Концепция воспитания человека в Российской Федерации

Проект

Семейно-ориентированное образование  Концепция воспитания человека 
0
3624
Время на чтение 41 минут
Фото: обложка брошюры

Предлагаемый проект Концепции воспитания человека в Российской Федерации определяет базовые смыслы и основания воспитания, раскрывающие образ будущего России как стратегическую сверхзадачу общества, что впервые позволяет сформулировать воспитательный идеал человека Российской цивилизации, необходимого для осуществления этого образа будущего страны.

 

Авторский коллектив:

Слободчиков Виктор Иванович, доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент РАО, руководитель авторского коллектива (г. Москва);

Остапенко Андрей Александрович, доктор педагогических наук, профессор (г. Краснодар);

Черникова Тамара Васильевна, доктор психологических наук, профессор кафедры психологии образования и развития Волгоградского государственного социально-педагогического университета (г. Волгоград);

Бурлакова Ирина Ивановна, доктор педагогических наук, член Межрегиональной просветительской общественной организации «Объединение православных учёных», член правления Московского отделения Международной общественной организации «Союз православных женщин», профессор Академии социального управления (г. Москва);

Теплова Анна Борисовна, кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО» (г. Москва);

Хребтова Анастасия Ивановна, советник Межъепархиальной Коллегии по религиозному образованию Калининградской митрополии Русской Православной Церкви по вопросам взаимодействия с государственными и муниципальными органами управления образованием (г. Калининград);

Галиев Сергей Сергеевич, кандидат филологических наук, эксперт демографического прогнозирования (г. Москва);

Зверев Сергей Михайлович, кандидат педагогических наук, методолог-консультант, руководитель научно-методической службы АНО «Центр инновационных проектов и медиаресурсов в образовании» (г. Москва);

Рыбаков Сергей Юрьевич, кандидат физико-математических наук, доцент, протоиерей (г. Рязань);

Моисеев Дмитрий Александрович, кандидат биологических наук, протоиерей (г.Алатырь);

Коротких Сергей Николаевич, протоиерей (г. Калининград);

Зелинский Константин Владленович, кандидат педагогических наук, протоиерей (Волгоградская обл.).

Эксперты проекта:

Громыко Юрий Вячеславович, доктор психологических наук, профессор, академик РАЕН, директор Института опережающих исследований и управления человеческими ресурсами им. Е.Л. Шифферса (г.Москва);

Крупнов Юрий Васильевич, действительный государственный советник Российской Федерации 3-го класса, член Научного совета при Совете безопасности Российской Федерации (г. Москва).

КОНЦЕПЦИЯ ВОСПИТАНИЯ ЧЕЛОВЕКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Концепция воспитания человека в Российской Федерации относится к числу документов стратегического планирования в сфере отечественного образования.

Концепция определяет базовые смыслы и основания воспитания человека, раскрывающие образ будущего России как стратегическую сверхзадачу общества, что впервые позволяет сформулировать воспитательный идеал человека Российской цивилизации, необходимого для осуществления этого образа будущего страны.

Концепция раскрывает систему традиционных ценностей, привитие которых будущим поколениям в процессах воспитания обеспечивает стабильное существование и позитивное развитие России как самобытной цивилизации.

Концепция формулирует антропологический замысел воспитания, суть которого состоит в со-бытийной встрече воспитанника со значимым для него Другим – старшим, младшим, сверстником – как носителями ценностей и воспитывающих смыслов.

Концепция определяет сущность воспитания как совместное восхождения воспитателя и воспитанника к воспитательному идеалу, что по сути своей и составляет педагогическую цель воспитания человека в Российской Федерации. При этом подлинное воспитание состоит не в искусственном соединении придуманных направлений (или модулей) воспитательной работы, а в создании органического многослойного пространства воспитания человека, наполненного подлинными воспитывающими практиками государственно-общественного строительства, культурно-исторического наследования, становления и развития сущностных сил и способностей человека.

Концепция обозначает главные сферы воспитания и личностные качества, взращиваемые в каждой из них, что определяет содержание воспитания и структуру его предполагаемых результатов.

I. Базовые смыслы и основания

воспитания человека

Мировые тенденции духовно-нравственной, культурной и ценностной дезориентации людей порождают глубокий экзистенциональный кризис современного человечества, приводят к подрыву сущностных сил человека, его природы, ставят вопрос о мерах защиты и сохранения самой сущности человека, человеческого в человеке.

Разрушаются очертания мира, оформившегося после Второй мировой войны, происходит дезинтеграция прежних устойчивых связей и отношений. Подвергается переосмыслению место и значение человека в системе мироздания. Нарастает угроза новых мировых конфликтов, ставящих под сомнение возможность сохранения не только традиционных культур, их преемственности, но и самой человеческой цивилизации. Всё острее обнаруживается деструктивный, расчеловечивающий характер футуристических планов и прогнозов, усиливающих тревожность и беспокойство массового сознания.

Именно этим обусловлена востребованность Концепции воспитания, сущность которой определяется исходными постулатами отечественного образования: оно должно быть национально ориентированным, антропологичным (человеко-ориентированным) и возрастно-сообразным. Исходя из этих начал утверждаются следующие смыслы и основания воспитания.

1.1. Цивилизационный и культурно-исторический смыслы воспитания

Несмотря на вовлечённость России в глобальные процессы, она остаётся державой-цивилизацией, сохраняющей институт традиционной семьи, духовно-нравственные и культурно-исторические традиции многонационального народа России, предъявляя миру вечные ценности и идеалы.

