Часть 10
Господь даровал мне в жизни великое чудо — более двадцати пяти лет я нёс послушание в храме Воскресения Христова на Орлецовском кладбище города Пскова. Настоятель храма протоиерей Михаил Мельник, бывало, спрашивал у клиросных:
— Где там наш староста?
А староста вот он, идет, ключами звенит — ведь у каждой двери в храме свой ключик, а дверей немало. И этот староста — я. Мне здесь каждый кирпичик знаком: в далеком 1995 передавали мы, стоящие на ступенях высоченной железной лестницы, эти кирпичики из рук в руки наверх по цепочке — туда, где работали каменщики. Нас было тогда всего-то человек пять, мы строили храм, и было это величайшим счастьем из всех, что может быть отпущено человеку...
Первую службу в нашем храме отец Михаил отсужил 6 мая 1997 года. Далее по Пасхам считали мы год за годом — а как же иначе в храме Воскресения Христова? — до 2021, пока батюшка по болезни не ушел на покой. Мне кажется, что я помню все Пасхальные службы. И когда описывал такое богослужение в очередной своей повести всё брал из кладовой памяти, изменяя лишь имена. Писал же вот что…
* * *
Двенадцать часов ночи… Царские врата и завеса еще закрыты.
Отец Григорий — в левой руке у него Крест с пасхальным трисвещником, в правой кадило — тихо-тихо начинает петь стихиру:
— Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на Небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити.
Вот оно! У Владимира сердце замирает от счастья: главное начинается!
Отец Григорий совершает каждение вокруг престола, а Егорша открывает завесу.
Теперь они уже вместе со священником поют стихиру, но немного громче:
— Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на Небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити.
Открываются царские врата. Теперь им предстоит быть открытыми до конца Светлой Седмицы.
В третий раз они поют стихиру уже в полный голос, но только до половины:
— Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на Небесех…
Хор на клиросе завершает:
— И нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити…
Крестный ход заливает огнями ночной погост. Их столько, что кажется, свечи в руки взяли не только живые, но и от века почившие. Крестный ход поет сотнями уст: «Воскресение Твое, Христе Спасе…»; огненным кольцом охватывает храм; звонит во все колокола; он с волнением ждет, когда же прозвучат те самые главные слова всех времен...
Отец Григорий у затворенных церковных дверей возглашает:
— Слава Святей, и Единосущней, и Животворящей, и Нераздельней Троице, всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Пасха началась!
Священник поет:
— Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав!
Сегодня этот тропарь прозвучит множество раз. Несмолкаемо настоятель и молящиеся будут приветствовать друг друга словами: «Христос Воскресе!» и отвечать: «Воистину Воскресе!» А откуда-то сверху — толи певчие с клироса, то ли Ангелы с небеси — будут петь торжественно и велегласно:
— Воскресения день, просветимся, людие. Пасха, Господня Пасха: от смерти бо к жизни, и от земли к небеси, Христос Бог нас преведе, победную поющия…
И будет всё ярче и всё дальше светить свет этой пасхальной ночи. И рассеется тьма и расточатся все враги, и останутся только люди и Воскресший Христос! Только мы и Он!
* * *
Пасхальное Богослужение Православной Церкви до такой степени проникнуто величием и светлым торжеством, что верующая душа, забывая все земное, уносится умом и сердцем на небо, и вся воинствующая на земле Церковь на сие время как бы преображается в торжествующую на Небеси, сливаясь с ней, последней, в славословии Воскресшего Спасителя. Даже псалмы Давидовы, составляющие непременную часть каждого богослужения нашей Церкви, и сии псалмы (кроме хвалитного), как песнопения более или менее покаянные, вовсе отменяются. — Среди неумолкающих песнопений во славу Воскресшего Господа священнослужители с Крестом, возженною свечой и кадилом обходят всю церковь, приветствуя всех радостных: Христос воскресе!
В конце утрени вся церковь представляет святое зрелище единения и торжества взаимной любви всех сынов Отца Небесного. Священнослужители, изображая собою Небесную Церковь, а миряне — земную, начинают все взаимно приветствовать друг друга братским целованием и сладостными словами: Христос воскресе — воистину воскресе! При сем православные дарят друг другу красные яйца по примеру святой Марии Магдалины, которая предстала императору Тиверию в Риме с красным яйцом и начала проповедь о Христе словами: Христос воскресе! Яйцо, как знамение возрождения, окрашенное в красный цвет, знаменует наше возрождение Кровью Спасителя.
