На рубеже XIX и ХХ веков в Крыпецком монастыре подвизался в подвиге блаженный монах Корнилий. Он стал широко известен во всей России в связи с необычным “завещанием-пророчеством” о своем погребении “головою на север”. Слова монаха Корнилия “и будет это (погребение) на бедствие России”, не могли не привлечь внимания к личности смиренного инока, дерзновенно связавшего образ своего погребения с судьбами одного из величайших государств мира.
Блаженный монах Корнилий, который в миру носил имя Лука, родился в деревне Великое Село Кривовицкого прихода Вышнегалковской волости, расположенной в 7-8 километрах от Пскова.
О детстве м. Корнилия сохранилось очень мало сведений. Мальчик Лука с трех лет был наделен удивительным даром прозорливости. В этом он напоминает схиархимандрита Спасо-Елеазаровой пустыни старца Гавриила,1 скончавшегося в 1915 г. в Казани, который, будучи десятилетним мальчиком, видел то, что происходило в ближайшей деревне, знал то, что произойдет в ближайшие дни. Схиархимандрит Гавриил объяснил позже эту удивительную способность чистотою детского сердца...
С детских лет, как пишет священник Алексий Ионов,2 Лука любил брать на себя чужие грехи. Все ребячьи проделки, проказы своих сверстников он обычно приписывал себе. “Бывало, вытащат ребятишки у кого-нибудь бураки в огороде, а он уже кричит: “Это я, это я!” Ну, конечно, его и ругали, и наказывали”, — рассказывает Василий Графов 3. Уже в детстве Лука отличался благочестием. Любил посещать храм Божий. Пастушком, он часто оставлял свое стадо на волю Божию, а сам уходил к церковной службе. И стадо его не разбегалось: “Сам Бог пас его коровушек”,— говорил псковский юродивый, болящий Матфей Мальский 4. Монах Корнилий был безграмотен. “Когда я как-то сдуру поставил ему это на вид, — рассказывает Василий Графов, — о. Корнилий на это только кротко ответил: “Что птицы говорят, я и то знаю... ””. Был полуслеп. Где и когда пострижен в монашество — неизвестно. Вероятнее всего, что в ранней молодости ушел в Крыпецкий монастырь на послушание и там же был причислен к иноческому лику.
В обители прп. Саввы Крыпецкого Чудотворца монах Корнилий нес послушание по сбору пожертвований на монастырь. Одно время был гостинником. Братия не особенно долюбливала о. Корнилия; его стесняли, завидовали ему, ибо много было у него почитателей. У старца не было даже отдельной келии. Собирая пожертвования на монастырь, о. Корнилий, отличался удивительной честностью. Боялся копейку на себя израсходовать, а часто была в том нужда (“хотя бы хлеба купить”). Обычно терпеливо ждал, когда кто-нибудь предложит ему подкрепиться...
Была в нем великая любовь к людям. Всех приходящих к нему чем-нибудь, да угощал. Приходящих к себе называл: “Детушки мои...” Любимым изречением старца было: “Другому пожелаешь — себе получишь!” Собирая на монастырь, собирал обыкновенно больше всех. Но и способы сбора у него были особенные. “Бывало приедет на Талабские острова, — рассказывала его односельчанка Анна Федоровна, — сядет в какой-нибудь избе под иконами и начнет молиться — поминает усопших. Всех помянет. И откуда он знал имена? Ну, рыбачки и несут ему снетки в благодарность. Ему и ходить не надо...”
Часто о. Корнилий брал руку приходящего к нему, ощупывал ее и, как будто гадая, начинал говорить “на пользу”. Предсказывал и смерть, и богатство, и счастье, и горе...
“А мне, — свидетельствует Василий Графов, — о. Корнилий говорил: “за руку беру — для отвода... Я, ведь, и так знаю...””
Имел простой нрав. А по Иоанну Лествичнику — это самое главное... “И с пьяницей посидит, бывало, никого не осуждал. Был очень радушен”.
Юродствовал. Вот, например, как о. Корнилий предсказал смерть одного своего односельчанина С., занимавшегося извозом. Однажды С. вез о. Корнилия куда-то, а тот в пути трижды вываливался из саней в глубокий снег. Непонятно было С., к чему это о. Корнилий валяется и о своем недоумении рассказал он своим домашним. Но прошло несколько дней и С., возвращаясь в нетрезвом состоянии из города, выпал сам из саней и замерз в открытом поле...