Россия как «священная держава», как «хранимая Богом» земля (Государственный гимн России) исполняя свою миссию в мире, занимает отведённое ей свыше место среди других стран и народов, храня верность высшему Идеалу. «Могучая воля, великая слава» России, её многонационального народа есть проявление и итог тысячелетней верности исторически выбранному пути, который заповедан предками нам и нашим потомкам. Отступление от собственных духовных истоков, нравственных ориентиров, культурно-исторических и ценностных оснований приводит к глубочайшим катастрофам, дающимся во вразумление, необходимое для осознания и исправления ошибок. Цивилизационная миссия России – объединять на основе русской духовности все этноконфессиональные сообщества в единую цивилизацию, способную противостоять внешним вызовам и угрозам, раскрывающую свой потенциал к дальнейшему развитию и процветанию. Сохранность и воспроизводство духовного и культурного кода Русского мира – гарантия самобытного развития всего этнокультурного многообразия многонационального народа России.

Система единых традиционных российских духовно-нравственных ценностей в их преемственности и единая цель общего блага при сохранении всех этносов и культур в рамках единого народа и единой державы (К.Н. Леонтьев: «цветущая сложность») – важнейшее достижение тысячелетнего опыта национально-цивилизационного строительства и основополагающий фактор дальнейшего развития российской социальной общности и государственности.

Русский народ – государствообразующий по факту существования России. Миссия русских – объединять, скреплять цивилизацию. Языком, культурой, «всемирной отзывчивостью» (Ф.М. Достоевский), Любовью скреплять российские этносы в такой тип государства-цивилизации – державы, где нет «нацменов», а единство определяется общей культурой и общими ценностями.

Такая цивилизационная идентичность основана на сохранении русской культурной доминанты, носителем которой выступают не только этнические русские, но и все обладатели такой идентичности независимо от этнической принадлежности. Этот культурный код необходимо питать и укреплять.

Наш народ как хранитель и носитель базовых традиционных российских духовно-нравственных ценностей, в лучших своих духовных и социокультурных проявлениях имеющий ориентир на высший Идеал, – творец уникальной практики образования человека, которая в наиболее плодотворных своих исторических проявлениях выступает как практика качественного и широкого общенародного образования, пронизывающего все сферы и системы общественной и государственной жизни. Единая система образования Российской державы определяет своей задачей ограждение общества от духовной, нравственной, информационной и прочих видов агрессии и служит цели полноценного раскрытия потенциала всех этносов и каждого человека на общее благо страны.

Гражданский статус отечественного образования, системы просвещения в целом направлен на укрепление основ самоидентичности нашего народа. Особенно важен в решении этой задачи воспитательный потенциал тех учебных предметов, которые вбирают в себя всё богатство национальных традиций и культур нашей страны.

Русский язык имеет особое цивилизационное, культурообразующее значение и играет особую воспитательную роль. Это не просто язык межэтнического общения, он, главным образом, носитель мировоззренческих, цивилизационных смыслов, объединяющих этносы в единый многонациональный народ России, язык великой мировой культуры, хранящий и раскрывающий сущность явлений и ценностных оснований жизни человека.

Каждая историческая эпоха России содержит ценный, сущностно значимый и уникальный опыт, позволяющий ей и её народу развиваться, а в критические периоды истории, очищаясь от накопленного внутреннего духовно-нравственного и культурного негативного балласта, сохранять свою цивилизационную основу. Необходим синтез высоких духовных идеалов Древней Руси, государственных и культурных достижений Российской империи, императивов социальной справедливости, солидарности и коллективных усилий для достижения общих целей, в том числе в развитии науки и техники, определявших жизнь российского общества большую часть XX столетия, очевидное стремление к осуществлению прав и свобод граждан в постсоветской России.

Этот синтез позволяет раскрыть образ будущего России как стратегическую сверхзадачу воспитания: общество, основанное на принципах верности традиционным российским духовно-нравственным ценностям и идеалам, межпоколенной преемственности культурно-исторических традиций Отечества, приверженное патриотизму, солидарности и справедливости, обладающее передовой научно-технологической и материально-технической базой, имеющее и осознающее миссию служения своим духовным и культурным потенциалом многонациональному народу России и всему миру.

 

1.2. Антропологический смысл воспитания

Настоящая Концепция определяет отношение к человеку как к существу, обладающему иерархически устроенной триединой духовно-душевно-телесной природой. В теории и практике воспитания человека необходимо принять во внимание всю полноту человеческого бытия. Иерархическая структура природы человека (дух-душа-тело) задаёт приоритет духовного над материальным в ценностно-целевой и смыслообразующей сферах жизни и деятельности человека, в том числе приоритет воспитания над обучением в процессе образования человека.

Каждая из сущностных сторон триединой человеческой природы обладает определённым потенциалом развития, реализация которого призвана способствовать раскрытию и взращиванию сущностных сил человека, его способностей и возможностей. Задача воспитания – создание определённых условий такого раскрытия и взращивания на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей в интересах самого человека, семьи, общества и государства.

Вектор воспитания человека – это движение в сторону его самостояния: в сторону образования само-деятельного, само-сознающего, само-устремлённого существа. Но ребёнка нельзя заставить быть самостоятельным, самобытным, его невозможно принудить стать личностью. Он неустранимый участник и соавтор собственного становления и саморазвития. Взрослый создаёт особые условия, в которых у воспитанника появляется возможность встать на путь обретения подлинно человеческих способностей.

