Русское образование и Император Николай II

2.2. К 104-й годовщине мученической кончины

Николай II  Русская школа 
0
1908
Время на чтение 9 минут
Фото: Портрет Императора Николая II

Образование в Российской Империи. Царская школа

3. Модели образования эпохи модерна

4.1. Философия, поместившая в центр мира человека, или путь от епископа к директору гимназии

4.2. Философия, поместившая в центр мира человека, или путь от епископа к директору гимназии

1.Русское образование и Император Николай II

2.1.Русское образование и Император Николай II

 

2-2. Николай II и шаг к народной монархии в системе образования

 

Вызовы времени

 

Пока русское продвинутое образование в лице гимназий, лицеев и университетов служило в основном воспроизводству государственной элиты в ее служилом многообразии, как и следовало из концепции классического образования, сложившаяся ко второй половине XIX века система образования действовала вполне удовлетворительно.

Однако сама концепция исчерпала свои возможности уже к концу XIX века.

«Гимназия и университет не могли больше рассматриваться исключительно как места подготовки социальной элиты, чиновников и преподавателей.

Экономика требовала все большего числа высококвалифицированных специалистов, уже не обязательно являющихся государственными служащими. Это дало стимул к развитию специального высшего и среднего образования, но одновременно трансформировало круг обучения университетов и гимназий.

С другой стороны, в социальном отношении все более широкие слои населения проявляли интерес и получали доступ к “продвинутым” уровням образования.

Поэтому система высшей и средней школы уже не могла рассматриваться как орган образования “элиты” общества, но должна была вновь стать фундаментом культурной, политической и экономической жизни нации в целом.

На это и были направлены реформы правового статуса и системы управления образованием имевшие место в начале ХХ века. Причем в некоторых отношениях наблюдался интерес к восстановлению более старых правовых и политических институтов, во многом утративших значение в первой половине XIX века, когда сложился упомянутый “социальный контракт” бюрократии и академической элиты.

В этом контексте речь шла об усилении роли родителей»[1].

Взрывной характер научно-технического прогресса, сопровождаемый столь же бурным развитием промышленности, разнообразных наукоемких отраслей народного хозяйства второй половина и особенно конца XIX века, вызвали настоятельную необходимость в резком увеличении с одной стороны числа образованных работников для этой сферы народного хозяйства, а с другой необходимость просто в большом числе грамотных людей.

То есть возникла необходимость, во-первых, в резком росте научно-технического образования в дополнению к общему университетскому, и профессионального в дополнение к гимназическому. А во-вторых, − столь же безотлагательная необходимость в создании системы всеобъемлющего школьного, в том числе и начального, образования. Последнее требование жизни уже вступало, заметим, в определенное противоречие уже со статьей 173 раздела «О родительской власти», позволяющей родителям не отдавать ребенка в школу.

А русская православная педагогическая и правовая мысль до конца стояла за «родительскую власть», никогда полностью не отказывалась от евангельских принципов, лежащих в основе русского имперского законодательства.

 

Константин Петрович Победоносцев. Худ. А. Маковский

 

«Так, обер-прокурор Священного Синода и учитель Наследника Престола Константин Петрович Победоносцев, писал: “Воспитание детей составляет прежде всего естественную обязанность родителей; следовательно, для исполнения сей обязанности родители непременно имеют и соответствующее оной право направлять это воспитание по лучшему своему усмотрению.

Государственная власть вообще не вмешивается в это дело частной домашней жизни”.

Тут же однако он оговаривается, что “есть предметы воспитания, почитаемые настолько важными для государства и общества, что некоторые законодательства объявляют их обязательными”.

К.П. Победоносцев до последнего времени считал подобное вмешательство государства (через законы об обязательном обучении) не вполне правомерным[2]. На таких же позициях он стоял и в статьях “Московского сборника”, который многие считали идеологическим манифестом первых лет царствования Николая II.

Между тем, логика социального и экономического развития, настойчиво требовала осуществления всеобъемлющей государственной образовательной политики и, в частности, именно всеобщего школьного обучения.

При этом противоречие, о котором говорил К.П. Победоносцев (между безусловным правом родителей на воспитание своих детей и необходимостью единой государственной политики), также могло позитивно разрешаться лишь через сочетание более активной единой государственной политики и одновременное развитие государственно-общественных форм управления образованием»[3].

Это противоречие и разрешил Император Николай II своей реформой системы образования и государственной образовательной политики.

 

Смена парадигмы

 

Необходимость новой концепции образования, в которой оно перестает быть способом воспроизводства элиты, но становится фундаментом всей жизни нации, страны и ее народа, к началу XX века стала очевидна. Так же очевидна, стала необходимость реформы, как системы образования, так и государственной образовательной политики. По сути, речь шла о замене всей предыдущей модели образования, то есть, как модно говорить сейчас, о смене парадигмы.

Из дальнейшего изложения будет видно, как Государь Николай II сумел решить все эти проблемы, в кратчайший по меркам истории срок, не прибегая ни к каким столь привычным советским людям авральным мерам.

Повторим еще раз, что за неполных два десятилетия в стране было создано лучшее в мире естественнонаучное образование, всеобъемлющая система профессионального образования, единая система образования, на полвека опередившая европейские, и практически решена проблема поголовной грамотности быстро растущего населения.

