«Любите прискорбности, любите притрудности»
Сегодня Вселенская родительская суббота. Мы молися за всех усопших правослаывных христиан и в первую очередь за своих близких. Думаете, простое дело? Ан нет! Вот что говорил, например, мудрый пастырь протоирей Валентин Мордасов: «Мы должны знать, чем можем помочь нашим усопшим, а чем только навредить. Следует помнить, что усопших нужно разделять на две группы. Тех, которые веровали, молились, крест носили. Это одни верующие, за них хорошо больше молиться. Другие этого – это те, которые всего этого не делали. За них советуют милостыню совершать. Многие этого не понимают и даже внимания не обращают на милостыню. Описывается, что некоего человека Бог взял на время в загробный мир, и ему было сказано: «Милостыня, - передай всем, - сияет ярче солнца». Поэтому за усопших, не исполнявших обязанностей христианина, мы можем подавать милостыню. Даже жертвовать. Какие это жертвы? Вино Кагор для службы в храме. Милостыня бедным. В монастырь хорошо сделать пожертвование: можно деньги, а можно и муку для просфор, масло для лампад. Это помогает нашим усопшим. Один старец писал, что Бог принимает один, пожертвованный в женский монастырь рубль, как сто рублей. То есть, дашь один, а Бог зачтет тебе сто. Вот как велика сила милостыни!
Очень хорошо на могилке прочитать правило Серафима Саровского: «Отче Наш» трижды, «Богородица Дева радуйся» трижды, «Верую» один раз. Это тоже помогает усопшими об этом свидетельствовали многие старцы».
Учиться у старцев и духовноопытных людей – дело многополезное! Нам, по Божией милости. С этим повезло…
* * *
Впервые об отце Николае Гурьянове, старце с острова Залита, мы узнали в начале 90-х из рассказов нашей знакомой, Александры Петровны Васильевой, замечательной женщины, знакомством с которой мы обязаны исключительно милости Божией и считаем это Его благословением. Александра Петровна, находясь уже в преклонных годах, сохранила удивительную ясность памяти. В мельчайших подробностях рассказывала она об удивительных встречах с людьми высочайшей духовной жизни — старцах и старицах. Некоторые ее воспоминания мне удалось записать. Вот один из ее рассказов о встрече с о. Николаем:
“Сын одной моей хорошей знакомой сообщил мне, что собирается жениться. Пригласил даже на свадьбу. Я, зная его несколько легкомысленный характер, сказала, что пока не съездишь к отцу Николаю за благословением, ни о какой женитьбе и не помышляй. Он рассердился, сказал, что и угощение для свадебного стола уже куплено и гости приглашены. Долго я его уговаривала и все-таки, с Божией помощью, удалось его убедить поехать. Мы отправились в путь. Как только батюшка услышал вопрос о женитьбе и просьбу о благословение, то изменился в лице и очень строго сказал: “Не благословляю! Не благословляю!” Уехали мы в растерянности, не зная что и делать. Но вскоре выяснилось насколько прав был батюшка. Оказывается, невеста вела себя по отношению к жениху не совсем честно, пыталась даже обмануть его и скрыть, что у нее есть ребенок, живущий у родственников. Таким образом вопрос о женитьбе сам собой отпал…
Я вообще очень часто ездила к о. Николаю (это происходило в 70-80-е годы, — прим. И. И.). Сопровождала своих знакомых, у которых были какие-либо важные вопросы. Иногда случалось ездить два-три раза в неделю. Однажды приехала и стало так неловко, что часто езжу, батюшке надоедаю. Своих спутников направила к о. Николаю, а сама спряталась, чтобы батюшка не заметил, в кусты. И вдруг слышу батюшкин голос: “Не прячься, Александрушка, пойди сюда”. Пришлось, к своему стыду, подойти, повиниться за то, что пыталась обмануть старца. От батюшки ничего не скроешь”.
