Авторский коллектив:
Слободчиков Виктор Иванович, доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент РАО, руководитель авторского коллектива (г. Москва); |
Остапенко Андрей Александрович, доктор педагогических наук, профессор (г. Краснодар); |
Шестун Евгений Владимирович (архимандрит Георгий), доктор педагогических наук, профессор (г. Самара); |
Захарченко Марина Владимировна, доктор философских наук, профессор (г. Санкт-Петербург); |
Рыбаков Сергей Юрьевич, кандидат физико-математических наук, доцент, протоиерей (г. Рязань); |
Моисеев Дмитрий Александрович, кандидат биологических наук, протоиерей (г. Алатырь); |
Коротких Сергей Николаевич, протоиерей (г. Калининград); Зелинский Константин Владленович, кандидат педагогических наук, протоиерей (Волгоградская обл.).
|
Эксперты и консультанты проекта:
Громыко Юрий Вячеславович, доктор психологических наук, профессор, академик РАЕН, директор Института опережающих исследований и управления человеческими ресурсами им. Е.Л. Шифферса (г. Москва);
Крупнов Юрий Васильевич, действительный государственный советник Российской Федерации 3-го класса, член Научного совета при Совете безопасности Российской Федерации (г. Москва);
Черникова Тамара Васильевна, доктор психологических наук, профессор кафедры психологии образования и развития Волгоградского государственного социально-педагогического университета (г. Волгоград);
Бурлакова Ирина Ивановна, доктор педагогических наук, член Межрегиональной просветительской общественной организации «Объединение православных учёных», член правления Московского отделения Международной общественной организации «Союз православных женщин», профессор Академии социального управления (г. Москва);
Теплова Анна Борисовна, кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО» (г. Москва);
Хребтова Анастасия Ивановна, советник Межъепархиальной Коллегии по религиозному образованию Калининградской митрополии Русской Православной Церкви по вопросам взаимодействия с государственными и муниципальными органами управления образованием (г. Калининград);
Галиев Сергей Сергеевич, кандидат филологических наук, эксперт демографического прогнозирования (г. Москва);
Зверев Сергей Михайлович, кандидат педагогических наук, методолог-консультант, руководитель научно-методической службы АНО «Центр инновационных проектов и медиаресурсов в образовании» (г. Москва);
Рябцев Владимир Константинович, кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО» (г. Москва);
Писарев Сергей Владимирович, президент фонда «Русский предприниматель», член Координационного совета Собора родителей России;
Давыдов Александр Анатольевич, предприниматель, член Координационного совета Екатеринбургского городского родительского комитета.
НАЦИОНАЛЬНАЯ ДОКТРИНА ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Национальная доктрина образования в Российской Федерации (далее – Доктрина) – базовый документ, определяющий основания перехода к национально ориентированному образованию. Доктрина находится в соответствии со Стратегией национальной безопасности Российской Федерации.
Доктрина задаёт ориентиры качественного и подлинно общенародного образования, необходимые для обеспечения суверенного развития России, её многонационального и многоконфессионального народа.
Доктрина определяет государственную политику в сфере отечественного образования, предъявляет национальный образовательный идеал, служит методологической основой для разработки, совершенствования и реализации комплекса нормативно-правовых актов: концепций, стратегий, программ развития и планирования деятельности в сфере образования.
Правовой базой Доктрины служит Конституция Российской Федерации.
Введение
Культурное своеобразие, особенности национального менталитета, ценностные основы жизни российского общества определены более чем тысячелетней историей Государства Российского.
Культурно-исторически Россия относится к восточной (византийской) ветви Средиземноморской цивилизации, оформившейся через преобразование греко-римской античности, – мощной государственности и культуры римского мира на началах христианства. Это определяет общие с Православным Востоком и историческим Западом эстетические, интеллектуальные и культурные корни. При этом Россия – евразийская держава, много веков объединяющая в себе Европу и Азию (Запад и Восток), что обусловлено её географическим положением и проявляется в многонациональности, многоконфессиональности. Со многими странами Азии Россия имеет вековую совместно прожитую историю и/или тесные экономические и политические связи.
В истории России, в становлении и развитии её духовности и культуры особую роль играет православие как культурообразующая религия исторической Руси. Русскому языку и великой русской культуре принадлежит ключевая объединяющая роль в формировании исторического сознания многонационального народа России. Существование и развитие российской государственности возможно лишь при наличии духовной крепости и твёрдой культурно-исторической памяти русского и других народов России.
