Неудавшаяся афёра Зарубежной Экспертной Комиссии по изучению «екатеринбургских останков»

Екатеринбургские останки 
0
2
Время на чтение 33 минут

Алексей и Раиса Щербатовы с Коренно-Курской иконой Божией МатериИсточник: Вознесенский Печерский муж.мон.

Алексей и Раиса Щербатовы с Коренно-Курской иконой Божией Матери

 

Поводом к написанию этой статьи стала недавно приобретённая мною книга за авторством князя Алексея Щербатова и Ларисы Криворучкиной-Щербатовой под названием "Право на прошлое". Книга была отпечатана в 2011 году в Екатеринбурге тиражом 2000 экземпляров. Название книги ко многому обязывает. Автор книги князь Алексей Щербатов ответственно заявляет всем читателям, что этим названием он имеет полное моральное право Российскому читателю донести до него истину, написанную в этой книге. В предисловии он пишет: "Странное испытываешь ощущение от необходимости погружать себя в океан давно ушедших дней... Я был уверен, что безнадежно упустил время "собирать камни". А разбрасывал я их много и бездумно. К счастью, память моя еще способна цепко удерживать немало событий и фактов такой долгой и такой быстротечной жизни, этого драгоценного дара Небес...".[1]

В том же предисловии князь Алексей Щербатов называет свою книгу "продуктом" написанную в содружестве, сотрудничестве и соавторстве. Ну тем, не менее, это право автора назвать свою книгу как ему заблагорассудиться - продукт так продукт. Так к ней и будем относиться как к продукту. Мне сразу скажут, ну эко Вы отец Тихон отсталый. На западе, да и у нас начиная с лихих 90-х это название широко используется... Соглашусь. Но здесь проблема в другом. Само слово продукт, если мы конкретно говорим о книге - форма унизительная. Думаю, что не многие Российские авторы дерзнули бы назвать написанные ими книги - продуктом. Что можно ожидать от книги мы понимаем, а вот что можно ждать от "продукта" это еще вопрос.

Неудавшаяся афёра Зарубежной Экспертной Комиссии по изучению "екатеринбургских останков"., изображение №2

Фамилия Щербатовых действительно уходит в глубь веков к первым Рюриковичам и поэтому принадлежать к такой фамилии не, сколько почетно, сколько еще и ответственно. Князь А.П.Щербатов прожил долгую, насыщенную и интересную жизнь, родившись в Санкт-Петербурге 1 ноября 1910 года в благочестивое царствование Государя Императора Николая II. После свершившейся в стране революции семейство Щербатовых вынуждено было покинуть Россию. Но наступили новые времена. Наступила "эпоха свободы, гласности и правды" которую "любезно" предоставил нам Запад, как мы по наивности думали "совершенно бескорыстно". Чего стоили нам эти "зарубежные дары" теперь мы все знаем.

После публикации в 1989 году в газете "Московские ведомости" интервью с режиссером-сценаристом Гелием Трофимовичем Рябовым "Земля выдала тайну" о сенсационной находке в окрестностях Свердловска останков Царской семьи и их слуг некоторые православные поборники на Западе были крайне обеспокоены этим неожиданным обстоятельством, и приняли решение создать комиссию по вопросу установления судьбы найденных останков. Созданием этой комиссии занялся П.Н.Колтыпин-Валловский пригласив для работы в ней князя А.П.Щербатова, Е.Л.Магеровского и еще нескольких человек. С понятием, что такое "Зарубежная Экспертная комиссия" я уже подробно знакомил читателей в своей статье "Взлет и падение Зарубежной Экспертной комиссии по установлению судьбы "екатеринбургских останков", которая была размещена на сайте Русская Народная Линия в 2024 году https://ruskline.ru/opp/2024/04/14/vzlet_i_padenie_zarubezhnoi_ekspertnoi_komissii_po_ustanovleniyu_sudby_ekaterinburgskih_ostankov

Князь Алексей Щербатов впервые посетил СССР в 1991 году по приглашению Председателя Верховного Совета РСФСР Б.Н.Ельцина на организованный им конгресс соотечественников. Вторая поездка в Россию князя А.П.Щербатова состоялась в 1992 году в связи с похоронами Великого князя Владимира Кирилловича, с которым его связывала многолетняя дружба.

В 1995 году он вновь оказался в России. Об этом визите он написал следующее: " Эту поездку можно считать деловой. Я прибыл в Москву в компании Петра Николаевича Колтыпина-Валловского и полковника Евгения Льво­вича Магеровского по приглашению председателя правительства Российской Федерации В. С. Черномырдина. Оказанный нам прием был теплым, дружественным, и мы надеялись на столь же тесное деловое сотрудниче­ство с российской стороной. Втроем мы представляли возглавляемую нами зарубежную экспертную комиссию по идентификации останков Царской семьи, в которую в поисках истины объединились потомки преданных под­данных Российской империи и участников Белого движения. Она была со­здана в 1989 году в ответ на публикации бывшего сотрудника МВД, Гелия Рябова, утверждавшего, что он нашел место захоронения и останки Ни­колая II, его монаршей семьи и свиты. Инициатор создания и председатель нашей комиссии, Колтыпин — известный общественный деятель, лектор американских университетов, различных политических организаций, ос­нователь объединения «За свободу России», фонда «Царя-мученика», член «Российского императорского союза-ордена», многие годы служивший в американской армии. Он, как истый военный, смог основательно и быстро составить программу действий и поставить дело в нашей комиссии. В чем ему активно помогал профессор Магеровский — доктор исторических наук, специалист по государственному праву, отставной полковник генерального штаба армии США и консультант американского правительства в области восточно-европейских отношений. И я, профессор истории, генеалог, пред­седатель дворянского собрания США и Канады, вице-председатель Русской академической группы в США. А все мы — просто русские, не забывшие своей родины, ратующие за сохранение ее российского лица и историческую правду...".[2]

Заседание Правительственной Комиссии 20 сентября 1995 года.Князь Алексей Щербатов в центре.

Заседание Правительственной Комиссии 20 сентября 1995 года.Князь Алексей Щербатов в центре.

