В трёх соснах-государствах

О генетическом родстве идеи коммунизма и капиталистической цивилизации

Бывший СССР 
0
7
Время на чтение 4 минуты

В комментариях во время очередной дискуссии я как-то заметил, что штампы «диктатура пролетариата» и «общенародное государство» в СССР были совершенно заезжены казёнными теоретиками, а вот термин «буржуазное государство без буржуазии» остался без внимания.

К сожалению, мой оппонент дал невротическую реакцию, предложив мне «выбросить самодержавие и народность» и оставил снова без внимания суть дела. Увы, это встречается нередко.

Между тем, обратить внимание на «неизвестные места в известных сочинениях» имело бы смысл, чтобы лучше понять, какая разница между теорией и практикой советского социализма. И чтобы не путаться в «трёх соснах» марксистского учения о государстве.

Словосочетание «диктатура пролетариата» у нас известно почти всем, но мало кому известно, что диктатура пролетариата = буржуазному государству без буржуазии.

Термин этот взят из «Государства и революции». Автора представлять не надо. Развивая положение своего учителя Маркса о сохранении буржуазного права при социализме, поскольку на низшей фазе коммунизма сохраняется неравенство в распределении и потреблении – Ленин объявляет:

«Выходит, что не только при коммунизме остается в течение известного времени буржуазное право, но даже и буржуазное государство – без буржуазии!», поскольку «право есть ничто без аппарата, способного принуждать к соблюдению норм права» (см. Ленин В.И. Полн. собр. соч. 5-е изд., т. 33, с. 99). И вот это весьма важное положение было проигнорировано специалистами Института марксизма-ленинизма и вообще теоретиками.

 

О чём говорит, что «диктатура пролетариата = буржуазному государству без буржуазии»? О генетическом родстве идеи коммунизма и капиталистической цивилизации – глобальной антисистемы. Это вроде и было известно, но этого всерьёз никто не анализировал. Вместо этого повторяли ещё один штамп – «пережитки капитализма», подразумевая любые негативные явления, но игнорируя основное противоречие социализма по Марксу – Ленину. Которое всегда таило в себе возможность «реставрации капитализма».

И ещё одна такая возможность таилась в самих товарно-денежных отношениях. Ведь «основоположники» считали, что революция должна произойти одновременно в большинстве «цивилизованных стран» (Манифест КП). А в случае победы революции и строительства социализма в одной стране (идея Ленина-Сталина)?

Как отмечал Ф. Энгельс в «Анти-Дюринге» по поводу сохранения денег, «Дюринг предполагает… ввести действительные деньги, но хочет запретить им функционировать иначе, чем в качестве простых трудовых марок… В [этом] случае прокладывает себе путь имманентная, не зависящая от человеческой воли природа денег: деньги добиваются здесь свойственного им нормального употребления наперекор тому... которое Дюринг хочет навязать им в силу... непонимания природы денег… [в итоге этого процесса] Ростовщики коммун очень скоро сделаются торговцами... банкирами, владельцами средств обращения и ... денег, а затем и владельцами средств производства, хотя бы эти последние еще много лет фигурировали номинально как собственность... коммуны; в конце же концов, эти банкиры станут и всеми признанными господами самой... коммуны...».

Выходит уж больно похоже на то, что, увы, произошло в действительности. А поскольку пресловутой одновременной (или хотя бы неодновременной) революции на Западе так и не случилось то, значит, такой возможности и не было – кроме строительства в отдельных странах.

Но ведь марксистская теория есть, как уже говорилось, и отрицание глобальной антисистемы и порождение её же. Отсюда, в частности, атеизм и материализм.

Что же не учли как Энгельс, так и его ученики?

Противопоставить антисистеме, противостоящей этносам, культурам, традиционным религиям, реально можно лишь традиционные ценности, народное творчество и, конечно, Православие. Сталин попытался это сделать путём примирения с Церковью и постоянного внимания к фольклору, народной мудрости, классике и т.д.

Но потом это не нашло развития. Хрущёв объявил новый поход против Церкви, а народной архаикой стали пренебрегать, нарушив баланс в сторону модерна и урбанизма. Крестьянство стало постепенно исчезать. Деревни пустели.

Между тем, философия материализма же содержит соблазн материализма как жизненного принципа. С Хрущёва коммунизм стал пониматься многими как общество всеобщего потребления. Всё это дало свои ядовитые плоды.

Деньги, конечно, деньгами, но пренебрегать духовным миром общества недопустимо.

А вот в КНР и КНДР этим не пренебрегали, как и традиционными для этих стран ценностями.

И ещё об одном штампе уже «эпохи волюнтаризма и застоя» – о «перерастании диктатуры пролетариата в общенародное государство».

В том же произведении («Государство и революция») тов. Ленин прямо писал: «…народное государство есть такая же бессмыслица и такое же отступление от социализма, как и "свободное народное государство"». И в развитие этой мысли: «Государство есть особая организация силы, есть организация насилия для подавления какого-либо класса. Поэтому всякое государство несвободно и ненародно» (там же, т. 33, сс. 20-24).

Буржуазное государство без буржуазии – пример действительной диалектики. А «общенародное государство» – образец тумана, за которым уже видятся другие его формы – «перестройка», «рыночная экономика» и т.д.

А блуждание «между трёх сосен» бесплодно и опасно.

Сергей Серафимович Луговской, историк, Москва

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Сергей Серафимович Луговской
Евразийство сегодня
Русские националисты и тов. Ленин
01.10.2025
Коммунизм и революция – вовсе не слова-синонимы
Об одной распространённой путанице
14.07.2025
Маркионитство ХХ века
О мировоззрении князя Н.Д. Жевахова
18.02.2025
Религиозная амбивалентность?
Почему Ленин был так страстно антирелигиозен?
02.11.2024
И опять о фашизме
«Фашизм был прав?» – любимый вопрос одного форумчанина
03.09.2024
Все статьи Сергей Серафимович Луговской
Бывший СССР
«Мы празднуем русское бессмертие»
Единство ныне живущего народа — это единство всех русских эпох и периодов русской истории
07.11.2025
Годовщина большевистского переворота
Также сегодня мы вспоминаем Л.А.Пушкина, П.В.Киреевского, П.И.Чайковского
07.11.2025
«Владыка Григорий положил жизнь на благо служения Богу и народу»
В Александро-Невской лавре состоялся круглый стол, посвященный памяти митрополита Григория (Чукова)
06.11.2025
«Русский проект»
Что Россия может предложить миру?
06.11.2025
Бессмертная проповедь патриота
Геннадий Зюганов о 30-летии со дня кончины митрополита Иоанна (Снычёва)
05.11.2025
Все статьи темы
Последние комментарии
Бодрящий пинок Путина
Новый комментарий от Александр Волков
06.11.2025 13:37
«Русский проект»
Новый комментарий от Александр Волков
06.11.2025 13:21
«От марсианского провала Маску не отмыться»
Новый комментарий от Тюменец
06.11.2025 13:00
День народного единства или «666 народов»?!
Новый комментарий от Бузина Олесь
06.11.2025 11:24
Символ народного единства
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
06.11.2025 10:50
Вызовы эскапистам
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
06.11.2025 09:47