Так сбываются предсказания святых
Идёт Великий пост. И вот что следует делать, как советует старец протоиерей Валентин Мордасов, в эти дни:
«Размышлять о своих грехах, сокрушаться о них, чтобы умилостивить Господа. Сегодня мы побеседуем об этом, вспомним, что мы должны знать о том, как прощаются грехи. Во-первых, прощаются во время исповеди священнику. Пока мы живём, надо вычёркивать всё худое, что начертали мы на страницах нашей мрачной жизни своими грехами, чтобы не отвечать нам потом на Страшном суде, да и мытарства пройти без задержки. Далее мы должны знать, что грехи прощаются, когда человек плачет о грехах, но, конечно, не отчаивается, надеясь на милосердие Божие. Когда человек милостыню творит, ибо, говорят, милостыня погашает грехи человека, как вода гасит огонь. Через терпение бедствий, как мы видим на Лазаре многострадальном, прощаются грехи человеку. Когда со смирением терпим различные скорби, болезни, беды, потерю близких, родных, тоже прощаются грехи. Прощаются грехи молитвою, как мы знаем из Евангелия, где бедная вдовица умолила неправедного судью, который воскликнул: хотя я и Бога не боюсь и людей не стыжусь, но, как эта вдова не дает мне покоя, защищу ее, чтобы она не приходила больше докучать мне (Лк. 18, 4-5). Так и Господь, когда мы просим, умоляем, прощает нам грехи. Поэтому правильно говорит святой Иоанн Кронштадтский, что Церковь – это есть место очищения грехов наших. Есть и другие возможности для избавления от грехов. Например, забытые грехи прощаются нам через таинство Соборования…»
А еще полезно общаться с духовно опытными людьми. Или хотя бы читать о них. О многих православных подвижниках рассказала нам наш добрый ангел, Александра Петровна Васильева. Вспоминала она и о блаженной Вере…
* * *
В каком году и где родилась блаженная Вера — неизвестно. Еще до войны она поселилась у Дмитриевского кладбища на берегу реки Псковы в старом доме, снимая комнату у бездетных стариков. Она была практически глухонемая, говорила невнятно, неразборчиво, более объясняясь с помощью жестов. Была она худенькой, стройной, лицом бледная. Одевалась не по-монашески, в широкое, как балахон, выгоревшее платье, скромный платочек. В народе она почиталась, как прозорливая. К ней многие приходили за советом и утешением.
Однажды, — вспоминала Александра Петровна, — я возвращалась со службы из церкви вмч. Димитрия. Решила зайти к блаженной Вере, дать ей лепточку. Посмотрела: в одном кармане у меня рубль, в другом — полтинник. Думаю, дам ей поменьше, ей ведь и так много приносят, а у меня двое сирот на иждивении и свой ребенок (муж был на фронте). Открываю калитку, а она встречает меня на крыльце и, показывая вверх, говорит: “Мама, Мама...” (значит, Матерь Божия все знает!), потом показывает на свои бока руками, как бы заглядывая то в один карман, то в другой (обличая мою скупость). Приглашает меня войти в дом и сразу открывает кухонный стол, а там пусто, хоть шаром покати... Пуст также и непокрытый щербатый стол посреди комнаты. Мне стало очень стыдно, я быстро сходила в магазин и купила для нее продуктов, каких смогла...
Другая моя знакомая, Ирина из Крестов, рассказывала, как однажды она зашла к блаженной Вере, а та вдруг взяла полено от плиты, прижала к себе руками, как бы пряча, потом положила обратно, опять взяла... и так несколько раз. При этом она грозила Ирине пальцем. Она как бы показывала, что нельзя украдкой брать чужое. Ирина призналась, что, действительно, несколько раз уносила с работы тайком некоторые вещи... Так блаженная Вера обличала наши тайные пороки...
