Как известно, современное образование – светское. Очень хорошее название «светское» – от слова «свет», то есть оно должно нести некий свет. Но современное образование я все же назвал бы не светским, а секулярным, поскольку оно, по сути, пытается увести наших детей от Христа. Сейчас учат чему угодно, но как только речь заходит о смысле жизни, о традициях, о вечности, о Христе, то это тема подлежит табу. Немного разрешают говорить о культуре, но о духовности, о смысле жизни в современном образовании, как и вообще в современном мире – эта тема практически запретная.
Почему так происходит? Почему Христа так редко допускают в общественное пространство, в наши семьи, к нашим детям? Ответ на этот вопрос кроется в самой истории.
Откуда-то мы решили, что современный человек более образован, «продвинут», интеллектуально развит по сравнению с людьми, жившими в античном мире, в Средневековье, даже в XIX веке. Нам вбивают в голову, что Россия была тёмной, народ – безграмотный, и мы как бы с «высоты» нашей истории рассматриваем вообще мировую историю. Но мы забываем, что отсчет времени идет от одного события, которое эту историю перевернуло, преобразило. Мы забываем, что живем в 2019 году от Рождества Христова. В мир пришел Христос – и время потекло по-другому. Потому что была Голгофа, где Бог был распят, и был Гроб Господень, из которого воссияла вечная жизнь.
Кто ближе к Богу – люди древности или мы?
Рождество Христово – важнейшая дата, потому что время человеческого бытия опять вернулось в вечность. А Гроб Господень – это врата, через которые человеку открылась эта вечность. И время имеет смысл, если является частью вечности, если человек, живя в этом времени, пытается эту вечную жизнь, вечные истины нести в себе.
Это глубокое заблуждение – считать, что с течением времени человечество становится более развитым, а наша цивилизация – более совершенной. Потому что те люди, что жили раньше нас, были ближе ко Христу. И чем дальше время нас уводит от этого события, тем мы дальше отходим от Христа.
Может ли человек, который жил рядом со Христом, быть менее мудрым, менее жизнеспособным, меньше думающим о смысле жизни? Или это современный человек, который воспринимает разговор о Христе как мракобесие, а знание истории – излишеством?
Все наши проблемы как раз заключаются в том, что в нашем времени просто меньше вечности. Здесь очень важен ответ на вопрос: когда земная жизнь завершится, что будет дальше? Если ничего не будет, то смысл жизни потерян, и жизнь вообще прожита зря. Поэтому что мы всегда смотрим вперед. Мы хотим и ждём: вот наши дети пойдут в детский сад, потом в школу, где их чему-то научат, институт, приобретут профессию, создадут семьи. И всегда это будущее освещает нам жизненную дорогу. Мы всегда к чему-то стремимся, живём, учимся, страдаем, несем скорби, жизненные испытания, и вдруг, как всегда внезапно, приходит конец. Чаще всего люди уходят из жизни внезапно. Даже могут 20-30 лет болеть, а умирают все равно внезапно, не подготовившись. Все время они испытывают жажду жизни, тянут-тянут из последних сил, лечатся, занимаются своим здоровьем. Почему? Потому что все равно боятся: а что будет там? Всё равно придется отвечать на вопрос: зачем всё это.
Мы привыкли жить, трудиться и впереди иметь какую-то надежду, перспективу. И вдруг земная жизнь заканчивается, перспективы нет. Тогда зачем вся эта жизнь? Один американский философ японского происхождения Фрэнсис Фукуяма как-то заметил, что люди стремятся продлить свою жизнь любым способом и при любых последствиях. Только бы не умереть! Представьте, например, наука достигнет того, что люди смогут жить до 200 лет. 100 из них человек будет жить активно, соображать, а остальные 100 лет будет сидеть в инвалидном кресле и смотреть на мир ничего не понимающими глазами. Нужна вам такая жизнь в 200 лет?
Жажда продления жизни любой ценой как раз говорит о том, что мы не ведаем самого главного – того, зачем пришел Христос. Господь пришел в этот мир, чтобы преодолеть смерть: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав!»
И если мы с течением времени забываем Христа, то одновременно с этим мы забываем и о жизни вечной, о том, что мы должны готовиться к ней. Там тоже жизнь. Вечность есть продолжение времени, а время – это часть вечности. И наша земное бытие – это школа подготовки к жизни в ином мире.
Сочетание вечности и времени в нашей жизни и есть главный православный момент современного образования. То есть с рождения необходимо готовить человека к тому, чтобы он жил и здесь достойно, успешно, был достойным продолжателем своего рода.
Но первое, самое необходимое, но о чём не говорят детям ни в семьях, ни в школе – то, что жизнь человека с окончанием земного бытия не завершается. А ведь самый главный дар Христа, главная цель Его прихода в наш мир – вернуть человеку вечность, которую тот потерял после грехопадения в Раю.
Уж и не говорю о теории происхождении человека, потому что на самом деле наука здесь ничего не доказала. По сути, сам Дарвин никогда не был «дарвинистом». Достаточно хороший ученый в своей области, он просто предложил некую версию как одну из гипотез. Сейчас уже говорят, что человек произошел даже не от обезьяны, а от некоего пра-прачеловека, который на обезьяну был похож. Но если будем считать, что мы произошли от зверя, то как тогда это «звериное наследство» убрать из души? Этот зверь, как многие считают, существует в человеке как наследство от обезьяны и проявляется в виде злобы, гневливости, раздражительности, агрессии, нелюбви человека к человеку.
Человек – творение Божие или потомок зверя?