При этом в отличие и от Запада, и от Востока Россия сумела воплотить в себе симфонию народов, культур и религий. Российский ислам, российский иудаизм, российский буддизм, будучи традиционными для ряда народов России религиями и составляя неотъемлемую часть исторического наследия народов России, внесли свой существенный вклад в формирование национально-культурного колорита, приобрели свои особые свойства в результате накопленного уникального исторического опыта взаимовлияния, взаимообогащения, взаимоуважения различных этнокультурных традиций, формирующих уникальную российскую цивилизацию.
Система единых базовых традиционных российских духовно-нравственных ценностей и единой цели общего блага независимо от этнической и конфессиональной принадлежности при сохранении всех этносов в рамках единого народа и единой державы (К.Н. Леонтьев: «цветущая сложность») – важнейшее достижение тысячелетнего опыта национально-цивилизационного строительства и основополагающий фактор дальнейшего развития российской социальной общности и государственности. В этом контексте базовые культурно-исторические и духовно-нравственные ценностные основы народов России воспринимаются и транслируются в качестве традиционных, среди которых: вера, народ, Отечество, жизнь, человек, семья, державность и гражданственность, социальная солидарность и справедливость, созидательный труд и взаимопомощь, долг и добрая воля, свобода и ответственность, честь, совесть и достоинство.
Заложенный в этой традиционной системе ценностей приоритет духовного и нравственного над материальным задаёт устремлённость к Истине, Правде и Любви как к высшему Идеалу и высшей Ценности, что открывает возможности для единства народов России, развития добра и сдерживания зла в себе и в мире.
Эта устремлённость к высшему и вечному определяет для человека русской цивилизации отношение к истории не как к движению от постоянно стареющего и уходящего прошлого к постоянно наступающему, изменяющемуся и модернизирующемуся будущему, но как к встрече настоящего, прошлого и будущего в вечности. Носители идеала человека в русской цивилизации – не интеллектуальные элиты, продуцирующие социальные или материальные технологии либо геополитические проекты, а люди всех званий и сословий, явившие образцы нравственной жизни, созидатели и защитники веры, народа и Отечества.
Таким образом, Россия – это не только государственное образование, это держава-цивилизация. Русский народ – государствообразующий державный народ, призванный вмещать и сохранять собор многих этнокультурных, этноконфессиональных общин, которые стремятся сохранить свою культурно-историческую самобытность.
Цивилизационная миссия России – объединять на основе русской культурной традиции все этноконфессиональные сообщества нашей страны в единую цивилизацию, способную противостоять внешним вызовам и угрозам и раскрывающую свой потенциал к дальнейшему развитию и процветанию. Сохранность и репродукция духовного и культурного кода русского мира является гарантом самобытного развития всех народов России.
Огромная роль в этом принадлежит образованию, основная цель которого – раскрытие, взращивание и совершенствование сущностных сил человека на его пути к высшему Идеалу и высшей Ценности. Главная практическая задача образования – познание человеком фундаментальных законов бытия и овладение методологией творческого применения этих знаний в продуктивной деятельности и повседневной жизни. Одна из важнейших функций образования в обеспечении самоидентификации каждого гражданина России в качестве неотъемлемой части её многонационального народа.
Наш народ как хранитель и носитель базовых традиционных российских духовно-нравственных ценностей – творец собственной практики образования человека, которая в лучших и наиболее плодотворных своих исторических проявлениях выступает как практика качественного и широкого народного образования, пронизывающего все сферы и системы государственной и общественной жизни.
Система образования Российской Федерации – основная производительная сила государства, обеспечивающая необходимый комплекс производительных сил кадровым потенциалом во всех сферах его жизнедеятельности. Она стремится оградить общество от духовной, нравственной, информационной и прочих видов агрессии и обеспечить раскрытие потенциала всех этносов России на общее благо страны и её многонационального народа. Система образования создаёт условия формирования уклада жизни общества, основанного на базовых традиционных российских духовно-нравственных ценностях как системообразующем факторе государственного и общественного строительства России.
1. Образ будущего России как стратегическая сверхзадача
Россия как «священная держава», как «хранимая Богом» земля (Государственный гимн России) исполняет свою миссию, играет отведённую ей свыше роль среди стран и народов мира, когда хранит верность своему высшему Идеалу. «Могучая воля, великая слава» нашего народа есть проявление и результат тысячелетней верности исторически выбранному пути, который заповедан нашими предками нам и нашим потомкам. Отступление от собственных духовных истоков, нравственных ориентиров, культурно-исторических и ценностных оснований приводит к катастрофам, которые даются во вразумление и свидетельствуют об искажении ментальности народа и державной природы государства, способном привести народ и державу к падению и даже гибели.
