Идеи и загадки идеологической секции ВРНС

В Москве начал работу XXVII Всемирный русский народный собор

Освободительный поход Русской армии на Украину  Русская Православная Церковь  80-летие Победы в Великой Отечественной войне  Великая Отечественная война (1941-1945)  Русская цивилизация и Запад  Русская цивилизация 
2 Ал-др К.  РомКа 
770
Время на чтение 6 минут

Во вторник, 18 ноября, в Москве начался XXVII Всемирный русский народный собор. На сей раз главная тема Собора «К 80-летию Победы. Защитники Отечества: военный и духовный подвиг».

В различных залах комплекса Храма Христа Спасителя прошла работа 10 секций ВРНС: 1. Защитники Отечества – защитники традиций; 2. Дипломатия и право на защите русского православия; 3. Семья и народосбережение; 4. Экономика и искусственный интеллект; 5. Просвещение, образование и воспитание; 6. Народ и армия едины; 7. Миграционные проблемы и пути их решения; 8. Благотворительность; 9. Молодёжная политика; 10. Литература и традиция.

Секции посвящены разным аспектам жизни общества. Я по традиции побывал на идеологической секции, хотя в её названии и нет слова «идеология» – «Защитники Отечества – защитники традиций». Но фактически секция была посвящена теме идеологии.

И традиционно она является главной секцией ВРНС. О её важности свидетельствует хотя бы тот факт, что сопредседателями секции являлись два заместителя председателя Всемирного русского народного собора – Управляющий делами Русской Православной Церкви митрополит Григорий и ректор Российского православного университета Александр Щипков. А ещё один заместитель главы ВРНС Михаил Иванов был среди докладчиков, как и руководитель Секретариата ВРНС священник Василий Лосев. Фактически из руководства ВРНС на секции не было только ещё одного заместителя главы Собора Сергея Рудова.

В этом году работа секции вышла почему-то очень короткой: начавшись с опозданием на полчаса – около 10:30, уже в 12-00 ведущий секции Александр Щипков закрыл её заседание. Причём, в кулуарах я слышал даже обиды от участников секции, которым не дали выступить. Почему так произошло – загадка. Но факт остаётся фактом – работа секции заняла всего полтора часа.

Работу секции открыл заместитель Главы Всемирного русского собора, Управляющий делами Русской Православной Церкви митрополит Воскресенский Григорий. Он передал благословение и добрые пожелания от Святейшего Патриарха Кирилла и рассказал о важности защиты Отечества.

На секции выступили несколько представителей различных уровней власти. В их числе губернатор Кировской области Александр Соколов, который рассказал о работе по консолидации общества вокруг Специальной военной операции. Кстати, губернатор рассказал о двух отрадных фактах – в городе Вятка (который пока называется Кировом) переименованы: улица Либкнехта в улицу Защитников Отечества, а площадь Восстания – в площадь Александра Невского (недавно на этой площади губернатор открыл памятник великому русскому военачальнику и святому Русской Православной Церкви). Проблема советской топонимики, порой глупой и бессодержательной (как улица Либкнехта в Вятке!) – вызывает споры и столкновения. Слава Богу, что она начала решаться в русской глубинке.

На секции выступил вице-губернатор Смоленской области Алексей Гусев. Он также рассказал о работе по поддержке ветеранов Специальной военной операции, родителей погибших и пропавших без вестей воинов в своём регионе.

И спонтанно выступил глава Тарусского муниципального округа Калужской области Михаил Голубев, которому, похоже, неожиданно для него Александр Щипков предоставил слово. Он рассказал об интересном опыте борьбы с матерщиной в этом уездном городке Калужской области.

Проректор Санкт-Петербургского университета Владимир Савинов рассказал о работе студентов университета в составе поискового отряда «Ингрия», которые разыскивают останки погибших во время Блокады воинов в окрестностях Санкт-Петербурга.