Тут следует сделать небольшое отступление, ибо не возможно ни сказать несколько слов об этой женщине…
Незадолго до своей кончины Александра Петровна писала нам:
“Простите, дорогие мои дети. Если при жизни не оставляли, не оставьте и после смерти, поминайте по возможности почаще и запишите, прошу, в свои синодики заранее…
Сын мой, Иоанн (протоиерей Иоанн Васильев, скончался на пятидесятый день после смерти матери, — прим. И. И.) с матушкой и внук Алексий (протодиакон, — прим. И. И.) с матушкой Анной посетили о. Николая. Посещению очень рады, а от батюшки мне передали: срочно готовиться в потусторонний мир, к полету в дальнюю дороженьку. Сказали, что он пропел:
Прошел мой век, как день вчерашний,
Как дым промчалась жизнь моя,
И двери смерти страшно тяжки,
Уж недалеки от меня.
Вот такое мне предсказание. А о. Валентин (протоиерей Валентин Мордасов, настоятель храма св. вмч. Георгия погоста Камно, — прим. И. И.) прислал такое пожелание:
Время сокращается
и близок день суда,
конец мой приближается,
проснись душа моя.
Простите за откровенность. Целую всех вас. Желаю от Господа милости и мудрости Соломоновой. С уважением и любовью, Александра Петровна”.
Александры Петровны Васильевой не стало 12 января 1998 года. Перед своей праведной кончиной, последовавшей на восемьдесят восьмом году жизни, она приняла монашеский постриг с именем Анна, но в нашей памяти она была и остается замечательной русской женщиной по имени Александра Петровна, немощной с виду, но с несгибаемым внутренним духовным стержнем. (За упокой мы ее, конечно, поминаем, как монахиню Анну). Это про таких, как она писал поэт: “Есть женщины в русских селеньях…” Говорю это без всякого преувеличения. Один лишь эпизод из ее длинной, протянувшейся почти что от начала и до конца столетия, жизни. Поздней осенью 1942 года их, жен комсостава, отправили на строительство оборонительных сооружений: они делали фашины, набивая песком дерюжные мешки. Песок приходилось доставать из реки, стоя по пояс в ледяной воде. Вот тогда получила она первые серьезные болезни, к которым ежегодно добавлялось что-то еще, как знак времени и места: голода, холода, непосильного труда, семейных неурядиц и прочего… Некогда Псково-Печерский старец Симеон (Желнин), ныне прославленный Церковью, сказал ей:
— Живи для других, Александрушка, и сама спасешься! Больше уединяйся, уединение способствует спасению. Помни это, особенно, когда годы подойдут. Тогда это особенно будет важно! Ибо сказал Господь: “В чем застану, в том и судить буду!” Как доживешь до моих лет, припомни эти мои слова: живи для других, уединяйся и причащайся Святых Тайн еженедельно!
— Доживу ли, батюшка? — с сомнением спросила она. — Здоровье-то и сейчас не то.
— Доживешь, доживешь, матушка, — махнул рукой старец, — и еще переживешь.
Александра Петровна пережила о. Симеона на тридцать восемь лет. “Любите прискорбности, любите притрудности”, — часто повторяла она нам слова псковской блаженной Екатерины Булыниной. Мне кажется, что Александра Петровна самоей своей жизнью выполнила этот завет блаженной. Последние годы она прожила вместе с двоюродной сестрицей Анастасией, которой было уже без малого девяносто. Матушка Анастасия, неутомимая творительница Иисусовой молитвы, не могла самостоятельно передвигаться и дни и ночи проводила либо сидя на стульчике подле кроватки, либо полулежа на ней. Младшая сестрица, и сама-то едва двигающаяся, относилась к старшенькой с трогательной материнской заботой.
Александру Петровну спрашивали, почему не уезжают они, почему мыкают горе, две безпомощные старухи, полагаясь на свою сомнительную самостоятельность? Почему? Действительно, почему? Ведь могли бы уехать к сыну священнику (который постоянно упрашивал приехать, звал), к дочери, к внуку, наконец, известному в С.-Петербурге протодиакону? Могли бы, конечно... если бы перечеркнули всю предыдущую свою жизнь, все, во что верили, что исповедовали. С юности им, живущим церковной жизнью, говорили про скорби, про болезни, про терпение и смирение. И они повторяли о том же другим. Теперь приспело время самым делом исполнить все эти слова. Это самое трудное в жизни нашей — чтобы слова не рознились с делами. Самое, верно, главное и спасительное!