История показывает, что Россия только тогда была интересна миру и занимала позиции лидера, когда проявляла себя в своих онтологических свойствах и предлагала органичное её природе мировоззрение.
Поэтому стратегическое видение будущего России опирается на её уникальный исторический опыт, базовые культурные и духовные ценности, на всё лучшее, что было выработано поколениями многонационального народа России, и выражается в вере и верности её исторической и культурной миссии.
В условиях кризиса человеческой цивилизации, вызванного процессами деградации отношений человека к человеку и человека к окружающему миру, формируются научные и научно-технические направления, реализация которых угрожает изменить природу мира и человека до пределов жизнеспособности. В связи с этим перед российской системой образования с необходимостью встаёт задача критического анализа произведённых после распада СССР реформ, чтобы выявить и устранить неоправданные и вредные инновации, воссоздав традиционно ответственное отношение к воспитанию и обучению молодого поколения.
Доктрина задаёт отношение к человеку как к ценности, а к технологиям как к средству достижения целей и способам решения задач, определяемых Доктриной.
Каждая историческая эпоха России содержит ценный, сущностно значимый и уникальный опыт, позволяющий ей и её народу развиваться, а в критические периоды истории сохранять свою цивилизационную основу. Необходим синтез высоких духовных идеалов древней Руси, государственных и культурных достижений Российской империи, императивов социальной справедливости, солидарности и коллективных усилий для достижения общих целей, в том числе, в развитии науки и техники, определявших жизнь российского общества большую часть XX столетия, в стремлении к осуществлению прав и свобод граждан в постсоветской России.
Этот синтез позволяет раскрыть образ будущего России как стратегическую сверхзадачу: общество, как союз традиционных семей, основанное на принципах верности базовым духовным ценностям, нравственным идеалам и культурно-историческим традициям Отечества, патриотизме, солидарности и справедливости, обладающее передовой научно-технологической и материально-технической базой, имеющее и осознающее миссию служения своим духовным и культурным потенциалом многонациональному народу России и всему миру.
2. Национальный образовательный идеал, стратегическая цель отечественного образования
Образ будущего России задаёт национальный образовательный идеал человека, способного строить и развивать общество и государство на отечественных культурно-исторических и духовно-нравственных основах.
Идеал такого человека – это человек:
самостоятельный, творческий, грамотный и умелый;
стремящийся познавать истину, созидать красоту и творить добро;
устремлённый к духовному, умственному, нравственному и физическому совершенствованию;
укоренённый в духовных и культурно-исторических традициях многонационального народа России и заботящийся о его сохранении и воспроизводстве;
заботливый семьянин, любящий родителей, супругу/супруга, детей и внуков, живущий интересами близких, хранящий, приумножающий и передающий потомкам наследие своих предков;
гражданин, осознающий себя сыном/дочерью своего Отечества и принимающий ответственность за его судьбу как свою личную.
Национальный образовательный идеал и образ будущего России полагаются в основу стратегической цели и модели системы образования Российской державы.
Стратегическая цель системы образования России заключается в создании условий становления человека, самостоятельно устремлённого в своём восхождении к национальному образовательному идеалу, способного к воспроизводству и защите базовой российской общности – единого многонационального народа России, укреплению и развитию созданных им общества и государства на принципах, положенных в основу образа будущего России.
Реализация стратегической цели системы образования России осуществляется посредством:
устроения единого уклада жизни общества, основанного на базовых традиционных российских духовно-нравственных ценностях. Важнейшее условие устроения такого уклада – это переход к национально ориентированной модели образования;
восстановления и развития многообразия моделей государственно-общественных и общественно-государственных образовательных институтов;
профессиональной подготовки и профессионального развития педагога как детоводителя, вводящего растущего человека в отечественное и мировое культурное пространство;
культивирования сверстнических и разновозрастных детских и детско-взрослых образовательных сообществ;
проектирования развивающих моделей обучения и воспитания.
Система образования России должна представлять из себя структурированный комплекс связей и отношений между субъектами образовательной деятельности, ограждающих молодое поколение от деструктивных воздействий и создающих условия для полноценного становления человека в качестве сына/дочери своего народа, хранителя верности высшему Идеалу.
3. Сущность отечественного образования
В современном обществе происходит кардинальное изменение статуса образования, совершается преодоление понимания образования как одной из отраслей экономики, результатом которого выступает услуга в виде общественного продукта и рыночного товара.