На секции также выступил священник Василий Лосев. Он произнёс вдохновенную проповедь о защитниках Отечества. Кстати, упомянул и о том, что в Русской Церкви активно продолжается процесс канонизации великого русского полководца Александра Васильевича Суворова.

Моё внимание привлекли четыре других выступления, о которых хотел бы сказать особо.

Первое. Заместитель главы ВРНС, руководитель движения «Россия православная» Михаил Иванов в завершение своего выступления, посвященного теме секции, вдруг неожиданно выступил с инициативой – экспроприировать собственность иноагентов в пользу защитников Отечества. Радикальная идея! М.Иванов предложил её в качестве законодательной инициативы. Правда, не очень понятно, от кого она будет исходить – от ВРНС или от движения «Россия православная»? Также непонятно, найдёт ли данная инициатива отражение в итоговом слове Всемирного русского народного собора. Но убеждён, что предложение Михаила Иванова будет активно обсуждаться в средствах массовой информации, поскольку это очевидный скандал, а СМИ любят скандалы.

Второе. На секции выступил с интересным докладом о такой тонкой материи, как русский дух известный журналист, главный редактор журнала «Международная жизнь» Армен Оганесян. Он привёл много цитат из трудов русских мыслителей, которые рассуждали о соотношении русского языка и веры. И задался вопросом, что всё-таки первично: язык или вера?

Размышления Оганесяна, что такое русский дух, очень перспективная и интересная идея, но, на мой взгляд, не до конца додумана докладчиком. Если подразумевать под русским духом, как предлагает докладчик, дух Православия, то возникают законные вопросы: а был ли русский дух, например, у фельдмаршала Миниха, который не принял русскую веру, оставшись протестантом, но всё-таки был великим русским полководцем? Был ли русский дух у знаменитого государственного деятеля Егора Канкрина, который, несомненно, является русским государственным деятелем? Был ли русский дух у сподвижника Петра Первого Франца Лефорта, который был выдающимся полководцем и дипломатом на русской службе?

Но сама по себе сама постановка вопроса о русском духе, который является отличительной чертой русской цивилизации, – очень интересна и нуждается в дальнейшем уточнении и размышлении.

Третье. Интересный доклад предложил Александр Щипков, он попытался разграничить понятия «традиционализм» и «консерватизм». Как можно было понять из выступления Александра Владимировича, он считает, что именно традиционализм может быть базовой идеологией для России. И я с ним абсолютно не согласен. Если считать, как предлагает Щипков, консерватизм некоторой переходной идеей от либерализма, и утверждать, что есть много разновидностей консерватизма, то с не меньшим успехом можно говорить о разновидностях традиционализма, о чём, кстати, говорил ещё один докладчик, о котором я хочу отдельно сказать, игумен Виталий (Уткин), который предложил понятие «псевдотрадиционализм». Но подобных псевдотрадиционализмов можно назвать много.

На мой взгляд, именно консерватизм является базовой идеологией, противостоящей как либерализму, социализму или коммунизму, так и национализму. Я об этом не раз писал. И вообще нужно для начала дать определение понятию идеология, предложить ее классификацию, а потом уже рассуждать о разновидностях идеологии, их сильных и слабых сторонах.

Поэтому отказываться от идеи консерватизма, на мой взгляд, большая ошибка, которая не позволит верно сформулировать основы идеологии. Но в любом случае сама постановка вопроса, которую предложил А.В.Щипков – интересна и заслуживает обсуждения. Хотя это движение и в ошибочном направлении.

И теперь о последнем докладе на секции, который меня заинтриговал – доклад игумена Виталия (Уткина), который был представлен как доцент РПУ.

Доклад игумена Виталия, который он назвал выступлением в поддержку идей А.В.Щипкова, на самом деле был только косвенно посвящён теме традиционализма и консерватизма. А главным образом он говорил об опасности неоязычества. Отец Виталий справедливо показал, что неоязычество является не просто плясками вокруг костров, а что это целая философская система, которая откровенно враждебна Православию. Докладчик привёл ряд убедительных примеров, когда известные академические учёные пытаются реабилитировать язычество, что является вызовом для Русской Православной Церкви.