Нередко монах Корнилий юродствовал, надевая на себя личину пьяницы, что многих часто соблазняло. Искавшим у него советов “на пользу души”, говаривал: “И что вы нашли в монахе, который так любит пить вино...”. Василию же Графову говорил — делился: “Мне вино пить, что на крест идти...”.
Своему духовнику каялся в чужих грехах. “Был бездна смирения, — вспоминал Василий Графов, — и все терпел. Скрывал себя...”.
Отец Корнилий высоко чтил память св. пророка Илии. Приходящих к нему побуждал молиться этому ветхозаветному праведнику. “А то плохо будет”, — добавлял старец. Небезынтересно вспомнить, что мировая война 1914 года была объявлена 19-го июля ст. ст. — в канун Ильина дня. Не ту ли войну предрекал о. Корнилий? О смирении старца рассказывает Анна Федорова, крестьянка Великого Села. “Сама, батюшка, видела, как однажды к о. Корнилию в келью вошел за чем-то какой-то монах. Отец Корнилий сразу же встал и поклонился ему в ноги со словами: “Прости меня...””.
Отец Корнилий предсказал день и час своей смерти. Перед смертью просил Василия Графова сходить к своим благодетелям. “Скоро умирать буду. Пусть придут попрощаться!”
Анна Федоровна рассказывала: “Моя золовка Анна была у него перед его кончиной. Собралась домой, а он и говорит: “Погости, Аннушка, поухаживай, скоро моя смерть”. Не осталась Анна: побоялась отца. А о. Корнилий через 2 дня и умер...”.
Говорил о. Корнилий и о том, что тело его не опустят в землю в день отпевания. И, действительно, гроб старца после отпевания не сразу был предан земле, потому что о. настоятеля не было тогда в монастыре. На время гроб поставили в склеп под часовней. “Я пришла, — рассказывает Анна Федоровна, — помолилась, гробу его поклонилась. Настоятеля не дождались и хоронили его монастырские работники, которые из-за какого-то поругания над старцем положили его головою... на север”. Так исполнилось пророчество о. Корнилия о своем необычном погребении.
Блаженный монах Корнилий
“Похоронят меня, — говорил, — вся Россия заплачет”. Он отошел ко Господу 28 декабря (ст. ст.) 1903 года, на четвертый день Рождества Христова, за год до начала Русско-японской войны. Не с этого ли времени стала “плакать Россия?” Отовсюду надвинулись на многострадальную Родину нашу беды и злые напасти.
Но блаженный монах Корнилий предсказывал и конец этих бедствий. “Когда тело мое переложат как следует, тогда и окончатся бедствия России...” Говорил также: “Выроют меня, в раку положат”. Предвидел как будто нетление своих мощей... Монастырь наш станет лаврой! На могиле моей будет стоять храм, в котором будут совершаться ежедневные службы. По словам Василия Графова, о. Корнилий еще при своей жизни спел тропарь, который ему будут петь...
Сразу же после смерти о. Корнилия, на его могиле стала совершаться постоянно панихида. “У преп. Саввы — молебны, — рассказывал о. Амфилохий, — а у старца Корнилия — панихиды служились”. В день его кончины неизвестный благотворитель присылал в обитель из года в год пуд осетрины.
Попытка выполнить волю почившего в 1918 году
Пророчество блаж. Корнилия о грядущих бедствиях России является, конечно, одним из самых важнейших. Связанное с его личной кончиной и образом погребения, оно приобретает еще большую выразительность.
В 1918 г. немецкими войсками был оккупирован Псков. Талабские острова были захвачены “батькой” Балаховичем, на ст. Торошино стоял красноармейский отряд Серебрякова.
И вот, в эти смутные дни вспомнили иноки Крыпецкого монастыря о пророчестве своего блаженного собрата: “Переложат меня — все успокоится!”
Игумен Нафанаил созвал братию на совет. Там и решили исполнить волю почившего о. Корнилия. Так как о своей смерти о. Корнилий много говорил Марии Петровне, дочери Сиротинского священника, женщине очень высокой духовной жизни, то братия сочла необходимым пригласить ее на открытие могилы о. Корнилия, надеясь узнать от нее также точные указания старца о том, как следует правильно положить гроб.