Отечественное образование должно рассматриваться как целенаправленный процесс становления и развития сущностных сил и способностей человека, раскрытия в нём подлинно человеческого потенциала на пути его восхождения к национальному образовательному идеалу.
Образование обладает двуединством стратегических ориентиров: на личность (её духовное становление и развитие базовых способностей) и на общество, народ (его развитие и способность к самосохранению и самосовершенствованию). Современное отечественное образование предстаёт в виде трёх практик.
3.1. Образование как форма общественной практики
Важнейшие цели образования всегда тесно свя-заны с целями развития общества. Система образо-вания данного общества отражает строй его жизни, его ценностные основания и целевые ориентиры в его историческом бытии. Такое понимание образования определяет его место в социально-политическом пространстве государства. Образование – это отдельная сфера жизнедеятельности общества, самостоятельная форма общественной практики. Его особой миссией, политико-аксиологической сверхзадачей является служение человеку, народу, государству, стране в целом. Главный смысл такого служения – это наращивание мощности и качества человеческого потенциала граждан, сынов и дочерей Отечества.
Образование как общественная практика пронизывает все сферы социальной и государственной жизни страны, оно направлено на качественное самовоспроизведение и устойчивое развитие многонационального народа России в его культурно-исторической идентичности, самобытности и способности к позитивным преобразованиям на основе базовых традиционных российских духовно-нравственных ценностей.
Общественную практику образования человека обеспечивают различные социальные институты (независимо от их организационно-правового статуса), так или иначе участвующие в процессе становления, развития, воспитания, обучения и социализации человека: традиционная семья; образовательные, религиозные, общественные, политические и иные организации; государственные силовые структуры; общественные движения; учреждения культуры, здравоохранения, физической культуры и спорта, общественного питания, досуга; средства массовой информации и коммуникации; издательства печатной и электронной продукции; производители игр и игрушек; рекламные агентства и др. Перечисленные социальные институты несут ответственность за образование граждан России на основе базовых традиционных российских духовно-нравственных ценностей.
Образование как форма общественной практики включает в себя многовековую педагогическую систему, которая существует как совокупность духовных и культурных ценностей, этических и эстетических норм, воплощённых в антропологическом идеале народа (образе человека, соответствующего высшему Идеалу). На основе антропологического идеала, проявляющегося в народном творчестве и в моделях поведения реальных исторических героев, формируются цели, базовые принципы, содержание, формы и методы неформального образования человека. Структура и компоненты педагогической системы определяются этноконфессиональной культурой, напрямую связанной с мировоззрением народа, с традициями социально-экономических, общественных и внутрисемейных отношений, бытовой (трудовой) практикой.
Образование как форма общественной практики не сводится к государственной системе образования как комплексу взаимосвязанных институциональных структур – образовательных организаций и органов управления ими. Государственная система образования – это органическая часть, связующая, организующая и направляющая сила всенародной и общенациональной системы образования Российской державы, ориентирующейся на национальный образовательный идеал и образ будущего России.
Государственная система образования целенаправленно накапливает, обобщает и изучает собственный опыт образовательной деятельности и педагогический опыт народа, других неформальных институтов образования, осуществляет методологическое и методическое обеспечение образовательных процессов, вырабатывает, развивает, научно-теоретически и практически обосновывает и транслирует формы и методы образовательной деятельности в другие социальные сферы.
Государственная система образования как ядро педагогического пространства общественной практики взращивания Человека обладает мощным потенциалом консолидации российского общества и созидания единого уклада его жизни, основанного на базовых традиционных российских духовно-нравственных ценностях.
3.2. Образование как практика культурно-исторического наследования
Процессы глобализации мироустройства остро ставят перед Россией задачу сохранения и развития державности и культурно-исторической идентичности, определяющих её особую цивилизационную миссию. Сохранение и творческое наследование культурных ценностей – задачи высшего порядка, открывающие путь бесконечного развития.
Образование есть универсальный способ трансляции культурно-исторического опыта народа. Образование – это хранение и воспроизведение генетического кода российской цивилизации, если она мыслит себя историческим субъектом, народом, а не случайным населением на случайной территории. Культурно-историческая миссия образования – это Дар одного поколения другому. Этот дар состоит в сохранении и трансляции ценностей, норм и традиций определённой общности людей, в обеспечении их этнодуховной, этнокультурной и этнолингвистической идентификации. Такое понимание образования вписывает его в пространство отечественной истории и культуры.
Образование как практика культурно-исторического наследования – единый и целостный процесс становления человека в качестве, во-первых, представителя конкретной культурной традиции и, во-вторых, творца новых предметных форм культуры. Эти два качества задают границы и структуру образования как практики культурно-исторического наследования.