Но православный взгляд говорит о том, что мы – творение Божие. Если мы так считаем, то мы так и живем, сознавая, что душа моя – образ и подобие Божие, дух Божий, сердце мое – ангельское пение, и охраняет меня Ангел-хранитель, который дается при крещении. Очень важно об этом рассказывать детям и жить так самим, а не уподобляться какому-то звериному подобию. Так многие из людей, чтобы достичь своей цели, могут пойти на любой грех, даже преступление, из-за денег могут убить.
Необходимо помнить, что кроме плоти и земной жизни есть душа, и она иногда болит, человек ее иногда чувствует. Но память о душе, саму душу, совесть можно сжечь. Говорят же иногда: человек с сожженной совестью, с убитой душой. Поэтому святые под заповедью «Не убий» подразумевают не только преступление против другого человека, но и против собственной души – «не убей в себе человека!».
Отсюда второй момент, о котором мы должны помнить, когда говорим о воспитании, о семье: мы Божии создания.
Когда рождается ребеночек, мы должны понимать, что его дал Бог. Бог дал – Богу верни, это главное. Не расти его для себя, чтобы он, как говорится, в старости стакан воды тебе подал (как один старый человек сказал: «Вот, растил сына, воспитывал, чтобы он мне в старости стакан воды подал, а пить-то и не хочется»).
Память рода
Третье, о чем нужно говорить, что мы с вами – очень счастливые люди. Ведь столько преград было на пути, чтобы мы не появились на свет Божий, особенно для тех, кто родился в XX веке. В ХХ веке из нас пытались вытравить память о нашем роде. Если заглянуть вглубь истории, то корни нашего рода растут в тысячелетия. А мы про это не помним. Многим кажется: вот, я родился и я сам по себе – никому ничего не должен, сам себе хозяин. На самом деле я несу в себе кровь и память этих тысячелетий. А ведь, сколько родов пресекается! Вот родился единственный ребенок и погиб или умер от болезни – род исчезает. Есть семьи, в которых вообще нет детей. И впечатление такое, что современный мир делает все, чтобы как можно меньше людей появлялось на свет не. А мы с вами всё же родились и живем.
Как вы знаете, ХХ век – то время, когда разгулялись и претворялись в жизнь теории о так называемой «свободной любви», сожительство вне брака, которое сейчас пытаются называть якобы «гражданским браком». Нет, это термин здесь нельзя использовать, ведь гражданский брак – это брак, заключенный в ЗАГСе. Давайте признаем хоть это, как законное основание для семейной жизни. Поэтому сейчас Церковь предписывает не венчать тех, кто не зарегистрировался в ЗАГСе. Государственная регистрация сегодня – всё же некая предпосылка для крепости союза. Если Бога не боятся, пусть хоть государство, закон охраняет от безчестных поступков. Но сейчас и этого нет. А в так называемом нынешнем «гражданском браке» какая женщина станет рожать, если знает, что в любой момент ее могут бросить? Нынешние союзы обычно и распадаются как раз тогда, когда мужчина узнает о том, что женщина ждёт ребенка. Он ещё «не готов», ему ещё хочется погулять. Так у многих современных пар складываются ни к чему не обязывающие отношения.
ХХ век – это также век абортов, и наше счастье, что мы все эти препоны прошли и родились. И мы – вершина этого тысячелетнего рода. Сейчас редко кто задумывается о том, как нам повезло, что мы родились. Господь посылает людей в этот мир, чтобы они делали этот мир лучше. И мы все-таки по Божией милости, по молитвам, по благочестию наших предков прорвались через расставленные сети.
Хоть некоторые и говорят: «Бога нет, Христа нет, ваша Церковь устарела», – а всё равно, как только гром грянет, все вдруг вспоминают куда бежать. И откуда что берется! Ты же говорил, что не веришь, никогда не придешь в храм, что это не для тебя. А все знают, где спасение от невзгод. Таков удивительный феномен современного человека.
Дело в том, что в нас – кровь тысячелетий. Ученые до сих пор не могут разобраться, что больше влияет на человека: гены, воспитание или среда. Кроме генетики есть ещё память рода, наших корней. Память эта и в наших плоти и крови.
Писатель Виктор Николаев высказывает интересный взгляд на этот вопрос. По его мнению, даже в крови некрещеного человека течет кровь крещеных людей – отца, матери, деда, бабушки, множества крещеных за последнее тысячелетие предков. Все были православными в нашем Отечестве. Мы наследники этой крови. А митрополит Самарский Сергий добавляет, что еще и Кровь Христова течет в наших жилах, потому что многие наши предки, живя по-православному, ещё и причащались.
Даже если такой человек причисляет себя к атеистам, эта кровь все равно напоминает о главном – о вечной жизни, о Христе, о храме и о том, что в мире ничего случайного не бывает.
Рождение человека в мир – дар Божий
Не случайно, что мы родились в это время и на этой земле, что мы родились от своих родителей, несем в себе кровь именно этого рода. Господь даровал нам Родину, нашу землю, народ, язык, культуру, историю. Эти дары Божии даны каждому от рождения. Человек не рождается каким-то безприданником. Каждому из нас Господь подарил целую Россию.
Митрополит Иоанн (Снычев) говорил, что всем людям придется отвечать только за самого себя, за свою душу, а нам придется отвечать за то, какими мы были русскими, как мы относились к своему Отечеству.
