Что такое русский старец? Это носитель «ума Христова», выразитель внутренней силы Церкви, как апостолы и мученики, вместитель не только сердечного опыта, но и сверхъестественных даров: различения духов, прозорливости, врачевания. Недаром прп. Симеон Новый Богослов называл своего авву «апостолом и учеником Христа», подчеркивая сущность его служения.
Попробуем воспроизвести картину из жизни русского старчества. «Келлия старца, — писали об Оптинском старце Леониде, — от раннего утра до поздней ночи наполненная приходившими к нему за духовной помощью, представляла картину, достойную кисти художника. Старец в белой одежде, в короткой мантии, был виден из-за круга учеников своих, которые стояли перед ним на коленях и лица их были одушевлены разными выражениями чувств. Иной приносил покаяние в таком грехе, о котором и не помыслил бы не проходивший послушания; другой со слезами и страхом признавался в неумышленном оскорблении брата. На одном лице горел стыд, что не может одолеть помыслов, от которых желал бы идти на конец света; на другом выражалась хладнокровная улыбка неверия ко всему видимому: он пришел, наряду с другими, явиться только к старцу и уйти неисцеленным; но и он, страшась проницательного его взгляда и обличительного слова, потуплял очи и смягчал голос, как бы желая смягчить своего судию ложным смирением. Здесь видно было истинное послушание, готовое лобызать ноги старца; там немощный, отринутый всем миром, болезненный юноша не отходил от колен о. Леонида, как от доилицы ее питомец. Между прочими видна была седая голова воина, служившего некогда в отечественной брани, и теперь ополчившегося, под начальством такого искусного вождя, против врагов невидимых. Здесь белелись и власы старца, который, признавая свое неискусство в монашестве, начинал азбуку духовную, когда мир признавал его наставником».
Вот таким разнообразным обществом был окружен старец. Кажется, вся Русь пришла испросить его советов и святых молитв. Вся Русь смиренно преклонила пред ним колени и обрела — пусть на мгновение, на миг — в убогой келии старца блаженный и успокоительный кров от века взыскуемого града Небесного. «Собрание смиренных, яко собрание Серафимов», — сказал св. Исаак Сирин…
Воистину так! Тем, кто бывал, например, у о. Николая Гурьянова, картина эта знакома до сердечной боли, т.е. и сегодня ничего не изменилось, и народ православный также ищет в смиренных старческих кельях ответов на самые насущные вопросы.
Отец Николай был назначен настоятелем храма свт. Николая на острове Залита 21 октября 1958 года и прослужил Богу и Церкви православной на этом благословенном месте 44 года. Здесь он возрос в меру возраста Христова и стал великим молитвенником и наставником народа — старцем Николаем с о. Залита. Мало кто знает, что судьба его могла пойти по иному руслу: в 1971 году батюшку Николая чуть было не перевели на служение в Псков в Свято-Троицкий Кафедральный Собор.
Митрополит Иоанн (Разумов) и иподиакон Владимир Степанов
Об этом свидетельствуют два сохранившихся письма: о. Николая к Управляющему Псковской епархии архиепископу Иоанну (Разумову) и обратный ответ Владыки. Этот рассказ в письмах хорошо иллюстрирует не только тягостную атмосферу советского безвременья, но и любовь жителей острова Залита к своему пастырю; а также трогательные, высокодуховные, братские во Христе, отношения Псковского архипастыря и залитского батюшки, отца Николая. Вот эти письма.
О. Залит
Высокопреосвященнейший Владыка Иоанн!
Мое недостоинство к Вашему Высокопреосвященству обращается хотя и с обычным недоразумением, но не без боли в сердце. А именно: наш достоуважаемый церковный староста Л. под предлогом болезни 26 сего месяца отказалась работать в Церкви. Все полномочия и обязанности председателя Церковного Совета с себя сложила, другого же кандидата на ее место у нас пока не предвидится: все добрые людчики побаиваются, как бы не потерять трудовой пенсии.
Как быть и как выйти из создавшегося положения? Без милости Божией и мудрости Вашего Высокопреосвященства, как видно, нам не обойтись. И моя просьба от лица всех болельщиков о благе Церковном к Вам, пожалуйста, подскажите нашей церковной общине, через помощника старосты Николая Андреевича, благодатный святительский совет об избрании достойного старосты.
Коленопреклоненно испрашиваю Вашего Архипастырского благословения и прощения за безпокойство, недостойный послушник и богомолец Вашего Высокопреосвященства,
прот. Гурьянов о. Н.
28 декабря 1971 года
Ваше Высокоблагословение,
достопочтеннейший и глубоко всеми почитаемый,
дорогой батюшка, отец Николай!
Осмелюсь уведомить Вас, что помощник Вашей Церкви вручил мне сегодня пакет Вашего Высокоблагословения.