Предъявляемый в настоящей Доктрине идеал отечественного образования альтернативен ориентациям современного западного общества на постоянные изменения и новшества во всех сферах культуры (в её этических и эстетических измерениях), которые создают условия для необоснованного превращения инновационности из инструмента в конкурентную псевдоценность, навязываемую в таком её качестве всему мировому сообществу. В образовательной политике необходимо различение основополагающих (базисных, сущностных) констант бытия мира, человека, природы, культуры, которые нельзя подвергать изменениям и пересмотру, и тех факторов, внесение изменений в которые допустимо и желательно для совершенствования человека и мира.
Человек обретает свой подлинно человеческий облик лишь в реальных связях и отношениях с высшими образцами человеческой культуры. Личностное бытие человека, стремящегося к совершенству, представляет собой ответственное следование безусловным духовно-нравственным нормам жизни в современном обществе, освоение и принятие высших ценностей своего народа как своих собственных.
3.3. Образование как практика становления человеческого в человеке
Образование как практика становления человеческого в человеке (антропопрактика) есть система образовательных процессов взращивания, становления и развития сущностных и фундаментальных сил, свойств и способностей человека, раскрытия им в себе внутреннего потенциала высшего Идеала. Образование как антропопрактика объемлет во всей полноте и иерархическом единстве духовно-душевно-телесную природу человека. Через целенаправленное проектирование и реализацию образовательных и жизненных ситуаций становится возможным личностный способ бытия человека и обретение им субъектности в деятельности, в общественной жизни, в культуре, в собственной судьбе.
Образование – это благо, раскрывающееся в его антропологической миссии. Антропологическая миссия современного образования состоит в раскрытии у человека таких способностей, которые открывают ему пути к самообразованию, к саморазвитию, к самобытию.
Антропологическая практика образования осуществляется в тесной и неразрывной связи с двумя другими практиками образования во времени и пространстве культурно-исторического опыта народов России и в определённом социально-политическом устроении государства.
4. Образ отечественного педагога-профессионала
Национальный образовательный идеал и сущность образования задают образ педагога как детоводителя (др.-греч. παιδαγωγός, «ведущий ребёнка») к высшему Идеалу, вводящего человека в пространство родной (отечественной) культурно-исторической традиции, а через неё – в мировое культурное пространство. В этом определении заключается сущность педагогического призвания и педагогической деятельности: педагог ведёт ребёнка тем путём, которым идёт сам.
Национальный образовательный идеал ставит педагога в центр системы образования, что подразумевает отказ от деструктивного педоцентризма, доходящего до признания прав воспитанников приоритетными по сравнению с их обязанностями. Понимание сущности отечественного образования позволяет утверждать, что все субъекты образовательной деятельности призваны следовать высшему Идеалу и решать каждый на своём месте насущные задачи образования.
Педагог был и остаётся живым и непосредственным носителем и предъявителем содержания образования, просвещая воспитанников светом высшего Идеала, содействуя им в познании фундаментальных законов бытия и овладении современной методологией их творческого применения в продуктивной деятельности и повседневной жизни. Недопустимо в процессе внедрения цифровых, виртуальных и дистанционных технологий снижение в образовательной практике роли и доли участия в ней педагога, лишение его необходимой возможности личного общения с учеником (воспитанником) в непосредственном контакте с ним, с его семьёй, с другими участниками образовательного процесса. Особенно недопустимо использование цифровых технологий в качестве основных, а не вспомогательных средств в процессе организации обучения и воспитания. Формирование детских и детско-взрослых общностей как важнейшего фактора воспитания невозможно в условиях дистанционного образования.
Содержание традиционной педагогической деятельности в России связано с задачами массового просвещения населения. При этом содержание самого образования направлено на развитие отдельного человека.
Основные качества, необходимые современному педагогу – его устремлённость к высшему Идеалу, укоренённость в отечественных культурно-исторических традициях, внутреннее принятие национального образовательного идеала и образа будущего России. Педагог должен осознавать и опираться в процессе своей деятельности на сущность и смысл бытия человека, на сущность образования, проявляющуюся в образе трёх его практик: общественной практики, практики культурно-исторического наследования и практики становления человеческого в человеке.
Специфика современного педагогического труда и отечественного образования определяется «разностью возрастных потенциалов» в структуре детско-взрослой образовательной общности. Встреча ответственного взрослого с представителем молодого поколения порождает собственно педагогическую позицию.
