Русское образование и Император Николай II

К 104-й годовщине мученической кончины

Николай II  Русская школа 
0
2288
Время на чтение 24 минут

Образование в Российской Империи. Царская школа

3. Модели образования эпохи модерна

4.1. Философия, поместившая в центр мира человека, или путь от епископа к директору гимназии

4.2. Философия, поместившая в центр мира человека, или путь от епископа к директору гимназии

1.Русское образование и Император Николай II

2.1.Русское образование и Император Николай II

2.2. Русское образование и Император Николай II

 

3. Структура системы образования Российской Империи: «цветущая сложность»

 

Особенностью структуры образования Российской Империи, отличающей ее от большинства европейских стран, являлось многообразие форм ее образовательных организаций, именуемое на языке науки «институциональным плюрализмом»[1].

Это особенность относится к их ведомственной подчиненности, организационно-правовой форме, источникам финансирования и к ряду других моментов.

 

Учебные заведения четырех уровней

 

«Формально в Российской Империи были учебные заведения четырех уровней:

1) Начальные (школы грамоты, начальные школы со сроком обучения от 2 до 5 лет, имевшие разные курсы и различную ведомственную принадлежность);

2) Общеобразовательные и специальные посленачальные или «высшие начальные» учебные заведения, также принадлежавшие к различным ведомствам, общая продолжительность обучения в начальных и посленачальных учебных заведениях составляла 6-8 лет;

3) Средние учебные заведения гимназического уровня, дававшие право поступления в высшие учебные заведения.

К этому уровню относились классические гимназии, реальные гимназии и училища, женские гимназии, духовные семинарии, кадетские корпуса и еще некоторые типы «продвинутых» учебных заведений.

Срок обучения в этих учебных заведениях составлял 7-8 лет, однако, после окончания полного курса начальной школы (то есть еще 3-5 лет).

Таким образом, общий срок обучения от поступления в школу до выпуска из гимназии составлял в среднем 11-12 лет. Многим выпускникам гимназий было 20-21 год).

4) Высшие учебные заведения, среди которых также имелось большое разнообразие типов (университеты, лицеи, Духовные академии, специальные высшие училища и институты и т.д.)»[2].

Заметим в скобках, что в России были учебные заведения, объединяющие школу и вуз, что называется, «в одном флаконе». Причем это были самые престижные и качественные учебные заведения, готовившие кадры для высшей государственной и военной службы. К ним относились, например, Александровский лицей, Высшее училище правоведения и Пажеский корпус.

 

«Продвинутые» и начальные

 

Первые два уровня учебных заведений перечисленных выше относят обычно к «народному образованию». Подразумевая под ним образование «простого народа». Два других уровня относят к образованию престижному, «элитарному», противопоставляя его, особенно в западной литературе, образованию начальному и «посленачальному». Модели такого образования были рассмотрены выше.

Противопоставление, в определенной степени оправдано тем, что, во-первых, именно «продвинутое», «элитарное» образование и было рассчитано на формирование элиты общества, а во многих странах долгое время только для нее и было предназначено. Во-вторых, именно оно имеет преемственную связь со средневековым образованием. Гимназия, в ее «германском» варианте, вообще является производной от «факультета искусств» старых университетов.

 

По министерствам и ведомствам

 

Большинство общеобразовательных учреждений Империи, гимназии и университеты находились в подчинении Министерства Народного Просвещения. Вместе с тем огромная часть таких учреждений, причем отнюдь не последняя, находилась в подчинении других министерств и ведомств. Системы таких образовательных учреждений имели свою специфику и свою образовательную модель, в рамках общеимперских образовательных требований.

Данный факт вводит в соблазн недобросовестных или просто не очень грамотных историков и исследователей, имеющих непреодолимое желанию принизить нашу имперскую систему образования, учитывать в своих работах, допустим, только учебные заведения в ведомстве МНП.

Между тем, значительную образовательную функцию несла наша Православная Церковь, в состав учреждений которой входили Духовные академии, семинарии, женские и мужские училища и огромное число (не менее одной           трети от общего числа) начальных школ, именуемых, обычно церковно-приходскими.