На совершенно иной уровень было поставлено государственно-общественное управлением образованием. Родители, в лице родительских комитетов, в первый (и последний!) в истории России раз получили законодательную возможность влиять на процесс образования и воспитания подрастающего поколения. Русская школа начала становиться центром общественной жизни. Подробнее об этом будет рассказано в главе, посвященной управлению образованием в России до и после Февраля 1917 года.

 

На путях народной монархии…

 

В самом начале своего царствования, с государственной ясностью осознав значение этих вопросов и поставив соответствующие задачи, Николай II до последних дней своего правления спокойно и неуклонно шел по пути их решения. Подвергаясь при этом, нападкам и справа и слева, и оставаясь непонятым почти никем вплоть до наших дней.

Николай II видел возможность будущности России только на путях народной монархии, государства-семьи, с Государем-отцом во главе. Поэтому уделял особое внимание привлечению родителей и здоровой части общества к вопросам образования. Именно в сочетании активной единой государственной политики с ответными усилиями семьи и общества

Он справедливо полагал возможным найти решение проблемы быстрейшего движения России по пути реального научно-технического прогресса, при сохранении традиции православного Царства.

И сейчас можно с несомненностью констатировать, что если бы русское общество и народ в начале XX века, оставались бы «обществом» и «народом» в понимании православного человека, каковым был, в частности, Государь Император Николай II Александрович, то все стоящие перед Россией задачи были бы блистательно решены.

И единая и неделимая Православная Российская Империя занимала бы сейчас причитающееся ей место в мире.

К общему несчастью нашему, годы правления Николая Александровича (особенно первые десятилетия XX века) стали временем искажения и смешения смысла многих понятий. В том числе таких основных понятий, как например «общество», «народ», «государство», «верховная власть». Употребляя их в личном и публичном пространстве империи, представители разных партий, общественных страт, политических и духовных течений стали вкладывать смыслы «ортогональные» друг другу. Так что в диалоге с собеседником, произнося одни и те же слова, не могли уже понять друг друга.

Исчез, выветрился тот русский народный дух, который за сто лет до этого ‒ в незабвенном 1812 году ‒ своим дуновением смел с лица земли величайшую армию мира, возглавляемую величайшим полководцем.

Русское царство разделилось само в себе, устоять оно не могло.

Дух проявляется в нашем мире через материю. Духовные ошибки мы можем замечать по сопутствующим и соответствующим проявлениям в земном мире. Ошибки в духовном пути страны реализуются в геополитических неудачах и во внутренних катаклизмах.

Задачи, которые ставил перед собой и успешно решал наш великий и непонятый Государь, − задачи, которые другими даже не осознавались, − в тех условиях не имели решения. Не только политического, государственного и военного[4].

К рассмотрению двойных и тройных смыслов понятий «общество», «народ», «враги народа» мы еще вернемся, а сейчас рассмотрим реальный вклад Императора и его немногих верных единомышленников в создание отечественного образовательного и научного потенциала.

Сначала рассмотрим саму структуру образования в Российской Империи.

 

 

[1] Образовательный потенциал Российской Империи. С. 83-84.

[2] Победоносцев К.П. Курс гражданского права. Часть вторая: Права семейственные, наследственные и завещательные. - М.: «Статут», 2003. С. 161. – Прим. Д.Л. Сапрыкина.

[3] Образовательный потенциал Российской Империи. С. 84.

[4] См. на эту тему: Цусима – знамение конца русской истории. Том II. Книга 3. Часть пятая. Глава 12: Цусима с точки зрения вечности. Разделы: В геополитических неудачах и во внутренних катаклизмах и Метафизическая невозможность победы 2-й эскадры. С. 655-658. Текст есть в инете.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Борис Глебович Галенин
«Фантом Поросёнкова лога»
ДНК-экспертиза в деле «екатеринбургских останков». Её особенности
13.11.2024
В православии истина не большинством утверждается
О «Екатеринбургских останках» и Василии Бойко-Великом
07.11.2024
Все статьи Борис Глебович Галенин
Николай II
Крестный ход и миссия состоялись
Посещение чудотворным Образом Святого Царя-Мученика и Страстотерпца Николая II города Петрозаводска
13.11.2024
Гессенские принцессы и Россия
К 160-летию со дня рождения преподобномученицы Великой Княгини Елисаветы Феодоровны
12.11.2024
«Апология Соборного покаяния»
В Москве прошёл круглый стол
06.11.2024
Все статьи темы
Русская школа
О трезвомыслии, скромности и карантине
Самое время собраться внутренне, вспомнить, что стране нужны любящие ее защитники, показать примеры таких самоотверженных людей
16.11.2024
Воспитание в духе преемственности поколений
В Калязине продолжается кино-арт марафон «С верой в возрождение!»
14.11.2024
Памяти героя!
В обновлённом зале спортивной борьбы Калязина прошёл турнир памяти лётчика Сергея Пичугина
12.11.2024
Маятник качнулся от либерализма к патриотизму
Об обнадеживающих успехах российского кинематографа
11.11.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
21.11.2024 20:59
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
21.11.2024 19:14
«Путь России — собирание народов и земель»
Новый комментарий от Рабочий
21.11.2024 17:57
Дьявольская война против России
Новый комментарий от Рабочий
21.11.2024 17:16
Наша идеология – Русская Мечта о великой гармонии
Новый комментарий от Рабочий
21.11.2024 17:11
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
21.11.2024 17:07