Протоиерея Валентина Мордасова спрашивали:
- Батюшка, как защитить себя от врага рода человеческого?
Он отвечал:
- Иные люди в наше время все у священников спрашивают, да все без пользы, потому что советы не выполняют и веры не имеют. С верою все Господь управит и исправит, а без веры и мудрейший старец не спасет, как жителей Назарета: и Господь был рядом, а спасаемых не было. Как сказал один монах: Серафимов много, а Саровских уже нет. По причине неверия очень много стало духовных болезней — болезней беснования. Враг находит себе жилище в незащищенных Божией благодатью душах. К концу веков по предсказаниям старцев духовно болящих станет столь много, и они сделаются так сильны, что люди и бесы станут одним и тем же, ад опустеет.
Когда человек живет богоугодно, бесы не имеют над ним власти. А без богоугодной жизни — лишь одна внешность веры. Бывает, что греховная жизнь не исключает веры, но она уводит от Бога. Потому что при греховной жизни могут быть духовно болящими и священники, и монахи.
Удивительные случаи описаны в Евангелии, когда бесы знают Бога и трепещут, а современные люди не знают, не понимают, не верят и не боятся. Бесы говорят Господу: «Что прежде времени нас мучишь?», то есть прежде суда Божия. Люди же позволяют себя мучить бесам добровольно и без приговора Божия суда. Современные колдуны, экстрасенсы и маги — это слуги бесов. Они могут послать бесов к человеку, но бесы
не могут завладеть человеком без причины. Причины же следующие: Бога не знаешь, не веруешь, креста не носишь, не причащаешься, не читаешь Псалтирь, Евангелие, творишь зло. Если человек защищен верой и делами ее, не надо бояться бесов. Бесы не имеют власти даже над свиньями без Божия соизволения. Житие святого мученика Киприана и Иустинии говорит нам о силе веры, о победе Христа. Киприан был сильный колдун, в его подчинении был полк бесов, но несмотря на это он ничего не смог сделать, когда юноша, воспылавший любовью к девице Иустинии, обратился к нему, чтобы он помог соблазнить девицу, потому что девица была христианка твердой веры и молилась Богу. И Киприан обратился к Богу, но, будучи укоряем демонами, не знал покоя, пока не сотворил на себе знамение креста. Тогда враг отступил. Это научает нас силе крестного знамения. Чаще осеняй себя крестом, делай это правильно, четко изображай на себе крест, помня, что это наше духовное оружие. Осеняй себя благоговейно, внимательно, с молитвой, и этим защитишь себя от нападений врага нашего спасения.
Александра Петровна Васильева, очень почитавшая батюшку Валентина, однажды рассказала нам историю из своей жизни, способную кое-кого повергнуть в ужас. Позже я описал ее в своей повести «Не хлебом единым», где Александра Петровна Васильева изображена под именем Анна Петровна…
* * *
Это случилось вскоре после войны. Была тогда во Пскове известная чтица Псалтири, Ксения Михайловна, и Анна Петровна — молодая еще, быстрая и легкая на подъем — училась у нее и всегда, когда было свободное время, ей помогала. Как-то их пригласили читать Псалтирь по усопшей, в один из вновь отстроенных домов на Запсковье. Некрашеный сосновый гроб стоял в большой комнате. Здесь, верно, еще не жили: пахло свежим деревом и мебели совсем не было. Тело усопшей было накрыто белым покрывалом, а на груди лежала иконка — вроде бы все как положено, но какое-то тяжелое гнетущее чувство сковывало их, и читали они медленно, спотыкаясь, как бы испытывая некое скрытое противодействие. Незадолго до полуночи кто-то приехал: раздался шум шагов, голоса, и к ним заглянули две молодые женщины — это были дочери покойной. Пригласили пить чай. Пошла Ксения Михайловна, а Анна Петровна осталась читать... Она читала одна не менее получаса, покуда не перевалило за полночь. Вдруг со стороны красного угла, где положено быть иконам, но не было, послышался шорох и шелестение, будто кто-то волочил по полу веником. Боковым зрением Анна Петровна почувствовала какое-то движение, резко обернулась и обмерла: к ней приближались несколько огромных крыс. Двигались они лениво, как бы давали себя рассмотреть, и, воистину, таких кошмарных тварей, ей, прожившей уже почти четыре десятка лет и в деревне и в городе, видеть не доводилось! Были они огромные, сантиметров по тридцать, черные и блестящие, будто намазанные жиром, с длинными хвостами. Приблизившись на метр ко гробу и к застывшей подле столбом Анне Петровне, крысы вдруг повернули и помчались по кругу, да с такой быстротой, что воздух загудел, словно кто-то рассекал его, вращая в руке веревку. Анну Петровну сковал жуткий страх, она, как не силилась, не могла издать ни звука, и в глазах у нее все вертелось и кружилось. Тут вдруг одна из тварей прыгнула прямо в гроб на усопшую, а оттуда на Анну Петровну. Окаменев от ужаса, та сумела все же крикнуть, прежде чем потеряла сознание... На крик сбежались все, кто был в доме. Анна Петровна сидела без движений, уткнувшись лицом в придвинутый ко гробу читальный столик, а на ее платке, свисая с головы на спину, распласталась огромная черная крыса. Остальные так и бегали, как заведенные, по кругу. Все растерялись — зрелище неописуемое — но, слава Богу, Ксения Михайловна первая сообразила что к чему, подняла лежащий под ногами половичок и, укрыв им руки, схватила мерзкую тварь за хвост и ударила ее об пол. Крыса тут же вырвалась и присоединилась к остальным. Кто-то принес двух домашних котов, но те с жутким воем тут же выскочили прочь, будто перед ними были не грызуны, а голодная собачья свора. Все это безумие продолжалось уже несколько минут: гроб с покойницей, вокруг кричащие и размахивающие чем попало люди, потерявшая сознание Анна Петровна, улепетывающие без оглядки коты и мечущиеся туда-сюда фантасмагорические крысы, никак не желающие покидать поле сражения... Еще раздавались крики, когда вдруг обнаружилось, что все крысы разом исчезли. Чудеса! Им просто некуда было деваться в этой комнате и в этом новом доме, где не было ни одной наималейшей щели; ну разве что в пору таракану, но не этим великанам. Чего только в жизни не бывает?! Однако все вскоре успокоились и пошли пить чай. Только Авдей, хозяин дома, человек, как он сам себя характеризовал, неверующий, сказал, что верно Бог есть, раз такое возможно... Потом, уже наутро, когда дочитали они Псалтирь, когда шли домой, Ксения Михайловна почему-то шепотом сообщила Анне Петровне, что покойница при жизни занималась ворожбой, то ли наводила, то ли снимала порчу и сглаз, гадала и лечила наговорами...
* * *
Вот такую жизненную историю поведала нам наша духовная собеседница Александра Петровна Васильева. Верно и сам Гоголь подивился бы! Хотя, чем удивишь нашего великого писателя? Он просто еще бы раз воскликнул: «Кто что ни говори, а подобные происшествия бывают на свете, — редко, но бывают».
Совет же батюшки Валентина рекомендую всем выполнять неукоснительно:
— Осеняй себя благоговейно крестным знамением, внимательно, с молитвой, и этим защитишь себя от нападений врага нашего спасения.
Игорь Изборцев