За Марией Петровной был послан послушник Амфилохий (Егоров) впоследствии иеромонах. Несмотря на безпокойное время, он благополучно доставил Марию Петровну В Крыпицы. К вечеру могила старца была открыта. Братия отслужила великую панихиду. Гроб, действительно, был опущен неправильно. Больше на север, чем на восток. По указанию Мариии Петровны, его переложили, не открывая, на 9 часовой восход солнца.
“Когда могила была уже вновь засыпана, — вспоминал впоследствииз иеромонах Амфилохий, — Мария Петровна вдруг закричала: “Не так мы его переложили”. И стала что-то объяснять. Но было уже поздно, совершенно темно. Братья разошлись по кельям. В этот же вечер в монастырь нагрянули красногвардейцы из отряда Серебрякова. Начались допросы: “Что закапывали в могилу?” — угрожая расстрелять всех, отрядчики ускакали на ст. Торошино. Игумен Нафанаил в эту же ночь ушел в Спасо-Елеазарову пустынь. С разными приключениями ему удалось уехать к себе на родину в Полтавскую губернию, где он и умер”.
Среди почитателей блаженного о. Корнилия всегда существовала твердая уверенность в том, что в могиле о. Корнилия почивают его нетленные мощи, и что недалек тот час, когда Господь прославит их чудесами.
О духовных прозрениях блаженного Корнилия и о его помощи ближним
В 1900 году, за 17 лет до свержения дома Романовых, о. Корнилий сказал: “Не будет у нас Царя! Сменят его, как плохого хозяина...”
Своему племяннику Степану он как-то сказал: “Живи, Степушка, до 30 лет, а там — сколько хочешь!” Степан умер в 30 лет.
Феодор Иванович Соловский, из Печор, мне лично 5 рассказывал в феврале 1944 года: “Знал и я о. Корнилия. Вечная ему память! Ходил я к нему в Крыпецы молодым еще. Всю мою жизнь предсказал. На обратном пути зашел я к другому псковскому юродивому — Матфею.6 Не успел я и порога переступить, а Матфеюшка мне и говорит: “Ну, чего ты ко мне бредешь!? Тебе же Корнилий рассказал всю твою жизнь”...
Иеромонах Амфилохий рассказывает со слов служки о. Корнилия иеромонаха Иулиана следующий случай: “Ежегодно о. Корнилия посылали из монастыря на Псковское озеро для сбора снетков. Однажды он ночевал в д. Будовиж, п. Лисья (нынешняя Эстония) у купца Н., с которым о. Корнилий был хорошо знаком. Купец Н. был бездетным. О. Корнилий и говорит ему: “А хочется тебе деток-то?” — “Ну, как же! — отвечал купец. — Такой дом, столько добра!... Кому все это останется?!” О. Корнилий велел послать за вином. Когда вино было принесено, монах предложил прежде выпить купцу. Тот почему-то заупрямился. Жена же его сразу выпила предложенное вино. Укоризненно посмотрев на купца, о. Корнилий сказал ему: “Эх ты! Хотел, было, я, чтобы у тебя был сын, ан будет дочь! Через год напишите мне : о. Корнилий! У нас родилась дочь, приезжай на крестины... На крестинах у вас я буду обязательно”. И, действительно, через год о. Корнилий присутствует на семейном торжестве”.
Евдокия Васильевна Васильева из д. Хотицы Псковского района, 66 лет, мне лично рассказывала. “Было мне 13 лет. Водила я о. Корнилия как полуслепого в Псков, где он бывал у купца Хохлова, торговавшего рыбой. Бывало, идет и говорит: “Девочка, выйдешь ты замуж под город, будешь часто ездить в Псков, муж у тебя будет извозчик. В городе будешь чаек попивать...” Гладит меня по голове и говорит эти слова.
Исполнилось мне 18 лет. Посватался ко мне извозчик. Летом ломовой, зимою легковой (40 лет ездил). Так все и вышло по слову о. Корнилия. А в городе часто бывала. Зайдем с мужем в трактир и чайку попьем...”
Та же Евдокия Васильева рассказывает: “Была у меня знакомая девушка Елена. Часто она ходила к о. Корнилию и все спрашивала: выйдет ли она замуж? “Выйдешь, выйдешь, — успокаивал ее о. Корнилий. — Жених у тебя будет хороший”. — “Да кто же меня такую возьмет: глаза-то у меня нет” (один глаз у Елены вытек и был заменен стеклянным). — “Выйдешь, говорю я тебе! И будешь плавать, как чайка!”