Именно благодаря последним, при всех недостатках преподавания в них, мы обязаны тем, что были сорваны все антирелигиозные пятилетки, а советская химера отправилась на кладбище всех химер. Жаль только, прихватив с собой немеренно народу и исконных наших территорий. Ну да, как любил говорить генерал де Голль, – будущее длится долго.

Военное образование в стране осуществляло Военное Министерство, которому подчинялись академии, офицерские училища, кадетские корпуса и целая система начальных и посленачальных учебных заведений.

К числу наиболее элитных военно-учебных заведений Империи с 1802 года относился Пажеский корпус, созданный еще в царствование Елизаветы Петровны.

 

Соответственно, военно-морское образование было в руках Морского Ведомства. Поскольку морское образование не так известно, как просто военное, скажем о нем отдельною строкой. Окончательный шаг в становлении в становлении многоуровневой системы военно-морского образования был сделан также в царствование Николая II. Именно при нем сложилась отечественная национальная система подготовки морских кадров.

 

В 1896 году была создана сеть образовательных учреждений Морского Ведомства со следующей иерархией прямого подчинения:

1) Государь Император;

2) Генерал-Адмирал, Управляющий Морским Министерством;

3) образовательные морские учреждения: Николаевская морская академия, Морской корпус, Морское инженерное училище, Техническое училище Морского Ведомства, Минный офицерский класс, Военно-морское гимнастическое заведение.

 

Николаевская Морская Академия

 

Эта сеть включала военно-морские образовательные учреждения для подготовки морских специалистов на первичные офицерские должности (Морской кадетский корпус, Морское инженерное училище) и на должности руководящего состава флота (Николаевская академия). В военно-морском гимнастическом заведении проходили строевую подготовку офицеры и матросы.

Важным элементом государственной политики в области военно-морского образования являлось отношение количества обучающихся к количеству преподавателей в конкретном образовательном учреждении.

От этого соотношения в значительной мере зависело качество подготовки военных специалистов. Особенно важно это при подготовке руководящего состава Флота.

При этом надо учитывать то обстоятельство, что каждое военно-морское образовательное учреждение ежегодно финансировалось государством по установленным нормам на все виды их деятельности. Отдельной строкой предусматривались деньги на оплату приглашаемых лекторов.

С учетом приглашаемых лекторов соотношение обучающихся и преподавателей было примерно 1:1, т.е. подготовка русских морских офицеров высшей квалификации осуществлялась индивидуально.

Знак окончания офицерского класса Морского корпуса

 

Не мудрено, что Русский Военно-Морской Флот в Первую Мировую войну держал на Балтике в узде превосходящий численно Германский флот. На Черном же море готовил намеченную на весну 1917 года операцию по захвату Черноморских проливов, с десантом на Константинополь. Операцию, по мнению военно-морских экспертов, обреченную на успех, и сорванную только «Февральской революцией» и последующим развалом всего[3].

Исследователь проблемы русского военно-морского образования отмечает:

«В целом анализ проблемы позволил сделать следующий вывод: накануне Октябрьской социалистической революции в России была создана и функционировала стройная система морских учебных заведений»[4].

Из высших военных заведений, сыгравших также большую роль в развитии отечественной медицины, следует отметить Императорскую Военно-Медицинскую Академию.

 

Императорская Военно-Медицинская Академия

 

Пойдем дальше. Уже в конце XVIII – начале XIX века были созданы научные, образовательные, и художественные учреждения, которые курировали непосредственно члены царской фамилии. Часть из них были объединены впоследствии в Ведомстве Императрицы Марии и Министерстве Императорского Двора.

Ведомство Учреждений Императрицы Марии (ВУИМ), созданное в 1796 году по указу Императора Павла Петровича, когда дела Воспитательного общества были переданы в руки его жены Марии Федоровны, ведало в России до 1918 года некоторыми женскими учебно-воспитательными учреждениями: институтами, Мариинскими училищами и гимназиями, приютами, значительным числом начальных школ. Число последних вплоть до самого конца XIX века была сопоставимо с сетью учреждений женского образования Министерства народного просвещения.