Начало антропологической практики воспитания – со-бытийная встреча со значимым Другим – с высшим Идеалом и человеком-ближним (значимым старшим, значимым младшим, значимым сверстником). Встреча создаёт условия возникновения со-бытийной общности, основанной на духовной и деятельной взаимосвязи двух и более жизней, их внутреннем единстве при внешней противопоставленности. В со-бытии взрослых и детей, старших и младших происходит их взаимное восполнение друг другом. Именно здесь становятся и развиваются базовые человеческие способности. Отечественное воспитание призвано быть фундаментальной практикой радостной Встречи мира детства и мира взрослости.

В основу встречи положены доверие, любовь и забота. Встреча-со-бытие – это элементарная единица воспитывающего содержания, изначальное и простейшее воспитательное средство, антропологическая первооснова, на которой выстраиваются полноценные воспитательные системы. Воспитание невозможно осуществить через перечень ценностей, ибо они передаются и утверждаются лишь в живых отношениях людей. В воспитании речь идёт о раскрытии в человеке его истинной человеческой сущности. Тогда и смысл воспитания состоит в формировании, развитии и становлении человека во всех его духовно-душевно-телесных измерениях: как жизнеспособного индивида, как субъекта собственной жизни и деятельности, как личности во встрече с Другими, как индивидуальности перед лицом Абсолютного Бытия, перед Богом.

1.3. Ценностные основания воспитания

Сохранение и укрепление традиционной системы ценностей и традиционной культуры обеспечивают стабильное существование и позитивное развитие общества. Основополагающие начала культурно-исторических представлений о высшем Идеале и высших Ценностях бытия человека в России – Вера, Народ, Отечество.

Вера: Бог (Конституция поправка к ст. 67), культурообразующая религия, духовность и духовные идеалы, свобода совести и вероисповедания, духовно-нравственные традиции, межконфессиональный мир и согласие, религиозность, торжество добра и истины, соработничество разных конфессий.

Народ: человек, семья, единство в многообразии, государствообразующий народ, другие народы и национальные общины, общность исторической судьбы (духовный характер русской идентичности, чуждый узко-национальному пониманию этничности).

Отечество: связь поколений, отечество небесное, отечество земное, великая и малая родина, достояние и наследие, державность, вселенскость, русский язык как государственный и межнациональный, языки народов России, русская и национальные культуры, служение.

На этих началах строится вся система традиционных российских духовно-нравственных ценностей: вера, народ, отечество, жизнь, человек, семья, державность и гражданственность, социальная солидарность и справедливость, созидательный труд и взаимопомощь, долг и добрая воля, свобода и ответственность, честь, совесть и достоинство.

Особенность воспитания человека состоит в том, что ему свойственно: служение Истине, стояние за Правду, воспитание Любви к человеку и миру как основы единства многонационального народа России и Русской цивилизации (преподобный Сергий Радонежский: «Любовью и единением спасёмся», Ф.И. Тютчев: «Но мы попробуем спаять его (единство) любовью»), творение Добра и борьба со злом, стремление к Красоте и несение её миру (Ф.М. Достоевский: «Красота спасёт мир»), ради которых он готов идти на жертвы. Этим утверждается уклад жизни Русского мира. Из этого же следуют воспитательный идеал и педагогическая цель воспитания.

Воспитательный идеал – это самостоятельный, творческий и созидающий, грамотный и умелый человек, заботливый семьянин, осознающий себя сыном/дочерью своего Отечества, обладающий мировоззрением, основанным на традиционных российских духовно-нравственных ценностях и идеалах, стремящийся к духовному, умственному, нравственному и физическому совершенству, любящий Отечество и принимающий его судьбу как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурно-исторических традициях многонационального народа России, осознающий себя его неотъемлемой частью, заботящийся о его самосохранении и воспроизводстве.

Педагогическая цель заключается в воспитании человека, способного к самостоятельному совершенствованию в его устремлении к воспитательному идеалу.

II. Сущность воспитания человека

Воспитание человека – целенаправленный процесс совместного восхождения воспитателя и воспитанника к педагогической цели воспитания, основывающийся на взращивании сущностных сил и способностей человека, осуществляющийся в осознанной устремлённости к воспитательному идеалу. Воспитание обладает двуединством стратегических ориентиров: 1) на личность – её духовное становление и восхождение к высшим духовным ценностям, развитие её базовых способностей, 2) на общество, народ – его самосохранение, самовоспроизводство, устойчивое развитие и способность быть верным своему историческому призванию.

Современное воспитание человека рассматривается в виде ряда практик, раскрывающих и утверждающих сущность процессов и результатов воспитания.

2.1. Практики воспитания человека

Воспитание как государственно-общественная практика реализуется через системное сетевое взаимодействие субъектов воспитательной деятельности и социальных институтов воспитания, эффективные формы государственно-общественного управления, межотраслевого взаимодействия и социального партнёрства, которые пронизывают все сферы жизни общества и государства с целью становления ценностно-смыслового единства многонационального народа России, устроения единого уклада жизни общества, основанного на преемственности традиционных российских духовно-нравственных ценностей и культивирующего детско-взрослые воспитательные общности. Связующей, организующей и направляющей силой всенародного и общенационального процесса воспитания, помогающей субъектам воспитательной деятельности и социальным институтам воспитания раскрыть свой воспитательный потенциал, является государственная система образования Российской Федерации.

Государственная система образования целенаправленно накапливает, обобщает и изучает собственный опыт воспитательной деятельности и педагогический опыт народа, других социальных институтов воспитания, осуществляет методологическое и методическое обеспечение воспитательных процессов, вырабатывает, развивает, научно-теоретически и практически обосновывает и транслирует формы и методы воспитательной деятельности в другие социальные сферы.

Государственная система образования как ядро педагогического пространства общественной практики воспитания человека обладает мощным потенциалом консолидации российского общества и созидания единого уклада его жизни, основанного на традиционных российских духовно-нравственных ценностях.