Так и вышло. Сосватали Елену на Талабские острова, и стала ездить она на лодке, “как чайка”. Муж дровами торговал, а лодка у него на парусах. Вот едешь по озеру, и, правда, “как чайка”...
“Много людей к о. Корнилию ходило, — закончила Евдокия, — Веровали в него!”...
Анна Федорова, крестьянка из д. Великое Село, односельчанка о. Корнилия, мне лично рассказывала: “Была я как-то с мужем в Крыпецах. Зашли к о. Корнилию. Он и говорит: “Прячь свое добро, Аннушка, хороните платье, скоро красный петушок от Севастьяна Моисеева выскочит. (Севастьян Моисеев — наш сосед был.) Сгорите вы все, никак не спасетесь!” Предсказал, одним словом, пожар... Тогда же о. Корнилий посоветовал Аннушке во время пожара молиться св. ап. Иоанну Богослову. “Память у вас не отобьет... все что-нибудь да вынесете, не растеряетесь!”...
Слова о. Корнилия сбылись. Деревня Великое Село загорелась. В один час сгорело 14 жителей. Помня слова о. Корнилия, Анна Федорова молилась св. ап. Иоанну Богослову и спасла много своего добра.
Та же Анна Федорова рассказывала: “Часто о. Корнилий делал вид, что он якобы пьян. При всех шатался. Раз он такое при моем муже Василии сотворил. Сидели мы у него в келье. А тут ударили к вечерне. О. Корнилий вышел вместе с моим мужем и, идя в церковь, стал сильно сам шататься и его раскачивать. Пьяные, да и только, а они ничего и не пробовали”...
Та же Анна Федорова рассказывает: “Однажды были мы с мужем у о. Корнилия. Были там и братья моего мужа. Вышло как-то, что братья предложили моему Василию поколоть дров для старца. Василий сразу согласился. Вместе с ним пошел и Корнилий. А топор-то у них один. Василий взял топор и стал колоть. Да трудно ему: дрова плохие. А о. Корнилий взял в руки камень и стал камнем колоть дрова, да так легко, что Василий-то мой только диву дивится. Действительно, говорит он мне потом, благодать получена у о. Корнилия”...
Однажды о. Корнилий сказал монахам: “Будет у нас несчастье, молния разобьет наш монастырский погреб”. Посмеялись только монахи, вскоре же ударом молнии погреб действительно был разбит.
Однажды сказал: “Не много ты знаешь молитв, Анна Федоровна, поминай же тех, кто умер на твоей памяти, и спасешься”.
Марье Петровне, дочери иерея Петра Сиротинского погоста, под Псковом, девице строгой жизни, о. Корнилий сказал: “Будешь жить, как Иов...” В свое время Марья Петровна была зажиточным человеком. Несколько тысяч рублей отдала на украшение монастыря. Но вот начали постигать ее разные бедствия…
Накануне Ильина дня поднялся вихрь и сорвал крышу с ее домика. Два года жила она без крыши, дождь протекал... Есть было нечего. Василий Графов приносил ей хлеб. “Это было в 1918 г. Сестра Марьи Петровны Ольга ела с голоду бумагу. Марья Петровна не раз сама приходила ко мне за хлебцем, — рассказывал Василий Графов. — Исполнились слова о. Корнилия: “Мои благодетели к тебе придут. Молись!” И заплакал при этих словах старец. Так и умерла Марья Петровна в великой бедности, в бане... Сестра Марий Петровны — Ольга — была также человеком высокой духовной жизни. Про нее говорили: “Ольга — дура”, а она спасалась молчанием... “Созерцала!..”
За Красными Прудами (40 км от Пскова) лежит погост Верхний Мост, д. Платоново. Церковный староста местной церкви Петр Ильин был и строителем, и купцом. Как-то к нему пришел о. Корнилий и говорит: “Поздравляю с мальчиком!” Все смеются. Думают, шутит. У Петра Ильина было четыре дочери. Хотел сынка, конечно... Ну, и родился мальчик. О. Корнилий, предсказывая его рождение, добавил: “Только он с вами жить не захочет! Будет плакать. Будет он офицер, желтый околыш будет носить!..” Мальчик умер 3-х лет. Горько плакали родители. “Желтый околыш” — венчик на челе умершего.