20 сентября 1995 года состоялось заседание Правительственной комиссии, на котором присутствовали П.Н.Колтыпин-Валловский, Е.Л.Магеровский и князь А.П. Щербатов. Присутствовавший на этом заседании А.Н.Авдонин, с которым Г.Т.Рябов в 1979 году нашел в Поросенковом логу останки Царской семьи так описал этих представителей Запада: "... И вот — звездный час зарубежной (американской) комиссии по останкам Императорской семьи. Три милых старичка. У них реденькие волосы, невнятная (из-за возраста!) речь, доводы — только против! «У нас нет никакой уверенности в том, что это — они! Напротив: мы убеждены на основании своих материалов, что это не Они!»... Но, несмотря ни на что, именно на этом заседании были отклонены немотивированные претензии высоких членов оппозиции к Правительственной комиссии, и было принято решение о захоронении в марте 1996 года, найденных останков. Мужественные представители «Зарубежной комиссии» наотрез отказались от предложения посетить Екатеринбург для ознакомления с останками и документами по идентификации, а по дороге в США и, прибыв, домой, налево и направо раздавали заявления и интервью. У многих создалось впечатление, что представители «Русской зарубежной комиссии» старались обвести «вокруг пальца» Правительственную комиссию, наобещав ознакомить ее с уникальными документами, имеющимися за рубежом. В итоге ничего не представили, ни с чем не ознакомили, сделали лишь бессодержательные заявления...". [3]

Генетик Евгений Рогаев и князь Алексей Щербатов во время работы Правительственной Комиссии 20 сентября 1995 года

Генетик Евгений Рогаев и князь Алексей Щербатов во время работы Правительственной Комиссии 20 сентября 1995 года

Князь А.П. Щербатов в своей книге так описал этот "судьбоносный" день: "...20 сентября 1995 года председатель Колтыпин осветил положение дел в обеих комиссиях, отметил недостаток использования документального материала, начиная с момента расстрела Царской семьи, и более позднего, советского периода, высказал сомнения по результатам проведенных ана­лизов ДНК останков. И, наконец, еще раз предложил объединить усилия. Профессор Магеровский заострил внимание на истории открытия захо­ронения, которая до сих пор неясна. - «Теперь Авдонин все чаще утверждает, что вычислил это место из какой- то устной информации, переданной ему уже умершими людьми, а не с помо­щью Рябова, который будто шел по следам записки Юровского. Не понятно, почему изначально все построено на гипотезе «захоронения», а не «сжигания», близкой к версии Ермакова (участника уничтожения трупов) и царского сле­дователя Соколова, назначенного Колчаком и настаивавшего на этой версии до самой своей смерти. Она также перекликается с заявлением, сделанным Соколову коптяковскими крестьянами, что те встретили бегущих красноармейцев, которые им заявили, что они де «Николку вашего сожгли». «У меня образуется настойчивое впечатление, что никто не проштудировал ни имею­щуюся большую часть Соколовских протоколов следствия, ни даже их публи­кацию в сжатом виде, составленную зарубежным специалистом Николаем Россом. Кроме того, мы, с одной стороны, не можем получить многих запрошенных документов, доступ к которым у нас ограничен, с другой — восемь месяцев тому назад от нас поступило предложение исследовать в одной из ваших лабораторий имеющиеся в нашем распоряжении частицы святых мощей великой княгини Елизаветы Федоровны, сестры последней императри­цы, но ответа от вас нет», — заключил наш коллега...".[4]

Интересный пример привёл в своем докладе профессор Магеровский. Где же это у следователя Соколова имеются показания, что крестьяне видели "бегущих красноармейцев", которые рассказали им на "бегу", что они сожгли царя и те побежали дальше, по всей видимости, в Екатеринбург, как будто за ними кто-то гнался?

Далее князь А.П. Щербатов продолжает удивлять читателей своими воспоминаниями: " ... У тогдашнего отца архимандрита, Антония Граббе, который сейчас занимает пост епископа, в хранилище Нью-йоркской Зарубежной Церкви среди многочисленных реликвий оказалось несколько костей и маленькая бутылочка с кровью великой княгини Елисаветы Федоровны, сестры последней императрицы, внучки английской королевы Виктории, убитой в Алапаевске вместе с последним князем Палей и сыновьями великого князя Константина Константиновича: Иоанном, Константином и Игорем. Их арестовали в Петербурге и увезли в Сибирь, а позднее живыми сбросили в шурф глубокой шахты под уральским городом Алапаевском, оставив на мучительную смерть от голода, жажды и ран. Вскоре пришли чехи и белые, трупы погибших извлекли, а хорошо знавший княгиню священник забрал ее тело и увез для погребения через Владивосток в Иерусалим. Там он, очевидно, взял два пальца и кровь Елисаветы Федоровны, ко­торые и передал после захоронения Антонию Граббе, бывшему главой Па­лестинского офиса в Иерусалиме. Елисавету Федоровну тоже причислили к лику святых: она, действительно, была, как я ее помнил с детства, добрая, милая и очень красивая. Наличие названных предметов в Нью-Йорке дава­ло нам большие козыри. Члены нашей комиссии были чрезвычайно благо­дарны мудрому и мужественному владыке Антонию (Граббе), который при­нял решение передать в присутствии Петра Николаевича Колтыпина док­тору Алексу Кнайту из Калифорнии, исследователю по ДНК, мощи и кровь святой Елизаветы...".[5]

Он пишет о том, что убитых в Алапаевске Великий князей и Великую княгию Елисавету Феодоровну с инокиней Варварой (Яковлевой) вывез из России знавший их священник. Действительно, этим священником был до 1917 года настоятель Серафимо-Алексеевского скита Белогорского монастыря Пермской епархии игумен Серафим (Кузнецов). Здесь давайте начнем по порядку.

В.Н.Соловьев в книге "Испытание на правду. Разоблачения наветов о Царских останках" пишет о том, что в сентябре 1995 года он имел разговор с сопредседателем Зарубежной экспертной комиссии князем А.П. Щербатовым и тот, «по секрету» сообщил ему, что где-то в США хранится палец Святой Великой княгини Елизаветы Фёдоровны. Он спросил у князя Щербатова, нельзя ли провести генетическую экспертизу, но князь замахал руками и сказал, что это большая тайна и любое исследование невозможно...".[6]

Старший следователь-криминалист Следственного Комитета РФ Владимир Соловьев.