Сюда же входило ряд привилегированных учебных заведений, прежде всего Александровский лицей. В 1909 по ВУИМ насчитывалось 607 учебных заведений с 40 тысячами учащихся.

В число учреждений Министерства Императорского Двора, образованного Высочайшим указом от 22 августа 1826 года, входили Высшее художественное училище, Училище живописи, ваяния и зодчества и другие художественные и театральные учебные заведения.

Министерству промышленности и торговли подчинялись высшие политехнические, горные и коммерческие учебные заведения, большое число средних и высших начальных и профессиональных учебных заведений.

В 1909-1914 годах под руководством начальника департамента в сельскохозяйственном ведомстве графа Павла Николаевича Игнатьева была создана стройная система начальных, средних и высших сельскохозяйственных учебных заведений, подчинявшихся Главному управлению землеустройства и земледелия.

Забегая вперед, скажем, что именно успешная работа по развитию сельскохозяйственного образования и сельской школы была одной из причин того, что позже, в конце 1914 года П.Н. Игнатьев был выбран Императором из пяти кандидатов в качестве министра народного просвещения, призванного завершить проводимую Государем реформу всего русского образования.

 

Императорский Александровский лицей с 1843 года. Каменноостровский проспект, 21

 

Значительное число учебных заведений функционировало также в системе Министерства внутренних дел, Министерства путей сообщения, Министерства юстиции, Министерства финансов и Его Императорского Величества Канцелярии.

Отметим, что предпринимавшиеся двести лет попытки подчинить имперские образовательные учреждению одному центру успехом не увенчались, так при этом автоматически бы исчезла та, говоря словами Константина Леонтьева, «цветущая сложность», которая выгодно отличала систему образования Российской Империи, от аналогичных систем других ведущих стран Европы и мира.

Одним махом решил эту проблему в 1918 году ленинский Совнарком, подчинив все школы, захваченной большевиками страны Наркомпросу. Получив соответственно вместо «цветущей сложности» образования Российской Империи «смесительное упрощение» «единой трудовой школы» с соответствующей дегенерацией лучшей в мире образовательной системы. К этому вопросу мы еще вернемся.

 

Взаимодействие науки и образования

 

Своя русская специфика была в Империи и в системе взаимодействия образования и науки, образовательных и научных институтов. Дело в том, что хотя в России, как мы знаем, преобладала немецкая модель «научных университетов», одновременно существовала и самостоятельная и очень сильная Академия Наук, формально находившаяся в ведении Министерства Народного Просвещения, но находившаяся под личным покровительством Императора.

Существовали у нас также сильные ведомственные научные и образовательные институты, часть из которых была также в ведении Ведомства Императрицы Марии и Министерства Императорского Двора. Процветали и общества для поддержки науки, состоявшие из влиятельных «любителей». Некоторые из таких обществ возглавлялись членами царской династии и самими Государями.

В Германии же, например, Берлинская академия после создания в Берлине университета была фактически, инкорпорирована в него. Также инкорпорированы в университеты были и другие научные учреждения.

Во Франции, наоборот, после ликвидации традиционных университетов вначале попробовали поставить высшие учебные заведения («факультеты») под контроль Академии. Но затем получилось так, что академические и учебные институты стали существовать раздельно.

В Англии же «профессиональные» научные институты академического типа вообще не сформировались вплоть до конца XIX века. Наукой занимались преимущественно «любители» − «джентльмены», имевшие досуг и независимый доход. «Академией» в привычном нам смысле слова не являлось даже знаменитое Королевское общество, не говоря про иные общества, поддерживающие науки[5].

 

Организационно-правовые формы и механизмы финансирования образовательных учреждений. Учредители и содержатели

 

Многообразию форм образовательных организаций Российской Империи сопутствовало разнообразие типов образовательных учреждений с точки зрения их организационно-правовой формы и механизмов финансирования.