Мы призваны хранить то, что получили в наследство. К сожалению, есть такие кто готов от него и отказаться, сказать: «Я не хочу всего этого, а хочу совсем другого». Но сделать это не очень просто. Потому что любой человек, который так небрежно относился к своему наследству, уезжая за границу, испытывает ностальгию. Почему возникает эта тоска по Родине? Кто бывал в Европе, знает, как там удобно жить, какие там ухоженные, чистые города, там и березки есть, как у нас, и дубы; те же лужайки, коровы пасутся. Ну всё там есть – живи да радуйся. Нет, тоскуют.
Но когда человек возвращается на родину, он плачет и готов целовать землю. Потому что тосковал по своей земле, которая полита кровью предков. Тысячу лет мы отстаивали свои пределы, сберегали их. Наверное, каждый сантиметр нашей земли полит кровью, земля наполнена костями её защитников. И каждая пядь нашей земли отмолена, полита слезами и молитвами матерей и жён, священников и монахов, простых верующих людей, которые своими подвигами, молитвами стяжали благодать на нашу землю.
И начинаешь понимать, что люди, уезжая, тоскуют по благодати, которая просто разлита по нашей земле, растворена в воздухе.
Благодать дает нам особую энергию. Надо признать, что мы, русские, вроде спокойные и тихие, но всё же и буйные. Однажды мне пришлось несколько месяцев находиться в Берлине. Местные жители там все тихо так ходят, не торопясь всё делают, как какие-то сомнамбулы. И вдруг приезжаешь сюда, сходишь с поезда и сразу на вокзале видишь бегущих, кричащих, живых людей, с детьми, с сумками и думаешь: «Вот она, жизнь! Вот она, энергия! Это моя Родина, это мои люди, это мои братья!» Ностальгия возникает по этой вот жизни, по энергии. Потому что благодать это не просто некое такое обволакивающее состояние, когда человек стоит, благостно подняв глаза к небу. Благодать – это дух Божий, это энергия, это основа жизни человека. Как говорится в Апокалипсисе: «О, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих» (Откр. 3, 15-16). По-русски мы говорим: ни рыба, ни мясо. Как человека ни поверни, он ничего делать не будет, если нет у него духа Божия.
А русский народ уподобляется апостолу Павлу – прямодушному и нелицемерному человеку, который верует в то, что делает, поэтому делает это со всей силой. Иногда неправильно поступает, иногда вообще безобразно, но по искреннему заблуждению. Как апостол Павел сначала гнал и преследовал христиан, а потом встретил Христа и стал столпом христианской Церкви и просветителем язычников, принявшим мученическую смерть за веру. И всю жизнь сокрушался, что был «изверг из извергов» (1 Кор. 15, 8).
Так и наши разбойники, когда Дух Божий посещал их, уходили в затвор, каялись, плакали, строили монастыри. Знаменитый монастырь Оптина пустынь – основа молитвенного подвижничества и духоносного старчества, тысячи людей туда ездят. Но кто такой его основатель Опта? Опта был разбойник, который вдруг преобразился, изменился под воздействием встречи со Христом, став иноком Макарием.
Посему очень важно, что русские люди в большинстве своем энергичные, деятельные. Но кто-то служит Богу своими силами, талантами, своей жизнью, а кто-то еще нет. Многие сейчас удивляются: вот, мол, он вчера ещё был такой-сякой, а сегодня стоит со свечкой в храме. Так и слава Богу, что в храме!
Загадочный русский характер
Нашу историческую память мы должны нести и передавать своим детям, чтобы им не стать Иванами, не помнящими родства. Мы не случайно пришли в этот мир, и кровь тысячелетий дает знать о себе. Через Православие связь времен ощущается особо. Посмотрите на Великую Отечественную войну. Довольно быстро немецкие войска добралась до пределов Москвы. Их пытались остановить, в итоге вся армия молодых комсомольцев, которые родились уже в 1920-х годах (1919-1924 годов рождения), вся эта действующая армия – 3 млн человек – была или взята в плен, или погибла.
Что делать? Есть еще резерв, сибирский, который охранял Дальний Восток. Возникает вопрос: как их доставить под Москву? Слава Богу, Николай II построил Транссиб. Но, главное, Сталин боялся того, что там жили раскулаченные, весьма жестоко пострадавшие от репрессий люди, которые могли повернуть свое оружие вместе с немцами против «вождя советских народов». Но он заблуждался, недооценив характера русского человека, его стремление прежде всего думать о главном, о своей Родине, о земле, которую дал Господь. В этом суть патриотизма: Господь дал тебе эту землю, как же не любить дар Божий? И пришли сосланные кулаки, которые выжили в нечеловеческих условиях, без всяких средств к существованию, растили своих детей в землянках, которые выживали исключительно с Божией помощью и являлись основой нашего народа по своей стойкости и безпримерному трудолюбию. Вот они и отбросили немцев от Москвы, они же и вошли потом в Берлин.
Доказательством являются фотографии фронтовиков, возвращающихся домой с победой. Там нет молодых лиц, все в районе 40-50-ти лет. Это были победители еще той, православной Руси, которые знали о вечной жизни, которые понимали, что такое Родина, которые с молоком матери впитали в себя «Отче наш». То есть были воспитаны не по-советски. И это то главное, о чем мы сейчас забываем.
В чем смысл нашей жизни
Сегодня в сознание молодежи заброшен слоган: «Надо жить там, где хорошо; где хорошо – там и родина».
Их учат сейчас чему угодно: быть компетентными, успешными, богатыми, здоровыми. Но многие долго богатым не могут быть, здоровыми и успешными тоже. Потому что всегда найдется человек, который хочет быть более успешным, лишив этой успешности тебя. Проблема кроется в том, что светское образование не дает человеку правильного представления о мире, о самом себе: кто я есть, откуда пришел в мир и куда иду.