Старший следователь-криминалист Следственного Комитета РФ Владимир Соловьев.

Мог ли попасть "палец" принадлежавший убитой в Алапаевске Великой княгине Елисавете Феодоровне к начальнику Русской Духовной миссии в Иерусалиме архимандриту Антонию (Граббе), как вспоминает об этом князь Алексей Щербатов? Обратимся к истории. После того, как узники Напольной школы Великие князья, Великая княгиня Елисавета Феодоровна и инокиня Варвара (Яковлева) были сброшены в шахту у Верхне-Сенячихинского завода и 28 сентября 1918 года Алапаевск был освобожден от большевиков началось следствие. Шахту куда были сброшены тела Алапаевских мучеников была обнаружена в начале октября. 8-11 октября, их тела были подняты на поверхность.

В следственном деле Н.А.Соколова имеется протокол наружно-милицейского осмотра тела Великой Княгини Елисаветы Феодоровны в котором, в частности напечатано: "... Труп женского пола, среднего роста, в вытянутом положении. Руки вдоль трупа с полусогнутыми пальцами...".

Протокол осмотра трупа Великой княгини Елизаветы Феодоровны. Фото из следственного дела Николая Соколова.

Протокол осмотра трупа Великой княгини Елизаветы Феодоровны. Фото из следственного дела Николая Соколова.

Как видно из наружного осмотра, все пальцы Великой княгини на своем месте. Очевидец этих событий игумен Серафим (Кузнецов) писал: "После следствия и медицинского осмотра тела царственных мучеников были омыты и одеты в чистое, но убогое погребальное одеяние; затем положены в сделанные деревянные простые гробы внутри с футлярами из кровельного железа и поставлены в кладбищенскую церковь, где совершались панихиды и неусыпные чтения Псалтыри...".[7]

Запись в метрической книге о захоронении Великой княгини Елизаветы Феодоровны в Троицком соборе г. Алапаевска. Фото из следственного дела Николая Соколова.

Запись в метрической книге о захоронении Великой княгини Елизаветы Феодоровны в Троицком соборе г. Алапаевска. Фото из следственного дела Николая Соколова.

18 октября с крестным ходом останки убитых были перенесены в Троицкий собор и погребены в каменном склепе. В Троицком соборе гробы с останками Алапаевских мучеников находились до июля 1919 года. К лету Красная армия начала наступление по всему фронту. Следователь Н.А.Соколов по согласованию с М.К. Дитерихсом поручил игумену Серафиму (Кузнецову) вывезти гробы с телами мучеников из города. Погрузив гробы с останками в товарный вагон игумен Серафим 14 июля выехал из Алапаевска, а на следующий день город был занят частями Красной армии.[8]

Похороны убитых большевиками Великих князей и Великой княгини Елизаветы Феодоровны в склепе Троицкого собора г. Алапаевска в 1918 году.

Похороны убитых большевиками Великих князей и Великой княгини Елизаветы Феодоровны в склепе Троицкого собора г. Алапаевска в 1918 году.

Сопровождать гробы отправились ожидавшие его в Тюмени два послушника Серафимо-Алексеевского скита Максим Канунников и Серафим Гневашев. Это страшное "путешествие" продлилось три недели.

Вокзал г. Алапаевска

Вокзал г. Алапаевска

Из щелей пяти гробов постоянно сочилась жидкость, распространявшая по всему вагону смрад. Когда поезд имел остановки, то отец Серафим с послушниками рвали в поле траву и вытирали ей гробы. Однако, жидкость вытекавшая из гроба Великой княгини благоухала, и они бережно собирали её как святыню в бутылочки".[9]

Гроб Великой княгини Елизаветы Феодоровны

Гроб Великой княгини Елизаветы Феодоровны

30 августа поезд в вагоне, которого находились гробы с телами Алапаевских мучеников прибыл в Читу. В глубокой тайне, гробы были перевезены в Покровский женский монастырь, где были скрыты отцом Серафимом под полом его кельи. Перед тем, как скрыть гроб с останками Великой княгини Елисаветы Феодоровны, монахини монастыря их омыли и облачили в монашеские одежды.

Покровский женский монастырь в Чите.

Покровский женский монастырь в Чите.

Об этом со слов игумена Серафима, 27 января 1921 года, родная сестра Елисаветы Феодоровны, принцесса Виктория Баттенбергская в письме к брату Эрнесту из Порт-Саида писала:" Когда гробы надо было скрыть на несколько месяцев, прежде чем они могли покинуть Сибирь, они были спрятаны в женском монастыре, так как это было необходимо; тело нашей Эллы не было подвергнуто тлению, только высохло. Монахини обмыли его и переменили погребальные одежды на монашеское одеяние. И таким образом она теперь одета, так как она хотела быть, так как она всегда собиралась, как она говорила раньше - совершенно уйти из мира и закончить свои дни как монахиня...".[10]

Игумен Серафим (Кузнецов) с гробами Алапаевских мучеников в Китае.

Неудавшаяся афёра Зарубежной Экспертной Комиссии по изучению "екатеринбургских останков"., изображение №13

1 из 2

Игумен Серафим (Кузнецов) с гробами Алапаевских мучеников в Китае.

С большими трудностями игумен Серафим через Китай смог доставить два гроба - Великой княгини Елисаветы Феодоровны и ее келейницы инокини Варвары (Яковлевой) в Святой град Иерусалим 28 января 1921 года.