Наша система образования имевшая «государственный» статус в действительности была результатом очень сложного государственно-общественного взаимодействия, как на уровне управления учебными заведениями, так и на уровне их финансирования.

Понятно, что значительная часть высших, средних и начальных учебных заведений была учреждена непосредственно государством. Такие учебные заведения имели обычно статус «императорских» или «правительственных». Финансировались они главным образом из казны.

Вместе с тем, большая часть учебных заведений была учреждена или в значительной содержалась «земствами, обществами, сословиями» или даже частными лицами. Что однако не означало, что учебное заведение от этого становилось частным.

Так, статья 1472 второй части одиннадцатого тома Свода Законов Российской Империи говорит следующее[6]: «Гимназия и прогимназия, содержимыя обществами, сословиями или частными лицами, но управляемыя назначенными от правительства лицами, существуют на одинаковом основании с учебными заведениями этого рода, получающие содержание от казны». Правда статья 1475 дает «земствам, сословиям, обществам или частным лицам», учредителям и содержателям этого учебного заведения, право избирать от себя Почетного попечителя. Также они могут получить места в Педагогическом комитете и Хозяйственном совете.

Та же картина наблюдается и в отношении учебных заведений других уровней. Оказывается, что значительная часть «государственных» учебных заведений, директора которых назначались правительством и которые подчинялись Высочайше утвержденным уставам, учреждены «земствами, сословиями, обществами или частными лицами», и/или содержатся таковыми.

Учредители и содержатели, в лице ли местного самоуправления – земств и городов, или иных перечисленных категорий, получали, разумеется, значительные права на участие в управлении и без них не могли вноситься существенные изменения в учебно-воспитательном и хозяйственном строе учебного заведения.

Следует подчеркнуть, или просто отметить, что школы, имеющие частного или общественного «содержателя», как правило, получали еще и средства от казны, причем значительные. Особенно в царствование Императора Николая II. Для этого нужно было лишь заключить договор с МНП с определенными условиями.

Существовало также масса разных типов учебных заведений, уже не с точки зрения их финансирования, а с точки зрения их учебного строя и организации. Для последних существовали Высочайше утвержденные уставы, регулирующие их деятельность. Например, «Городские училища по положению 1872 года, «Приходские училища по уставу 1828 года» или «Высшие начальные училища по закону 1912 года».

Представьте себе, что все это разнообразие существовало одновременно, и вы поймете, что учесть и сопоставить наши учебные заведения той поры − задача действительно не простая.

 

Частные учебные заведения и домашнее обучение

 

Помимо всей этой многообразной «публичной» системы образования, существовали еще и частные учебные заведения, которые не только были учреждены и содержались частными лицами, но и управлялись ими без участия государства.

По отношению к этим заведениям государство ограничивалось лишь контролем за профессиональным уровнем и благонадежностью учителей и соблюдением ряда требований[7].

Достаточно подробные регламентирующие нормы были введены и по отношению к домашнему обучению. Нормы эти были направлены в основном, на повышение профессионального и нравственного уровня домашних учителей:

«Для обеспечения родителей в избрании благонадежных их детям руководителей и для содействия общим видам правительства в отношении к народному просвещению учреждаются особые звания домашних наставников, учителей, наставниц»)[8].

 

К единой системе образования: от Николая I к Николаю II

 

На протяжении всего императорского периода

 

Еще одной особенностью русской имперской системы образования, с самого ее начала была невероятная для Западной Европы всесословность, то есть доступность даже элитарного образования для представителей практически всех страт русского общества.

«Анализируя имеющиеся статистические данные, биографические и литературные свидетельства XVIII-XIX веков следует отметить, что, несмотря на консервативно-охранительные мероприятия, предпринятые в царствование Николая I, Россия на протяжении всего императорского периода имела одну из наиболее “прогрессивных”, в смысле доступности для представителей низших сословий систем образования»[9].

