Образование в Российской Империи. Царская школа
3. Модели образования эпохи модерна
4.1. Философия, поместившая в центр мира человека, или путь от епископа к директору гимназии
4.2. Философия, поместившая в центр мира человека, или путь от епископа к директору гимназии
1.Русское образование и Император Николай II
2.1.Русское образование и Император Николай II
2.2. Русское образование и Император Николай II
3. Структура системы образования Российской Империи: «цветущая сложность»
4. Народное образование в Российской Империи
1.Православие как основа народного образование России
2.Православие как основа народного образование России
1.«Элитное» образование при Николае II
2. «Элитное» образование при Николае II
«Элитное» образование при Николае II
3. Женское образование до 1917 года
История женского образования в России
Началом женского образования в России принято считать 1764 год, когда в Петербурге по «мысли» Ивана Ивановича Бецкого (1704-1795), секретаря Государыни Екатерины Алексеевны, президента Императорской Академии искусств, и главы комиссии по каменному строению Петербурга и Москвы, было открыто «воспитательное общество благородных девиц», ставшее впоследствии знаменитым Смольным институтом.
Изданный устав «Общества благородных девиц» 5 мая 1764 года разделял воспитанниц на четыре возраста, таким образом, что каждая воспитанница, поступив в «Общество» в шестилетнем возрасте, должна была пробыть в нем не менее 12 лет. Устав определил численность обучающихся в двести девиц благородного дворянского сословия. Во главе учебного заведения ставилась начальница, второй по значимости после нее была правительница - помощница по воспитательной части. По Уставу предусматривалось 12 учительниц на 200 воспитанниц.
Так же было предписано открыть привилегированные учебные заведения для детей дворянства во всех губернских городах.
В созданных по уставу 1786 года малых народных училищах допускалось обучение девочек, однако, число девочек в них было намного меньше, чем мальчиков. Например, на 1800 год в 315 училищах было 18 128 мальчиков и только 1 787 девочек. Причем 2/3 из них приходилось на столичное народное училище.
С 1796 года после смерти Екатерины по указу Павла I дела «Воспитательного общества» были переданы в руки его жены Марии Федоровны, чем было положено начало Ведомству учреждений Императрицы Марии − управлению, действовавшему в России до 1918 года.
27 декабря 1797 года Мария Федоровна, на собственные средства, открыла в Петербурге училище. Оно было рассчитано на обучение 50 беднейших сирот мещанского сословия, названное вскоре Мариинским институтом. С 1798 по 1807 годы созданы еще четыре аналогичных женских училища в Москве и Петербурге.
С 1843 года начинают создаваться епархиальные училища − средние учебные заведения для дочерей духовенства. В 1844 году местным властям было предписано открыть особые женские школы в тех районах, пунктах, где имелось не менее 25 девочек, соответствующего возраста.
Большая роль в развитии женского образования принадлежит императрице Марии Александровне, супруги Императора Александра II. Под ее руководство и покровительство перешло с 1855 года Ведомство Императрицы Марии и в том же году был издан новый Устав этоо ведомства, отражающий взгляды нового шефа.
Императрица Мария Александровна признала необходимым воссоздать и усовершенствовать русскую женскую школу, находившуюся под ее попечением. Следствием таких мероприятий Марии Александровны явилось преобразование Смольного, родоначальника всех других женских учебно-воспитательных и профессиональных заведений в России. Большую роль в этом преобразовании и усовершенствовании сыграл выдающийся русский педагог Константин Дмитриевич Успенский(1824-1871), приглашенный Марией Александровной на должность инспектора классов Смольного института.
В частности, убежденный сторонник необходимости участия семьи в деле воспитания К.Д. Ушинский считал необходимым открыть родной семье возможность влиять на детей, помещенных в закрытые учебные заведения. Именно им был предоставлен доклад о необходимости отпуска воспитанниц домой на летние каникулы. Это было поддержано императрицей Марией Александровной и отпуска были разрешены во всех женских институтах Ведомства учреждений императрицы Марии[1].
В 1862 году Мариинское училище переименовали в женскую гимназию. В дальнейшем по ее образцу создали женские гимназии в других городах (только в Петербурге к 1866 году открыли семь гимназий с семилетним сроком обучения).
Таким образом, основание Мариинской гимназии в Петербурге положило начало существованию всей системы женского гимназического образования в России. К 1911 году в России действовало 35 Мариинских женских гимназий, где учились 16 тысяч воспитанниц.