Гробы с останками Великой княгини Елизаветы Феодоровны и инокини Варвары (Яковлевой) в Святом граде Иерусалиме

Панихида по Великой княгине Елизавете Феодоровне и инокине Варваре в св. граде Иерусалиме

1 из 2

Гробы с останками Великой княгини Елизаветы Феодоровны и инокини Варвары (Яковлевой) в Святом граде Иерусалиме

Разрешение на упокоение останков Алапаевских мучениц получила принцесса Виктория Баттенбергская от Английских колониальных властей и Иерусалимского Патриарха Дамиана при содействии председателя Императорского Православного Палестинского Общества князя А.А.Ширинского-Шахматова. 30 января заупокойную литургию совершил Патриарх Дамиан, и после панихиды гробы мучениц были перенесены в приготовленную усыпальницу.[11]

Иерусалимский Патриарх Дамиан

Иерусалимский Патриарх Дамиан

Вот здесь возникает вопрос. Когда и в какой момент, глубоко чтивший Елисавету Феодоровну игумен Серафим дерзнул совершить святотатство и "отделить" от десницы Великой княгини палец? В Алапаевске? В Чите? Во Владивостоке? В Пекине или прямо в Иерусалиме? Сделать это было просто невозможно, иначе бы ему пришлось "отчитываться" за "пропажу", да и гробы были опечатаны, как это видно на фотографии в Пекинской Духовной миссии. Мог ли вообще игумен Серафим передать начальнику Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандриту Антонию (Граббе) "отделенный палец"? Дело в том, что начальником Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, архимандрит Антоний (Граббе) был назначен в 1968 году, а игумен Серафим (Кузнецов) умер в 1959 году и передать ему ничего не мог.

Что же происходило дальше с честными останками Великой княгини Елисаветы Феодоровны и инокини Варвары (Яковлевой). 23 февраля 1981 года Архиерейский Синод РПЦЗ образовал предсоборную комиссию на котором принято решение о прославлении и решил совершить торжественное прославление свя­тых мучеников в воскресенье, 1 ноября 1981 года, в Знаменском со­боре при Синодальной резиденции Первоиерарха РПЦЗ в Нью-Йорке. Начальнику Русской Духовной миссии в Иерусалиме архимандриту Антонию (Граббе) вме­сте с небольшой группой братии было поручено провести освидетельствование останков Алапаевских мучениц, почивавших в крипте под храмом женской обители в Гефсимании.

Архимандрит Антоний (Граббе) возле гробов с останками Великой княгини Елизаветы Феодоровны и инокини Варвары в крипте храма св. равноапостольной Марии Магдалины в Гефсимании. Фото 1981 г.

Гробы с останками Великой княгини Елизаветы Феодоровны и инокини Варвары вносят в храм. Фото 1981 г.

Гробы останками Великой княгини Елизаветы Феодоровны и инокини Варвары обносят с крестным ходом вокруг храма св. равноапостольной Марии Магдалины в Гефсимании. Фото 1981 г.

Неудавшаяся афёра Зарубежной Экспертной Комиссии по изучению "екатеринбургских останков"., изображение №20

1 из 4

Архимандрит Антоний (Граббе) возле гробов с останками Великой княгини Елизаветы Феодоровны и инокини Варвары в крипте храма св. равноапостольной Марии Магдалины в Гефсимании. Фото 1981 г.

Они открыли мощи и – первым делом заметили благоухание, которое исходило от останков преподобномучениц, источавших благовонное миро. Архимандрит Антоний и братия совершили освидетельствова­ние мощей обеих мучениц, сохранившихся в частично нетленном со­стоянии, и их омовение, а затем отделили правую руку преподобному­ченицы Елизаветы Федоровны и косточку от мощей инокини Варвары. Интересно, что после освидетельствования мощей начальник Миссии связался с Патриархом Иерусалимским Диодором, который, как толь­ко узнал, что в Гефсимании совершилось такое историческое событие, немедленно направился туда. Блаженнейший Патриарх приложился к мощам, осмотрел их и сказал, что Алапаевские мученики – это вели­кие святые не только Русской, но и всей Православной Церкви. Он вы­разил надежду, что по ходатайствам этих святых совершится возрож­дение России и всей Русской Православной Церкви.[12]

Архимандрит Антоний (Граббе) с лева.

Архимандрит Антоний (Граббе) с лева.

Может быть архимандрит Антоний (Граббе) в тайне похитил палец в момент освидетельствования и омовения останков Преподобномучениц и оставил у себя? Нет, и это святотатство с его стороны было бы сделать невозможно, так как во время освидетельствования был составлен акт и подписан всеми либо выборными членами, присутствующими при этом освидетельствовании. После этого десница преподобномученицы Великой княгини вместе частицей мощей инокини Варвары была доставлена на прославление Новомученников Собором архиереев Русской Православной Церкви Заграницей в ноябре 1981 года в Нью-Йорк.[13]

А как же сложилась дальнейшая судьба "похитителя пальца" архимандрита Антония (Граббе)? Оказывается он, в 1986 году был запрещен в священнослужении митрополитом Виталием (Устиновым), и вместо того, что бы принести покаяние уклонился в раскол. В связи с уклонением в раскол Архиерейский Синод РПЦЗ лишил архимандрита Антония (Граббе) священного сана. Лишившись сана, он перешел под "омофор митрополита Нью-Йоркского и Американского Паисия (Лулургаса)" и был "рукоположен во епископа". В 2001 году, "епископ Антоний" перешел в Российскую Православную автономную церковь с центром в Суздале, возглавляемую изверженным из сана "митрополитом Валентином (Русанцовым)". В дальнейшем проживал в Нью-Йорке в доме престарелых. Скончался в 2005 году находясь в расколе. Он повторил судьбу двух членов Зарубежной Экспертной комиссии П.Н.Колтыпина-Валловского и Е.Л.Магеровского умерших в расколе. Почему к нему обратился князь Алексей Щербатов, зная, что тот лишен сана и пребывает в расколе? Неужели только потому, что он "из наших", а истина не важна?

«Епископ» Антоний (Граббе) среди суздальских раскольников. Сидит крайний с права.

«Епископ» Антоний (Граббе) среди суздальских раскольников. Сидит крайний с права.

