Во вторник, 18 ноября, в Москве начался XXVII Всемирный русский народный собор. На сей раз главная тема Собора «К 80-летию Победы. Защитники Отечества: военный и духовный подвиг».
В различных залах комплекса Храма Христа Спасителя прошла работа 10 секций ВРНС: 1. Защитники Отечества – защитники традиций; 2. Дипломатия и право на защите русского православия; 3. Семья и народосбережение; 4. Экономика и искусственный интеллект; 5. Просвещение, образование и воспитание; 6. Народ и армия едины; 7. Миграционные проблемы и пути их решения; 8. Благотворительность; 9. Молодёжная политика; 10. Литература и традиция.
Секции посвящены разным аспектам жизни общества. Я по традиции побывал на идеологической секции, хотя в её названии и нет слова «идеология» – «Защитники Отечества – защитники традиций». Но фактически секция была посвящена теме идеологии.
И традиционно она является главной секцией ВРНС. О её важности свидетельствует хотя бы тот факт, что сопредседателями секции являлись два заместителя председателя Всемирного русского народного собора – Управляющий делами Русской Православной Церкви митрополит Григорий и ректор Российского православного университета Александр Щипков. А ещё один заместитель главы ВРНС Михаил Иванов был среди докладчиков, как и руководитель Секретариата ВРНС священник Василий Лосев. Фактически из руководства ВРНС на секции не было только ещё одного заместителя главы Собора Сергея Рудова.
В этом году работа секции вышла почему-то очень короткой: начавшись с опозданием на полчаса – около 10:30, уже в 12-00 ведущий секции Александр Щипков закрыл её заседание. Причём, в кулуарах я слышал даже обиды от участников секции, которым не дали выступить. Почему так произошло – загадка. Но факт остаётся фактом – работа секции заняла всего полтора часа.
Работу секции открыл заместитель Главы Всемирного русского собора, Управляющий делами Русской Православной Церкви митрополит Воскресенский Григорий. Он передал благословение и добрые пожелания от Святейшего Патриарха Кирилла и рассказал о важности защиты Отечества.
На секции выступили несколько представителей различных уровней власти. В их числе губернатор Кировской области Александр Соколов, который рассказал о работе по консолидации общества вокруг Специальной военной операции. Кстати, губернатор рассказал о двух отрадных фактах – в городе Вятка (который пока называется Кировом) переименованы: улица Либкнехта в улицу Защитников Отечества, а площадь Восстания – в площадь Александра Невского (недавно на этой площади губернатор открыл памятник великому русскому военачальнику и святому Русской Православной Церкви). Проблема советской топонимики, порой глупой и бессодержательной (как улица Либкнехта в Вятке!) – вызывает споры и столкновения. Слава Богу, что она начала решаться в русской глубинке.
На секции выступил вице-губернатор Смоленской области Алексей Гусев. Он также рассказал о работе по поддержке ветеранов Специальной военной операции, родителей погибших и пропавших без вестей воинов в своём регионе.
И спонтанно выступил глава Тарусского муниципального округа Калужской области Михаил Голубев, которому, похоже, неожиданно для него Александр Щипков предоставил слово. Он рассказал об интересном опыте борьбы с матерщиной в этом уездном городке Калужской области.
Проректор Санкт-Петербургского университета Владимир Савинов рассказал о работе студентов университета в составе поискового отряда «Ингрия», которые разыскивают останки погибших во время Блокады воинов в окрестностях Санкт-Петербурга.
На секции также выступил священник Василий Лосев. Он произнёс вдохновенную проповедь о защитниках Отечества. Кстати, упомянул и о том, что в Русской Церкви активно продолжается процесс канонизации великого русского полководца Александра Васильевича Суворова.
Моё внимание привлекли четыре других выступления, о которых хотел бы сказать особо.
Первое. Заместитель главы ВРНС, руководитель движения «Россия православная» Михаил Иванов в завершение своего выступления, посвященного теме секции, вдруг неожиданно выступил с инициативой – экспроприировать собственность иноагентов в пользу защитников Отечества. Радикальная идея! М.Иванов предложил её в качестве законодательной инициативы. Правда, не очень понятно, от кого она будет исходить – от ВРНС или от движения «Россия православная»? Также непонятно, найдёт ли данная инициатива отражение в итоговом слове Всемирного русского народного собора. Но убеждён, что предложение Михаила Иванова будет активно обсуждаться в средствах массовой информации, поскольку это очевидный скандал, а СМИ любят скандалы.
