Об этой удивительной угоднице Божией и ее мученической кончине я впервые услышал в начале 90-х годов от Александры Петровны Васильевой, встречавшей на своем веку многих подвижников веры Правосллавной. Александра Петровна говорила о ней с большой любовью и уважением, и со слов ее раскрывался образ настоящей Христа ради юродивой – именно о таких читаем мы в старых патериках. Да, Феодосия не боялась «мнений света», не страшилась нищеты и лишений, она смело обличала людские пороки и неверие, вызывая к себе ненависть властей и не желающих исправлять себя, одержимых гордостью и самомнением, представителей рода человеческого. Она не могла и не хотела быть «как все», имея пред собой образцом лишь – подвигоположника Господа Иисуса Христа, Матерь Божию и святых угодников Божиих. Им она подражала и внутренней чистотой, и непримиримостью ко всякому неискорененному греху. Ютилась Феодосия в убогом жилище, пол в котором сама покрыла прутьями, была постницей и молитвенницей. Позднее мне о ней рассказывал игумен Роман (Загребнев), который частенько встречал ее в Псково-Печерском монастыре.1
По его воспоминаниям эта благочестивая женщина Феодосия являлась украшением города Печор. Она была великая молитвенница и славная подвижница, умело скрывавшая свои духовные дарования от мира. Ее необычное поведение, одежда, одухотворенное лицо – все это вместе взятое напоминало о ее подвиге юродства, а советы и заблаговременные предупреждения, всегда приносящие огромную пользу, говорили о ее прозорливости. В трудные минуты жизни святой Псково-Печерской обители матушка Феодосия спасала ее от неожиданностей, бед и треволнений.
Однажды у Святых врат обители о. Роман (будучи тогда простым монахом) исполнял послушание привратника, в обязанности которого входит смотреть за порядком. Видит, идет матушка Феодосия. Обрадованный ее появлением, он решил подойти к ней за советом и спросить о волновавшем его вопросе, касающемся его будущего рукоположения.
– Матушка Феодосия, – спросил он, – меня хотят посвятить во диакона, может мне и не надо думать об этом? Как вы скажете, ведь с простого монаха и спросу-то поменьше, а я ко всему еще слабый и немощный?
Она выслушала его и подняла глаза к небу, и долго, по-видимому, молилась Богу. Затем, обратясь к нему, уверенно произнесла:
– Нет, ты не бойся, принимай сан и приближайся к Богу!
Она словно бальзам влила в его изболевшееся сердце, мир и покой пришли к нему. «Слава Тебе, Господи!» – это все, что он мог только сказать. Рукоположение во диакона состоялось в Михайловском соборе на праздник святаго Архистратига Михаила…
Блаженная Феодосия Печерская
Блаженная Феодосия появлялась рядом именно тогда, когда кто-то нуждался в ее помощи, мудром совете, в ее слове правды. Хотя не все готовы были эту правду принять. Человек, вставший на путь юродства Христа ради, видит в этом для себя единственную дорогу ко спасению, единственный способ подражания Христу. Ведь и с христианской точки зрения первым юродивым был Сам Спаситель, полностью отвергавший ценности мира сего и призывавший человечество к иному образу жизни в Духе Святом. В Новом Завете потому и сказано, что слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, — сила Божия (1 Кор 1:18) и дальше: Ибо когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих (1 Кор 1:21). Правда Божия для обыденного сознания зачастую выглядит безумием: простить своего врага, раздать имение нищим, отказаться от славы, почестей, наград, смиряться, не обижаться и т.д. Именно ложь, неверие, плотские и душевные грехи обличали юродивые своими поступками, внешним видом, всей своей жизнью.
Не случайно матушка Феодосия одевалась не так, как обычные люди. В жару ходила в валенках, могла надеть на ноги разные ботинки, калошы с портянками, перетянутые веревочкой. На голове носила нелепую вязанную шапку, теплый пуховый платок в летний зной. Своим внешним видом она показывала, что смысл жизни человека не в пище и питие, не во внешнем убранстве, богатстве имения и даже хороших манерах, а чистой совести, жизни по заповедям Христовым, с соблюденим христанских традиций и правил с постом и молитвой. И если надо что-то человеку беречь, так это душу свою для вечности; если копить что-то, так только дела милосердия и всяческой помощи ближнему.