Первая женская гимназия в Российской Империи (1860)
В 1864 организуются педагогические женские курсы при Петербургских женских гимназиях. С 1872 года в России стали открывать частные женские гимназии.
Первым женским университетом считаются основанные в 1878 году в Петербурге Высшие женские курсы с тремя отделениями: словесно-историческим, физико-математическим (естественным) и специально математическим.
Их учредителем и первым директором стал племянник несостоявшегося цареубийцы декабриста М.П. Бестужева-Рюмина, профессор русской истории Санкт-Петербургского университета Константин Николаевич Бестужев-Рюмин (1829-1897). По его имени курсы стали «Бестужевскими», а их слушательницы − «бестужевками». С 1882 года курсы возглавил ректор Санкт-Петербургского университета профессор А.Н. Бекетов.
К поступающим на курсы предъявлялись высокие требования: принимали лишь тех, кто имел золотую медаль за отличные успехи в женской гимназии. Кроме того, они должны были сдать экзамен на аттестат зрелости в мужской гимназии по латинскому языку и математике, свободно владеть французским, немецким языками. Если в 1878 году число слушательниц составило 800 человек, то в 1916 году уже 6 тысяч. Курсы считались частными до 1910 года, когда решением Госсовета они приобрели официально ранг университета.
В 1896 году женщинам представилось право поступать в институты и университеты.
В 1897 году в Петербурге был открыт женский мединститут.
Число учащихся женщин непрерывно росло, особенно заметен рост этот в последнее царствование. Вот некоторые цифры:
1856 год – 36 900, 1896 год – 810 000, 1911 – 2 130 100.
Женское образование в Российской Империи – лучшее в мире
«Из сравнения статистических данных по России со статистикой образования во Франции, Англии, Германии и Австро-Венгрии видно также, что Россия имела значительно более развитую, чем в других европейских странах систему среднего (а потом и высшего) образования для женщин.
В российских гимназиях уже в начале двадцатого века училось больше девочек, чем мальчиков, тогда как в большинстве европейских государств женское полное среднее образование сильно отставало от мужского вплоть до 60-х годов ХХ века (в первые десятилетия в ведущих европейских странах девушки составляли не более 20% учащихся).
Накануне революции 1917 года система гимназического и высшего образования для женщин в Российской империи была гораздо более развита, чем в Германии, Франции и Англии, несколько уступая лишь США»[2].
Собственно таблицы с учащимися мы уже видели.
Что же касается США, то какое там могло быть образование в местной глубинке – читайте О.Генри. Количество там, может и было, но уровень… Кто общался с американцами знает. А ведь у них – ни революций, ни перестроек. Только вот американские университеты нынче не зря называют местом, где русские евреи обучают китайцев.
Так что уж, если наша система женского образования била английскую, германскую и французскую, то говорить просто не о чем.
«Это вполне опровергает до сих пор распространенный миф о “забитости женщин в царской России”»[3].
И высшее женское образование – тоже
«Часто повторяемый аргумент, что “Софья Ковалевская не имела возможности получить полноценное высшее образование в России, поэтому поехала в Европу”, на самом деле должен интерпретироваться иначе: в России был избыток женщин получивших высококачественное среднее образование.
Воспитанницы Рыбинской Мариинской женской гимназии – 1913
Российские женские гимназии готовили значительно большее число выпускниц, чем аналогичные учебные заведения в Европе.
Именно это вело к тому, что значительная часть слушательниц европейских университетов, где разрешалось совместное обучение, были русскими подданными.
Например, в Швейцарских высших учебных заведениях в некоторые годы в середине XIX века училось больше русских, чем швейцарских женщин»[4].
«До 1915 года особенностью России было строгое разделение женских и мужских высших учебных заведений (лишь в некоторых институтах образование в области медицины и искусств могли получать мужчины и женщины совместно).
Но 17 августа 1915 года Николай II утвердил решение Совета Министров о приеме лиц женского пола на факультеты университетов в Казани, Киеве, Саратове и Томске (ранее совместное обучение было разрешено лишь на медицинском факультете Томского университета)[5].
Впрочем, долгое время существовавшие до этого Высшие женские курсы в Москве, Петрограде и ряде других больших городов фактически уже были женскими университетами»[6].
Женские вузы Империи
«Начиная с 60-х годов XIX века, в России развивалась самостоятельная система женских высших учебных заведений, которая в начале ХХ века также стала более развитой, чем в других европейских странах»[7].