Семен Ермолаев, крестьянин д. Нижние Полоски, рассказывал о. Амифилохию (Егорову) о том, как он в детстве ходил с отцом в Крыпецы.
“В монастыре мы случайно встретились с о. Корнилием. Погладил он меня, тогда мальчика, по голове и сказал: “Хороший мальчик. Будет сильным, очень сильным, но кормильцем вашим не будет...” Мои родители были уверены, что потеряют меня, но оказалось, что они раньше меня поумирали. А сильным я стал действительно...”
Иеромонах Крыпецкого монастыря Иулиан рассказывал о. Амфилохию (Егорову) о том, как по молитвам о. Корнилия Крыпецкий монастырь был спасен от стихийной катастрофы.
“Я был тогда еще молодым послушником — пономарем. Помогал изредка и о. Корнилию. То келью приведу в порядок, то дровец принесу. Однажды о.Корнилий сказал мне: “Иванушка, в такой— то день (а день назначил ровно через 2 недели!), когда отзвонишь к вечерне и подашь на “Господи воззвах...” кадило, сразу же приходи ко мне...”
Когда наступил назначенный день, я по обычаю отзвонил к вечерне. Когда стоял на колокольне, обратил внимание на грозовую тучу, что повисла над Псковом. Подав кадило на “Господь воззвах”, вышел из храма. По пути к о. Корнилию, увидел, что грозовая туча покрыла уже монастырь. О. Корнилия нашел в своей келье на молитве в, полном монашеском одеянии. Оборотясь ко мне, о. Корнилий промолвил: “За грехи наши хочет наказать нас Господь. Становись вместе со мною и будем молиться, да помилует Господь нашу обитель”. И мы стали молиться. Страшный раскат громового удара заставил нас вздрогнуть. В первый момент показалось нам, что все в монастыре разрушилось. О. Корнилий, прервав молитву, сказал: “Слава Богу! Господь помиловал наш монастырь. Сходи-ка, Иванушка, на скотный двор. Посмотри, что там такое случилось?” На скотном дворе я увидел, что пять громадных берез ударом молнии были расщеплены в мелкие щепы. Я сразу же вернулся к о. Корнилию и рассказал ему о виденном. “Этот удар был направлен на монастырь, но ради наших молитв Господь помиловал нашу обитель”, — тихо промолвил о. Корнилий.
“Однажды, — рассказывает Анна Алексеевна, — из д. Брусенки приходит к нам о. Корнилий. В руках у него 5 картофелин. “Видишь, — говорит, — какая у тебя будет семья”. Так и было. Три дочери было у меня, да сама с мужем, а всех — пять!.. Потом как-то принес 3 картошки и говорит: “Будет у вас три домика...” Так и оказалось: в самих Брусенках был у нас домик, потом, перейдя на пустошь, срубили второй там, и, наконец, на Березке купили мы уже третий, в нем вот и живем по сей день...”
Крестьянин Великого Села Иван Степанов просил у о. Корнилия благословения на переезд в город. О. Корнилий отсоветовал: “Не ходи в город. Все равно вернешься в свою деревню. Будешь на холодной печи почивать”. Иван не послушал. Переехал. Поставил в городе дом. Но недолго жил в городе. Случился пожар... Потеряв все, Иван вернулся в свою деревню. Бедствовал. Умер на холодной печи.
Приходящих в дом с иконой священников о. Корнилий велел принимать с большой любовью. “Даже если икона чудотворная, а ты не угостишь батюшку, мало будет тебе пользы...”
Крестьянка Устинья из д. Великое Село, родины о. Корнилия, рассказывает, как о. Корнилий исцелил слепую девочку: “Взял он ее ручку и повел на озеро. Омыв ее глаза водою из озера, сказал, что это святая вода! На утро прозревшая отроковица отслужила молебен прп. Савве Крыпецкому и здоровой вернулась домой”.
Отец Корнилий задолго до своей кончины пророчествовал о том, что монастырская колокольня обольется кровью. И действительно, как свидетельствовал иеромонах Крыпецкого монастыря о. Амфилохий, в ноябре 1905 или 1908 г. (точно не помню), шайкой разбойников в 40 человек на монастырь было совершено нападение с целью грабежа. Звонившего в набат слепого звонаря послушника Алексея, разбойники убили семью выстрелами. Кроме Алексея были еще убиты: ееромонах Иаков, монах Павел и трое послушников (Феодор, Георгий и Прокопий), искавшие спасение на колокольне. “Вот так и облилась колокольня кровью”, — закончил свой рассказ о. Амфилохий.