Воспитание как практика культурно-исторического наследования – это инструмент межпоколенной преемственности, хранения и воспроизведения генетического кода Российской цивилизации, сохранения и трансляции ценностей, норм и традиций многонационального народа России, обеспечения его этнодуховной, этнокультурной и этнолингвистической идентификации. Такая практика вписывает процесс воспитания в пространство отечественной истории и культуры.

Человек обретает свой подлинный облик и раскрывает свою сущность лишь в его многообразных связях и отношениях с феноменом человеческой культуры. Личностное бытие человека, стремящегося к совершенству, представляет собой ответственное принятие высших образцов человеческой культуры и следование им, переживание нравственных норм жизни в обществе как внутренней безусловной нормы, усвоение высших ценностей своего народа как своих собственных.

Воспитание как практика культурно-исторического наследования – единый и целостный процесс становления человека в качестве, во-первых, представителя конкретной культурной традиции, и, во-вторых, творца новых предметных форм культуры. Эти два качества задают границы и структуру воспитания как практики культурно-исторического наследования.

Воспитание как антропологическая практика (антропопрактика) представляет собой систему процессов взращивания, становления и развития сущностных и фундаментальных сил, свойств и способностей человека, раскрытия им в себе внутреннего потенциала Идеального образа. Воспитание как антропопрактика рассматривает человека во всей полноте и иерархическом единстве его духовно-душевно-телесной природы. Антропологическая миссия воспитания состоит в раскрытии у человека таких способностей, которые открывают ему пути к самообразованию, саморазвитию, самостоянию и самобытию.

Антропологическая практика воспитания осуществляется в тесной и неразрывной связи с двумя другими практиками воспитания во времени и пространстве культурно-исторического опыта народов России и в определённом социально-политическом устроении государства.

Триединую практику воспитания человека обеспечивают различные социальные институты (независимо от их организационно-правового статуса), участвующие особым содержанием своей деятельности в процессе становления, развития и социализации человека: семья; образовательные, религиозные, общественные, политические и иные организации; государственные силовые структуры; общественные движения; учреждения культуры, здравоохранения, физической культуры и спорта, общественного питания, досуга; средства массовой информации и коммуникации; издательства печатной и электронной продукции; производители игр и игрушек; рекламные агентства и т.д. Эти социальные институты несут ответственность за воспитание граждан России на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей.

 

2.2. Пространство воспитания человека

Построение национально ориентированной системы воспитания требует создания органической педагогической системы с преобладанием внутренних регуляторов образовательных отношений: единство цели и ценностей; понимание каждым участником образовательных отношений своего места в педагогической системе как призвания и своей роли в каждом совершающемся событии; отношение к решению педагогических задач как к служению и исполнению долга; стратегическое планирование, поддержка и организация методического сопровождения как главная функция управления образованием. При этом внешние регуляторы (регламенты, уставы, договоры, распоряжения, контроль их буквального исполнения и отчётность), преобладающие в механистических системах, используются в той степени, которая достаточна для установления необходимых законодательных и нормативных оснований эффективного функционирования органической педагогической системы.

Обеспечение приоритета внутренних регуляторов над внешним препятствует бюрократизации образовательных отношений, ориентации на формальные количественные показатели и инструменты рейтингования, развитию конкуренции и способствует развитию ответственной инициативы у участников образовательных отношений, создаёт условия для саморегуляции и саморазвития педагогической системы. В органических педагогических системах человек воспитывается самим укладом жизни локального сообщества, который невозможно механически составить из отдельных модулей или направлений воспитания и который нацелен в первую очередь на получение полагаемого воспитательного результата. Воспитательные пространства и структуры могут быть естественными и искусственными, а воспитательные процессы и средства – стихийными и организованными.

Структура пространства воспитательной системы в образовательной организации представляет собой многослойную и многомерную модель, в которой каждый слой, начиная с внутреннего (центрального) вплоть до внешнего (всеобъемлющего), обуславливает структуру и содержание всех последующих слоёв (по типу «матрёшки»). Всего этих слоёв пять.

Первый (внутренний) слой – встречи-события (совместные праздники, общие дела, доверительные беседы). Встречи-события отличаются от акций-мероприятий тем, что первые наполнены понятыми и принятыми всеми целями и смыслами, а вторые оказываются навязаны, не поняты и не приняты. Именно в событиях происходит встреча детей между собой и со взрослыми, с явлениями мироздания, а через это и с высшим Идеалом. Поэтому встречи-события есть первооснова всей структуры воспитательного пространства.

Второй слой – воспитательные деятельности. Из отдельных встреч-событий, зарождающих доверие, заботу и дружбу, складываются долгосрочные совместные воспитательные деятельности. Они различаются по типам (совместно-распределённая, совместно-сопряжённая, самостоятельная) и видам (игра, труд, учение, исследование, творчество, общение и др.). Воспитательные деятельности порождают опыт проживания жизненных ситуаций и опыт научения разумным действиям в них.

Воспитательные деятельности осуществляются через со-трудничество (совместный труд и совместное преодоление трудностей) и со-ревновательность (совместное ревнование о движении к общей цели). Взаимные отношения в системе воспитательных деятельностей воспитывают уважение, солидарность, соработничество, содружество.

Третий слой – воспитывающие общности. Группы взрослых и детей, старших и младших, объединённые воспитательными деятельностями, постепенно сплачиваются в устойчивые воспитывающие общности, которые становятся субъектами воспитания.