Очень важная и опасная примета времени: из нашей культуры, литературы, кинематографа изгоняется вопрос о смысле жизни. Зачем ты пришел, человече? К чему ты стремишься и что ты в этом Божественном мире делаешь?
А в Божественном мире человек не работает – он служит. Когда Господь сотворил мир, Он позвал Адама, чтобы тот называл животных, то есть помогал Богу творить мир. Назвать – значит дать смысл. Помните, поговорку: «Как лодку назовешь, так она и поплывет»? Как человека назовешь, обозначишь, так он и будет жить. Святые отцы говорят: «По имени твоему житие твое да будет». А мы даже не задумываемся о том, как меня назвали, что означает мое имя, что это за святой, в честь которого меня крестили. Но многие замечают, например, что все Ольги чем-то, хоть немного, но похожи друг на друга – поведением, характером – что-то есть общее. Это потому, что все похожи на свою святую – великую княгиню Ольгу. Все Людмилы, Иваны, Ольги и Евгении – все похожи на своих тёзок. Что-то есть такое типичное для людей с одним именем. Это оттого, что все они названы в честь одного святого. Этот святой за нами присматривает. Стало быть, у нас есть много черт не только от наших родителей, но и от того святого, в честь кого нас назвали. Не случайно, когда человека стремятся лишить смысла жизни, его пытаются назвать по-другому. Например, кого-то называли Стали́на, или Марлен (Маркс+Ленин), или Ленар (Ленинская армия). Ситуацию можно исправить крещением, потому что когда человек принимает святое крещение, ему дается имя святого. Таким образом Церковь Христова исправляет жизнь человека.
Когда Господь призвал человека помогать ему в творении мира, называть, определять смысл жизни животных, Он отдал этот мир человеку во владение. И когда Бог хочет что-то изменить в мире, Он посылает туда человека. Мы не просто рождаемся, мы приходим в этот мир по воле Божией, и Господь уже вложил в нас и таланы и способности, чтобы мы имели возможность исполнить какую-то свою миссию. И мы часто думаем: «Зачем я пришел в этот мир?»
Нередко понимание жизненной миссии, ее смысла недоступны самому человеку, и это его мучает. Пока ты молодой, энергия в тебе бурлит и кажется – всё впереди. А старше становишься, уже задумываешься над простыми вопросами: зачем я живу, для чего был рождён?
На этот вопрос трудно ответить, если ты не встретишь Бога. И многие обретают смысл жизни после того, когда встречают Самого Христа. Легче всего Христа встретить в Церкви, в церковных Таинствах: Таинствах Крещения, Покаяние, Причастия. Меняется атмосфера, в которой ты живешь, твоё окружение, и ты вдруг прозреваешь, обнаружив, что в этом мире кроме хорошо знакомого и привычного есть еще иной мир, иные люди, иные смыслы.
Так, сынишка одной моей знакомой учился в школе, где их класс водили на какие-то праздники в ночные клубы. Сейчас нередко выпускные проводят в ночных клубах. И мальчик спрашивает у матери: «Мне идти туда или нет?» Мама говорит: «Не ходи». – «Ну почему? У нас все идут. Потому что все так живут». А она отвечает: «Не ходи! Потому что если ты пойдешь, то когда твоих одноклассников будут спрашивать, зачем они ходят в эти сумасшедшие ночные клубы, то они ответят, что туда ходят все. А вот если ты не пойдешь, они так сказать не смогут. Они уже не смогут сказать, что так делают все и будут задумываться, почему кто-то не пошел. Значит, есть причина, есть другая жизнь, иной выбор, иной смысл».
Довольно часто в наших молитвах звучит только просьба: дай, дай, дай! Дай работу, зарплату, здоровье, благополучие детям и так без конца. Как в сказке «О рыбаке и рыбке» мы в результате оказываемся у разбитого корыта. Потому что Господь, приведя нас в мир, Сам знает, что нам давать, в чем мы имеем нужду.
Такие наши молитвы обращены из управляющего центра – моего сердца – как указание Богу; Ты что, мол, не видишь, как я живу, как мои дети? Дай мне того и этого! И мы не замечаем, что такие наши молитвы – это великая дерзость по отношению к Богу.
А нужно подумать о том, чего на самом деле у нас нет. «Господи, успокой меня, научи меня любить, терпеть, прощать, дай мне мудрости воспитывать моих детей!»
Наука семейной жизни
Нам весьма необходимо образование, поскольку сами про себя мы мало что знаем. А тут нам Господь еще и ребеночка дал. И с ним-то что делать?
Сейчас очень часто дети рождаются как бы внезапно. Молодые люди не думают о том, что когда они живут вместе, у них может появиться дитя. Даже этого они словно не осознают. И когда ребёнок вдруг зачинается, они удивлены: «Ах, как такое получилось?! Что с этим делать?! Беда какая!» А тут ещё их родители готовы «выручить»: «Да ладно, идем в больницу, там все проблемы твои решат. Тебе еще пожить надо для себя, встать на ноги как следует».
А ведь всегда в роду особо ценился первенец! В Царской семье, где детей всегда было много, не меньше 4-5-ти, кто Царем становился? И даже если он был не такой развитый, не самый способный, но Царем он становился по праву рождения.
