На мой взгляд, кампания вокруг фильма «Мумия» связана со страхом русского человека перед демоническими силами и демоническими местами, с образом Мавзолея, как некоего нечистого места, как языческого зиккурата. Только давайте вспомним, что подобный образ создавался в «белой» миграции – объективно враждебной не только советскому строю, но и исторической России. Подобный образ исправно эксплуатировался фашистской пропагандой.
Недавно в некоторых публикациях даже прозвучала следующая версия, что якобы крестоносные знамёна нацистов были брошены к языческому капищу Мавзолея, что это было поругание и попрание Честного и Животворящего Креста. А соответственно, Сталин и все те, кто бросали эти фашистские знамёна, были сатанистами. Подлость, глупость и лживость подобной точки зрения даже не требует особого опровержения. Понятно, что свастика – это языческий солярный символ, а не Животворящий Крест. Это пародия поругания Креста.
В своё время точно выразился святитель Сергий (Страгородский): «Праздник Пасхи празднуем мы, а небо над нами все еще покрыто тучами, страна наша все еще терпит лютое нашествие фашистов. Но тьма не победит света, хотя бы на время и заслоняла его. Тем более не победить фашистам, возымевшим дерзость вместо креста Христова признать своим знаменем языческую свастику. Не забудем слов – "Сим победиши". Не свастика, а крест призван возглавить христианскую нашу культуру, наше "христианское жительство".
В фашистской Германии утверждают, что христианство не удалось и для будущего мирового прогресса не годится. Значит. Германия, предназначенная владеть миром будущего, должна забыть Христа и идти своим новым путем. За эти безумные слова да поразит праведный Судия и Гитлера и всех соумышленников его и да откроет глаза тем, кто все еще не хочет видеть в Гитлере врага Христова.
Лобзая Христа в святые дни его спасительных Страстей, мы не можем в душе отдавать этого лобзания врагам Христовым. Что-нибудь одно – или свободное и мирное существование народов с их верой во Христа, с их стремлениями к истине, ко всему светлому, что есть в этом мире, или Гитлер с его фашизмом, мраком, насилием над всем лучшим, существующим в человечестве».
И поразил Господь Гитлера в Пасхальные дни 1945 года, а на Троицу оккультные знамёна были брошены к подножию Мавзолея. И вот здесь и стоит ответить на вопрос, который задал уважаемый Павел Тихомиров: чем мы считаем Мавзолей – местом нечистым или сакральным?
Сразу отметим, что изначально Мавзолей являлся нейтральным местом. Потому что ни Ленин, ни его окружение не были оккультистами. И в который раз приходится повторять, что замысел бальзамирования тела Ленина ни в коем случае не был связан ни с какими оккультными проектами. Дело было в другом: началось с того, что вождя забальзамировали, чтобы с ним могли проститься все москвичи, а также гости столицы, желавшие проститься с ним. А потом Мавзолей был воздвигнут в силу того, что достаточное количество граждан Советского Союза хотели хоть раз в жизни взглянуть на «вождя мирового пролетариата». Можно по разному относиться к социализму, пролетариату и к самому вождю – видеть светлые и тёмные стороны. Но в данном факте видеть в этом оккультизм было бы непростительной слепотой.
Что же касается сакральности Мавзолея, то не будем забывать, что он для нас связан двумя главными Парадами. Парад 7 ноября 1941 года – был событием фантастическим и небывалым, враг стоял в 70 километрах от Москвы, а на Красной площади проводился Парад, невзирая на угрозы с воздуха.
Напомню замечательные строки удивительного русского поэта, недавно скончавшегося, Юрия Михайловича Ключникова:
«Москва, Москва, не торопись прощаться
С отвергнутыми числами войны.
Ты вспомни, как шагали по брусчатке
Седьмого ноября твои сыны.
В те месяцы разгромной нашей смуты,
В те дни почти безвыходной тоски,
Воистину в те страшные минуты
Мир, как дитя, припал к ногам Москвы.
О как дышал над нивами, над рощами,
Над самым нашим ухом жаркий ад!
А ты, Москва, вела по Красной площади
Парадным строем молодых солдат.
Они надежду нам несли на лицах,
Печать ухода к ангелам в очах…
Не забывай, российская столица,
Свой самый грозный,
Самый звёздный час».
Именно с Мавзолея Сталин провозгласил народную и отечественную войну. И даже вспоминая про Гражданскую войну, он её представил в аспекте войны против интервентов.
Можно сказать, что Мавзолей освятился в тот момент именами Александра Невского и Дмитрия Донского – святых благоверных князей, о которых вспомнил святитель Сергий (Страгородский) в своём обращении к пастве в первые дни войны.
И, разумеется, Мавзолей явился неотъемлемым местом того великого, Пасхального народного торжества, которое произошло 24 июня 1945 года, когда знамёна с оккультной свастикой были брошены к подножию Мавзолея, как символ победы Правды над ложью.