В.Н.Соловьев в своей статье "Трудности в расследовании уголовного дела о гибели семьи Императора Николая II и лиц из его свиты" сделал нелицеприятный вывод об этом человеке: "... Вот этот лукавый неканонический епископ и передал Зарубежной комиссии неизвестно чей высохший палец, якобы принадлежавший «Святой Елизавете Фёдоровне». Возможно, это была последняя «шутка» церковного изгоя, его месть Церкви, лишившей Антония Граббе священного сана. Знали ли деятели Зарубежной комиссии о том, что палец «фальшивый»? Думаю, что знали. Они поставили перед собой цель внести сумятицу в православный мир и достигли её...".[14]

История "пальца" на этом не закончилась. Члены Экспертной комиссии стали искать "подходящего кандидата", кто бы смог оказать содействие по изучению оказавшейся "чудесным" образом в их руках "святыни переданной епископом Антонием Граббе". Такой человек был найден. Им оказался профессор Алекс Найт.

Князь Алексей Щербатов в своей книге пишет: "...Наше знакомство с доктором Алексом Кнайтом из Стэн­фордского университета состоялось благодаря профессору Льву Анатолье­вичу Животовскому, российскому генетику с мировым именем, в одну из его поездок в США для участия в исследованиях в области генетики. По его просьбе доктор Кнайт, коллега профессора, позволил нам воспользоваться услугами своей лаборатории с новейшим оборудованием. Поверьте, уро­вень, на котором проводились исследования, был достойным дела, кото­рым мы занимались. Сам Лев Анатольевич, обладатель двух докторских сте­пеней, получивший ряд международных премий по генетике,— старший научный сотрудник Вавиловского института генетики Российской Академии Наук, является также научным сотрудником нескольких университетов США. Именно профессор Животовский написал первую обстоятельную научную статью в престижном великобританском медицинском журнале «Анналы Биологии Человека», посвященную «преждевременной идентификации» останков императора и его семьи. В ней он замечательно провел параллели между царским делом и делами о наследстве французского актера Ива Монтана и американского процесса О-Джей Симпсона. В этом же журнале были опубликованы результаты наших исследований. Мы не стали дове­ряться русским, английским и американским экспертам, делавшим анализ ДНК. Нам казалось глупо брать кровь у герцога Эдинбургского, внучатого племянника императрицы, когда у нас был «материал» ее родной сестры. Так же, по нашим представлениям, с малой долей вероятности был прове­ден анализ ДНК брата государя, Георгия Александровича, умершего в 1899 году и похороненного около Петропавловской крепости. Мы знаем, что после 1899 года в Петербурге произошло два сильных наводнения и в захороне­ниях была масса перемешанных костей. Невозможно быть уверенным в ре­зультатах анализа...".[15]

Как интересно преподнес читателям России князь Алексей Щербатов информацию о проведении экспертизы останков Великого князя Георгия Александровича, родного брата Императора Николая II. Он, профессор истории пишет о том, что Великий князь был похоронен "около Петропавловской крепости"? Получается даже не в самом Петропавловском соборе? Далее, он пишет, что было два наводнения в Петербурге и в "захоронениях была масса перемешанных костей". Как это понимать читателю? То есть он убеждает нас в том, что поскольку Великий князь Георгий Александрович был захоронен вне стен крепости, эти наводнения просто перемешали останки князя с другими захоронениями и поэтому, как он пишет "Невозможно быть уверенным в результатах анализа". Что это за "исторический вброс" в общество? Далее, членам Зарубежной комиссии показалось глупо брать образец крови у внучатого племянника Императрицы Александры Феодоровны, принца Эдинбургского Филиппа и поэтому они решили "подсунуть" на исследование неизвестно кому принадлежавший палец!

Старший следователь СК РФ в отставке В.Н.Соловьев так написал об этом исследовании: "... 2004 году в журнале «ANNALS OF HUMAN BlOLOGY» была опубликована статья Алека Найта и Льва Животовского, в которой авторы заявляли о своём исследовании пальца сестры императрицы Александры Федоровны святой великой княгини Елизаветы Фёдоровны. Выяснилось, что группа учёных из Стэнфордского университета в Калифорнии, Национальной лаборатории Лос Аламос в Нью Мексико и других университетов США в качестве исходного материала использовала образец митохондриальной ДНК, полученный якобы из пальца великой княгини Елизаветы Федоровны, родной сестры Императрицы Александры Федоровны. По всем законам генетики митохондриальные ДНК сестёр Елизаветы и Александры должны были совпасть, но этого не произошло. В своём интервью Алек Найт сделал вывод: «По всей видимости, найденные под Екатеринбургом останки не являются останками семьи Романовых». На международной конференции по изучению ДНК, проходившей в июле 2004 года в австралийском Брисбене, правоту Алека Найта признали ученые из Восточно-Мичиганского университета и Лос-Аламосской национальной лаборатории (США). Исследование проводилось в двух институтах в США. Итак, что это? Полный провал официальных генетических исследований? Ведь у останков из Поросёнкова лога и ДНК «Елизаветы Фёдоровны» нет ничего общего. А они с Императрицей родные сёстры! У них должна быть одинаковая митохондриальная ДНК. Серьёзные ученые оценили сенсационное выступление Л.А. Животовского и А. Найта иначе. Приведу еще одну объемную цитату из статьи генетика академика РАН Н.К. Янковского: «Другую ветвь сомнений вызывало несовпадение мтДНК Александры Федоровны с мтДНК её сестры – мученицы Елизаветы Федоровны, извлеченной из её останков (фрагмент пальца), который исследовали профессор Л.А. Животовский и американский генетик Алек Найт. Но они не смогли получить чистую ДНК, без примеси других индивидов. И, главное, полученные ими гаплотипы не совпадают с гаплотипами мтДНК ныне живущих потомков королевы Виктории, хотя Елизавета Федоровна является её внучкой. Так что гораздо логичнее сомневаться или в подлинности изученного образца Елизаветы Федоровны, или в результатах их анализа». Из уже упомянутой справки: «Отсюда можно сделать один из двух выводов. Или авторы работы не смогли выявить этот генотип в костном образце пальца Елизаветы Федоровны (получив, как описывают сами авторы, смесь загрязненной ДНК), либо исследованный образец ДНК вообще не имеет отношения к кому-либо из потомков королевы Виктории». И далее: «данные, опубликованные в статье А. Найта, невозможно использовать для идентификации и, более того, они не имеют какого-либо отношения к объектам экспертизы – останкам в найденных захоронениях». Ларчик открывался просто. По словам руководителей Зарубежной комиссии, палец «Елизаветы Фёдоровны» им передал епископ Антоний Граббе...".[16]