Первенец – это тот плод твоей жизни, который дается тебе на испытание – что ты с ним будешь делать? В любой семье первенец – это главное мерило её зрелости. Но нередко он вырастает не очень благополучным, потому что когда у нас рождается третий, четвертый ребенок, мы уже знаем, что с ними делать. А с первым – ничего не знаем. Знаем только, что его надо купать, пеленать, кормить. До трех лет с ним трудно общаться, он почти не понимает речь, только смотрит, иногда молчит, иногда пищит. Но самое-то главное, что в течение первых трех лет жизни закладывается характер ребенка, основа его будущей жизни. И происходит это через то, что он слышит, видит, чувствует.
Но что он видит в современной семье? Что висит на стенах комнаты, какая музыка звучит, с какой интонацией и какие слова вы говорите при ребенке? Всё это он усваивает, запоминает, на этом он развивается. На этом развивается его умение говорить, воспринимать этот мир, внутренний мир самого этого человека. Если в это время он много любви получил от мамы и папы, то растет ласковым. И эта ласковость, желание быть вместе с родными остается с ребенком на долгие годы, до его взросления.
Об этом надо думать заранее: какую создать атмосферу, когда рождается ребенок.
Во-первых, он должен быть желанным. Вместо того чтобы удивляться и паниковать, нужно радоваться, что Господь через тебя в этот мир посылает новую жизнь. Ведь женятся не для того, чтобы вместе в гости ходить или ездить отдыхать в Турцию, а для того, чтобы рождались дети. Через тебя в этот мир рождается новая жизнь! Мы словно некие небесные врата, через которые приходит в мир человек.
Мы должны быть готовыми, должны знать, как жить семейной жизнью, как обращаться с ребенком. Потому что женятся два не святых человека, а люди, которые иногда и падают в свои грехи, не всегда умеют себя сдерживать, не всегда знают, как относиться друг к другу. Таким образом, следующий важный момент воспитания заключается в том, что надо учить детей жить семейной жизнью. Вообще детей всему надо учить. Мы думаем почему-то, что они сами до всего дойдут, сами всему научатся. Да мы просто часто сами не знаем, как что делать правильно.
Когда вышла в свет моя книга «Православная семья», то я получил несколько писем от разных людей, которые написали одно: «Если бы я такую книжку прочитал 20 лет назад, то никогда бы не развёлся!» То есть даже взрослым людям сегодня не хватает знаний о том, как жить семейной жизнью. Поэтому наших детей нужно учить всему, что есть в жизни нашей семьи.
Очень удивляет, что когда мы сейчас пытаемся вводить в школах курс «Нравственные основы семейной жизни», который рассказывает детям об обязанностях мужа и жены, о том, что нужно знать об отношениях, о семейной иерархии, возникают какие-то препоны. Не всем это нравится: «Дети и так перегружены предметами. Зачем ещё этому учить?» Да чтобы разводов было меньше!
Например, мало кто задумывается о том, что чаще всего разводы бывают в первый-второй год совместной жизни, когда рождается ребенок. А почему? Потому что когда молодая женщина берет на руки своего ребёночка, то весь её мир – у нее на этих руках. И муж ей уже не нужен, он забыт, заброшен. Но ведь и ему нужна ласка, забота, внимание жены. Раньше, когда он приходил домой, молодая жена радовалась, обнимала-целовала, накрывала стол, кормила-поила. А теперь ребенка целует, кормит, развлекает, а ты теперь «иди на кухню, найди поешь там что-нибудь и не забудь тарелку за собой помыть!»
Уж я не говорю про «гражданские браки». Там, как только мужчина узнает, что женщина беременна, сразу бежит подальше: «Всё! Это твои проблемы, сама воспитывай!» Почему? Вроде радость такая – ребёнок, живите дальше и будьте счастливы! Нет. До 80% разводов.
Когда я озвучил эту цифру в нашей Губернской думе, одна профессор мединститута сказала: «Что вы, батюшка! Какие 80, уже 120 %!» Я говорю: «Не понимаю, как может быть 120 %?» А потому, что сейчас разводится не только молодежь в первые годы семейной жизни, но и те, кто прожили вместе 20-25 лет. Вот и получается: если к 80-ти процентам молодых пар прибавить еще 40 процентов тех, будет 120%. Удивительное количество.
Поэтому основам семейной жизни надо научить ещё в школе, до того как молодые люди начнут жениться и выходить замуж.
Особенности предназначения мужчины и женщины
Конечно, ребенок – это дар Божий. Но и муж, и жена – тоже дар Божий. Ведь в семье главный – муж, а не ребенок. Все же надо понимать, кто первый, второй, а кто – пятый, седьмой. И наши предки знали твёрдо: нельзя любить ребенка больше жены или больше мужа.
Когда мы рождаемся в этот мир, нас никто не спрашивает: «Ты кем будешь, девочкой или мальчиком?» И когда говорят, что мужчины и женщины вполне равны и одинаковы, я возражаю: «Нет, мужчина не может родить. Какая уж тут одинаковость? Они совершенно разные – разное предназначение, призвание, разная жизнь, разные заботы».
Но Господь так устроил семейную жизнь – поставил главным мужчину и дал ему завет не подчиняться жене. Помните, что написано в 3-й главе Бытия, где господь говорит Адаму, за что он изгнан из Рая: «За то, что ты послушал жену свою и сделал, как она сказала, проклята земля за тебя…» (ср. Быт. 3, 17). Вот, оказывается, почему мужья вас не слушаются: потому, что всё же внутри они – верующие люди, помнят этот завет. Всё это Господь вложил в нас, и в нас это живёт. «Со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою; в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься» (Быт. 3, 17-19).
«Жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою» (Быт. 3, 16).
