В августе 2024 года исполнилось 110 лет со дня выхода в свет журнала «Русский язык в школе». На сегодня это – старейший научно-методический журнал в стране. В разные годы редакцию возглавляли выдающиеся ученые-филологи и педагоги, авторы образцовых школьных и вузовских учебников русского языка, по которым учились поколения наших соотечественников: А.М. Пешковский, С.Г.Бархударов, Д.Э.Розенталь, Е.М. Галкина-Федорук, Н.М. Шанский и др. На страницах журнала публиковали свои работы классики отечественного языкознания: Л.В. Щерба, С.П. Обнорский, И.И. Мещанинов, Д.Н. Ушаков, В.В. Виноградов, Р.И. Аванесов, А.Н. Гвоздев, А.А. Реформатский и др. Усилиями этих выдающихся ученых, коллектива редакции, всегда состоявшего из специалистов высочайшей квалификации, журнал приобрел статус научно-методического центра отечественной русистики. На его страницах обсуждались и вырабатывались концепции учебников русского языка, отечественного филологического образования в целом.
Публикация в РЯШ всегда считалась «знаком качества», служила в качестве авторитетного подтверждения квалификации русских ученых-филологов и методистов. Влияние «Русского языка в школе» на уровень и качество преподавания русского языка в отечественной школе трудно переоценить. В советское время и некоторое время, по инерции, в первые постсоветские годы журнал выписывали все школы страны. Он служил для учителя-русиста в качестве ориентира, в роли своеобразного «камертона» и указателя, по которому определялся ритм, содержание и построение курсов русского языка, все особенности изучения применительно к разным классам этапам его освоения. Высокий уровень грамотности русских людей в прошлом столетии был достигнут при непосредственном координирующем участии журнала, в результате многолетней совместной целенаправленной работы коллектива журнала с лидерами отечественной филологии и методики, с педагогическим сообществом учителей-русистов в целом
Судьба «Русского языка в школе» в постсоветское время весьма драматична. Радикальные изменения в отечественном образовании, связанные с переориентацией на западные образцы, сервилизмом его руководства, в ряде случаев нацеленного на демонтаж основ русского менталитета, привели к отказу от поддержки ключевого в стратегическом отношении журнала. Отменяются ведомственные правила, диктовавшие обязательную комплектацию школьных библиотек выпусками «Русского языка в школе», перекрываются все источники государственного финансирования. Вместе с тем журналу в течение трех с половиной десятилетий удавалось «держать планку качества», опираясь на поддержку ученых-русистов, авторитетных филологов и методистов, используя многообразные формы контактов и общения с читательской аудиторией: «десанты» редколегии и актива в регионах, выездные лекции и семинары, а с появлением Интернета – вебинары для учителей, отражающие животрепещущие проблемы преподавания русского языка в школе и вузе. В первые постсоветские годы много сделал для сохранения авторитета журнала, его высокого научного и методического уровня классик отечественного языкознания академик Н.М. Шанский, который возглавлял его редакцию 42 года (1963-2005 гг).
В течение 20 лет главным редактором журнала является профессор Наталья Анатольевна Никольская, блестящий лингвист и педагог, талантливый организатор, человек высокой культуры и энциклопедической образованности. В тяжелейших условиях, в атмосфере чиновничьего пренебрежения и равнодушия к судьбе русского языка, к проблемам его достойного преподавания в отечественных школах и вузах Наталье Анатольевне и возглавляемому ею коллективу удавалось выйти из весьма сложных ситуаций, и не только «удержать на плаву» «Русский язык в школе», но добиться его ведущего положения в рейтинге отечественных и мировых журналов. С 2022 года журнал входит в «Белый список» — перечень наиболее авторитетных научных журналов, созданный в целях обеспечения мониторинга и оценки публикационной активности российских ученых. В 2022 г. журнал также включен в Scopus, RSCI и ядро РИНЦ. Постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 25 февраля 2015 г. №51-СФ. журнал «Русский язык в школе» рекомендован для комплектования библиотек. В последние годы РЯШ становится своеобразным научно-методическим Интернет-центром, на базе которого осуществляют повышение своей квалификации учителя-русисты и ученые-филологи. И это, в значительной степени помогало журналу справляться с финансовыми проблемами.
Вместе с тем, в связи с ужесточением политики Министерства просвещения, существенно ограничивающего возможности для осуществления подобной деятельности для негосударственных, неаккредитованных организаций, а также с отказом от укомплектования школьных библиотек выпусками «Русского языка в школе», в настоящее время журнал испытывает самый серьезный кризис со времени своего основания. С января 2026 года, впервые за все время своего существования (исключая «форсмажор» первых двух военных лет: 1941 и 1942 гг.), выпуски журнала будут вынужденно прекращены из-за невозможности его финансового обеспечения.
Кризисное положение журнала было доведено до сведения Министерства просвещения. Редакция попросила о помощи, о государственной поддержке издания, имеющего стратегическое, ключевое значения для укрепления позиций русского языка в стране и мире.
Ответ последовал мертвящий…В письме Департамента государственной общеобразовательной политики, с которым я был ознакомлен как член редколлегии «Русского языка в школе», в частности, сказано о том, что всем необходимым школы укомплектованы, и поддержка журнала со стороны министерства «вступает в противоречие с антимонопольным законодательством». При этом указано, что контроль за выполнением постановления о развитии русского языка возложен на Комитет Совета Федерации по науке, образованию и культуре. Классический футбол!
В книге Чуковского «Живой как жизнь», посвященной русскому языку, сочувственно цитируются слова А.П. Чехова: «Какая гадость чиновничий язык. «Исходя из положения», «с одной стороны...», «с другой стороны», и все это без всякой надобности. «Тем не менее», «по мере того» чиновники сочинили. Я читаю и отплевываюсь... Неясно, холодно и неизящно: пишет, сукин сын, точно холодный в гробу лежит».
Увы, сегодня судьба русского языка находится в руках хладнокровных чиновников, которые не чувствуют, не понимают, подобно Дантесу, «нашей славы», но, которые в отличие от убийцы Пушкина, используют для расправы над русским языком не пистолет, но вымороченный канцелярит, официальную многословную и вязкую по содержанию бумагу, скользкую и ледяную.
Способствуя своим бездействием и равнодушием усугублению катастрофического положения с преподаванием русского языка, ликвидации ключевых центров подготовки научно-методических кадров русистов, лишая учителей возможности развиваться, впитывать лучшие традиции русской филологии и лингвометодики, чиновники сегодня, по большому счету, осуществляют «лоботомию» отечественной школы в самом чувствительном ее сегменте, непосредственно связанном с защитой и укреплением национальной безопасности.
Журнал нуждается в государственной поддержке как стратегическое, ключевое звено в системе русского языкового образования!
Иеродиакон Нафанаил (Бобылев), клирик храма Покрова Пресвятой Богородицы с. Отрадное Новоусманского района Воронежской области, насельник Дивногорского мужского Епархиального монастыря с. Дивногорье Лискинского района Воронежской области, доктор педагогических наук, член «Объединения православных ученых»