Подлинными и значимыми субъектами воспитания становятся со-бытийные детско-взрослые, сверстнические и разновозрастные общности, нормой взаимных отношений в которых являются любовь, дружество, забота и доверие. В таких сообществах происходит становление собственно человеческого в человеке, реализуется антропологический смысл воспитания.

Противоположностью со-бытийным общностям стали сетевые объединения (группы в электронных соцсетях, фан-клубы и т.д.).

Четвёртый слой – воспитывающая среда. Воспитывающие общности и реализуемые ими воспитательные деятельности порождают воспитывающую среду.

Воспитывающая среда имеет два измерения:

  1. измерение смысла – содержательно-смысловое и этическое измерение встреч, совершающихся в пространстве со-бытийной общности;
  2. измерение места – предметно-пространственное (материально-техническое и эстетическое) измерение обстановки совершающихся встреч, в том числе архитектуры, ландшафта, дизайна.

Пятый (внешний) слой – уклад. Уклад как совместная жизнедеятельность детских, взрослых и детско-взрослых сообществ в пространстве родной культуры и во времени истории – это система правил и традиций, задающихся едиными ценностными основаниями и целевыми ориентирами конкретного образовательного сообщества, скреплённых преемственностью и проявляющихся в суточном, недельном и годичном кругах значимых событий.

Уклад образовательной организации это локальная субкультура отношений, сложившаяся и устоявшаяся в ней; это стилистика совместной жизни и деятельности взрослых и детей в границах любого образовательного пространства. Признаками образовательного сообщества как организма, а не механизма обладает по-настоящему воспитывающий соборный уклад.

2.3. Сферы воспитания человека

 

В рамках органической педагогической системы организуются и развиваются воспитывающие процессы, которые в совокупности составляют четыре сферы воспитания, обеспечивающие полноту духовного становления и душевного развития человека:

1) сфера послушания;

2) сфера наставничества;

3) сфера соревновательности и

4) сфера сотрудничества.

Каждое из этих пространств обеспечивает многообразие личностных со-бытийных встреч со значимыми старшими, значимыми младшими и значимыми сверстниками, в которых возникают и развиваются качества и способности, свойственные человеческой природе. Воспитание осуществляется не через декларируемый извне перечень базовых ценностей, а в живых отношениях людей, через которые неявно, неназидательно и ненавязчиво эти ценности передаются, принимаются, осваиваются и утверждаются в этических и мировоззренческих убеждениях, осуществляются в личных поступках.

Сфера послушания в пространстве детско-взрослой со-бытийной общности характеризует отношения ребёнка и взрослого как общение младшего со значимым старшим. Эта сфера обеспечивает процесс взросления как накопления ответственности вплоть до обретения самостоятельности и зрелости. Она обеспечивает формирование следующих личностных способностей: почитать и слушаться старших, слушать и слышать, уважать точку зрения другого человека, выражать благодарность, извиняться и спрашивать разрешения, благоговеть перед святыней.

Сфера наставничества характеризует отношения взрослеющего ребёнка и значимого младшего в разновозрастной со-бытийной общности. Значимый младший (в семье, в образовательной организации и т.д.) необходим старшему воспитаннику для того, чтобы самому почувствовать себя значимым взрослым, которым ему необходимо стать. Взрослеющему воспитаннику нужен опыт заботы о другом, иначе в нём не возникнет чувство благодарности к тем, кто проявил заботу о нём. Эта воспитательная сфера обеспечивает формирование следующих личностных способностей: брать на себя ответственность за другого, отвечать за собственные поступки, любить собственную жизнь и ценить жизнь других людей, заботиться о младших и немощных, проявлять милосердие (творить милостыню), проявлять терпение, великодушие и кротость.

Таким образом, воспитательные сферы послушания и наставничества в совокупности создают условия взросления человека, накопления им ответственности в разновозрастной среде.

Воспитательные сферы сотрудничества и соревновательности характеризуют отношения воспитанника со сверстниками.

Сфера сотрудничества обеспечивает ребёнку обретение опыта совместности как равноправного участия в общем труде, совместном преодолении трудностей. В сотрудничестве воспитываются следующие нравственные качества и добродетели: сочувствие, сорадование, согласие, соратничество, взаимодействие, взаимопомощь, взаимовыручка, взаимность.

Сфера соревновательности обеспечивает ребёнку обретение возможности испытать себя в преодолении трудностей, почувствовать радость и бодрость здорового со-ревнования с другими. Для воспитанника важно иметь круг друзей, с которыми он со-ревнуется (совместно с которыми ревнует – стремится, старается), со-стязается (совместно с которыми стяжает – терпит лишения, страдает, совершает преодоление) в физической силе, в интеллектуальных высотах, в творческих достижениях. Эта воспитательная сфера обеспечивает формирование следующих личностных способностей: владеть собой, остужать собственный гнев, конструктивно отвечать на гнев другого человека, говорить «нет» неадекватным проявлениям в себе и со стороны других; рационально реагировать на незаслуженные обвинения и отказ, прощать, гордиться победами и извлекать уроки из поражений, достигать поставленных целей, радоваться успехам другого.

 

III. Содержание воспитания человека

Содержание (со-держание как совместное держание) воспитания определяется:

  • предметностью (что со-держат?): мировоззренческие основания воспитания (Высший Идеал, Традиционные российские духовно-нравственные ценности, базовые универсалии и закономерности);
  • субъектами (кто со-держит?): со-бытийная общность воспитывающего взрослого и взрослеющего человека (воспитатель и воспитанник, учитель и ученик, наставник и наставляемый, родитель и ребёнок, старший и младший и т.д.);
  • качеством и способом действия (как со-держат?): созидание соборного воспитывающего уклада общей жизни взрослых и детей;
  • целью действия (для чего со-держат?): воспитательный идеал и педагогическая цель воспитания;
  • смыслом действия (зачем и во имя чего со-держат именно это содержание?): высшая цель и смысл бытия человека и человеческого общества, миссия Российской державы.