Далее князь Алексей Щербатов в своей книге со всей серьезностью пишет о Якове Юровском, который руководил расстрелом Царской семьи и их верных слуг. И что же мы читаем: "... Вот лишь несколько общих моментов, которые, на мой взгляд, заслуживают внимания. На осно­вании рассказа, Юровский, объявив о приговоре собравшимся в Ипатьев­ском доме членам семьи Николая II и их свите, выстрелил государю в за­тылок. Но на найденном черепе нет входного отверстия от пули, а лицо его вообще разбито...".[17]

Алексей Щербатов пишет, что он во время личного исследования записки Юровского в Московском архиве прочёл в ней следующее: "... Я занимался этой запиской в московском архиве. Судя по почерку, она написана не са­мим Юровским, а, скорее, историком Покровским. В ней описан факт убий­ства: когда царь повернулся к Юровскому с вопросом: «Что случилось?» — Юровский сказал: «Романов, вы приговорены к смерти».— «Что?» — переспросил государь, поворачиваясь к семье. В этот момент Юровский выстрелил ему в затылок. Государь погиб от первой же пули...".[18]

Записка Юровского

Неудавшаяся афёра Зарубежной Экспертной Комиссии по изучению "екатеринбургских останков"., изображение №24

Неудавшаяся афёра Зарубежной Экспертной Комиссии по изучению "екатеринбургских останков"., изображение №25

Неудавшаяся афёра Зарубежной Экспертной Комиссии по изучению "екатеринбургских останков"., изображение №26

1 из 4

Записка Юровского

Это что-то новое! Возникает недоумение, а читал ли автор книги вообще "записку Юровского", я уж не говорю о том, что он ее якобы исследовал. Он пишет: " Не без интересны так же откровения Илиодора, бывшего иеромонаха, ставшего чекистом и позднее сбежавшего за границу, в помещенной им в еженедельнике «Неделя» статье (№ 26, 1990 год), где он заявляет, что в 1919 году видел в Кремле заспиртованную голову государя. Есть еще не одно свидетельское показание в пользу этой версии. Может быть, поэтому с головой Николая II было не все в порядке: то предполагаемый череп ока­зывался без пулевого отверстия в затылке, то вообще женским...".[19]

Получается, что Юровскому верить нельзя, поскольку он убийца, а вот лишенному сана иеромонаху Илиодору в последствии сотрудничавшему с ЧК - приемлемо. Автора понять можно, он же ведь полностью доверился изверженному из сана архимандриту Антонию Граббе, почему же не поверить еще одному проходимцу - Илиодору Труфанову?

Далее он пишет вообще из области фантастики: "...Московская комиссия не пожелала, открыто вести с нами дела, и, к сожа­лению, у нас не возникло взаимного доверия. Ну, скажите, о каком доверии может идти речь, если после нумерации скелетов «царской семьи и слуг» мне предложили посмотреть на череп императора с присвоенным его ске­лету номером четыре, который сразу вызвал сомнение. Я держу череп в ру­ках и спрашиваю:

  • По свидетельству очевидцев, государь был убит выстрелом в затылок, так? Тогда где же пулевое отверстие?
  • Подождите, подождите, должно быть, произошла ошибка.

Через день принесли другой череп. Я сразу перестал верить. Слишком серьезная, на мой взгляд, ошибка...".[20]

Держать череп № 4 князь Алексей Щербатов не мог по той причине, что останки Царской семьи в тот момент находились в Екатеринбурге. В.Н.Соловьев писал по этому поводу следующее: "...К приезду Зарубежной комиссии в России подготовили обширную программу действий. Правительственная комиссия предложила Колтыпину-Валловскому, Магеровскому и князю Щербатову ознакомиться со всеми интересующими их документами о гибели и захоронении Царской Семьи, в том числе, находящимися в «закрытых» архивах МИДа и КГБ СССР, а также в Архиве Президента России. Предполагалась командировка членов Зарубежной комиссии в Екатеринбург, где они могли побывать на местах, связанных с гибелью и захоронением Царской Семьи, увидеть «екатеринбургские останки» и получить консультации от экспертов. Я должен был сопровождать их, как во время работы в архивах, так и в ходе поездки в Екатеринбург. Когда я озвучил эти предложения, то был ошарашен ответом. Магеровский заявил: «Ни в какие архивы мы не пойдём и в Екатеринбург не поедем...".[21]

Так что же тогда держал в руках князь Щербатов? Так же его заявление о том, что в его распоряжении имеется фотография, расстрелянной Царской семьи тоже приводит в полное недоумение. Он пишет: "... У меня есть фотография трупов царской семьи, которую я обнаружил, занимаясь разбором архивных документов в послевоенной Германии. Возможно, это реальный снимок, возможно — фотомонтаж, трудно сказать из- за низкого его качества...".[22]

Князь Щербатов заявляет читателям о том, что имел встречу с Гелием Рябовым "вполне культурным человеком, приятным в общении, я познакомился с ним в его чудесной московской квартире...".[23]

Я позвонил вдове Гелия Рябова, Ольге Александровне и спросил, бывал ли в их квартире когда-либо князь Щербатов и получил отрицательный ответ. Сам Гелий Трофимович в своей книге "Как это было" пишет о том, как он впервые 20 сентября 1995 года, на заседании Правительственной комиссии увидел представителей "Зарубежья" - Колтыпина-Валловского, Магеровского и Щербатова. Присутствующий при этом писатель Эдвард Радзинский спросил у Рябова: " Познакомился? Забавные старички. Они тут такое несут...".[24]