Второе. На секции выступил с интересным докладом о такой тонкой материи, как русский дух известный журналист, главный редактор журнала «Международная жизнь» Армен Оганесян. Он привёл много цитат из трудов русских мыслителей, которые рассуждали о соотношении русского языка и веры. И задался вопросом, что всё-таки первично: язык или вера?
Размышления Оганесяна, что такое русский дух, очень перспективная и интересная идея, но, на мой взгляд, не до конца додумана докладчиком. Если подразумевать под русским духом, как предлагает докладчик, дух Православия, то возникают законные вопросы: а был ли русский дух, например, у фельдмаршала Миниха, который не принял русскую веру, оставшись протестантом, но всё-таки был великим русским полководцем? Был ли русский дух у знаменитого государственного деятеля Егора Канкрина, который, несомненно, является русским государственным деятелем? Был ли русский дух у сподвижника Петра Первого Франца Лефорта, который был выдающимся полководцем и дипломатом на русской службе?
Но сама по себе сама постановка вопроса о русском духе, который является отличительной чертой русской цивилизации, – очень интересна и нуждается в дальнейшем уточнении и размышлении.
Третье. Интересный доклад предложил Александр Щипков, он попытался разграничить понятия «традиционализм» и «консерватизм». Как можно было понять из выступления Александра Владимировича, он считает, что именно традиционализм может быть базовой идеологией для России. И я с ним абсолютно не согласен. Если считать, как предлагает Щипков, консерватизм некоторой переходной идеей от либерализма, и утверждать, что есть много разновидностей консерватизма, то с не меньшим успехом можно говорить о разновидностях традиционализма, о чём, кстати, говорил ещё один докладчик, о котором я хочу отдельно сказать, игумен Виталий (Уткин), который предложил понятие «псевдотрадиционализм». Но подобных псевдотрадиционализмов можно назвать много.
На мой взгляд, именно консерватизм является базовой идеологией, противостоящей как либерализму, социализму или коммунизму, так и национализму. Я об этом не раз писал. И вообще нужно для начала дать определение понятию идеология, предложить ее классификацию, а потом уже рассуждать о разновидностях идеологии, их сильных и слабых сторонах.
Поэтому отказываться от идеи консерватизма, на мой взгляд, большая ошибка, которая не позволит верно сформулировать основы идеологии. Но в любом случае сама постановка вопроса, которую предложил А.В.Щипков – интересна и заслуживает обсуждения. Хотя это движение и в ошибочном направлении.
И теперь о последнем докладе на секции, который меня заинтриговал – доклад игумена Виталия (Уткина), который был представлен как доцент РПУ.
Доклад игумена Виталия, который он назвал выступлением в поддержку идей А.В.Щипкова, на самом деле был только косвенно посвящён теме традиционализма и консерватизма. А главным образом он говорил об опасности неоязычества. Отец Виталий справедливо показал, что неоязычество является не просто плясками вокруг костров, а что это целая философская система, которая откровенно враждебна Православию. Докладчик привёл ряд убедительных примеров, когда известные академические учёные пытаются реабилитировать язычество, что является вызовом для Русской Православной Церкви.
Но значительную часть своего выступления игумен Виталий посвятил критике идей таких западных мыслителей как Рене Генон, Ален де Бенуа, Юлиус Эвола, которых, по его словам, активно сегодня популяризуют в России и, которые, по его утверждению, являются пропагандистами неоязычества.
При этом отец Виталий делал прозрачные намёки, что речь идёт не только о язычестве. На основании идей Генона, Бенуа, Эволы нам предлагают критиковать Запад. А вот это очень любопытно.
Этот прозрачный намёк – «камень в огород» Александра Дугина и в какой-то степени Константина Малофеева. Именно Дугин с давних пор является сторонником идей консервативной революции, которую связывают с идеями Генона, Бенуа, отчасти Эволы, Шмидта и других западных мыслителей.
А проведённая некоторое время тому назад Дугиным и Малофеевым в Законодательном собрании Санкт-Петербурга встреча «правых» деятелей Европы в поддержку России как раз и является выражением попытки найти «правых» сторонников России в Европе. Вызов Дугину, который нынешней властью в России считается едва ли не одним из главных идеологов, – это интересная загадка, которую нам предложили в первый день заседаний Всемирного русского народного собора.
Анатолий Дмитриевич Степанов, историк, главный редактор «Русской народной линии», председатель «Русского Собрания», член Союза писателей России