Ваше письмо наполнено до верхов скорбями, заботами, недоумениями и суетливыми раздумьями. Прочитав его, я был очень озабочен ввиду того, как Вы пишите, что у Вас нет людей, кто бы мог встать на дело церковного старосты, и меня тут осенила мысль: для пользы дела Церкви Вас переместить на служение в наш Свято-Троицкий Кафедральный Собор, а на Ваше место к Святителю Николаю Залитскому, даровать это место давно уже просящемуся о. Алексию М., матушка которого восполнит место церковного старосты и сразу все Ваши недоумения разрешатся для Вас в очень положительную сторону!
Но к моему великому огорчению, я должен Вам об этом сообщить, что у Вас очень хороший помощник церковного старосты. Он заявил, что залитяне никуда не отпустят ни на один шаг Вас от себя и не расстанутся с Вами никогда…
Дорогой батюшка, отец Николай! Ведь до беды далеко и Вы посоветуйте своим членам Церковного Совета с этим вопросом не торопиться: болеют не все к смерти, а некоторые к жизни вечной… На первую декаду 1972 г. поручаю временно управлять делами церковного старосты сему мужу Николаю Андреевичу, а за это время Вам сам Святитель Николай поможет выйти из этого затруднения, Он пошлет хорошего, доброго человека, который и возьмет по Вашему благословению и народному избранию, звание и тяготы, заботу и работу по должности церковного старосты!
Вашу богомудрую пастырскую разумность я вручаю под омофор Святителю Николаю и от всей души желаю Вам новогодние праздники и Рождество Христово встретить в мирном благодушии и благоденствии, и чтобы Ваше вечно трепещущее сердечко, вместе со светлыми ликами Небесных Ангелов, встретило грядущего Спасителя мира, нас ради человечества и нашего ради спасения, на нашу грешную землю пришедшего, чтобы воспринять и наше человеческое, хотя и убогое, но усердное пение: “Слава в Вышних Богу, на земле мир, в человецех благоволение!”
Спаси Вас, Господи, за Вашу любовь к нашей Родине, Отечеству нашему, за Вашу преданность и верность Русской Православной Церкви, которую Вы не словами, а добрыми делами подтверждаете каждый год. За Ваши понесенные труды и Вашу неустанную заботу об изыскании денежных средств, принесенных на Алтарь Родины, от лица Русской Православной Церкви и всего нашего доброго народа выражаю Вам нашу архипастырскую благодарность, пребывая к Вашей почитаемой Святыне с глубоким уважением и братской о Христе любовию, просяще взаимных святых молитв, Ваш постоянный богомолец,
Иоанн, архиепископ Псковский
28 декабря 1971 г.
Так Промысел Божий сохранил этот светочь праведности — старца Николая Гурьянова — на определенном ему свыше месте служения, и десятки тысяч людей, прибегая к его молитвам, наставлениям, советам и благословлениям, встали на путь веры, путь обретения блаженной будущей жизни…
«Остров Талабск, или, как его называли в советское время, — Залита, — вспоминает игумен N., — стал местом средостения неба и земли, Ангелов и человеков. Именно здесь Господь открывает горящий и пламенеющий на свешнике Святой Церкви светильник, чтобы он светил не только тем, кои молятся Богу в храмах Божиих, но и тем, иже в храме не суть. Ибо милость Божия неизреченна, она хочет довести до сознания всех людей, что смысл жизни не в том, чтобы наслаждаться благами сей временной жизни, брать все от нее, причем не в пользу, а во вред, но есть высшая цель богоугождения и блаженного соединения с Ним еще здесь, на земле, прежде наслаждения благами в будущей безконечной жизни. Господь и являет таких наставников, чтобы всем благовестили они о Боге и Его благодати, чтобы все могли видеть их свет и познавать Виновника всего существующего — Господа Бога, научались размышлять о смысле жизни и ее назначении. Бог хочет, чтобы все веровали правильно, по православному, ибо это гарантирует спасение, и только это. Великое дело прожить жизнь и не ошибочно хранить веру правильную, спасительную, Богом данную. В противном случае скажет Судия на Страшном суде: “Отойдите от Меня, делатели неправды, Я вас никогда не знал”. Бог хочет, чтобы могли креститься Крещением водным, научаясь жить так, как требует Крещение, а в итоге получить спасение вечное во Христе Иисусе. Вот и дарует Господь для всех людей таких светильников, чтобы, видя святую жизнь их, они прославляли Отца Небесного и на Страшном суде чтобы не говорили: “Я не знал веры и как я мог знать?”
К старцу Николаю притекали за наставлением и разрешением различных недоумений и вопросов даже из монастырей Русской Православной Церкви. Да и нет храма в России, где не знали бы его и не подвизались бы по его святым молитвам на своих местах. Он вмещал в свое сердце людские скорби и страдания, с особой нежной любовию встречал и провожал всех притекающих к нему и пламенно молился за всех людей и за весь мир…»
Игорь Александрович Смолькин (Изборцев), секретарь Союза писателей России, председатель Псковского регионального отделения СПР