На этом "приключения" князя Щербатова не заканчиваются. Он преподносит читателю новую порцию "правды". Читаем: "... Если и дальше следовать рассказу Соколова, то, прибыв на место рас­правы с царской семьей, он не нашел тела государя. Однако в обнаружен­ном им небольшом костре, по его предположениям, были сожжены двое детей, вероятнее всего царевич Алексей Николаевич и сестра его Анастасия. Эти уцелевшие кости Соколов сложил в мешок, поместил в чемодан и через Дальний Восток привез в Париж. Живой еще тогда великий князь Николай Николаевич не захотел принять у Соколова коробку. И он передал ее нахо­дившемуся в Париже бывшему послу царского правительства Гирсу. Тот положил их в банковский сейф в Лионе. Сам Соколов умер в 1924 году. Из Лиона коробку с остатками костей, пулями от нагана, зубами, уже сухой землей великий князь Владимир Кириллович решил поместить в только что достроенный православный храм-памятник святого Иова Многостра­дального в Брюсселе. В самом начале Второй мировой войны коробку за­муровали в стене храма. Я видел ее и знаю место, где она находится. Мой отец, Павел Борисович Щербатов, и дядя, Петр Николаевич Апраксин, так­же присутствовали при этом процессе и считали, что по самой идее место выбрано очень удачно. В стены храма встроены плиты с именами расстре­лянных и уничтоженных людей, потомки которых вложили в строитель­ство храма пятьдесят процентов затраченных на его возведение средств. Несколько лет назад, в конце 1994 года, со мной из Германии связался известный телережиссер и ведущий программ немецкого телевидения Мо­рис Реми. Он, сын прусского офицера, потомок французских гугенотов, став­ших в 17 веке прусаками, понравился мне искренней заинтересованнос­тью, желанием осветить дело о царских останках по телевидению. Нашел меня Реми по каким-то выступлениям в деле фальшивой Анастасии — Анны Андерсон, и интервью о русском казачестве, которое я давал в немецкий журнал. Сам Реми вложил большие деньги, чтобы получить из американ­ского госпиталя случайно сохранившийся кусочек оперированного тела лже­княгини — материал для ДНК Анастасии. Анализ под руководством его парт­нера, доктора Гилла, провели в Германии и Америке, доказав полную несо­стоятельность претензий «Анастасии». Мы много раз созванивались, подо­лгу разговаривали, и Реми произвел на меня очень приятное впечатление. Когда Морис предложил поехать в Брюссель в компании специалиста по ДНК, чтобы изъять «Соколовскую» коробку, я согласился. Мы с комфортом на «конкорде» долетели до Парижа, затем добрались до Бельгии. Пришли в храм, нашли священника, отца Николая, давшего согласие на процедуру вскрытия. Но нам, как выяснилось, требовалось еще получить разрешение от епископа Серафима, находящегося в Париже. И мы снова отправились во Францию. Переночевать пришлось в Нормандии, в женском православ­ном монастыре «Лехчинский». Мне было интересно побывать здесь. Я знал, что монастырь — подарок богатой швейцарской лесбиянки баронессы Фишер своей подруге, баронессе Зине Розен, моей дальней родственнице. Я был знаком с обеими: милые, красивые, особенно Зина. Так вот, встреча с епископом Серафимом прошла в обстановке понима­ния, он сказал мне:

Первоиерарх РПЦЗ Митрополит Виталий (Устинов)

Первоиерарх РПЦЗ Митрополит Виталий (Устинов)

  • Да, князь, я даю вам разрешение. Вы — историк и честный человек, деньги на этом делать не станете. Конечно.

Он при нас позвонил в Нью-Йорк митрополиту Виталию главе Русской Зарубежной Церкви, которой этот храм принадлежал. Казалось, дело устро­ено, но в последнюю минуту собрание в Нью-Йорке нам отказало. Мы вы­нуждены были вернуться обратно. Как-то я, много позже, разговаривал с мит­рополитом, не удержался и спросил о причине отказа, Виталий ответил:

  • Синод Зарубежной Церкви уже возвел семью государя в ранг святых, и я не мог допустить, чтобы какой-то немец с папиросой между пальцами разбирал мощи русских святых.
  • Какая ерунда. Главное, что в этой коробке находится истина, в кото­рой все мы должны быть заинтересованы.
  • Вы историк, а я — религиозный деятель, и у нас разные взгляды на некоторые вещи. Вы не понимаете в церковных делах.
  • Многое мне понятно, но с чем я не согласен: есть историческая прав­да, которую нужно освещать независимо от взглядов.
  • Вопрос исчерпан. Нет и нет.

Так мы расстались, и я не надеялся, что до смены митрополита что-то изменится. Если бы доступ к коробке имел место, мы могли бы легко взять пробы для проведения анализа ДНК, чтобы идентифицировать их с другими, обнаруженными в Екатеринбурге костями. Соколов был честным человеком и лицом не заинтересованным. Если он сказал, что собрал в пепелище ко­сти двух детей, ему можно доверять. Алексей и Анастасия были худеньки­ми, маленькими, их вполне могли сжечь на простом костре...".[25]

Прочитав этот абзац книги у меня сложилось мнение, что он и книгу следователя Николая Соколова "Убийство Царской семьи" не читал? И этот человек был членом Зарубежной Экспертной комиссии! Здесь можно только вместе с Э.С.Радзинским улыбнуться и повторить вслед за ним: "Забавные старички. Они тут такое несут".

В завершении этой главы посвященной работе Зарубежной Экспертной комиссии, князь Щербатов сделал вывод: " ... Сейчас уже подтверждена наша правота: найденные останки — более по­зднего, примерно на двадцать лет, происхождения. Тем не менее, мы не закончили своей работы и вскоре, я думаю, представим новые доказатель­ства. Попытаемся все-таки обратиться к Митрополиту Лавру с просьбой от­крыть коробку в Бельгии, немецкий наш партнер по-прежнему заинтересо­ван в сенсации...".[26]

Кем подтверждена правота о том, что останки найденные в Поросенковом логу более позднего происхождения? Действительно кому-то нужна, правда, а кому-то "сенсация"! Так всё - таки это была книга, или продукт?