— Где твое, смерте, жало? где твоя, аде, победа? (1 Кор. 15, 55), — восклицает митрополит Киевский Платон (Городецкий). — Где грех, которым ты, смерть, уязвляла людей? Где, ад, торжество твое над родом человеческим? «Воскрес Христос, и ты низвергся», как безсильный враг. «Воскрес Христос, и пали демоны» — твои слуги, через которых ты уловлял людей.
Воскрес Христос, и радуются Ангелы, взирая на дивное торжество Сына Божия и спасение человеков. Воскрес Христос, и жизнь водворяется» всюду, даже и там, где прежде была область смерти и тления. Воскрес Христос, и нет ни одного мертвого во гробе: ибо Христос, воскресший из мертвых, начаток умершим бысть (1 Кор. 13, 20). Он первый воскрес, как Глава, а потом восстанут и все члены Его — верующие в Него и имеющие в себе Животворный Дух Его (1 Кор. 15, 21-23. Рим. 8,11).
* * *
Радуется, торжествует Русь народная! «Пресветлое Воскресение праведного солнца-Христа» объединяется в народном воображении с весенним возрождением природы, как бы принимающей участие в радостном праздновании величайшего из евангельских событий, знаменующего светлую победу над тьмою смерти. С этим связан старинный обычай зажигать перед церквами и по холмам костры во время Светлой заутрени; в Белоруссии идут к ней даже с зажженными лучинами. Почти повсеместно в деревнях на Святую ночь жгут по площадям смоляные бочки; уголья от них потом собирают и, отнеся домой, берегут вместе со свечами, с которыми стояли заутреню. Некоторые кладут эти уголья под застрехи крыш, будучи уверены, что предохраняют свой двор от грозы. До сих пор в деревнях, по старому обычаю, после пения «Христос воскресе» стреляют холостыми зарядами из ружей, торжествуя этим победу над нечистой силой и тьмой. Зачерпнутой в роднике в пасхальную ночь воде народное поверье приписывает особенную силу. Суеверные люди окропляют ею свои дома и амбары, видя в этом залог счастья и довольства. Этот обычай теперь мало-помалу забывается; но есть села, где в Святую ночь красные девушки спешат за водой к ручьям и рекам. Молча стараются они наполнить ведра и — также молча — донести их домой. Если будет произнесено хоть одно слово, то вода эта, по словам старых людей, теряет свою силу.
С первого же дня Светла-Христова-Воскресения отверзаются, по верованию народа, врата райские и остаются отворенными до последнего дня. Счастлив тот, кто умрет о Пасхе, тому — прямая дорога в селения праведных. Потому-то престарелые благочестивые люди, которым не жалко расстаться с земной жизнью, и молят Бога, чтобы привелось им покинуть этом бренный мир в дни Святой не пели, а еще лучше в Светлую заутреню.
Кто умирает на Светлое Христово Воскресение, того, по старинному обычаю, хоронят с красным яйцом в правой руке. «Умер на Пасху — и яичко в руку!» — напоминает об этом народная поговорка. В древней Руси существовало предание о том, что, когда восстал от мертвых Спаситель мира, солнце не заходило целых восемь суток: первые два дня оно стояло на востоке, — там, где ему полагается быть при восходе, следующие три дня — на полудне, остальные два — на вечере, на восьмой зашло. Это предание повторялось на Руси всеми в XVI-XVII столетиях. Народная Русь, от млада до велика верящая в то, что отверзаются на Святой недели райские двери, прибавляет к этому — устами искушенных в книжном писании людей, — что прекращаются-утихают на эти дни и адские муки...
С первого дня Светлой Недели, по-старинному, в большинстве местностей уже забытому преданию, Христос, в сопровождении Своих апостолов, ходит по земле вплоть до Вознесения. Одеты небесные странники в нищенское рубище, а потому, — гласит народный сказ, — и невдомек никому кто они. Ходят они, испытуют людское милосердие, награждают великими и богатыми милостями добрых и карают злых людей.
Крепка народная Русь своей простодушной верою во Христа, свято чтят в ней все обряды христианского благочестия. Освятит деревенский люд во храме Божием в Светлую заутреню свои пасхальные яства, похристосуется со священником, своими близкими и всеми, кто бы ему ни встретился, разговеется красным яичком и всем, что Бог пошлет. Но до тех пор не начнут в деревне праздничного пированья-веселья, покуда не обойдет каждого двора церковный причт с крестом и святой водою и не пропоет перед каждой божницею радостных пасхальных песнопений. А потом во всю Святую Неделю ходят, разнося благостную весть о Воскресении Христовом, в каждом приходе от деревни к деревне, богоносцы с крестами, хоругвями и образами…
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЕ!
Этапы строительства
На переднем плане староста И.Смолькин