Но значительную часть своего выступления игумен Виталий посвятил критике идей таких западных мыслителей как Рене Генон, Ален де Бенуа, Юлиус Эвола, которых, по его словам, активно сегодня популяризуют в России и, которые, по его утверждению, являются пропагандистами неоязычества.

При этом отец Виталий делал прозрачные намёки, что речь идёт не только о язычестве. На основании идей Генона, Бенуа, Эволы нам предлагают критиковать Запад. А вот это очень любопытно.

Этот прозрачный намёк – «камень в огород» Александра Дугина и в какой-то степени Константина Малофеева. Именно Дугин с давних пор является сторонником идей консервативной революции, которую связывают с идеями Генона, Бенуа, отчасти Эволы, Шмидта и других западных мыслителей.

А проведённая некоторое время тому назад Дугиным и Малофеевым в Законодательном собрании Санкт-Петербурга встреча «правых» деятелей Европы в поддержку России как раз и является выражением попытки найти «правых» сторонников России в Европе. Вызов Дугину, который нынешней властью в России считается едва ли не одним из главных идеологов, – это интересная загадка, которую нам предложили в первый день заседаний Всемирного русского народного собора.

Анатолий Дмитриевич Степанов, историк, главный редактор «Русской народной линии», председатель «Русского Собрания», член Союза писателей России

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

8. автору

а был ли русский дух, например, у фельдмаршала Миниха, который не принял русскую веру, оставшись протестантом, но всё-таки был великим русским полководцем? Был ли русский дух у знаменитого государственного деятеля Егора Канкрина, который, несомненно, является русским государственным деятелем? Был ли русский дух у сподвижника Петра Первого Франца Лефорта, который был выдающимся полководцем и дипломатом на русской службе?

- если не принял русской веры, а остался протестантом, значит и дух у него не русский, а протестантский.
Не надо путать успехи по службе, которые обуславливаются в первую очередь Богом данными талантами, и Дух.Святой Руси, который не мыслим в отрыве от нашей веры.
Алекс / 20.11.2025, 08:06

7. Ответ на 6, Наблюдатель:

Лучше сравнивать, если основные ценности будут перед глазами (не мудрствуя, взял с яндекса, чтобы не уходить в споры об источниках).

Консервативные ценности:
В философии
-Уважение к традиции
-Понимание общества как сложной системы
-Ценность религии и морали
-Неприятие идеалистических и радикальных концепций
В политике
-Ценность существующего государственного и общественного порядка
-Признание структурированного общества
-Ценность иерархии
-Приоритет целого (государства, народа, нации) над частью (сословием, индивидом).
В культуре
-Культ школы, армии, патриотизма, самобытной национальной культуры
-Утверждение ценности культурного традиционализма
-Понимание конкретно-исторической обусловленности уровня прав и свобод.

Либеральные ценности:
-Свобода личности.
-Равенство перед законом.
-Верховенство права.
-Политическая свобода и демократия.
-Свободный рынок и частная собственность.
-Социальная справедливость.
-Толерантность и права меньшинств.
В политике
-Укрепление либеральной демократии и правового государства.
-Противодействие авторитарным методам управления.
-Поддержка разделения властей.
-Поддержка глобализации.

Кстати, можно прикинуть какие из этих ценностей подходят, а какие нет научному коммунизму, реальному советскому социализму, национализму и фашизму (нацизму).