В 1994 году старшая сестрица все же покинула младшую, покинула, чтобы уйти в путь всея земли… Помню свое последнее к ней слово, опубликованное в “Благодатных лучах”.
Многие же будут первые последними, и последние первыми (Мф. 19, 30). К сожалению, мы часто забываем эти слова Спасителя и судим о людях по той славе, которую сами же им воздаем. Да будут нам в назидание слова древнего подвижника аввы Агафона: “Ин суд человеческий, и ин суд Божий”.
Недавно, в канун радоницы, тихо отошла ко Господу раба Божия Анастасия. Она прожила долгую жизнь (89 лет), не накопила богатств земных, но зато сполна испила из чаши скорбей и страданий, выпавших в нынешнем столетии на долю русского народа. Подлинными же сокровищами, которые сумела она стяжать, стали глубочайшее смирение и высочайшая любовь к Богу и ближним своим. Такие богатства не подвластны тлену и смерти: они во веки пребудут с каждым, кто сумеет обрести их.
Когда я немощен, тогда силен (2 Кор. 12, 10) — эти слова св. апостола воистину определили последние годы жизни матушки Анастасии. Прикованная тяжелым недугом к постели, она непрестанно молилась, молилась о всех, кого знала и помнила, о живых и умерших. И верю, что молитвы эти не остались не услышанными...
Показателен такой случай, который произошел незадолго до ее смерти. Накануне Пасхи, ее духовному отцу, старенькому священнику о. Иоанну, явилась во сне давно умершая певчая Анна и сказала: “Анастасия должна лежать рядом со мной”. И действительно, на погосте Камно, где она (Анна) похоронена чудом сохранилось свободное место, скрытое от любопытных крестом и надгробной плитой (хотя захоронения там не было). Так и сбылось. Матушка Анастасия была погребена в этом месте, буквально в нескольких метрах от западной стены церкви св. великомученика и Победоносца Георгия. Господь явил ей Свою милость, в назидание нам, живущим.
Хочу сказать несколько слов о ее кончине. До последнего издыхания она сохраняла ясность ума: простилась со сродниками и внуком: просила, чтобы они чаще исповедывались и причащались Св. Тайн; благословила всех и, закрыв глаза, тихо отошла ко Господу, под чтение канона на исход души. Подлинно христианская кончина. Она и сейчас еще пред глазами моими: тихая, маленькая, легкая, как былинка, чуть слышным шепотом творящая свою безпрестанную молитву... Вечная тебе память!”2
Это Александра Петровна познакомила нас с замечательным камновским батюшкой о. Валентином Мордасовым, ставшим на последующие шесть лет (до своей кончины, последовавшей 18 июля 1998 г.) моим духовным наставником. Она рассказала нам о старце Симеоне Псково-Печерском, псковском блаженном Василие Графове, блаженной монахине Екатерине (Булыниной), блаженной Анастасии Струлицкой и других, которых знала лично и духовными советами которых руководствовалась всю свою жизнь.
Некий иностранец с известной долей юмора подметил: “Отчего это у вас в России в храмах на исповедь выстраиваются очереди преимущественно из женщин? Наверное, они у вас очень грешные?” Не знаю, что ему ответили. Да и требовался ли ему ответ? Я бы, наверное, сказал так: не более, чем следовавшие за Спасителем жены-мироносицы: и те не оставили своего Господа до конца, и эти, — наши бабушки-старушки, с костыликами, в простых ситцевых платочках, — безропотно следуя за духовными отцами, вынесли на своих хрупких плечах Церковь Православную в годину лютых гонений и испытаний. Спаси вас, Господи, наши дорогие матери и бабушки!
Игорь Изборцев
(Из книги «О тех, кто идет впереди нас»)