городского кладбища. То, что обычно требует уйму времени, то есть все проектно-изыскательные работы, согласования с различными тугими на уговоры инстанциями, благодаря его деньгам, а главное – энергии и энтузиазму, завершилось необыкновенно быстро: и вот на бумаге с лёгкой руки архитектора Ширяева готов красивый храм. Чуть погодя, правящий архиерей освящает закладку первого камня и утверждает крест на месте будущего престола. Потом началось и само строительство...

«Ждали мёртвые, ждали живые, – писала в те дни епархиальная газета, – и Господь услышал наши молитвы, и вот уже возведено на Орлецовском кладбище основание храма Воскресения Христова, который нужен был на этом месте уже и двадцать лет назад, но лучше позже, чем никогда...»

Но, как сказано, человек предполагает, а Бог располагает. Несколько месяцев строительные работы благополучно продолжались, поднимались вверх церковные стены. Но в конце 1994 года дело остановилось. Так сложились обстоятельства, что Алексей Н. не смог более финансировать ход строительных работ... Финансовая пирамида, которой он руководил, рухнула, и сам он был арестован…

Несколько месяцев строительная площадка пустовала. Постепенно все припасенные строительные материалы были кем-то вывезены. Остались голые стены, открытые дождю и снегу. Очень скоро они приобрели унылый и жалкий вид, свойственный всем долгостроям. «Отойди от развалин, – уже кричала иная мамаша своему чаду, – кирпич на голову упадёт!»

Но Господь не попустил совершиться такой несправедливости, нашлись люди, летом 1995 года была зарегистрирована церковная община, которую Бог судил возглавить (в качестве председателя Приходского совета) мне, и всё вернулось на круги своя, т. е. опять закипела работа.

И это стало вторым рождением храма!

Одному местному жителю приснился такой сон:

- Восхожу будто я на какую-то гору, - рассказывал он, - а оттуда Орлецы все как на ладони, каждая могилка, и вижу, что на многих стоят на коленях усопшие с воздетыми к небу руками и молятся. Смотрю вверх, а там небеса отверзты, и Господь Иисус Христос, как с иконы, смотрит вниз. В руке у Него книга открытая, а Сам такой красивый, глаз не отвести. О чём-то просят усопшие Спасителя, мне не слышно, а Он покуда недвижим. Потом вдруг чуть двинул десницей, как бы благословил. Вижу, рассеивается туман, и появляется красивый стройный храм, допрежь невидимый. Вот этот храм, который теперь и стоит тут. Потом я только понял, что вымолили, значит, усопшие себе храм, где будут и их грешные души поминать…

Было это или не было? Бог весть!

Но факты – упрямая вещь: ведь звучит нынче в храме молитва об упокоении, так что возможно было такое видение у этого человека.

А насчёт трудностей... Были, как же без них? Например, в первые дни был у строителей только ручной инструмент, рабочих же рук – раз два и обчёлся. Много сил уходило на самые простые вещи – распилить что-нибудь, просверлить. И вдруг кто-то пожертвовал инструмент электрический: пилу, лобзик, дрель. Ура! Обрадовались все несказанно! Стали тянуть электрическую времянку из соседнего здания. Когда уж было всё готово, когда первый раз для пробы вставляли в розетку штепсель, заглянул комендант кладбища и мимоходом сообщил, что отключили на кладбище электроэнергию месяца на три, ремонт какой-то. Вот так – сразу и не поверишь, что может такое быть! Но посмеялись и работали себе дальше – руки, они надёжнее механизмов. За верёвку, перекинутую через блок, вёдрами поднимали наверх кирпич и раствор: десятками, сотнями вёдер...

Для духовной поддержки внутри строящегося храма на воздвигнутом архиереем кресте приладили маленькую икону Воскресения Христова и по очереди читали перед ней акафист Воскресению. Как-то, зимой уже, выпал черёд читать старосте, т.е. мне…

Своды ещё не были сомкнуты, и ясное морозное небо проглядывало через прорехи в лесах. Сквозь перекрестия досок и щели в настилах пространство храма простреливали солнечные лучики и разбивались о покрытые изморозью стены на тысячи холодных голубых звёздочек. Замечательно тихо было вокруг – ведь зимой на кладбище народа негусто – так что каждое слово, каждая строчка звучали необыкновенно торжественно, чётко; они как бы повисали в воздухе, давая возможность себя рассмотреть, наливались, густели, и неспешно уплывали в самое небо...