А надо бы хоть немного задуматься (типа помудрствовать). Это же очевидно, что "понимание общества как сложной системы" не является признаком "консервативной ценностью". Да, признание иерархии свойство "консерватизма", но вот понимание общества как сложной системы - несомненная заслуга здорового либерализма.
Ровно то же относится к "пониманию конкретно-исторической обусловленности уровня прав и свобод". В "консерватизме" они даны раз и навсегда, даже задумываться о каких-то изменениях этой данности - крамола (традиционное четвертование, вспарывание живота и отсечение головы).

6. Ответ на 3, Константин В.:

Лучше сравнивать, если основные ценности будут перед глазами (не мудрствуя, взял с яндекса, чтобы не уходить в споры об источниках).

Консервативные ценности:
В философии
-Уважение к традиции
-Понимание общества как сложной системы
-Ценность религии и морали
-Неприятие идеалистических и радикальных концепций
В политике
-Ценность существующего государственного и общественного порядка
-Признание структурированного общества
-Ценность иерархии
-Приоритет целого (государства, народа, нации) над частью (сословием, индивидом).
В культуре
-Культ школы, армии, патриотизма, самобытной национальной культуры
-Утверждение ценности культурного традиционализма
-Понимание конкретно-исторической обусловленности уровня прав и свобод.

Либеральные ценности:
-Свобода личности.
-Равенство перед законом.
-Верховенство права.
-Политическая свобода и демократия.
-Свободный рынок и частная собственность.
-Социальная справедливость.
-Толерантность и права меньшинств.
В политике
-Укрепление либеральной демократии и правового государства.
-Противодействие авторитарным методам управления.
-Поддержка разделения властей.
-Поддержка глобализации.

Кстати, можно прикинуть какие из этих ценностей подходят, а какие нет научному коммунизму, реальному советскому социализму, национализму и фашизму (нацизму).
Наблюдатель / 19.11.2025, 14:36

5. Ответ на 3, Константин В.:

Консерватизм и либерализм - это антиподы.


Как же антиподы, если некоторые скачут оттуда туда и обратно ещё с XIX в. (см. судьбу Каткова, например).


) Человеку хочется так думать, да и "консерватизм" сейчас то же, что и патриотизм, триумфально шествует по стране, замещая коммуняцкую идеологию.
Хотелось бы, конечно, уточнения, что собранные Дугиным в Мариинском дворце "консерваторы", включали в себя наследников фашистов, создавших Голубую дивизию. Как известно, с помощью этой Голубой дивизии Гитлер в Ленинграде зверски убил около 700000 советских людей. Как такой консерватизм сочетать с патриотизмом, непонятно. Разве что посчитать, что погибшие в Ленинграде советские люди никчёмный совок и шариковы.

4. Ответ на 3, Константин В.: мои мысли - мои скакуны

Консерватизм и либерализм - это антиподы.


Как же антиподы, если некоторые скачут оттуда туда и обратно ещё с XIX в. (см. судьбу Каткова, например).

Вот именно, что скачут. Мечутся туда-сюда. Если многие национальные ценности и социальность (общинность) органично сочетаются и даже являются составляющими компонентами консерватизма, то между консерватизмом и либерализмом можно только "скакать", как Вы верно заметили.
Наблюдатель / 19.11.2025, 06:51

3. Ответ на 1, Наблюдатель:

Консерватизм и либерализм - это антиподы.


Как же антиподы, если некоторые скачут оттуда туда и обратно ещё с XIX в. (см. судьбу Каткова, например).
Константин В. / 19.11.2025, 01:35

2.

спонтанно выступил глава Тарусского муниципального округа Калужской области Михаил Голубев, которому, похоже, неожиданно для него Александр Щипков предоставил слово. Он рассказал об интересном опыте борьбы с матерщиной в этом уездном городке Калужской области.


Звучит чуть ли не фантастично и потому очень жалко, что тема оказалась не развёрнутой.
Владимир С.М. / 18.11.2025, 21:45

1. противостоящие

На мой взгляд, именно консерватизм является базовой идеологией, противостоящей как либерализму, социализму или коммунизму, так и национализму.