Иеромонаху Феодосию, последнему казначею Крыпецкого монастыря, о. Корнилий предсказал: “Будешь казначеем. Но в твое казначейство обитель будет поругана и закрыта”. “Так и случилось, — свидетельствует о. Амфилохий. — Монастырь в 1919 году был ликвидирован большевиками в казначейство о. Феодосия”. За 16 лет предвидел о. Корнилий печальную картину разорения своей родной обители.
Анна Федоровна из д. Великое Село рассказывала автору этих строк: “Мужу моему батюшка о. Корнилий говорил: “Не будет крестов на Крыпецком кладбище, часовню снесут, даже деревья повырубят, но потом, со временем, будет здесь деревянная церковь…”
Близкие знакомые о. Корнилия Мария Петровна Петрова, дочь священника Сиротинского погоста, что под Псковом, и некая Ксения из д. Подборовье, слышали от него пророчество о тяжких временах для русского народа. “Такое тяжелое время будет, какого еще не было никогда на Руси”, — говорил им о. Корнилий. Им же он предрек, что его похоронят “головою на север”, и что это будет на бедствие России, и что до тех пор пока не переложат его тело, на Руси будут горе и скорбь... Предрекал старец и страшный голод в России...
* * *
В 1913 году, спустя 10 лет после смерти о. Корнилия, крестьянин Василий Графов послал на имя обер-прокурора Святейшего Синода В. К. Саблера подробное жизнеописание блаженного Корнилия с просьбою исполнить последнюю волю покойного: предать его тело правильному погребению, да не обрушатся на Россию бедствия, предсказанные им.
Передаю о том, какое действие возымело сие прошение словами самого В. Графова: “И вот пришел от Саблера приказ — расследовать! Монахи Крыпецкаго монастыря быстро расследовали, — иронически рассказывал В. Графов, — отписали, что мы — знать ничего не знаем. Да... Жил просто. Но благодетелей (почитателей) у него, действительно, было много...”
Монах Феодосии, живший 10 лет с Корнилием в одной келье, и тот ничего не сказал... “В Великую Пятницу, — рассказывал он, — духовный следователь допрашивал в Крыпеце монахов. Следователем был кто-то из монашествующих Псково-Печерского монастыря. Монахи показали: “Знать ничего не знаем...” На Пасху сгорела монастырская гостиница. Думали, что сгорит вся обитель... Меня тоже допрашивали: стою босой, длинные волосы... В Печерах это было. Пишет следователь и усмехается: “Ну, думаю, ничего не выйдет...””.
Игумен Иоанникий, духовник о. Корнилия, (а ему Корнилий каялся в чужих грехах) говорил: “Мне о. Корнилий в свое время каялся и в колдовстве, и в магии, и в пьянстве...”. На следствии о. Иоанникий показал: “о. Корнилий мой духовный сын. Я знаю его. Стаканами пил вино...”
Так следствие и не дало никаких положительных результатов. Не любила братия о. Корнилия, завидовала ему, ревновала...
В одном из подотделов Поместного Собора 1917 — 1918 гг. архимандрит Спасо-Елеазаровой Пустыни, что под Псковом, о. Симеон докладывал дело о. Корнилия. Но и здесь это не вызвало интереса, многие члены Собора были склонны скорее усомниться в достоверности “пророчества-завещания” блаженного монаха. Передают такую подробность: архимандрит Симеон стучит кулаком по столу и говорит взволнованно: “Если вы, епископы, не поверите этому, то кто же тогда поверит?!.”
Рассказывали также, что о “пророчестве-завещании” блаженного монаха Корнилия уведомили одного из членов Царской Фамилии, правда, когда уже. Император Николай II отрекся от престола. “Почему вы раньше не сообщили нам? Почему так поздно?” — с горечью спрашивала Мария Павловна — одна из Великих Княгинь. 7
Обретение мощей блаженного монаха Корнилия
Почитание старца Корнилия, начатое еще при его жизни, с течением времени не ослабевало, а, напротив, усиливалось. Пророчество же о страданиях России, в связи с неправильным его захоронением, и окончание бедствий ее после правильного переложения останков старца создавало особую настроенность в среде верующих людей. Было несколько попыток выполнить волю почившего. Но сроки, отведенные Божиим Промыслом, все не наступали...8
И вот, 22 июля 1997 года, по благословению Архиепископа Псковского и Великолукского Евсевия, решено было приступить к открытию могилы блаженного монаха Корнилия.