За ней присматривала раба Божия Палаша, часто у нее ночевавшая. Однажды она спросила:
– Матушка, в каком платье положить тебя, когда умрешь, во гроб?
– Приготовь только простыню, в нее и завернешь мое грешное тело, а больше ничего не потребуется.
Этот разговор состоялся за два года до смерти блаженной . И это ее пророчество исполнилось. Ей самой было открыто, какой смертью она умрёт. Местный житель Николай N. вспоминал:
– Моя мама рассказывала, как блаженная Феодосия сказала ей однажды: «Страшно как голову то рубить будут».
Блаженная часто обличала врагов Православия за неверие, нечестие и пороки, в том числе за аборты.
– Что же вы делаете, убивая собственных детей во утробе, – говорила она, – ведь от Бога никуда не уйдете, здесь на земле поживете в свое удовольствие, а там, за гробом, вас ждет гнев Божий!
Быть может эти обличения и послужили причиной той страшной трагедии, которая произошла 14 января 1968 года. Ночью в ее дом пробрались какие-то нелюди, сорвали с петель дверь, убили ее, отрубили блаженной старице голову и чтобы скрыть преступление дом подожгли. Накануне той ночи Феодосия прогнала Палашку, сказав ей:
– Одна, одна нынче буду ночевать, а тебя не хочу, чтоб была со мной. Уходи до своего дома.
Пришла Палашка на следующий день навестить матушку Феодосию, но не нашла не только юродивую, но и ее жилища – лишь дымящееся пожарище.
С большим трудом средь пепелища отыскали кости блаженной. Их завернули в белую простыню и положили в гроб. Совершили отпевание, но голова была обретена много позже.
Многие стали свидетелями этой трагедии. Так местная жительница Лина Гоголева рассказывала:
– Я помню эту морозную ночь 1968 года. Мама встала к маленькому брату и увидела огненное зарево. Папа пошёл по направлению пожара, а когда вернулся, то сказал, что сгорел дом на самой окраине города, у леса: «Это Федосьин дом сгорел». Мы всегда поминаем рабу Божию Федосью именно 14 января по новому стилю, а по старому 1 января, как и написано на её кресте.
Надо отметить, что подвиг юродства был в прежние времена весьма уважаем русским народом. Юродивые жили на виду у всего мира не так, как прочие, «инаково» и этой «инаковостью» показывали, насколько можно подвизаться, подражая Христу. Они не жалели ни своего имущества, ни молодости, ни физического здоровья, жили в нищете и вместе с тем сохраняли чистоту духа и сердца. Юродивые уже самим фактом своего существования, вызовом ценностям мирской жизни являли некий возвышенный неотмирный образец и влияли тем на сознание народа. И пусть подражать им в полной мере было невозможно, но выбрать для себя узкий путь и идти им ко спасению хватало сил у многих. Такой же пример для нас явила своей жизнью и Печерская подвижница Феодосия.
На ее могилке стоит большой белый крест, у подножия его начертана эпитафия со словами нравоучения: «прохожий, ты идешь, но ляжешь как и я, присядь и отдохни на камне у меня, сорви былиночку – вспомни о судьбе, я дома – ты в гостях, подумай о себе!»
Со святыми упокой, Христе, душу рабы Твоей Феодосии, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная. Вечная тебе память!
Игорь Александрович Смолькин (Изборцев), секретарь Союза писателей России, председатель Псковского регионального отделения СПР
Примечания:
1 Имеется ввиду книга игумена Романа (Загребнева) «Милость Божия над Псковской землей» (О блаженном старце Михаиле и о многих), Псков, 2002 г. Эту книгу по милости Божией, включая составление, редактуру, макет по просьбе о. Романа готовил я.
Надвратная церковь Святителя Николая Чудотвора. 1940 г. Автор фото Otto Kletzl. Richard Hamann-Mac Lean