На динамику можете взглянуть сами. Про Бестужевские курсы мы знаем. Но прообразы их действительно существовали с 1860 годов. Кстати, первенство Бестужевских, строго говоря, оспариваемо Московскими высшими женскими курсами, открытыми в 1872 году по инициативе профессора В.И. Герье. С перерывами (1888-1900) просуществовали до 1918 года, когда переименованы были во 2-е МГУ.
В здании курсов находится ныне главный корпус бывшего МГПИ им. Ленина, а ныне МПГУ. Впрочем закрытия на некоторый период не избежали и Бестужевские курсы, поскольку сторонницы женского просвещения понимали его часто исключительно в антигосударственном аспекте, являясь передовым отрядом и без того прогрессивного российского студенчества.
Но вернемся к статистике женских ВУЗов. С 1876 года Высшие женские курсы объявились в Казани, а с 1878 и в Киеве.
В 1897 году в Петербурге, как уже упомянуто выше, был открыт Женский медицинский институт, на базе Петропавловской больницы. Первым директором его в 1897-1899 годах был профессор Василий Константинович фон Анреп.
В 1901 году открылись Московские женские технико-строительные курсы. В 1903 − Петербургский женский педагогический институт Ведомства Учреждений императрицы Марии.
Женский Педагогический институт в СПб.
Ныне Педагогический институт им. Герцена
В 1904 − Петербургские женские строительные и женские сельскохозяйственные курсы.
В 1905 были открыты в Петербурге высшие женские курсы проф. П.Ф. Лесгафта и там же частные женские естественнонаучные курсы. В Киеве − женские общеобразовательные курсы.
Но настоящий взлет женского высшего образования, как и всего отечественного образования, приходится на 1906-1916 годы. Не претендуя на полноту, назовем некоторые из открытых в ту пору заведений женского высшего образования:
Московские высшие женские историко-филологические и юридические курсы – 1906,
Петербургские высшие женские историко-литературные и юридические курсы – 1906,
Петербургские историко-филолог. и юрид. курсы при гимн. М.Н. Стоюниной – 1906,
Петербургские женские курсы высших архитектурных знаний – 1906,
Новочеркасские высшие женские курсы Донского общества – 1906,
Варшавские историко-литературные женские курсы – 1906,
Петербургский женский политехнический институт – 1906,
Киевский женский фребелевский педагогический институт[8] – 1907,
Харьковские высшие женские курсы – 1907,
Московские высшие женские сельскохозяйственные курсы – 1908,
Варшавские высшие женские курсы – 1909 (в том числе готовили юристов),
Киевские высшие женские историко-филологические курсы – 1909,
Одесские высшие женские курсы – 1909,
Тифлисские высшие женские курсы – 1909,
Юрьевские высшие женские курсы – 1909,
Московский женский медицинский институт – 1909,
Харьковский женский медицинский институт – 1909,
Сибирские высшие женские курсы – 1910 (Томск),
Одесские высшие женские медицинские курсы – 1910,
Вологодский женский молочно-хозяйственный институт – 1911,
Высшие женские богословско-педагогические курсы – 1914,
Саратовские высшие женские курсы санитарного общества – 1915,
Екатеринославские высшие женские курсы – 1916,
Женский городской медицинский институт – 1916 (Ростов-на-Дону),
Киевский женский медицинский институт – 1916,
Новочеркасские высшие женские сельскохозяйственные курсы – 1916,
Московский женский политехнический институт – 1916.
Да, не знаю как на вас, а на меня лично список этот производит впечатление.
Если с профессиональным и женским образованиями все ясно, то с чистой совестью перейдем к образованию гимназическому.
[1] А.И. Рослякова. Из истории женского профессионального образования. //Российские женщины и европейская культура: материалы V конференции, посвящённой теории и истории женского движения. /Сост. и отв. ред. Г.А. Тишкин. - СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001. С.149-157.
[2] Сапрыкин Д.Л. Образовательный потенциал Российской Империи. С. 38.
[3] Там же.
[4] Там же.
[5] Особые журналы Совета министров Российской империи. 1909-1917 гг. 1915 год. – М.: РОССПЭН, 2008. С. 360-361.
[6] Сапрыкин Д.Л. Образовательный потенциал Российской Империи. С. 38-39.
[7] Там же. С. 39.
[8] По имени немецкого педагога Фридриха Вильгельма Августа Фрёбеля (1782-1852), теоретика дошкольного воспитания.