После ухода в блаженную вечность в 1998 году моего духовного наставника протоиерея Валентина Мордасова я долгие годы искал пастыря, подобного ему мудростью, ревностью по Бозе, любовью к своей пастве. Много встречал замечательных священников – умных, талантливых, преданных своему служению. Но такого, как он не нашел. Не случайно отца Валентина называли «един от древних». Он словно вышел из Патериков и вернулся туда после блаженной кончины дорогой святых. Поэтому часто привожу себе на память встречи и беседы с ним. Вот некоторые воспоминания…
Отец Валентин очень заботился о духовном просвещении своих прихожан. В Георгиевском храме погоста Камно, благодаря батюшкиной работе с православными издательствами, был большой выбор духовной литературы. Это сегодня в каждой церковной лавке есть книги, кажется, на всякую духовную потребу, а тогда, в начале 90-х, православное книгоиздание лишь набирало силу. Поэтому в Камно за духовной пищей приезжало множество людей, и не только миряне, но и духовенство – настоятели храмов, насельники монастырей. Часто батюшку просили найти, оставить нужную книжечку и он, конечно же, не отказывал. Вот одно такое прошение из Псково-Печерского монастыря:
«Дорогой отец Валентин! Пишет Вам грешный иеромонах Мефодий. У вас там были мои знакомые в церкви. Они мне показали, какие книжки, брошюрки у Вас купили, и Вы сами им тоже подарили. Мне очень понравилась одна брошюрка: тонкая книжка, где душу несут два черных ангела с черными крыльями... Несут эту душу в ад... Очень поучительно. Я им сказал: “Почему мне не купили?” Они говорят: “Не знали”. Если еще осталась такая, отец Валентин, то, пожалуйста, захватите, когда поедете к нам в гости. Отец Иоанн (Крестьянкин) пока уехал на два месяца в отпуск.
С уважением,
грешный иеромонах Мефодий»
В центре архимандрит Иоанн (Крестьянкин), справа от него протоиерей Валентин Мордасов
Теперь, спустя много лет, духовные чада отца Валентина в полной мере осознали, что значила для них его молитва. “Помолитесь, батюшка, о том-то и том-то”, – бывало попросит кто-то. Батюшка улыбнется в ответ, благословит на дорогу, но всегда выполнит такую просьбу. И все, по его святой молитве, чудесным образом исправлялось и налаживалось. Любая дальняя дорога с батюшкиного благословения становилась простой и легкой...
Часто после службы или по вечерам батюшка собирал в храме для совместной молитвы некоторых из прихожан. Молились о болящих и скорбящих, о разрешении важных церковных нужд, читали акафисты, каноны. Батюшка говорил, что совместная молитва имеет особую силу, по слову Спасителя: где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф. 18; 20).
Но не только о спасении душ мирян думал мудрый пастырь, его духовное попечение простиралось и на воспитание молодых священнослужителей. Сохранилось много батюшкиных записей в его духовных тетрадях об ответственности священника и пастырском пути вообще.
Вот приводит он слова преподобного Симеона Нового Богослова: «Итак, отче духовный, надлежит тебе прежде соделаться учеником Христовым и добре научиться заповедям Его и Таинствам, – и тогда уже браться учить других; надлежит тебе прежде подчиниться и последовать духовному отцу, который провел бы тебя путем, ведущим ко Христу, так чтобы ты достиг Христа или, лучше сказать, чтобы тебя обрел Христос; причем надлежит тебе заметить все повороты и все знаки пути, которым незаблудно проведет он тебя туда, где увидишь ты Христа, благодатию Святаго Духа; и тогда уже руководи и других ко Христу; надлежит тебе прежде самому просветиться истинным светом, а после того вводить и других в сей свет; надлежит тебе прежде самому получить христианскую свободу, а потом берись руководить к ней и других; ибо совершенно безсмысленен и безрассуден есть тот, кто, будучи сам рабом, берется освобождать сорабов своих, восхищая власть господина своего».
«Велика ответственность пастыря духовного, - пишет далее батюшка, - об этом всегда неустанно напоминали богомудрые отцы и учители Церкви Православной. Сегодня это особенно важно, так как множество волков, рядящихся в овечьи шкуры, расхищают словесное стадо Христово, вносят в умы людей ложные представления о Боге, о Церкви Его, о том, как нам следует подвизаться на пути спасения. Поэтому духовному отцу сегодня следует твердо помнить и выполнять наказ преподобного Симеона Нового Богослова: “...отче духовный, надлежит тебе прежде соделаться учеником Христовым и добре научиться заповедям Его и Таинствам, – и тогда уже браться учить других...”
Расскажу несколько запомнившихся мне случаев, относящихся к теме нашего разговора.
