На днях мне довелось выступить в Общественной палате Российской Федерации с докладом о ситуации в образовании. А накануне этого выступления у меня были встречи с классными руководителями и заместителями директоров по воспитательной работе в региональном институте развития образования.
Все мои рекомендации по организации воспитательной работы со школьниками наталкивались на грустные и ироничные вздохи: «Мы бы рады, да за отчётами, проверками и заполнением бесконечных бланков и форм мы детей почти не видим!»
И тогда, готовясь к докладу в Общественной палате, я решил понять, как устроен этот монстр, парализующий работу школ, техникумов и вузов страны. Имя этого монстра – Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки или сокращённо Рособрнадзор, которая была создана ещё в марте 2004 года. Обратите внимание: не по контролю, а по надзору.
Словарь Ушакова приводит такое определение: «НАДЗИРА́ТЕЛЬ. Тот, кто занимается наблюдением, надзором за кем-чем-нибудь. Тюремный надзиратель. Участковый надзиратель». Ага, ясно, это, видимо, про преступников от образования. Тем более, что эмблема Рособрнадзора включает в себя «щит, на котором вверху – золотая академическая шапочка, ниже неё – скрещённые золотые свиток и ликторский пучок». Так вот для тех, кто вдруг не знает, что такое ликторский пучок или фасция. Фасция, именуемая также ликторским пучком, представляет собой перевязанную кожаными ремешками связку берёзовых или вязовых прутьев с выступающей из её центра секиры на древке. Фасция – знак властных полномочий высших лиц Римской республики. Поскольку прутья применялись по их распоряжению для телесных наказаний, а вложенная в них секира – для исполнения смертных приговоров, фасция стала символом исполнительной власти, правосудия, наказания, превосходства государства над личностью. Всё очень символично. Кстати, фасция была изображена на флаге Италии при Бенито Муссолини.
Так вот, этот надзорный орган «превосходства над личностью» учителя устроен следующим образом. В нём шесть управлений и 28 отделов. Кроме самого Рособрнадзора, в его подчинении находится ещё шесть крупных подведомственных организаций: ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений» (ФИПИ), ФГБУ «Федеральный центр тестирования» (ФЦТ), ФГБУ «Главный государственный экспертный центр оценки образования» (Главэкспертцентр), ФГБУ «Национальное аккредитационное агентство в сфере образования» (Росаккредагентство), ФГБУ «Федеральный институт оценки качества образования» (ФИОКО), ФГАНУ «Центр информационных технологий и систем органов исполнительной власти» (ЦИТиС). Так вот, Рособрнадзор и шесть его подведомственных организаций суммарно насчитывают только в Москве 14 управлений, 54 отдела, четыре лаборатории и два центра.
А теперь добавьте к этому все дублирующие структуры в каждом регионе. Для примера возьмём регион, в котором я живу – Краснодарский край. В региональном Министерстве образования, науки и молодёжной политики кроме Управления по надзору и контролю в сфере образования, состоящего из трёх отделов, имеется отдельное подведомственное Государственное казённое учреждение Краснодарского края «Центр оценки качества образования» (ГУ КК ЦОКО) – это ещё семь отделов (около 40 сотрудников).
Так вот вся эта армия надзирателей считает своим долгом осуществлять бурную деятельность в образовательной сфере, а школы в итоге стонут от бесконечных проверочных контрольных работ, отчётов и суеты о «своевременно поданной информации».
Кто назовёт нас умными, если всё это заимствованное с Запада безумие мы притащим в новые регионы России?
Так может Ceterum censeo Carthaginem delendam esse – этот Карфаген должен быть разрушен? Ведь нам же уже дошло (правда не сразу), что советская система образования была весьма продуктивной. А ведь в ней не было ни процедур лицензирования и аккредитации школ и вузов, не было процедур аттестации учителей и директоров, не было независимых экспертиз, не было ОГЭ, ЕГЭ и прочих... А результат был…
Андрей Александрович Остапенко, доктор педагогических наук, профессор Кубанского государственного университета, Краснодар