Я не заметил, когда появились три маленькие птички. Посмотрел на икону и вдруг увидел трех красногрудых птах размером с воробья – одна устроилась на вершине креста, а две по разные стороны на верхней перекладине. Дрожь волнами пошла по телу, но я продолжал читать... Чувствовал себя тогда центром этого маленького, вдруг возникшего мира, который включал меня самого, водружённый архиереем крест с иконой Воскресения, три небесные птахи и превратившиеся в звуки слова акафиста, с достоинством священных особ воспаряющие вверх. Пернатые гости без страха выставив на обозрение красно-розовые грудки сидели неподвижно, лишь слегка двигая из стороны в сторону одетыми в чёрные шапочки головками. Движения эти каким-то образом соответствовали ритму чтения, как будто они не просто присели отдохнуть, а участвовали в процессе. Сердце мое забилось быстрее, я с испугом почувствовал, что теряю связь с этим странным чудесным миром, что сейчас всё рухнет… Нет, конечно же ничего не рухнуло, просто сначала вспорхнула птичка, сидящая выше, а за ней улетели разом две остальные. Чудо кончилось. Они улетели, а он остался и чуть не заплакал от огорчения…

А о том, каким получился храм, лучше услышать из уст специалистов.

Вот как его описывает кандидат искусствоведения Тамара Васильевна Шулакова:

«Церковь Воскресения Христова имеет следующие псковские характеристики:

Это небольшой крестово-купольный одноглавый храм прекрасных пропорций, четырёхстолпный, трёхапсидный, с галереей, притвором, папертью и двухпролётной звонницей над нею.

 

Зима 1997 года. Второй слева - староста Игорь Смолькин. Архив автора

 

Пирамидальная композиция церкви достигается постепенным понижением всех архитектурных объёмов: от главы к покрытию, апсидам, также сохраняющими обычный пирамидальный ритм в отношениях между малыми и большой апсидой; в линии "уходящей в землю" кровли галереи с севера.

Ритм пирамиды поддерживает и расположение окон во всех частях храма, ему соответствует и псковский декор "поребрик-бегунок" в барабане и на апсидах.

Лопастные криволинейные арки, поднимаясь в боковых пряслах, красиво и по-псковски – ассиметрично, но «держат» тот же ритм.

Луковичная глава на стройно-пропорциональном барабане, с полным вариантом декора «поребрик-бегунок-поребрик», почти «цитирует» древние памятники.

Окна, большие и малые, разных форм, с намёками на ставни при них, живописно-ассиметрично разбросанные по парадному восточному фасаду, также вызывают в памяти подлинники.

Наконец, прекрасна сама постановка сверкающего чистотой храма на центральной площади кладбища, на пересечении дорог, ведущих к нему. Воистину, это место, где он особенно необходим как доминанта разрастающегося некрополя, концентрирующая духовный смысл человеческой жизни в высшем и вечном её понимании.

Камерность нового культового сооружения, его антропоморфный масштаб очень точно, внутренне-ментально соответствуют Пскову.

Но, строго говоря, храм не является буквальным воспроизведением какого-либо псковского шедевра – это действительно творческое продолжение традиции, которое следует приветствовать...»

Игорь Александрович Смолькин (Изборцев), секретарь Союза писателей России, председатель Псковского регионального отделения СПР
 

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Игорь Александрович Смолькин
Спасительная сила любви!
Штрихи к портрету старца протоиерея Николая Гурьянова
23.06.2025
Если старец благословит – Бог благословит!
Штрихи к портрету старца протоиерея Николая Гурьянова
13.06.2025
«Копейка» благословенная
Бусинки памяти. Часть 16
10.06.2025
К вершине!
Бусинки памяти. Часть 15
04.06.2025
Бусинки памяти
Часть 13
15.05.2025
Все статьи Игорь Александрович Смолькин
Последние комментарии
«Жадные до денег вузы, похоже, потеряли совесть»
Новый комментарий от Александр Волков
24.06.2025 09:01
Что делали Русские Святые 22 июня 1941 года?
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
24.06.2025 08:28
Два ложных допущения Толстого
Новый комментарий от С. Югов
24.06.2025 08:08
О вреде чтения
Новый комментарий от Советский недобиток
24.06.2025 07:15
Имперская кадровая революция
Новый комментарий от Александр Волков
24.06.2025 06:18
Мы русские. Но с нами ли Бог?
Новый комментарий от Егоров
24.06.2025 03:39
Новый русский эпос
Новый комментарий от учитель
24.06.2025 02:48