Разумеется, всё это не сбрасывает со счетов злобного атеизма Ленина, не сбрасывает целый ряд тёмных энергий, связанных с революцией. Но давайте будем честными: помимо тёмных и разрушительных энергий в Революции было много светлого и устроительного. Всё это перемешано в душе русского человека.
Как об этом хорошо написал Михаил Твардовский:
То серьёзный, то потешный,
Нипочём, что дождь, что снег, —
В бой, вперёд, в огонь кромешный
Он идёт, святой и грешный,
Русский чудо-человек.
Большая заслуга советской пропаганды, что из реального Ленина – прагматичного и циничного политика, злобного и агрессивного по отношению к Православию и к великодержавной России – советская пропаганда сделала государственника, мудрого вождя и доброго человека.
Это была блестящая спецоперация. И именно это в Мавзолее чтили русские люди, когда приходили посмотреть на Ленина. Они в нём видели не устроителя «красного террора», а созидателя плана ГОЭЛРО, они видели в нём не злого склочника на трибуне и борца с недавними товарищами по социалистическому движению, а доброго дедушку, принимающего ходоков.
Фильм «Мумия» объективно борется не с историческим Лениным, а с его светлым образом. И это не назовёшь конструктивным делом.
И у меня вопрос к уважаемым оппонентам: готовы ли они согласиться со словами Ивана Ильина, что «белое» движение есть русский фашизм на своей последней религиозной глубине? Согласны ли они с этим и готовы ли они действовать в рамках высказывания Ивана Ильина?
Задумаемся, о чём, на самом деле, идёт речь. Дело ведь не в Ленине, а дело в Русской Православной Церкви. Как уже предупреждали некоторые участники дискуссии, после Ленина займутся нашими почившими Святейшими Патриархами – Сергием, Алексием, Пименом. Действительно, если в своей декларации 1927 года митрополит Сергий провозгласил курс лояльности Советской власти, а её основатель В.И.Ленин был масоном и оккультистом и, соответственно, Советский Союз был оккультной империей, то, выходит, что Русская Православная Церковь все это время рабски служила мировому злу?!
Более того, любители подобной логики могут заняться и Святителем Тихоном, Святейшим Патриархом Московским и Всея Руси, который в 1923 году заявил: «Советской власти я не враг». Разговоры о том, что он сделал это «страха ради большевистска» следует считать неуместными: они не соответствуют ни исторической правде, ни достоинству Святителя Тихона, как патриарха и исповедника. Соответственно, раскручивание ленинской темы в оккультистском ключе является ударом по Русской Православной Церкви, попыткой устроить в ней раскол и загнать её в гетто, о чём прозорливо в свое время предупреждал Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II: «Есть силы, желающие загнать нашу Церковь в гетто».
Некоторые защитники фильма «Мумия» бравируют благословением почившего отца Илия (Ноздрина), ссылаются на мнение старца, который говорил, что как только вынесут Ленина из Мавзолея, СВО закончится. Я глубоко уважаю схиархимандрита Илия за его многолетнюю подвижническую жизнь. Однако, ведь даже на солнце бывают пятна… Мне, как историку, к сожалению, пришлось столкнуться и, мягко говоря, с ошибочным решением старца Илия – его благословением на книгу Альфреда Мирека «Красный Мираж». Книга эта является образцом литературной нечистоплотности и нечестности. Судите сами: Альфред Мирек договорился до того, что безвозвратные потери Красной Армии в Берлинской операции составили … аж 600000 человек (на самом деле – почти в десять раз меньше – 80000 человек). Но не это главное. В ней восхваляются власовцы, бандеровцы и лесные братья, как убежденные борцы с большевизмом и как, якобы «третья сила», которая равным образом сражалась и с нацизмом и с коммунизмом. Ложь подобной концепции, надеюсь, достаточно разоблачена в целом ряде исторических исследований, в т.ч. сборнике «Правда о генерале Власове», в коллективном труде В.М.Арутюняна, В.В.Василика и А.В.Кутузова «О настоящей нашей славе» и т.д.
И власовцы, и бандеровцы, и «лесные братья» были преступными пособниками нацистов, запятнавшими себя участием в геноциде на оккупированных территориях СССР, а в ряде случаев – обыкновенными бандитами. В связи с этим возникает смущение: как подпись о.Илия оказалась под предисловием к этой книге? Конечно, старца могли обмануть, книгу он мог не читать. Однако, например, о. Иоанн Крестьянкин не подписывал ни один документ без внимательного прочтения. И если о. Илий мог ошибиться один раз, то почему не мог во второй – в случае с фильмом «Мумия»?
И еще бы я напомнил о полностью противоположном пророчестве матушки Алипии, духоносной старицы, которая многое провидела, в т.ч. и Чернобыльскую катастрофу: «Вынесут труп (Ленина из Мавзолея), а затем большая война начнётся. Оторванные руки и ноги на улицах валяться будут». И возникает законный вопрос – начнётся после, или вследствие, особенно, учитывая фактор возможной гражданской войны?..
Протодиакон Владимир Василик, доктор исторических наук, кандидат филологических наук, кандидат богословия, профессор, член Синодальной богослужебной комиссии