 

3.1. Опыт освоения содержания воспитания

Воспитание как взращивание сущностных сил и способностей человека осуществляется через обретение опыта совместного восхождения воспитателя и воспитанника к воспитательному идеалу. Опыт – форма интеграции жизненного пути человека при его восхождении к цели и смыслам собственного бытия. Регулярное практическое участие воспитанника во встречах-событиях, воспитательных деятельностях, со-бытийных воспитывающих общностях – исходный материал опыта освоения содержания воспитания, который складывается из:

а) опыта проживания личных отношений с разными уровнями бытия:

  • высшим (Богом, Отечеством, народом);
  • человеческим (самим собой, значимым Другим, обществом);
  • природно-цивилизационным (природой, культурой, цивилизацией);

б) опыта обретения добродетелей:

  • самостояния, совершенствования, созидания;
  • отзывчивости, сочувствия, милосердия;
  • любознательности, проницательности, духовной зоркости;

в) опыта освоения отношений к различным проявлениям бытия:

  • добру и злу (пробуждение совестливости);
  • прекрасному и безобразному (постижение красоты);
  • правдивому и ложному (познание истины).

Такой опыт раскрывает и обогащает внутренний мир воспитанника, способствует обретению им Пути восхождения к вершине собственно человеческого в человеке – к личностному бытию.

3.2. Структура воспитательных результатов

Воспитательные результаты задаются характером опыта восхождения к воспитательному идеалу и находятся в соответствии с возрастными ориентирами воспитания детей, подростков, юношества.

Воспитательные результаты, задаваемые опытом проживания личных отношений с разными уровнями бытия – «Человек жизнестойкий и ответственный»:

  • от жизнеспособности (жизнелюбия) через жизнечуткость к жизнестойкости;
  • от закалённости через выносливость к выдержанности;
  • от терпения через волю к упорству;
  • от сдержанности через выдержку к самообладанию;
  • от ответственности за себя через ответственность за семью к ответственности за Отечество;
  • от ответственности перед ближним через ответственность перед народом к ответственности перед Вышним;
  • от владения собой через решительность к целеустремлённости.

Воспитательные результаты, задаваемые опытом обретения добродетелей «Человек любящий и сострадающий»:

  • от чуткости через сочувствие к милосердию;
  • от заботы через человеколюбие к жертвенности;
  • от щедрости (бескорыстия) через великодушие к благородству;
  • от внимательности через уважительность к почтению;
  • от доверия через уверенность к верности;
  • от сопереживания через сочувствие к состраданию;
  • от кротости через прощение к благодарению.

Воспитательные результаты, задаваемые опытом освоения отношений к различным проявлениям бытия «Человек чуткий и совестливый»:

  • от любознательности через пытливость в устремлённости к истине;
  • от честности через справедливость к правдолюбию;
  • от здравомыслия (рассудительности) через благоразумие к мудрости;
  • от смелости через отвагу к мужеству;
  • от старания через усердие к трудолюбию;
  • от умеренности через сдержанность к смирению;
  • от скромности через кротость к целомудрию.

 

3.3. Образ воспитывающего взрослого

Основания, педагогическая цель и сущность воспитания человека, воспитательный идеал, характеристики национальной системы воспитания задают образ воспитывающего взрослого – педагога-наставника: воспитателя, учителя, родителя, вожатого, старшего и т.д. как детоводителя (педагог – др.-греч. παιδαγωγός, «ведущий ребёнка»), вводящего человека в пространство родной (отечественной) духовной и культурно-исторической традиции, а через него в мировое культурное пространство. В этом определении заключается сущность педагогического призвания и педагогической деятельности: педагог ведёт ребёнка тем путём, которым идёт сам. Это путь человечности, духовности, нравственности, разумности, этичности, эстетичности в пространстве отечественной культуры (отечественных культурно-исторических традиций).

Воспитательный идеал и сущность воспитания ставят педагога-наставника в центр национальной системы воспитания, что подразумевает отказ от детоцентризма, доходящего до признания прав учащихся приоритетными по отношению к их обязанностям. Все субъекты образовательной деятельности призваны следовать высшему Идеалу и решать каждый на своём месте насущные задачи воспитания.

Личность воспитывающего взрослого как педагога-наставника – главный фактор воспитания, живой и непосредственный носитель содержания воспитания. Его мотивация – главная движущая сила воспитания.

Основные качества, необходимые современному педагогу-наставнику: 1) устремлённость к высшему Идеалу и укоренённость в отечественных культурно-исторических традициях; 2) внутреннее принятие воспитательного идеала; 3) понимание сущности и содержания воспитания; 4) способность эффективно осуществлять деятельность в рамках органической педагогической системы на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей.

Для педагога именно категории нравственности, определяющиеся системой традиционных российских духовно-нравственных ценностей, являются продуктом преобразования педагогом этих ценностей в индивидуальные ориентиры, составляют суть воспитания и основу взаимоотношений с окружающим миром и другими людьми.

Педагог-наставник – живой носитель моральных принципов и одного из главных сущностных свойств человека – совести, обеспечивающей нравственную оценку его ответственности перед самим собой, перед другими людьми и народом, перед Отечеством, перед высшим Идеалом и его моральным законом. Важное качество педагога-наставника – осознание своего несовершенства при постоянном стремлении к самосовершенствованию.