И дело тут совсем не в правоте, а в отношении. Чаще всего когда жена что-то говорит мужу, она процентов на 80 права. Бывает процентов двадцать глупостей, конечно, но она искренна и во многом права. А теперь пусть каждая женщина себе представит, что пришел её ребенок с прогулки и начал ей рассказывать, как она неправильно живет, что надо делать так, так и так. И, допустим, он будет искренен и прав. Будете вы его слушать? Вы скажете: «Что это ты мать вздумал учить? Иди-ка лучше уроки делай!» Ещё и разобидитесь и будете ходить сердиться. Потому что дело не в правоте, а в той иерархии, которую установил Господь.
В этой иерархии есть главная особенность: не жена учит мужа и не дети учат родителей. Так не положено, так не правильно. Так Господь мир не устраивал. В этой иерархии отсутствует равенство, пресловутая демократия.
Бывает, слышим в свой адрес: «Вы, православные священники, – женоненавистники! Всё бы вам женщин смирять!» Да нет, это не так. Причём здесь мы? Дело тут ещё в одной особенности: мужчине и женщине Господь дал каждому своё послушание. Например, что Господь сказал жене? «Чти мужа своего яко Господа» (ср. Еф. 5, 22).Такое высокое послушание – «яко Господа»! А второе Он сказал мужчине: «Любите своих жен, как Христос любит Церковь и предал Себя за нее… Люби свою жену, как своё тело: кто жену не любит – себя не любит» (ср. Еф. 5, 25, 28). По тому можно узнать, как мужчина к себе относится, как он относится к своей жене. «Жену не любит – себя не любит».
Это задание, которое Господь дал мужчине – отдельное, и женщине – отдельное. И как любить «яко своя телеса» сварливую, скандальную жену? Как чтить «яко Господа» вот этого, который лежит на диване перед телевизором и которому дела до меня нет? Задача. А здесь нужно помогать друг другу. Если жена будет ласковая, заботливая, кроткая, домашняя, так её легко любить. И ты помогай мужу себя любить – стань такой, чтобы тебя было любить легко. Он знает, что тебя надо любить, так не противься своему предназначению. Не начинай с порога: «Где был, чего делал?» – а радуйся, что муж пришел. Жена помогает себя любить, если принимается работать над собой, старается себя исправить, а не выговаривая мужу об его обязанностях. Нужно почаще немножко помолчать. Преподобный Арсений Великий говорил: «Мне бывало стыдно за свои слова, но я никогда не стыдился за свое молчание». Женщине хорошо помолчать лишний раз, не сказать, не укорить, не раздражаться. Мужчине легче любить жену любвеобильную, мягкую.
А как мужчину «яко Господа» ценить? Если ты лживый, ленивый и злой, да никогда не будет тебя жена почитать! Мужчина должен быть благородным, ответственным, трудолюбивым, содержать семью, уделять внимание жене и детям. Любить – это еще и всё замечать, видеть своих ближних. И если человек обладает благородством, его тоже легче любить. Не должен же муж командовать: так, мол, ты меня чти – меня Господь первым поставил! Раз Он тебя поставил первым, так ты и будь таким, как говорится, капитаном этого корабля. Будь благородным, достойным, добрым, мудрым, трудолюбивым, показывай пример в этой жизни.
Смысл не в том, чтобы в семье заставлять друг друга делать так, а в том, что нужно каждому исполнять то послушание, которое дал Господь. Тогда тебя обязательно будут любить и уважать, будут тобой гордиться. «Вот какой у меня муж – настоящий мужчина!» «Вот какая у меня жена – прекрасная, спокойная, любвеобильная!» И детки будут расти на таком прекрасном примере.
Если же мы не желаем знать, что хочет от нас Господь, какое у нас предназначение, вряд ли мы станем счастливыми.
Другая проблема у молодых людей: как жениться, как выйти замуж, как найти подходящую пару. Надо сказать, что женщинам почти невозможно угодить. Вот почему некоторые современные девушки никак не могут выйти замуж: они мечтают выйти замуж за «принца». У них такие завышенные критерии подбора женихов! Правда, сейчас стало проще: был бы богатый и ладно. Неважно, молодой он или старый, лишь бы при деньгах. Какая же глупость! Какая это будет семья?!
Думаю, что женщинам вообще не нужно никаких критериев. Потому что если доверить выбор женщине, то все знают, чем это закончится. Как, например, пойти в магазин и сказать ей: «Ну иди, походи сама, я тебя подожду». Всё, ты ее никогда не дождешься, она будет там бродить полдня.
Так и здесь. Если сказать ей: «Выбирай себе жениха», – то это никогда не закончится: «В Пете – то хорошее, но этого нет. А в Коле – наоборот. А у Васи – ни того, ни другого, но он зато самый симпатичный... Что же делать?!» Да ещё и подружки то-нибудь наговорят. Определиться ей будет крайне сложно.
Часто хороший парень влюбляется в девчонку, а она: «Не нужен ты мне, получше поищу!» А годы идут – уже разобрали всех хороших женихов. Вот и думай, что дальше будешь делать.
Из опыта жизни мудрых мам могу рассказать следующее. Когда дочь никак не могла решить, принимать предложение или нет, мать её спрашивает: «Доченька, этот парень тебя любит?» – «Любит». – «Он – человек хороший?» – «Хороший» – «Выходи за него и не думай! До любви ещё дожить надо. Если будешь жить с хорошим любящим человеком, то и ты его обязательно полюбишь со временем».
А чтобы женщина сама кого-то полюбила… Женщины вообще умеют любить? Они часто такие ветреные: то одно надо, то другое, то один нравится, то другой. Любит – не любит, сомневается все время. И молодым девушкам я всегда объясняю: «Главное, если тебя любит человек благородный, достойный – выходи замуж и не думай. Любовь придет. А иначе ты так в старых девах и просидишь».