В 8 часов утра наместник игумен Дамаскин отслужил заупокойную литию по старцу Корнилию и благословил пятерых мужчин откапывать могилу. Сначала сняли с могилы памятник и ограду, очертили четырехугольник, который и стали обкапывать. Во время раскопок находили безпорядочное расположенные различные кости, черепа и прочие останки от захоронений, К месту раскопок кроме указанных лиц никто не допускался. Иногда приходил о. наместник, наблюдая и спрашивая о ходе работ. К вечеру могила была раскрыта более чем на 1,5 метра в глубину и площадью примерно в 4 кв. метра. Но следов от останков блаженного монаха Корнилия еще не обнаружили. Наконец, в восточной стороне могилы, заметили бусинки от монашеских четок. Стали копать в этом направлении и наткнулись на остатки истлевшего гроба. Но было уже поздно и работу перенесли на следующий день.
Утром о. Дамаскин снова отслужил заупокойную литию, и братия в том же составе приступила к дальнейшим раскопкам. Ко второй половине дня найдены были: полный скелет человека, часть монашеской одежды и деревянный крест.
Погода в июле стояла жаркая и сухая, дождей не было уже несколько недель. И вдруг, средь ясного неба набежали тучи, и хлынул проливной ливень с крупным градом. Причем, в окрестных деревнях в тот день дождя не было. Что это было? Знамение? Как бы то ни было, мощи решили перенести в храм. Не оставлять же их было в залитой водой могиле?
Под звон колоколов и пение “Трисвятого” гроб с останками о. Корнилия перенесли в нижний придел пяточисленных мучеников Иоанно-Богословского собора.
Мощи блаженного монаха Корнилия
Все бывшие очевидцами обретения мощей блаженного монаха Корнилия свидетельствовали о том, что происходит что-то необычное в их жизни. Многие ощущали в себе внутренний духовный подъем и умиротворение на душе. Даже скептически настроенные люди не остались равнодушными к происходящему…
Владыка Евсевий благословил оставить мощи в храме до определения Высшего Церковного Священноначалия.
Синодальная комиссия по канонизации святых на своем заседании 15-16 сентября 1999 года тщательно рассмотрела переданные Архиепископом Евсевием материалы о жизни и почитании монаха Крыпецкого монастыря Корнилия.
Крыпецкий монастырь с высоты птичьего полета
По рассмотрении благочестивой подвижнической жизни монаха Корнилия, которую он провел в высоком подвиге юродства Христа ради, смирении, посте и послушании; его милости в отношении страждущих и помощи ищущим спасения, а также обильных чудотворений, явленных через него как при жизни, так и после кончины всем, кто с верою и любовию притекал к нему, Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II было благословлено прославление монаха Корнилия как местно-чтимого преподобного святого Псковской епархии, а также утвержден проект Деяний святого, предоставленный Высокопреосвященнейшим Евсевием, Архиепископом Псковским и Великолукским.
День прославления преподобного Корнилия Крыпецкого, согласно Деянию святого, приурочен ко дню кончины старца — 28 декабря по старому стилю 1999 года или 10 января по новому стилю 2000 года.
Игорь Александрович Смолькин (Изборцев), секретарь Союза писателей России, председатель Псковского регионального отделения СПР
Примечания:
1 Схиархимандрит Гавриил (Зырянов), см. о нем в соответствующей главе настоящей книги.
2 Священник Алексий Ионов — миссионер, знаменитый проповедник — служил по благословению митрополита Сергия (Воскресенского) в Варлаамовской церкви г. Пскова по 1943 г. Скончался в 1977 г. Его очерк “Блаженный монах Корнилий”, изданный в Риге, в1944 г. послужил основным источником для данной публикации.
6 Имеется ввиду блаженный Матфей Мальский.
7 Великая Княгиня Мария Павловна (младшая) посетила Крыпецкий монастырь 9 августа 1916 года.