Педагогическая позиция одновременно и личностна (востребована в каждой встрече взрослого и ребёнка), и профессиональна – культурно-деятельностна (необходима для создания условий достижения целей воспитания). Педагог не встречается с ребёнком как с «объектом»: в личностной позиции он встречается с другим человеком, в профессиональной – с условиями его становления и развития, в культурно-деятельностной – с наследником и восприемником традиции.

Педагог-наставник в большей степени воспитывает собственной личностью, поэтому он должен осознавать, насколько глубоко свойства воспитывающего взрослого отображаются в личности воспитанника. Он выступает организатором и непосредственным участником встречи поколений, носителем определённой личностной жизненной позиции, для чего необходимо свободное и сознательное самоопределение в воспитательной практике, принятие ответственности за результаты воспитания. Он владеет соответствующими методами, способами и средствами педагогической деятельности, необходимой для достижения целей воспитания и личностного становления воспитанников.

Призвание педагога-наставника определяется его любовью к человеку, своему народу, Отечеству и к педагогическому труду, приверженность к высшему Идеалу и к традиционным ценностям. Любовь есть живая сила, рождающая и созидающая добрую со-общность семьи, детского и детско-взрослого коллектива. Воспитывающий взрослый, проникнутый любовью, оказывает сильное и плодотворное влияние. Любовь есть важнейший педагогический инструмент, возбуждающий ответную любовь, доверие и послушание – свободное и непринуждённое.

Педагог понимает, что каждый человек одарён. Задача педагога – выявить вектор одарённости и способствовать созданию условий для её развития в пространстве отечественной культуры и в интересах человека, семьи, общества и государства.

Педагог-профессионал способен глубоко понимать, свободно владеть, чётко различать содержание воспитания и содержание педагогической деятельности. Содержание воспитания определяется ценностями и смыслами становления и развития сущностных сил человека – комплекса природных подлинно человеческих свойств и способностей. Содержание педагогической деятельности заключается в обеспечении условий становления и развития «собственно человеческого в человеке» и определении способов достижения педагогической цели воспитания.

Ценности и смыслы воспитания в сознании педагога-профессионала должны быть актуализированы и трансформированы в цели профессиональной деятельности, реализующиеся адекватными средствами.

Воспитывающий взрослый – педагог-наставник –помогает взрослеющему человеку обретать уверенность в себе, готовиться к ответственной жизни в окружающем мире. Его труд тем ценен и велик, что он формирует природу нравственности человека. Нравственные устои, которые лежат в основе народной общности и государственности, зависят, прежде всего, от педагога-наставника.

Становление такого образа воспитывающего взрослого – педагога-наставника, воплощённого в русской исторической действительности, взращённого укладом народной жизни, испытанного национальным опытом есть важнейшая задача Российской державы и отечественного образования.

IV. Пути реализации Концепции

 

Реализация Концепции обеспечивается согласованными действиями федеральных органов исполнительной власти, органов власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, всех субъектов воспитательной деятельности и социальных институтов воспитания.

Ответственный за координацию и контроль деятельности по реализации настоящей Концепции – Правительство Российской Федерации.

Основные инструменты реализации Концепции: национальные проекты Российской Федерации и программы воспитания образовательных организаций.

Финансовое обеспечение реализации Концепции осуществляется за счёт государственных и муниципальных средств, грантовой поддержки, а также за счёт внебюджетных источников.

Для успешной реализации настоящей Концепции создаётся система взаимосвязанных правовых, организационно-управленческих, кадровых, научно-методических, финансово-экономических и информационных механизмов, способных обеспечить условия планомерного и системного перехода от существующей к национально ориентированной модели воспитания, основанной на базовых традиционных российских духовно-нравственных ценностях и культурно-исторических традициях, обеспечивающей возрастание духовно-нравственного потенциала населения России, генерирующей ресурсы, необходимые для сохранения и развития многонационального народа России и Российской державы, выполняющих свою миссию.

Важнейшее место в системе взаимосвязанных механизмов реализации Концепции отводится выработке и применению эффективных форм государственно-общественного управления, сетевого и межотраслевого взаимодействия, социального партнёрства как средства развития воспитания, осознаваемого и осуществляемого в качестве широкой общественной практики.

4.1. Программы воспитания

Для реализации Концепции государственными федеральными органами управления образованием разрабатываются примерные программы воспитания, на основе которых образовательные организации разрабатывают свои рабочие программы воспитания.

Примерные программы воспитания определяют:

  • цель и задачи воспитания для разных уровней образования;
  • возрастные ориентиры результатов воспитания;
  • модель воспитательной системы образовательной организации;
  • содержание воспитательных процессов в различных сферах воспитания;
  • кадровое и нормативно-методическое обеспечение программы;
  • критерии результативности программы.

4.2. Технологии воспитания

 

Ключевым отличием технологической стороны воспитания на современном этапе становится переход:

  • от преобладания технологий воспитания навязанными мероприятиями (принятия мер) к технологиям воспитания значимыми событиями;
  • от преобладания технологий профилактики пороков к доминированию технологий взращивания добродетелей;
  • от технологий развлечений и досуга к технологиям совместного проживания продуктивного опыта;
  • от технологий воспитания квалифицированного потребительства к технологиям воспитания созидания и творчества, даяния, милосердия и заботы.

Конкретные воспитательные технологии определяются образовательными организациями самостоятельно.