Современному человеку очень трудно выйти замуж, жениться – не знают, как выбирать. И этому тоже надо учить.
Когда и как дети должны взрослеть
Вообще детей всему надо учить – и как убирать постель и как благоразумно тратить деньги. А мы почему-то надеемся, что где-то – в детском саду, в школе, в армии, в институте – их кто-то научит всему самому нужному.
Самое страшное, когда детям дают выбирать самим. Говорят, например: «Иди, займись чем-нибудь». Это очень опрометчивое поручение ребенку. Что юный человек знает о каких-либо занятиях? Надо говорить всё точно, конкретно: «Иди туда, возьми это, сделай то». Одна моя знакомая такой порядок организовала: «Так, встаём! Быстро зубы чистить, умываться, постель убирать, завтракаем, одеваемся – и в школу!» И дети всё знают и живут спокойно и радостно.
Даже в пионерских лагерях дети полсмены маршировали – готовились к линейке открытия смены, полсмены маршировали – готовились к линейке закрытия. Они всё время были заняты. Им все время говорили, что делать.
Часто мы слышим: «Наши дети ничего не хотят». А кто их чему научил? Даже как вести домашнее хозяйство, как быть аккуратным, собранным, не бросать вещи по комнате, никто не учил. А то зайди к современным детям в комнату: свитер на столе, брюки на полу, один носок на окне, другой вообще на люстре – как шёл, так всё и побросал. Никто не следит, никто не учит. А как они дальше будут жить, когда своими семьями обзаведутся?
Надо учить всему. Учить и семейной жизни, воспитанию детей. Вот родился ребенок, и что мы знаем? Что его надо кормить, поить, одевать, а больше не знаем ничего. И вот мы его кормим-одеваем, кормим-одеваем. 10 лет кормим-одеваем, 20 лет, 30 лет, 40 лет – всё кормим и одеваем. А потом спрашиваем: «Ты бы хоть "спасибо" сказал!» – «За что?» – «Но мы же тебя кормим-одеваем…» – «А я вас просил? Это вы всё сами. Я вам удовольствие доставляю тем, что позволяю это делать, что беру от вас». – «А что же ты сам ничего не делаешь? Отчего на работу не устраиваешься? Сидишь только, на компьютере играешь…» – «Ну вы же меня кормите-одеваете!»
Почему сейчас молодежь такая инфантильная, сидит на шее у родителей? Потому что родители их всё кормят и одевают.
Есть такая школьная традиция, которая обнаруживает одну проблему. Выпускники у нас всем классом встречают на берегу Волги рассвет – «рассвет взрослой жизни». Дальше начинается та самая взрослая жизнь, а к ней ребята не готовы, они ничего о ней не знают, их никто не учил, как жить. И поэтому многие продолжают жить, как дети. И это детство может продолжаться до 40-50-ти лет. Очень печально смотреть, когда дяди лет в 45-50 ведут себя как мальчишки. Манеры, разговоры, одежда такая же. Также и почтенного возраста тети пытаются изобразить из себя девчонок – любыми способами пытаются сохранить девичью фигуру, наряжаются так же.
И становится заметно, что границу между взрослой и детской жизнью не всем удается перейти правильно. Та часть детей, которых учили жить, сразу начинают поступать в училища, институты, потом работают, женятся, воспитывают детей. Они уже не молодежь. Они – молодые. Молодые студенты, молодые воины, молодые священники, инженеры, рабочие, ученые, педагоги. Они – молодые взрослые.
Если мы посмотрим на фотографии детей прошлых времен, XIX – начала XX века, то увидим, что мальчики выглядят как настоящие мужички. Если отец пашет, он уже за уздечку коня ведет, то есть с детских лет умел трудиться. Там детства проходило быстро, сразу начиналась взрослая жизнь. Если семья была большая, по 9-10 детей, то старшие нянчились с младшими, и они прекрасно знали, что делать с детьми. Когда появлялся свой ребенок, они уже имели представление, как его растить, воспитывать, приучать к труду. Они видели эту жизнь и получали из нее конкретный опыт. Слава Богу, и в наше время многие молодые люди получают этот опыт и становятся взрослыми.
Та или не та нынче молодежь?
Многие любят говорить: «Молодежь нынче не та». Надо сказать, что со времен античности молодежь всегда «не та». Она ничего делать не умеет, живет за чужой счет, любит легкие деньги, хочет быть кем-то, ничего не делая. А вот молодые взрослые всегда «те». Только надо различать: есть молодежь, а есть молодые взрослые. Молодежь не может жениться и для этого придумали эти якобы «гражданские браки», не хочет нести ответственность, рожать детей. На этой границе как раз все молодые делятся на молодых взрослых и на молодежь. Наша задача сейчас, чтобы наши дети становились не молодежью, а молодыми взрослыми. А для этого их надо начинать воспитывать еще с пеленок.
И очень важно чтобы, когда родился маленький, вокруг была спасительная атмосфера. Чтобы над колыбелью мама с папой не ругались, чтобы не было крика, чтобы младенец не слышал звуки работающего телевизора, сомнительной музыки. На всём этом он воспитывается.
Еще большая педагогическая помощь ребенку – это его крещение. Потому что ребеночек рождается далеко не ангелом, но с поврежденной первородным грехом природой. Мы же не в Раю рождались, а уже после того, когда Адам и Ева были изгнаны из Рая. Тогда у них родились дети Каин и Авель.