Позиция – это личностный способ реализации базовых целей и ценностей человека в социально-культурном пространстве.
Педагогическая позиция одновременно и личностна (востребована в каждой встрече взрослого и ребёнка), и профессиональна, и культурно-деятельностна (необходима для создания условий достижения целей образования). Педагог не встречается с ребёнком как с «объектом»: в личностной позиции он встречается с другим человеком, в профессиональной – с условиями его становления и развития, в культурно-деятельностной – с наследником традиции.
Педагог-профессионал – субъект и образовательного процесса, и педагогической деятельности. Как субъект образовательного процесса он выступает организатором и непосредственным участником встречи поколений, носителем личностной, бытийной позиции, что предполагает свободное и сознательное самоопределение в педагогической практике, принятие ответственности за результаты образования подрастающего поколения. Субъектность в педагогической деятельности предполагает владение соответствующими нормами, способами и средствами её осуществления. В этом качестве педагог выступает как носитель деятельностной позиции, необходимой для достижения целей образования и личностного становления воспитанников. Ценности и смыслы образования в сознании педагога должны быть актуализированы и преобразованы в цели профессиональной деятельности, достигающейся соответствующими средствами.
Педагог-профессионал способен глубоко понимать, свободно владеть, чётко различать содержание образования и содержание педагогической деятельности.
В содержании образования заключаются вполне определённые цели, ценности и смыслы становления человеческого в человеке, т.е. комплекс его способностей, которые позволяют ему обрести подлинно человеческое измерение и могут сложиться именно в этих образовательных процессах. В содержании педагогической деятельности должны быть точно обозначены условия обеспечения ценностей развития человека и определены способы их достижения.
Таков образ отечественного педагога-профессионала, который полагается в основу программ его профессиональной подготовки и его профессионального развития в сфере образования.
5. Содержание и структура национально ориентированного образования и подход к его реализации
Содержание образования – центральная и системообразующая категория образования во всех его практиках, структурах, технологиях, типах, видах и результатах.
Предметное содержание образования раскрывается в базовом соотношении «человек – мир». Человек как духовно-душевно-телесное и принадлежащее миру существо предстаёт в совокупности своих сущностных сил, родовых способностей, а мир – как единство природы и общества, как единство многообразных форм культуры.
Предметный состав содержания образования определяется предметностью осваиваемой национальной культуры, задающей тип образования, и предметностью целей и задач развития человека, общества и государства, задающих уклад, вид и уровень образования. Чем богаче будет представлен в образовательном пространстве и преобразован в образовательный ресурс фундаментальный иерархически структурированный культурный и социальный опыт (религия и философия, идеология и политика, наука и искусство, экономика и экология, сельскохозяйственное и промышленное производство и др.), тем более насыщенным будет содержание образования.
Понимание сущности содержания образования невозможно без определения сущности основ цивилизации. Стремление к комфорту как основа потребительской цивилизации ведёт к болезненной трансформации природы мира и человека. Восстановление и развитие утрачивающихся человеком духовных, душевных и физических сил как основы жизнеспособной человеческой цивилизации ведёт к её развитию и процветанию. Разделение человечества на страны и народы в условиях несовершенства человека вызывает к действию антагонизм между их представителями, что определяет необходимость защиты многонациональным народом России собственных принципов бытия от экспансии со стороны других государств. Таким образом, сущность содержания образования определяется волей народа к реализации своих духовных устремлений, которые проецируются на нравственную оценку мировоззренческих устоев и принципов применения научно-технических достижений.
Выбор того или иного социокультурного содержания оформляется в опредёленном научно-технологическом подходе.
Доминирование основ потребительской цивилизации способствовало развитию когнитивно-ремесленного подхода в образовании, получившего всеобщее распространение. Этот подход технически обеспечен, направлен на усвоение разнопредметных знаний и умений применять их в учебной деятельности. Через классно-урочную систему решаются две важные задачи: 1) обеспечение массового образования, доступного для всех сословий; 2) быстрая и масштабная подготовка рабочей силы для промышленного производства. В России в XX веке этот подход в условиях внешней угрозы был облагорожен необходимостью гуманизации образования с целью воспитания лучших проявлений человека: любви, жертвенности, стойкости, патриотизма. На основе дореволюционной русской классической гимназии он породил советскую школу как один из лучших мировых образцов массового обучения и воспитания.
Однако когнитивно-ремесленный подход обнаруживает свои серьёзные недостатки при выходе человека в самостоятельную жизнь, в практическую деятельность. Преодолеть их призван был системно-деятельностный подход, обеспечивающий формирование и освоение всеобщих способов мышления и деятельности, конкретных средств и техник практической работы. Этот подход реализуется через особые типы учебной деятельности – исследовательскую и проектную.