О такой прогрессивности, точнее всесословности образования и помыслить не могли в прочих странах Европы вплоть до 20-х годов XX века.

Уже в петровских «цифирных школах» боярские и дворянские дети составляли незначительное меньшинство. Сохранилась статистика:

В 1727 году в «цифирных школах» состояло

‒ 45% детей из духовного звания,

‒ 20% солдатских детей,

‒ 18% приказных,

‒ 4,5% посадских и только

‒ 2,5% − боярских и дворянских детей.

Большинство учеников «главных училищ» при Екатерине II также были детьми купцов, мещан и солдат[10].

 

При Александре I в России была создана, первая в Европе единая система образования. Некоторый отход от идеала «прогрессивности» произошел лишь в эпоху Николая I, но и тогда мы вряд ли достигли вполне европейского уровня по закрытости образования от народа.

Никак не могущий быть заподозренным в симпатии к царской России издатель лондонского «Колокола» свидетельствует: «До 1848 года устройство наших университетов было чисто демократическое. Двери их были открыты всякому, кто мог выдержать экзамен, и не был ни крепостным, ни крестьянином, не уволенным своей общиной»[11]. А вот английские университеты «существуют исключительно для аристократии и богатых»[12].

Тем не менее, структура отечественной системы образования при Николае I, став ближе к европейской стала на некоторое время менее всесословной. Кроме того, нарушено было единство образовательной системы. В соответствии с «Уставом гимназий и училищ, подведомственных университетам» 1828 года «вместо единой более или менее демократической школьной системы (приходские училища – уездные училища – гимназии – университет) были созданы две системы:

− система элементарного образования (приходское двухлетнее училище и уездное училище с трехлетним курсом) и оторванная от этих школ

− система средней и высшей школы (гимназия с семилетним курсом и пансионом и университет)»[13].

 

Единая средняя школа в Европе не сложилась полностью и сейчас

 

Именно такие «непересекающиеся» системы образования были характерны для европейских государств, прежде всего для Германии и Франции. Причем отнюдь не только во времена императора Николая Павловича.

Так называемая «единая средняя школа» «не сложилась в Германии, Франции и Англии даже в 60-е годы ХХ века, когда резкое разделение “треков” (например, гимназического и профессионально-технического образования) по-прежнему сохранялось[14], а отчасти оно сохраняется даже до сих пор»[15].

Реформы Александра II вновь сделали русское образование открытым для широких слоев населения. В то время как в Германии, например, антидемократическая тенденция – значительное преобладание выходцев из высших слоев общества в университетском образовании − сохранялась вплоть до Веймарской республики, о чем свидетельствует тот же Фриц Рингер. А во Франции и вовсе до Второй мировой войны.

«Как отмечает Фриц Рингер, девятнадцатый век вообще оказался наименее “демократическим” в смысле доступности качественного образования для низших классов. Например, как показывает анализ социального происхождения студентов Оксфорда, количество представителей “низших” классов в этом университете непрерывно снижалось с начала семнадцатого века до первых десятилетий XIX века. Если в начале XVII века около половины студентов Оксфорда были “плебеями”, то в двадцатые-тридцатые годы XIX столетия в Оксфорде и Кембридже учились исключительно представители “высшего” и “высшего среднего класса”»[16].

Так что не зря Герцен говорил, что английские университеты – только для местной элиты. Что не мешало его безкомпромиссной борьбе с отсталым самодержавием из Лондона – любимого города российских революционеров. Русскими называть их как-то не хочется.

 

Впервые в мире

 

Реформы образования в эпоху Александра II не восстановили единую систему образования в России. Воссоздание, а фактически создание заново единой системы образования стало одной из первостепенных по важности задач царствования Императора Николая II.

Именно благодаря Его усилиям в Российской Империи в период с 1900-го по 1916 год сложилась «непрерывная» система образования, впервые в мире осуществившая полную координацию общего и профессионального образования, в частности, возможность переходов между общеобразовательными и профессиональными учебными заведениями одного уровня.

