Во вторник, 12 августа, Председатель Государственной Думы Вячеслав Володин в Telegram-канале высказался о домашнем задании школьников. По его словам, ранее тема большой нагрузки на школьников вызвала оживлённую дискуссию: «Свыше 1,2 млн просмотров и около 9 тыс. комментариев говорят о её актуальности.
Анализ показывает: большинство считает, что нагрузка на школьников избыточна, её необходимо снижать.
Что касается домашних заданий, звучат предложения об изменении подходов.
С одной стороны — в части исключения формализма при его выполнении (использование ИИ и различных программ, поиск готовых ответов в интернете).
С другой — необходимости сохранения домашнего задания для закрепления материала, а также развития навыков творческого подхода, критического мышления, самостоятельности и анализа.
Основываясь на высказанных мнениях, планируем выработать предложения по изменению ситуации.
Спасибо вам за обратную связь!».
О проблеме высказался в эфире программы «Железная логика» на радиостанции ВестиФМ известный политолог и общественный деятель Сергей Александрович Михеев:
«Мне кажется, здесь есть популизм, и где-то он оправдан, а где-то нет. Мы говорим о том, что у нас явно падает качество образования, и это видно по целому ряду проблем. Работодатели говорят об этом. Мы говорим о том, что мы должны прорваться куда-то вперёд в технологической гонке, что нам необходимо формирование собственной научной школы по целому ряду направлений, где мы отстаём, и одновременно с этим говорим: "Что-то мы много учимся. Лучше на турнике подтягиваться!" Мне кажется, что мы немного заблудились в собственных мотивациях.
Что касается ИИ: кто его рекламирует и продвигает? Наша власть не хочет задать сама себе такой вопрос? Наша власть к этому имеет прямое отношение. Может быть, сначала надо было подумать, как это использовать, а потом уже продвигать? Есть в этом разнобой. Понятно, что с образованием надо что-то делать, но никто не знает, что конкретно, и поэтому фонтанирует разными инициативами: "Давайте отметим это, давайте отменим то". В свете печальных новостей о подростках, которые бросаются бутылками с зажигательной смесью, я бы предложил (не знаю, может быть, это уже делается) в сентябре, когда начнётся учебный процесс в школах, колледжах и вузах, серию ознакомительных занятий в обязательном порядке по поводу того, что происходит сейчас во время войны. В связи с тем, что, используя разные мессенджеры и соцсети, вербуют глупых подростков, которые потом получают по 20 лет лишения свободы. Этим сейчас очень актуально заняться, потому что мало того, что наносится ущерб, это ещё и использует наш враг и у самих этих подростков жизнь ломается навсегда.
Надо экстренно во всех учебных заведениях каждого уровня провести наглядные, хорошо проработанные, с показательными случаями, конкретными фамилиями и видео занятия по информированию и предупреждению. Я бы даже сказал нагнать страху: "Вы думаете заработать по 100 000 рублей, а заработаете по 20 лет тюрьмы на человека". Это актуальнее, чем галстуки к пиджакам. Я не люблю галстуки - какая-то масонская удавка. К чему его придумали – непонятно».
«Смысл в том, что вот актуальная задача, и здесь никакой ИИ не позволит увильнуть, и надо сделать так, чтобы посещение было обязательным для учащихся. И родителей тоже нужно собрать: провести в обязательном порядке родительское собрание, чтобы максимально все пришли, и надо достучаться до их мозгов, что происходит и что грозит им и их детям. Мне кажется, что в течение сентября это запросто можно сделать. Мои дети учатся, у знакомых тоже, и нигде не слышал, чтобы проводились такие системные занятия. Показать видео с глупыми лицами, которые чувствуют себя крутыми, а потом сидят, как замученные хорьки», - призвал Сергей Михеев.
«До этого они думали, что им обломятся 100 000 рублей, а теперь им грозит испорченная жизнь! И родителей, которые торчат в своих телефонах, принудительно заставить прийти на родительские собрания. В обязательном порядке надо разработать программу, например, с участием силовых ведомств, со всеми наглядными материалами.
Возвращаясь к тому, с чего начали. Давайте определимся: мы хотим повышать уровень образования или понижать? Мы хотим их от всего освободить или хотим, чтобы они были умными и много чего умели? Реальность такая, что стратегии, осмысления, концепции нет. Это происходит в том числе потому, что к этому причастно не столько профессиональное сообщество, сколько все кому не лень, и без популизма здесь не обходится», - считает политолог.
«С использованием современных технологий и ИИ разработать и провести серьёзную, хорошо продуманную кампанию информирования социальной рекламы или антирекламы, чтобы достучаться до максимального количества людей, в том числе тех, кто телевизор не смотрит, ничего не слушают и этим ещё гордятся! Разного рода дурачков огромное количество, и с ними надо работать, в том числе ради них самих, чтобы не портить жизнь себе, родным и близким. Одних сюжетов в новостях явно не хватает», - констатировал Сергей Михеев.
«20 лет – наказание и так нехилое, но смысл в том, что надо доводить до людей, - подчеркнул он. - Молодёжь привыкла к тому, что она живёт в другом информационном мире, потоке, и всё, что мы с Вами говорим и показываем, они не слушают и не знают. Соответственно, надо вторгнуться в эту среду, где-то насильно заставить усадить: сначала будет "хи-хи", "ха-ха", а когда увидят реальные случаи, то многие задумаются. Я уверен, если сейчас зайти в любой класс и спросить: "Кто из вас знает, сколько вам дадут, если вы это сделаете?"…
«Только кажется, что все про всё знают, но это не так, - уверен политолог. - Потому что мы всё время пытаемся вести двойную-тройную жизнь: где-то идёт война, а где-то жизнь, которая не имеет к этому отношения и делает вид, что никакой войны нет. Но в данном случае есть понятное, прикладное решение: школы, колледжи, вузы и прочее - там, где можно в приказном порядке собрать и заставить прослушать, а ещё и расписаться за посещение. Может быть, юридической силы иметь не будет, но, когда человек ставит свою подпись, то у него это откладывается в голове и он начинает думать. И родителей туда же: как вы относитесь к СВО – это ваша проблема, но если ваш ребёнок это сделает, то всем вам будет плохо, поэтому следите за этим.
То, что я предлагаю, – это довольно просто. Здесь не нужно особых знаний, умений, мудрости. А главное, что это организационно можно привязать к учебным заведениям».
Говоря об освобождении школьников от домашнего задания, Сергей Михеев иронично заметил: «Хорошо, у них появилось свободное время, и что? Говорят: "Они по 8 часов сидят…" Вы им подарили 8 свободных часов - и чем они займутся? "Наверное, все пойдут в библиотеку читать Л.Н.Толстого и Ф.М.Достоевского, цветы собирать". Вы что, не знаете, чем в большинстве случаев подростки начинают заниматься, когда им нечего делать? Никакого положительного результата от этой разгрузки не будет! Не надо заигрывать с общественным мнением, а надо трезво смотреть на эту проблему. Пусть меньше времени проводят в телефонах – глядишь, и такой загруженности не будет!».