Однако постсоветская система образования России, следуя социально-политическим установкам Запада, при формировании содержания образования взяла за основу компетентностный научно-технологический подход, который представляет собой своеобразный симбиоз когнитивно-ремесленного и системно-деятельностного. Новый подход настаивает на уместности, адекватности и востребованности знаний, умений и навыков в существующей социально-производственной практике, на способности человека быстро и соразмерно вписываться в систему социально-экономических связей, на его функциональной грамотности в конкретной жизненной и производственной ситуации.
Смещение человека на место ресурса и средства экономики, выдвижение технологий, в том числе цифровых, в качестве его цели и даже ценности утверждают утилитаризм и прагматизм как универсальный смысл образования.
Содержание национально ориентированного образования, которое должно находиться в максимальном соответствии с отечественным образовательным идеалом и системой традиционных российских духовно-нравственных ценностей, оказывается в принципиальном противоречии с базовыми установками сложившегося компетентностного подхода.
Это противоречие разрешает гуманитарно-антропологический подход, который, не отрицая важности целевых ориентиров других научно-технологических подходов, выстраивая между ними грамотную иерархию, утверждая человека как ценность, а технологии – как средство, полагает в основание образовательной деятельности практику культивирования «собственно человеческого в человеке» как взращивание сущностных сил человека, развитие человеческого потенциала во всей полноте трёх измерений человеческой природы, призванного реализоваться в разных сферах государственной, общественной, семейной и личной жизни. Этот подход способствует не встраиванию индивида в социум, а развитию собственного авторства человека в жизни и деятельности, становлению личностной позиции в совместном бытии с другими членами общества на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей.
Современный человек живёт и действует в ситуации динамично изменяющегося мира, интенсивного наращивания новых знаний и технологий во всех сферах общественной жизни, в ситуации необходимости самоопределения в многообразии ценностных ориентаций и мировоззренческих позиций, противостояния агрессивным и разрушительным воздействиям.
Особую значимость в этих условиях приобретает не только самоопределение и самоидентификация человека в рамках родной культуры, но и понимание им собственной природы, смысла жизни и предназначения, своего места и роли в мире, осознание необходимости недопущения дегуманизации образования и замены его гуманистической основы на технократическую, в рамках которой становится возможной подмена искусства воспитания технологическим конструированием индивида как носителя определённых служебных качеств человека-функции.
Гуманитарно-антропологический подход к структуре содержания образования сосредоточен на ценностно-смысловых основах осваиваемой культуры, на научно обоснованной системе знаний, на соответствии природному устроению человека, на возрастно-нормативных координатах построения образовательных программ, на изменениях в сознании и деятельности человека.
Исходя из этого, структура содержания образования включает в себя следующие компоненты:
- Систему базовых традиционных российских духовно-нравственных ценностей.
- Научно обоснованную систему знаний о человеке, обществе, окружающем мире.
- Триединую систему деятельностей человека, соответствующих его природному устроению:
- умственная деятельность (различные виды интеллектуальной активности);
- эмоционально-волевая деятельность (психологические, психоэмоциональные умения и навыки, культура переживаний, саморегуляция, чувственно-эмоциональное отношение к явлениям окружающего мира);
3.3. физическая деятельность (общественно-полезный производительный труд, физическая культура и здоровый образ жизни).
- Систему творческой деятельности (творческие умения и навыки) как деятельности, преобразующей окружающую действительность во благо людей, интегрирующей в себе все способы продуктивной деятельности человека, обеспечивающей тем самым развитие его подлинной самостоятельности.
Таким образом, содержание образования нацелено на решение возрастных задач становления и развития взрослеющего человека во времени истории своего Отечества, народа и государства, в пространстве родной культуры и в вечности.
6. Образовательная политика Российской Федерации при переходе к национально ориентированной модели образования
Изменения в мире, которые носят глобально-цивилизационный характер, требуют их учёта в осуществлении образовательной политики России. Постоянная «модернизация» и непрекращающиеся изменения нормативно-правовых основ и стандартов образования нарушают его целостность, способность к самоорганизации и саморазвитию на основе национальных смыслов и ценностей традиционной культуры, ментальности нашего многонационального народа.
Россия – одна из ведущих мировых держав с мощным духовным, внешнеполитическим, экономическим и оборонным потенциалом, которой необходима суверенная и самостоятельная образовательная политика, что обусловливает необходимость перехода к национально ориентированной модели образования.