Одна женщина, работавшая сторожем в церкви Петра и Павла, рассказывала: Подходит к ней как-то блаженная Вера, берет за плечи и вдруг резким движением, опрокидывает на землю, прижимает ее своим телом, а в рот пихает траву. Потом подняла и показывает большой палец (это старший сын) и себе на плечи (это означало, что он будет военным), затем показывает мизинец (младший сын), делает из пальцев решетку и показывает два пальца (два года). Действительно, вскоре старший сын этой женщины был призван в армию и уехал на службу, а младший связался с плохой компанией. Они (17 человек) учинили насилие над одной девицей, причем сына этой женщины заставляли рвать траву и затыкать ею жертве насилия рот...
Помню, в 1945 году, на второй день Троицы, мы с сыном были на службе в Свято-Троицком соборе. Служил Владыка Владимир (викарий при правящем архиерее Ленинградской Епархии, Владыке Григорие (Чукове)). Народу было столько, что и яблоку негде упасть, и больше было молодежи. Посредине храма стояла икона Успения Божией Матери из Псково-Печерского монастыря. Верующие молились так, как теперь уже не умеют, но это были дни победы, дни возрождения веры, пускай и тяжелое было время — скорби о погибших близких, голода, разрухи... Как окончилась литургия, икону Успения вынесли из храма на площадь, чтобы отслужить молебен. В это время подошла ко мне блаженная Вера. Коснулась она моего плеча и, указывая рукой на небо, взволнованно запричитала: “Мама, Мама, Мама...”. И так несколько раз. Потом я догадалась, что это она говорила о Божией Матери, Которую, может быть, увидела своими духовными очами... Вдруг на небе, совершенно ясном, появилась радуга совсем необычной формы: она была как полный круг и опускалась вниз прямо на купола собора. Откуда-то, внезапно, появились ласточки. Они образовали шумный хоровод вокруг этой чудесной радуги и кружили, кружили, кружили... Из этого круга прямо на купола собора изошли три луча и длилось это минут десять, а потом вдруг прекратилось. Служба, конечно, была остановлена, все замерли и с трепетом смотрели на чудо... Потом Владыка Владимир говорил верующим, что это Господь послал нам такое знамение снисхождения Духа Святаго для, укрепления веры... Вот такому чуду я была свидетельницей.
В 1960 году мой сын окончил семинарию и вместе со своим приятелем собирался уезжать в Ярославль, где его должны были сразу рукоположить и оставить на служение. Я просила его остаться, чтобы быть поближе к дому, но сын оставался непреклонен в своем решении. Много и слезно я тогда молилась Божией Матери,прося Ее помощи. Ходила на могилку к матушке Екатерине (Булыниной) на Дмитриевское кладбище, т.к. она сама завещала мне это делать в минуты скорби. А потом зашла и к блаженной Вере, ведь та жила рядом. Вера обняла меня, чтобы успокоить, показывает жестами, что сын мой венчался и — “ту-ту” — уезжает кадить (посвящаться в иереи). Потом показывает, что нет, не будет там служить, приедет обратно — “ту-ту” — и здесь будет служить 5 лет, а потом Святой Троице — 30 лет и еще три года... Сын, и вправду, долго не пробыл на чужбине; вернулся и служил 5 лет в Печках — день в день. А с 1965г., по настоящее время, служит в храме Святой Троицы...”
Эти рассказы Александры Петровны я записывал в середине 90-х годов. Помню, как тогда задавалась она вопросом: “Вот через несколько лет, в 1998 году, исполнится 33 года, как служит мой сын настоятелем храма во имя Святой Троицы (в г. Невеле). А что дальше? Где же он будет служить потом?” Она так и не узнала правды. Александра Петровна Васильева ушла из жизни 12 января 1998 года, а на пятидесятый день после смерти матери скончался протоиерей Иоанн Васильев — ее сын, прослужив у алтаря Святой Троицы ровно 33 года.
Так на наших глазах сбываются предсказания святых!
Блаженная Вера отошла ко Господу в 1962 году и похоронена на кладбище в Любятово. Многие еще помнят ее и ходят к ней на могилку со своими скорбями и бедами.
Игорь Изборцев
(Из книги «О тех, кто идет впереди нас»)