Однажды Господь свел меня с одним сельским батюшкой – серьезным, опытным священником и хорошим духовным руководителем. Была у него одна особенность: за долгие годы пастырского служения он никогда не покидал своего прихода. В разговоре батюшка пояснил мне, почему всю свою жизнь он неукоснительно придерживался этого правила. «Поехал, к примеру, сельский батюшка помолиться в Киев, – с хитрым прищуром начал он свой рассказ, – поклониться святым мощам подвижников Киево-Печерских. Что и говорить: дело хорошее. Только он уехал, приходит одна прихожанка и просит срочно покрестить больного ребенка. А ей говорят: “Батюшка на богомолье уехал”. Пошла прихожанка ни с чем. А через некоторое время стучится старушка, просит пособоровать своего старичка, больно уж плох. “На богомолье батюшка”, – отвечают ей. Следом мужчина является и слезно просит причастить его тяжко болящую жену. Но и он с неутешительным ответом отправляется восвояси. То же слышат и пришедшие отпеть усопшую, и все те, у кого в эти дни возникла нужда получить помощь православного священника... В итоге все ожидают нашего батюшку; вместо радости от совершенного паломничества, – горе, слезы и обида его же прихожан; у одних умер некрещеным младенец, у других родственники перед смертью не получили напутствия, третьи хоронили своих близких без отпевания, как язычники». Вот такую безрадостную картину нарисовал мне рассказчик. С той поры на всю жизнь запомнил я, что нельзя без веской причины священнику отлучаться от своего прихода.
Много лет назад, когда я только начинал свой пастырский путь, Промыслом Божиим имел я встречу с одним пожилым священником. Тот, делясь своим богатым пастырским опытом, между прочим, посетовал, что с годами потерял ревность по Бозе. “В молодые годы, – рассказывал он, – бывало, ночами молился, клал по множеству поклонов, без устали читал божественные книги, постился по Уставу, вообще ревностно работал Богу, а к старости все это оставило меня, отошло, и возникло даже некое равнодушие”. В ту пору, по молодости лет, я не смог найти ответ на этот вопрос, хотя не раз слышал подобное и от других священников. И лишь много лет спустя в неиссякаемой сокровищнице святоотеческой мудрости почерпнул нужный ответ. Оказывается, многие священники теряли свою пастырскую ревность по той причине, что редко сами прибегали к Таинству Исповеди. В результате от них отходила благодать Божия, и поэтому возникали трудности в выполнении своего пастырского и христианского долга.
Хочу сказать несколько слов о важности для священника не забывать о проповеди. Один ныне уже покойный священник, отец Иоанн, рассказал мне следующую историю, услышанную им, в свою очередь, от некоего монаха в монастыре. “Батюшка, – спросил его тот монах, – говорите ли вы проповеди людям в храме?” – “Когда народу много, то говорю; когда же мало, то нет”, – ответил отец Иоанн. “Я потому это спрашиваю, – продолжал монах, – что однажды, по воле Божией, я умирал на три дня, после чего ожил. Так вот, в эти три дня мне показана была загробная жизнь – ад и рай. Среди прочего, я побывал в некоем мрачном подземелье и видел томящегося там священника. На мой вопрос о причине своего заточения, он рассказал, что при жизни, которую хотя и проводил благочестиво, не до конца выполнял свой пастырский долг: не учил людей слову и закону Божию, не возвещал им Божественную волю. За таковое молчание и подпал он настоящему наказанию... Позже, читая книгу пророка Исаии, я узнал, что говорит Господь про таковых пастырей: все они немые псы, не могущие лаять, бредящие лежа, любящие спать. И это псы, жадные душею, не знающие сытости; и это пастыри безсмысленные... (Ис. 56; 10-11)”.
Действительно, будет ли кто держать дома пса, который не желает лаять и стеречь дом?
В заключение сегодняшнего разговора расскажу историю из жизни великого подвижника нашего времени, старца иеросхимонаха Серафима Вырицкого.
Однажды в дом, где жил старец Серафим, ворвались чекисты и стали производить обыск. Особенно грубо и непочтительно вел себя один из них, высокий мужчина в кожаной куртке. Старец спокойно сносил все поношения и угрозы в свой адрес и вдруг, внимательно посмотрев на высокого грубого чекиста, кротко и ласково сказал ему: “Тебя дома ждут, иди поскорее”. Тот оторопел, не ожидая видно услышать ничего подобного, хотел ответить очередной грубостью, но отчего-то смолчал, задумался и вдруг, внезапно прервав свое неблаговидное занятие, действительно отправился домой. Известно, что дома он буквально вытащил из петли свою жену. Приди он минутой позже – случилось бы непоправимое... Так батюшка Серафим исполнил свой пастырский долг и в отношении человека, притесняющего и гонящего его, выказав при этом чудесную прозорливость.
Псковский район, 1997 год»
Игорь Александрович Смолькин (Изборцев), секретарь Союза писателей России, председатель Псковского регионального отделения СПР