В рамках этой системы любой учащийся, закончивший полный курс начального обучения в любом учебном заведении первого уровня мог поступить в любую среднюю или посленачальную школу. Ученик, закончивший «высшее начальное училище», мог поступить в третий или четвертый класс гимназии или соответствующего ей по уровню образовательного учреждения. После окончания заведения гимназического уровня он мог поступить уже в высшее учебное заведение при условии сдачи соответствующих экзаменов.

Свое окончательное оформление эта единая система образования получила в процессе реформ, проведенных по поручению Императора Министром Народного Просвещения графом Павлом Николаевичем Игнатьевым в 1915-1916 годах.

«Эти реформы создали стройную единую систему национального образования включавшую:

1) 3-4 летний цикл начального образования,

2) 4-летний цикл посленачального образования (первые четыре класса гимназий, курс высших начальных училищ или соответствующих профессиональных учебных заведений,

3) 4-летний цикл полного среднего образования (последние классы гимназий или профессиональных средних учебных заведений),

4) высшие учебные заведения университетского или специального типа»[17].

В эту систему была также включена система образования для взрослых, то, что назвали бы сейчас «непрерывным образованием». Особенно ускоренными темпами она стала создаваться после принятия «сухого закона» в 1914 году.

Русская система образования Николая II опередила на много лет все образовательные системы Европы, «где жесткая сегментация системы и запреты переходов между различными “треками” существовало вплоть до 50-60-ых годов ХХ века»[18].

 

Сохранение традиций при социальной мобильности

 

Чисто русской особенностью реформ Николая II было то, они не были направлены на создание «единой школы» как некоего социального «плавильного котла», мечты всех «прогрессистов».

Система, созданная Государем и под Его руководством, являлась единой, но сложно дифференцированной системой образования, включающей разные типы школ на одном и том же уровне, дающих возможность представителям всех слоев общества получать образование, соответствующее их способностям и потребностям.

Эта система уважала свободу выбора учеников и их родителей. При таком подходе отсутствие единой начальной школы, к созданию которой стремились фактически все «левые» революционные правительства Европы, имело принципиальное значение.

Реформы Николая II при сохранении традиционной сословной структуры общества обеспечивали высокую социальную мобильность. Она достигалась возможностью перехода из школы в школу одного уровня, но разных типов.

Так, можно было выбирать между «высшей начальной» школой и первыми классами гимназий, общеобразовательными и специальными учебными заведениями.

Возможность таких переходов была обеспечена полной координацией общего и профессионального образования. Для этого были выработаны, говоря современным языком, «образовательный стандарт» и «образовательные минимумы», то есть требования к «набору знаний», которые учащийся должен был постигнуть на той или иной ступени, вне зависимости от типа школы. Программы различных типов обучения были переработаны и согласованы между собой в 1915-1916 годах также в министерство графа Игнатьева.

К рассмотрению этих различных типов и уровней обучения мы сейчас и перейдем, начав наше рассмотрение с так называемого «народного образования».

 

 

[1] Институализация − превращение какого-либо явления, процесса или движения в организованное учреждение, формализация их, упорядочение определённой структурой отношений, иерархией власти, дисциплиной, правилами поведения. Другими словами – оформление явления, процесса или движения. За любым общественным институтом стоит история его институализации. Институализация может касаться любой общественной сферы: хозяйственной, политической, религиозной, образовательной и т.д. Примерами институализации могут являться: превращение народных собраний в парламент; творческого наследия мыслителя — в философскую или религиозную школу.

[2] Образовательный потенциал Российской Империи. С. 24.

[3] См., напр.: Некрасов Г.М. У врат Царьграда. – СПб., 2008.

[4] Захарова Е.Г. Основные тенденции развития системы морского образования в России конца XIX –начала XX веков. //Военно-морской флот Российской империи [Электронный ресурс] //Режим доступа: ru.wikipedia.org/wiki/Военно-морской_флот_Российской_империи.

[5] Cardwell D.S.L. The Organization of Science in England. − Melbourne, London, Toronto: Heinemann LTD, London, 1957.

