Бусинки памяти. Часть 18
Русское старчество… Оно изначально только потому и было иным, -обращенным более, не к монашеству, а к народу, — что сам народ русский являлся по своей метафизической сути иноком, не прилепляющимся сердцем к земному, но ищущим небесного (часто неосознанно, и даже против воли, ведомый путями правды и истины жаждущей спасения душой-христианкой). Такова, по-видимому, природа этого нигде более в мире неизвестного союза: инок-народ — с одной стороны; и его духовные водители старцы — с другой. В этом и есть тайна их неослабевающей обоюдной духовной любви…
Русский человек любил и любит монастыри и старцев, прежде всего, как свои народные святыни, как самую возвышенную, прилепившуюся к горнему-небесному, часть народной души. И старцы отвечают на эту народную любовь. Созидательная и спасительная сила любви и есть то главное, что объединяет старцев всех времен в жизни Православной Церкви.
* * *
В 1988 году протоиерей Николай был награжден митрой и правом служения с открытыми Царскими Вратами до пения “Херувимской”, а в 1992 году, по указу Святейшего Патриарха Алексия II, — до пения “Отче наш”.
“Отец Николай подражал своей жизнью святителю Николаю, — говорит архимандрит Гермоген (Муртазов), духовник Снетогорского Рождества Пресвятой Богородицы женского монастыря. — Тот, в отличие от других вселенских учителей, не оставил после себя никаких богословских трудов, но прославил Господа делами милосердия, и известен миру как скорый помощник. Так и отец Николай делами любви Христовой утешал приходящих к нему, как говорится в одном из акафистов Божией Матери: “не отыде от лика Моего не утешен”. Делами любви он и стал известен во всем мире. Отец Николай, как опытный регент, мог умело задавать тон не только в церковном пении, но и тон новой жизни покаяния. Своим словом краткого мудрого наставления он изменял жизнь человека, т. е. духовно, во Христе, перерождал душу. Так некогда Спаситель, беседуя с самарянкой, сказал: Правду ты сказала, что у тебя нет мужа, ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе (Ин. 4, 18). Этими словами Господь затронул ее сокровенное больное место, ее грех, тем самым открыв ей глубину покаяния. Господи! Вижу, что Ты пророк (Ин. 4, 19), — воскликнула она. Именно ей Спаситель впервые объявил о том, что Он Христос-Мессия. Благодать коснулась ее сердца, и нам известен ее дальнейший путь, плоды ее покаяния, ее веры — она стала мученицей Фотинией.
Точно также и отец Николай кратким наставлением мог коснуться человеческого сердца, проникнуть в самые его глубины, открыть мешающий видеть Христа грех и коренным образом изменить жизнь, обратить ее к Богу. Господь сказал в Евангелии: Больший из вас да будет вам слуга (Мф. 23, 11). И отец Николай был для всех всем, был для всех слугой ради Христа…
За его жертвенную любовь, подобную той, о которой учил св. апостол Иоанн Богослов, говоря: дети, любите друг друга, за его смирение, долготерпение да увенчает его Господь венцом правды во Царствии Своем — Царствии Правды, в селениях святых Своих”.
* * *
Из архива автора
Сеятель
Было весеннее раннее время,
В трудную пору, забывши покой,
Сеятель сеял здоровое семя,
Мерно бросая умелой рукой.
Полный работы, любви и тревоги,
Жатвы он ждал от труда своего:
Первое семя легло при дороге,
Стаи пернатых склевали его.
Семя другое на камень упало,
Быстро из семени вышли ростки.
В пору же летнюю солнышко встало
И засушило живые листки.
Третие семя упало средь терний,
Тернии силой могучей своей
В час неожиданный, грустный, вечерний
Семя от солнечных скрыли лучей.
На землю добрую семя иное
Пало и, выросши, вызрело в плод.
Так и Господнее слово Святое
В почве сердечной живет и растет.
С семенем зрелым чад Церкви Христовой
В Страшный день Судный Господь призовет
В Вечные кровы Обители райской,
Где Невечерний день в Боге живет.