Неудавшаяся афёра Зарубежной Экспертной Комиссии по изучению "екатеринбургских останков"., изображение №28

Статью хочется завершить цитатой из книги известного Московского протоиерея Александра Шаргунова из его новой книги "Без царя. Православная монархия и "новый мировой порядок". Он пишет следующее: "...Допустить необязательность признания подлинности царских останков - значит проявить равнодушие к святыне, и это, может быть, главная опасность духовной и нравственной жизни".[27]

[1] Князь Алексей Щербатов, Лариса Криворучкина-Щербатова. Право на прошлое. Екатеринбург. 2011. С.3.

[2] Князь Алексей Щербатов, Лариса Криворучкина-Щербатова. Право на прошлое. Екатеринбург. 2011. С.304.

[3]Авдонин А.Н. Оппозиция по восстановлению истины о гибели Царской семьи. / Третьи Романовские чтения. Екатеринбург. 1999. С. 67-75.

[4] Князь Алексей Щербатов, Лариса Криворучкина-Щербатова. Право на прошлое. Екатеринбург. 2011. С. 305-306.

[5] Князь Алексей Щербатов, Лариса Криворучкина-Щербатова. Право на прошлое. Екатеринбург. 2011. С. 306

[6] Испытание на правду. Разоблачения наветов о Царских останках. М. 2022. С. 185-186.

[7] Стегний П.В. Скитоначальник. Жизнь и судьба игумена Серафима (Кузнецова). М. 2017. С. 135.

[8] Стегний П.В. Скитоначальник. Жизнь и судьба игумена Серафима (Кузнецова). М. 2017. С. 136.

[9] Стегний П.В. Скитоначальник. Жизнь и судьба игумена Серафима (Кузнецова). М. 2017. С. 137.

[10] Стегний П.В. Скитоначальник. Жизнь и судьба игумена Серафима (Кузнецова). М. 2017. С. 138.

[11] Стегний П.В. Скитоначальник. Жизнь и судьба игумена Серафима (Кузнецова). М. 2017. С. 153-154.

[12] Ган С. Прославление новомучеников на Архиерейском Соборе Русской Зарубежной Церкви 1981 года – как это было. Выступление протоиерея Серафима Ганa во Владимирском храме-памятнике в Джексоне в воскресенье, 10 февраля 2019 г. // https://www.synod.com/synod/documents/art_protserafimgannewmartyrs.html

[13] Клиценко.Ю. Мощи святой Елисаветы принесены в Россию (комментарий в свете веры). sedmitza.ru/text/400047.html

[14] Испытание на правду. Разоблачения наветов о Царских останках. М. 2022. С. 190.

[15] Князь Алексей Щербатов, Лариса Криворучкина-Щербатова. Право на прошлое. Екатеринбург. 2011. С. 306-307.

[16] Испытание на правду. Разоблачения наветов о Царских останках. М. 2022. С. 196-197.

[17] Князь Алексей Щербатов, Лариса Криворучкина-Щербатова. Право на прошлое. Екатеринбург. 2011. С. 307.

[18] Князь Алексей Щербатов, Лариса Криворучкина-Щербатова. Право на прошлое. Екатеринбург. 2011. С. 310.

[19] Князь Алексей Щербатов, Лариса Криворучкина-Щербатова. Право на прошлое. Екатеринбург. 2011. С. 309.

[20] Князь Алексей Щербатов, Лариса Криворучкина-Щербатова. Право на прошлое. Екатеринбург. 2011. С. 313.

[21] Испытание на правду. Разоблачения наветов о Царских останках. М. 2022. С. 149-150.

[22] Князь Алексей Щербатов, Лариса Криворучкина-Щербатова. Право на прошлое. Екатеринбург. 2011. С. 311.

[23] Князь Алексей Щербатов, Лариса Криворучкина-Щербатова. Право на прошлое. Екатеринбург. 2011. С. 313.

[24] Рябов Г.Т. России страшный год...История и публицистика. М. 2017. С. 208.

[25] Князь Алексей Щербатов, Лариса Криворучкина-Щербатова. Право на прошлое. Екатеринбург. 2011. С. 311-313.

[26] Князь Алексей Щербатов, Лариса Криворучкина-Щербатова. Право на прошлое. Екатеринбург. 2011. С. 315.

[27] Шаргунов Александр, протоиерей. Без царя. Православная монархия и "новый мировой порядок". М. 2024.С. 542.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Архимандрит Тихон (Затекин)
Верный путь
К 100-летию преставления Святителя Тихона, Патриарха Всероссийского († 7 апреля 1925 года)
13.02.2025
Разговор со стеной
Ответ архимандрита Тихона (Затёкина) В.В. Бойко-Великому на его слова о "покаянии"
08.10.2024
Ответ протоиерею Александру Салтыкову
На его статью «Вновь о "екатеринбургских останках" и о роли личности»
28.06.2024
Все статьи Архимандрит Тихон (Затекин)
Екатеринбургские останки
О том, кого не признают «отрицатели»
Ответ В.В.Бойко-Великому
29.06.2025
Император Николай II оставался на Престоле до последнего дня своей жизни
Опровержение альтернативной истории революции 1917 года Л. Лыковой и А. Мощанского
27.06.2025
Зачем Виктор Аксючиц обличает «патриарший авторитаризм»?
Опубликовано обращение известного политика и общественного деятеля
26.06.2025
«Сожжены или сокрыты?»
К выходу готовится книга М.А. Князева, посвященная судьбе останков Императора Николая II и его семьи
24.06.2025
Все статьи темы
Последние комментарии
Церемониал не исключает оккультного отношения
Новый комментарий от Павел Тихомиров
10.07.2025 04:09
Кто же Прилепин?
Новый комментарий от Игорь Бондарев
09.07.2025 17:29
Фильм «Мумия»: впечатления от просмотра
Новый комментарий от Туляк
09.07.2025 16:37
Фильм «Мумия» приведёт только к росту популярности Ленина
Новый комментарий от Бузина Олесь
09.07.2025 16:07
Газеты вымирают как мамонты
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
09.07.2025 15:26
Раскручивание ленинской темы в оккультистском ключе – удар по Церкви
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
09.07.2025 15:22
Квазирелигия против религии Бога
Новый комментарий от учитель
09.07.2025 15:20