[6] Свод Законов Российской Империи. Том одиннадцатый. Часть вторая. Раздел третий. Об учебных заведениях ведомства Министерства Народного Просвещения. Отдел II. Подотдел I А. О мужских гимназиях и прогимназиях ведомства Министерства Народного Просвещения, ст. 1465-1686.

[7] Свод Законов Российской Империи. Том одиннадцатый. Часть вторая. Ст. 3712-3775.

[8] Там же. Ст. 3776.

[9] Образовательный потенциал Российской Империи. С. 14.

[10] Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона, т. XXVII а. − СПб, 1899. С. 382-383.

[11] Герцен А.И. Былое и думы. Части 1-3. Сочинения. Т.4. ‒ Москва, 1956. С. 107.

[12] Там же. С. 108.

[13] Христофорова Н.В. Российские гимназии XVIII-XX веков. ‒ Москва, 2002. С. 26.

[14] Ringer F. Education and Society in Modern Europe. − Bloomingston and London: Indiana University Press, 1979. – Прим. Д.Л. Сапрыкина.

[15] Образовательный потенциал Российской Империи. С. 15.

[16] Образовательный потенциал Российской Империи. С. 15-16.

[17] Там же. С. 25. Прим. 12.

[18] Там же.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Борис Глебович Галенин
Без гнева и пристрастия
Неизвестная Ходынка. XI.3
24.12.2024
Без гнева и пристрастия
Коронация и «Ходынка» глазами поэта К.Р.
19.12.2024
Без гнева и пристрастия
Неизвестная Ходынка. XI.1
12.12.2024
Все статьи Борис Глебович Галенин
Николай II
«Цесаревич Алексий объединяет страны и народы»
В Санкт-Петербургском Доме национальностей пройдет круглый стол, посвящённый 190-летию русского гимна «Боже, Царя храни», 120-летию со дня рождения святого Цесаревича Алексия и 116-й годовщине подвига русских моряков в Сицилии
24.12.2024
Подвиг святых Царственных Мучеников. Как преодолеть разногласия в их почитании?
В Санкт-Петербурге в рамках православной выставки состоится дискуссия на важную тему
23.12.2024
В Санкт-Петербурге заканчивает работу
выставка детских работ «Дети рисуют цесаревича Алексия»
18.12.2024
Смысл поражения Православной монархии
Чтобы познать подлинную человеческую историю в ее целостности, надо быть Богом или надо быть божественным — тем, кто по дару Христа, как святой царь-страстотерпец Николай, знает, куда мы идем
14.12.2024
Все статьи темы
Русская школа
«Важнейшая внешняя угроза – агрессивная экспансия Запада»
Опубликовано Соборное слово XXVI Всемирного русского народного собора
26.12.2024
Новые кедринцы
Лауреаты премии им. Дм. Кедрина «Зодчий» за 2024 год и презентация 23-го выпуска «Полдня»
23.12.2024
«Благодарю Бога за каждую созданную картину»
Русский художник Филипп Александрович Москвитин отмечает своё 50-летие
20.12.2024
Осмысление себя в системе координат русской цивилизации
О II Межвузовской студенческой научно-просветительской конференции по дисциплине «Основы российской государственности»
20.12.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Множество негодяев и воров сидит пока в чиновничьих креслах
Новый комментарий от Владимир Николаев
26.12.2024 16:38
С падением Сирии наступают последние времена?
Новый комментарий от Анатолий Степанов
26.12.2024 16:21
Путину нужно срочно менять Систему
Новый комментарий от Анатолий Степанов
26.12.2024 16:15
Мне стыдно за моего Президента
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
26.12.2024 15:45
Сторонники взятия Киева и наше нелёгкое будущее
Новый комментарий от Рабочий
26.12.2024 12:25
Ладушки – нескладушки
Новый комментарий от Туляк
26.12.2024 11:36
В Феофании состоялось итоговое заседание Священного синода УПЦ
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
26.12.2024 05:47