Образование сегодня должно перестать быть ресурсозатратным, оно должно стать ресурсосберегающей и ресурсогенерирующей сферой. Это возможно только при условии реализации новой модели отечественного образования, асимметричной той, которая в последние десятилетия и с опозданием копировала заимствованные образцы.
Образ будущего России и национальный образовательный идеал требуют смены целого ряда существующих мировоззренческих ориентиров отечественного образования в каждой из трёх его практик.
6.1. Образование как общественная практика выполняет роль системообразующего фактора общества и требует перехода:
от разъединяющей антивоспитательной тактики конкуренции, эгоцентричной самореализации и индивидуализма – к объединяющей тактике сотрудничества, соработничества и солидарности;
от тактики доминирования прав ребёнка над его обязанностями – к разумному сочетанию прав, обязанностей, свобод и ограничений;
от педагога как представителя сферы образовательных услуг – к педагогу-детоводителю, ответственному за будущее подрастающего поколения Отечества;
от управления через избыточное администрирование и бюрократический надзор – к управлению через содействие, доверие и поддержку творческой инициативы педагогических коллективов;
от хаотизирующей вариативности содержания и форм организации образования – к их иерархичности и целостности на основе национального образовательного идеала;
от несогласованности указаний и рекомендаций различных социальных институтов – к их скоординированности и осмысленному взаимодействию.
6.2. Образование как практика культурно-исторического наследования требует перехода:
от безродности и забвения традиционных российских духовно-нравственных ценностей – к их познанию и приобщению к ним;
от навязывания мультикультурализма, космополитизма и толерантности – к воспитанию любви к Отечеству, родной культуре, уважения и дружбы к людям других национальностей и вероисповеданий;
от культуры конкурентности и потребительства – к культуре служения, солидарности и созидания;
от навязчивой виртуализации, развлекающей играизации и неограниченной цифровизации образовательного пространства – к подлинности отношений взрослых и детей, мужчин и женщин, защитников и тружеников.
6.3. Образование как практика становления человеческого в человеке требует перехода:
от образа квалифицированного и грамотного потребителя – к образу человека-созидателя и человека-творца;
от приоритета карьерных ценностей и индивидуального успеха – к отзывчивости, милосердию и заботе;
от человека, обладающего набором компетенций, – к целостной личности, ответственной за свою жизнь во всей её полноте;
от насаждения расчеловечивающих образов эпохи постмодернизма – к взращиванию человеческого в человеке через верность базовым традиционным российским духовно-нравственным ценностям.
Таким образом, сущность, миссия и высший смысл современного отечественного образования –
это Служение Отечеству (а не обслуживание центров власти и хозяйствующих субъектов);
это Дар новому поколению (а не услуга в сфере потребления);
это Благо для каждого, это благовестие о собственно человеческом в человеке.
Содержание
Введение |
5 |
|
|
9 |
|
стратегическая цель отечественного образования |
11 |
|
|
13 |
|
|
13 |
|
3.2. Образование как практика культурно-исторического наследования |
16 |
|
3.3. Образование как практика становления человеческого в человеке |
18 |
|
|
18 |
|
|
22 |
|
|
27 |
Издание 4-е, исправленное и дополненное
УДК 37.014.53
ББК 74.04(2Рос)
Н 35
При поддержке:
Фонда по премиям памяти митрополита Московского и Коломенского Макария (Булгакова М.П., 1816–1882 гг.), г. Москва;
Фонда «Русский предприниматель», г. Екатеринбург
Н 35 Национальная доктрина образования в Российской Федерации. Проект / Под ред. чл.-корр. РАО В.И. Слободчикова. Изд. 4-е, исправленное и дополненное. М., 2022. 32 с.
В брошюре представлен проект Национальной доктрины образования в Российской Федерации как базового документа, определяющего основания перехода к национально ориентированному образованию. В новом издании учтены замечания и предложения широких слоёв педагогической общественности, высказанные во время Парламентских чтений в Совете Федерации ФС РФ, Слушаний в Общественной палате РФ, организованных Комиссией Палаты по вопросам благотворительности и социальной работе и МОО «Союз православных женщин», III Международного научного конгресса «Россия и вызовы современного мира», приуроченного к 10-летию создания МПОО «Объединение православных учёных».
ISBN 978-5-906411-72-3
© Слободчиков В.И., Остапенко А.А., Шестун Е.В., |
Захарченко М.В., |
Рыбаков С.Ю., Моисеев Д.А., Коротких С.Н., Зелинский К.В., 2018, 2022 |