Вот... именно четыре базовых идеологии. Это правильно. И если с социализмом и национализмом у консерватизма есть общие точки соприкосновения, то с либерализмом, конечно, ничего общего. Консерватизм и либерализм - это антиподы.
Наблюдатель / 18.11.2025, 15:12
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Анатолий Дмитриевич Степанов
Первый русский идеологический форум. Что это было?
«Новые монархисты» и проблемы русской идеологии
28.11.2025
Какой мир на Украине нам нужен?
К заочной дискуссии Александра Проханова и Александра Дугина
27.11.2025
К 120-летию Союза русского народа
Почему Чёрная сотня так и не стала «Николаевской опричниной»?
21.11.2025
Святейший сказал не о «Мумии», а о русском чуде!
Впечатления и размышления участника Всемирного русского народного собора
20.11.2025
Все статьи Анатолий Дмитриевич Степанов
Освободительный поход Русской армии на Украину
Рубежи геостратегического паритета
В современной битве Катехона и Левиафана формируются контуры будущего мироустройства
29.11.2025
Поддержать мирное соглашение
России со всей серьёзностью надо рассмотреть мирные инициативы США по Украине
28.11.2025
«Горе-горькое по свету шлялося…»
О судьбе «золотовалютного актива» РФ, «замороженного» в Европе
28.11.2025
«Фиолетовые лучи Петлюры» для киевского режима
Актуальный Константин Паустовский
28.11.2025
Эскалация «Мирного плана» Трампа
Её цель – дестабилизация ситуации в России в преддверии парламентских выборов в нашей стране
27.11.2025
Все статьи темы
Русская Православная Церковь
Христианское осмысление смерти
Смерть физическая и смерть духовная
28.11.2025
Святейший Патриарх Кирилл вручил Макариевскую премию в области гуманитарных наук
Среди лауреатов премии – два автора «Русской народной линии»
28.11.2025
Порвать сеть и передавить пауков
Их называют «пятой колонной», но где вы видели, чтобы они строем ходили, это сеть, а не колонна…
27.11.2025
Мариуполь церковный
Чем обернулось разрушение всех храмов Мариуполя
27.11.2025
Величие и сила России неистребимы
Кому поётся «Псалом победы»?
26.11.2025
Все статьи темы
80-летие Победы в Великой Отечественной войне
«Патриотизм есть нечто большее, чем просто любовь к Отечеству»
Святейший Патриарх Кирилл возглавил церемонию открытия V съезда Общества русской словесности и Международного педагогического конгресса «Слово исторической правды»
25.11.2025
Преодоление нацизма и неонацизма — задача вселенского значения
Святейший Патриарх Кирилл выступил на пленарном заседании XXVII Всемирного русского народного собора
19.11.2025
«Мы защищаем суверенитет, честь и достоинство родной России»
Владимир Путин посетил выставку «Великая Победа. Россия — моя история» и вручил награды за вклад в укрепление единства российской нации
05.11.2025
Феномен русской Победы и национальные драмы России в XX-XXI веках
Вышел новый номер журнала «Родная Ладога» № 3 (73) 2025
29.10.2025
Все статьи темы
Последние комментарии
«Горе-горькое по свету шлялося…»
Новый комментарий от Бузина Олесь
29.11.2025 18:48
Какой мир на Украине нам нужен?
Новый комментарий от Апографъ
29.11.2025 18:48
Захар Прилепин путает «Божий дар с яичницей»
Новый комментарий от Василий В.В.
29.11.2025 18:33
Эскалация «Мирного плана» Трампа
Новый комментарий от Ленчик
29.11.2025 18:23
Первый русский идеологический форум. Что это было?
Новый комментарий от учитель
29.11.2025 17:20
А был ли мальчик?
Новый комментарий от Константин В.
29.11.2025 17:14
Европа не знает, что делать с планом Трампа
Новый комментарий от Бузина Олесь
29.11.2025 14:48