Содержание

  1. Базовые смыслы и основания воспитания

человека

6

    1. Цивилизационный и культурно-исторический смыслы воспитания

7

    1. Антропологический смысл воспитания

10

    1. Ценностные основания воспитания

12

II. Сущность воспитания человека

14

2.1. Практики воспитания человека

15

2.2. Пространство воспитания человека

18

2.3. Сферы воспитания человека

22

III. Содержание воспитания человека

24

3.1. Опыт освоения содержания воспитания

25

3.2. Структура воспитательных результатов

26

3.3. Образ воспитывающего взрослого

28

IV. Пути реализации Концепции

32

4.1. Программы воспитания

33

4.2. Технологии воспитания

34

УДК 37.014.3

ББК 74.04(2Рос)

К 35

При поддержке:

Фонда по премиям памяти митрополита Московского и Коломенского Макария (Булгакова М.П., 1816–1882 гг.), г. Москва

К 35 Концепция воспитания человека в Российской Федерации. Проект / Под ред. чл.-корр. РАО В.И. Слободчикова. – М., 2022. 35 с.

 

ISBN 978-5-906411-74-7

© Слободчиков В.И., Остапенко А.А., Черникова Т.В., Бурлакова И.И.,

Теплова А.Б., Хребтова А.И., Галиев С.С., Зверев С.Ю.,

Рыбаков С.Ю., Моисеев Д.А., Коротких С.Н., Зелинский К.В., 2022

Отпечатано в типографии Свято-Симеоновского Архиерейского подворья Екатеринбургской епархии

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1.

Здесь в концепции очень правильно говорится, что детей нужно учить обязанностям и ответственности, а не правам по отношению к родителям. У меня есть факты, которые пришли за одну неделю. Дети говорят своим родителям, что они в суд подадут на них.
Лилия Карпенко / 19.02.2023, 07:46
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Сергий Рыбаков
Это путь к гибели человечества
Маск разрабатывает систему для будущей власти антихриста
20.06.2024
Отвергать чипизацию без разговоров и сомнений!
В России ещё один человек имплантировал в себя чип: принудительное принятие печати не за горами?
18.12.2023
Волгоградские «учёные» на службе у антихриста
О безумной идее задуматься о «правах» роботов
12.12.2023
Иначе, как народ, мы станем неугодны Богу
В Госдуме обсуждают легализацию «услуг» астрологов, магов и гадалок
20.11.2023
Шаг на пути в электронное рабство?
О рисках введения «Цифрового паспорта»
22.09.2023
Все статьи Протоиерей Сергий Рыбаков
Протоиерей Димитрий Моисеев
Министерство просвещения «провалило» ключевую ступень старшей школы
Насколько эффективно Минпрос выполняет Указ Президента по введению в школах Семьеведения?
09.09.2024
Слово и число как антропологические категории
Проект цифровизации образования может быть непосредственно связан с угрозой национальной безопасности России
07.02.2024
Православная отечественная культура – потери и приобретения и образ будущего
Доклад на епархиальных Алатырских Рождественских Чтениях 27 ноября 2023 года
05.02.2024
Мы на стадии расчеловечивания
О последствиях для человечества вживления в мозг импланта Neuralink
03.02.2024
ИИ может привести к деградации интеллекта человека
Об этических проблемах, связанных с использованием искусственного интеллекта
20.09.2023
Все статьи Протоиерей Димитрий Моисеев
Виктор Иванович Слободчиков
О воспитании человека Русского мира
Доклад в Общественной Палате РФ - 23.04.24
26.04.2024
В обществе произошла удивительная консолидация
В 2023 году выкристаллизовалась формула Русского мира
02.01.2024
«Хэллоуин» необоснованно воспринимать как праздник
Комплексное заключение по содержанию и направленности мероприятия «хэллоуин», характеру его воздействия на детей и о правовой допустимости вовлечения детей в участие в нём
23.10.2023
О национальной доктрине образования в
Российской Федерации
20.06.2023
Время пришло
О началах и основаниях воспитания человека Русского міра
04.05.2023
Все статьи Виктор Иванович Слободчиков
Андрей Александрович Остапенко
Рособрнадзор должен быть ликвидирован
В советской системе образования не было ничего подобного, а результат был…
08.05.2023
Время пришло
О началах и основаниях воспитания человека Русского міра
04.05.2023
Пора излечиться от политической неопределенности
Мировоззренческий и воспитательный векторы в образовании не могут быть столь долго неопределёнными
23.01.2023
Сместить доминанту на утверждение доброго и светлого
Горькая реплика о региональной воспитательной политике
16.07.2019
Все статьи Андрей Александрович Остапенко
Священник Константин Зелинский
Все статьи Священник Константин Зелинский
Семейно-ориентированное образование
Общество поражено мировоззренческим инфантилизмом
В образовании и воспитании детей нужно использовать опыт церковно-приходских школ
25.10.2024
«Давайте по-божески преподавать свои предметы»
Пожелаю учителям строить свои уроки в привязке к Слову Божию
04.10.2024
«Мы до сих пор стесняемся говорить, что семья – это малая Церковь!»
Предмет «Семьеведенье» – попытка рассказать о правильных вещах, не говоря о главном
10.09.2024
Предотвратить демографическую трагедию во что бы то ни стало!
О причинах катастрофического падения рождаемости, рисках замещения русского населения мигрантами и нужен ли предмет «Семьеведенье»
10.09.2024
«Распад семьи – это планетарный процесс»
Предмет «Семьеведение» в школе не нужен
09.09.2024
Все статьи темы
Концепция воспитания человека
Все статьи темы
Последние комментарии
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
19.11.2024 06:26
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
19.11.2024 04:53
Самодержавие и Самоуправление
Новый комментарий от Прайс
19.11.2024 02:09
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от учитель
19.11.2024 00:48
Колчак – предатель России или герой?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
19.11.2024 00:46