Когда первые люди ослушались Бога, после этого у них родился Каин. А Авель родился, когда они поняли, что потеряли и стали каяться и плакать. То есть Авель – это плод покаяния, а Каин – это плод непослушания Богу. И первая кровь пролилась на Земле, когда Каин убил Авеля.
Поэтому, когда люди начинают совместную жизнь и ожидают прибавления семейства, всё это время очень важен духовный настрой родителей, с самого момента зачатия. Надо быть миролюбивым, послушным, воздержанным, тогда и дети будут такими. Жизнь человека начинается с момента зачатия, а не с рождения.
Очень важно смотреть за той атмосферой, что существует в семье. Когда ребенок видит свет лампадки, святые лики, слышит слова молитвы, когда его окропляют святой водой, когда его причащают Плотью и Кровью Христовой, – всё это очень помогает родителям в формировании доброго характера у дитя.
Иногда крестишь ребенка, он сначала тревожный, кричит, плачет, а после крещения сразу становится спокойным. Тут борьба происходит – возвращение человека Богу.
Также важно, чтобы родители были венчанные, потому что семья и самостоятельная жизнь человека начинаются под венцом.
Все молодые люди хотят быть самостоятельными. Но ты не можешь быть самостоятельным, потому что воля Божия изливается на тебя через отца и мать, через родителей. А вот когда ты станешь под венец со своей женой, то будешь уже, как сказано в Священном Писании: «Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть» (Еф. 5, 31). Тогда ты уже будешь один на один находиться пред Богом, тогда ты – взрослый, самостоятельный, только тогда уже через тебя Господь будет давать твоим детям уроки жизни.
То, что Господь разделил, взяв Еву от Адама, – две половинки, пол мужской и женский, то в таинстве Брака соединяет: двое становятся единым целым – семьёй. «Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф. 19, 6). Это великое таинство, которым современные люди пренебрегают, ставя под угрозу счастье своих близких, будущее своих детей, которых без благодатной помощи невозможно воспитать должным образом, привести к пониманию вечной жизни.
«Душа обязана трудиться...»
Недаром русская пословица гласит: без Бога – ни до порога. Весь XX век советские люди так неистово воевали против Православия, забывая, что получили в дар целую Империю – прекрасную, великую, которая не проиграла ни одной войны, занимавшую одну шестую часть мира, обладавшую высочайшими достижениями. Они получили страну с большим населением – намного (на 30 млн), больше чем у нас сейчас. Ее населяли крещеные люди, которые верили в Бога, жили в молитве, стремясь к благочестию. На протяжении 80 лет пытались это вытравить из нашего народа. Но это оказалось невозможно. Те советские люди есть и сейчас, живут среди нас, это могут быть наши родители, наши дедушки и бабушки. Мы должны быть им благодарны за то, что мы появились на свет, и за то, что они все же сохранили хоть часть этой Империи.
До сих пор русский народ пытаются превратить в население – сборище разного люда, населяющего территорию. Народ же – из рода в род нарождающийся, имеющий общую Родину, сохраняющий и из поколения в поколение передающий общие духовные основы, традиции, язык, культуру.
А наше время – это время возвращения ко Христу. Тысячу лет Россия была православной, тысячу лет Русь стремилась называться Святой. Люди помнили не только о времени, но и о вечности. Главной целью жизни русского человека было стремление к святости.
Сейчас люди стремятся к успеху. Но все же если взять самого образованного, развитого, умного человека, и взять какого-нибудь духоносного старца, то за советом всё же люди пойдут не к интеллектуалу, а к старцу, который, может быть и школу не окончил. Потому что людям нужен совет о самом главном – как жить и что не делать, чтобы спасти свою душу, помочь своим близких, вырастить своих детей.
Поэтому в России всегда было две школы, как и в античном мире. Об этом говорили ещё святители Григорий Богослов и Иоанн Златоуст: «У нас две школы – античный университет и Церковь». И мы не понимаем, что обе они нам необходимы. Безусловно, нужны образованные люди. Но нужно чтобы они были еще и духовными, чтобы помнили о вечности, готовились к ней. Потому что жить в Царствии Небесном тоже надо уметь. А для этого нужно слушать голос своей совести, смотреть, что происходит в твоем сердце, у тебя в душе. Как ты переносишь испытания мира сего? Например, встретился тебе в жизни злой человек. Но это его грех, что он злой. А какова твоя реакция на это встречу – не озлобился ли ты в ответ? Погасил ли ты это зло своей любовью, терпением, смирением? Господь спросит с меня по моим делам.
Поэтому главная задача современного человека в том, чтобы время наше было связано с вечностью. Чтобы мы деятельно жили, но всегда внимательно смотрели в свое сердце и думали, а полезно ли мне это дело, становлюсь я лучше или хуже в процессе этого делания? Помогает ли моё занятие стать более добрым, милосердным, мирным, смиренным, любвеобильным? Приносит ли оно радость мне и людям? Или я гублю себя и мешаю жить другим? Эта связь внутреннего и внешнего мира, вечности и времени всегда должна быть. И если её нет, то трудно назвать человека глубоким, с живой нормальной душой.
Поэтому всегда есть две школы: наша Церковь, которая вводит человека в вечность, и наш мир, в котором человеку дается возможность трудится так, как учит Господь, призывая нас в эту вечность.
Архимандрит Георгий (Шестун), доктор педагогических наук, профессор, академик РАЕН, заведующий межвузовской кафедрой православной педагогики и психологии СамДС, настоятель Заволжского мужского монастыря в честь Честного и Животворящего Креста Господня