Митрофорный протоиерей
Николай Гурьянов
Долгие годы о. Николай собирал духовные стихи и песнопения — Псальмы и Канты, как он сам это называл. Некоторые духовные стихотворения он написал сам. Одно из них приведено выше. Ко всем произведениям батюшка написал музыкальное сопровождение, что сделало его труд особенно ценным для всех любителей духовного пения. Со временем получился довольно объемистый сборник, — “Слово Жизни”, — который стараниями духовных чад, был издан. Произошло это в 1995 году. С тех пор “Слово жизни”, неоднократно переиздававшееся, пользуется неизменным спросом среди самых широких слоев верующих. “Настоящий сборник — “Слово Жизни” — милостию Божией предназначается в отраду и утешение православному христианину, любящему слово Божие и хранящему заветы Матери-Церкви”, — написал о. Николай в предисловии. Именно таким бережным и самозабвенным хранением заветов Церкви Православной без преувеличения и являлась вся его жизнь, ставшая высочайшим примером христианского духовного подвига, — примером для всех его духовных чад, для всех православных христиан.
“Вам нет и часа выходных, — говорили отцу Николаю, — зачем вы так утруждаете себя, вы ведь пожилой человек?” Он же отвечал: “Я и лежать буду, все равно паломников буду принимать”. Жители острова поражались его трудолюбию. “Кладбище наше выращено на плечах батюшки”, — рассказывает матушка Нила (Тимофеева Н.Т.). А вот слова самого отца Николая, сказанные в 1988 году: “Я и сейчас труд люблю. Я всегда говорю: труд облагораживает человека. В Священном Писании сказано: трудящийся да яст. А в современном: кто не работает, тот не ест… Бога я люблю, с Богом и до моря можно… Труженики наши люди-рыбаки… Бывает в непогоду, в ненастье.. волны… бури… а они все это несут и творят доброе дело… — рыбку добывают… Молимся, просим, чтобы Господь помог миру избавиться от страшного недуга и военных действий. Старички умирают, а молодые не держатся, уходят, да и редко посещают храм Божий, кто остался из молодых…”12
“Когда батюшка приехал, — делится своими воспоминаниями духовное чадо старца Валентина Алексеевна, — на острове не было ни одного деревца. Он поедет в Почаев, привезет липы, из Киева — каштаны, в Тарту дали жасмин, откуда-то достал саженцы яблонь. Глядя на него, и мы стали около домов яблони сажать. В жару берет два ведра и бегом на озеро за водой. Нас-то всех подымет: “Идем, Валюшка, и твои яблоньки пить хотят”. Все уж спешим гуськом с ведрами к озеру, а он все бегом, бегом, скорее всех. Забежит — выльет, и опять в свою череду. Все бегом, с шутками, как усидишь? Так и засадили остров. А уж кладбище-то он сам. Как батюшка приехал, так и остров изменился”.
Остров изменялся не только внешне, но и внутренне, духовно. С любовью и терпением учил отец Николай, что главное не здесь и не сейчас, а там, в будущей жизни, и каждая маленькая победа над собой, над суетными греховными обычаями мира — это шаг к блаженной будущей жизни...
Однажды сам батюшка рассказал одному из своих гостей13 занимательную, но, одновременно, и поучительную историю. О том как покаялся кот Липа. Дело же вышло такое. Кот тогда был еще совсем молодым, падким на шалости и, конечно же, до охоты. Пташек во двор залетало много. Липа как-то изловчился и поймал одну прямо налету. Долго раздумывать не стал: съел и дело с концом. Батюшка к происшедшему отнесся серьезно, обстоятельно разъяснил провинившемуся коту в чем его неправота и наказал наперед больше так не поступать. Липа жмурился, виновато кивал головой, словно прощения просил — каялся. К слову сказать, не лицемерно: с тех пор ни одной пташки Божией Липа не обидел — рыбкой обходился. И более того, когда некая доверчивая пенка свила во дворе гнездо, да так низко, что вызвала соблазн у соседских котов, Липа самоотверженно встал на защиту и ее самой, и потомства. В обиду новых соседей не дал. Такое достойное похвалы послушание! Вот вам и безсловесная тварь!
Насколько глубоки были прозрения о. Николая! Насколько безупречно точны были его духовные суждения и советы! Как ни скромен был старец и как ни скрывал свои благодатные дары — не заметить их было невозможно! Выслушивая рассказы духовных чад о. Николая — и священников, и мирян, — не перестаешь дивиться этому и сокрушаться о том, сколь много можно было бы еще почерпнуть из этого бездонного кладезя благодатной божественной силы! Увы, человек лишь предполагает, а Бог располагает и Сам решает, когда отъять от нас праведника и забрать в селения горнии Свои. Но для духовных чад о. Николай и сейчас по-прежнему пребывает рядом; они испрашивают его молитв и в воспоминаниях о нем черпают силу для преодоления претрудностей жизненного пути…
Игорь Александрович Смолькин (Изборцев), секретарь Союза писателей России, председатель Псковского регионального отделения СПР