№1.
В разделе «Общие положения» необходимо указать дополнительно пропущенные документы, которые сегодня регулируют сферу воспитания. Стратегия должна ясно заявить свою преемственность с этими документами и свое намерение углубить их положения, способствовать созданию условий для достижения поставленных там целей и задач.
Это Национальная Доктрина образования; Федеральные государственные образовательные стандарты; и их методологическая основа - «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования».
В перечислении документов, на которые опирается Стратегия, не указан документ «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России» и Федеральные стандарты (ФГОС). Между тем, эти документы цитируются в тексте Стратегии. Такая ситуация недопустима, она называется «плагиат». Кроме того, не упоминается и не цитируется Национальная Доктрина образования в РФ до 2025 года, а это действующий документ, принятый Постановлением Правительства РФ от 4 октября 2000 г. N 751, где установлено: п. 3. Федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации учитывать основные положения национальной доктрины образования в Российской Федерации при разработке и реализации мер государственной поддержки и регулирования в сфере образования,
Предлагаю не придумывать заново целевой блок Стратегии, а воспроизвести в тексте основные тезисы уже действующих документов. Задачу же документа «Стратегия» вижу в разработке механизмов и способов реализации этих уже поставленных целей.
Предложения по редакции текста:
Стратегия создается на основе приоритетов, определенных Национальной Доктриной образования в РФ:
Стратегические цели развития общественно государственной системы
воспитания тесно увязаны с проблемами развития российского общества, включая:
преодоление социально-экономического и духовного кризиса;
восстановление статуса России в мировом сообществе как великой державы в сфере
образования, культуры, науки, высоких технологий и экономики;
создание основы для устойчивого социально-экономического и духовного развития
России.
Четыре первых целевых приоритета образования, определенные Доктриной, образуют основу целевых ориентиров Стратегии воспитания:
Общественно-государственнная система воспитания должна обеспечить:
историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры;
воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности и обладающих высокой нравственностью;
разностороннее и своевременное развитие детей и молодежи, формирование навыков самообразования и самореализации личности;
формирование у детей и молодежи целостного миропонимания и современного научного мировоззрения, развитие культуры межэтнических отношений;
Стратегия нацелена на создание условий реализации требований Федеральных государственных образовательных стандартов в части решения задач по достижению личностных результатов, на формирование мировоззренческих и ценностных основ отечественного образования во взаимодействии социальных субъектов воспитания - семей, образовательных организаций, традиционных религиозных организаций, общественных объединений и общественных движений при поддержке органов государственного управления.
Стратегия развивает подходы «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования», которая является «методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования» и «представляет собой «ценностно-нормативную основу взаимодействия общеобразовательных учреждений с другими субъектами социализации - семьей, общественными организациями, религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, средствами массовой информации. Целью этого взаимодействия является совместное обеспечение условий для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся».
№2
Цель Стратегии определена в двух документах по-разному.
1. «Определить приоритеты государственной политики в области воспитания детей, основные направления развития воспитания, механизмы и ожидаемые результаты реализации Стратегии, обеспечивающие становление российской гражданской идентичности, укрепление нравственных основ общественной жизни, успешную социализацию детей, их самоопределение в мире ценностей и традиций многонационального народа Российской Федерации, межкультурное взаимопонимание и уважение».
2. Развитие на межведомственной основе общественно-государственной системы воспитания.
Полагаю, что идея «развития на межведомственной основе общественно-государственной системы воспитания» не должна быть утрачена, оба определения следует объединить.
№3
В психолого-педагогических основаниях Стратегии необходимо указать антропологический подход и раскрыть кратко его идею духовно-нравственного развития как становления личностного бытия в со-бытии с Другим, возраста как формы развития, способов развития в процессах деятельности, общения и осознания. И, думаю, ввести сюда еще идею общего блага как основы нравственного развития человека и раскрыть понятие традиции как формы осуществления общего блага в истории и культуре человечества.
№4
Понятие базовых национальных ценностей (БНЦ), заимствованное из «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования», искажено: выпущено определение базовых национальных ценностей. Приведен только их список, произвольно отредактированный.
Исправить: внести в текст Стратегии определение БНЦ из Концепции ДНРВ:
Концепция определяет: «содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются ценности, хранимые в религиозных, этнических, культурных, семейных, социальных традициях и передаваемые от поколения к поколению. Они определяются как базовые национальные ценности».
Список ценностей дублировать из Концепции, чтобы не путать людей и не порождать споров на пустом месте. Этот список не имеет методологического значения, и носит характер практического. Можно вообще его опустить, как и упоминание о том, что каждая из ценностей превращается в отдельную воспитательную задачу. Это идея «Примерной программы духовно-нравственного развития и воспитания» (автор Данилюк). Из этого документа лучше взять текст о принципах организации содержания воспитания, он методологически очень хорош: (п.1.3.)
1.Принцип ориентации на идеал
2.аксиологический принцип
3. принцип следования нравственному примеру
4.принцип персонификации (идентификации)
5.принцип диалогического общения
6.Принцип полисубъектности воспитания
7. принцип системно-деятельностной организации воспитания
№5
В Концепции ДНРВ красной нитью проходит идея исторической преемственности поколений (первый приоритет Национальной доктрины образования) и традиционных ценностей как основы духовно-нравственного развития и воспитания: в целевых установках, в содержании воспитания, в его результатах. Необходимо вернуться к этим определениям Концепции и внести их в Стратегию, чтобы Стратегия выступала как развитие и углубление Концепции, а не разрушала ее.
№6
В тексте есть позиция: «Поддержка общественных объединений в сфере воспитания», но речь идет об организациях взрослых. Однако ничего не говорится о развитии самого детского движения, ему следует посвятить целый раздел.
Оно существенно разрушено, поэтому необходимо говорить и о самом движении, и о его теоретическом осмыслении как педагогического феномена, и о формировании профессионализма педагогов в этой сфере.
Примерные формулировки:
1.Широко развивать детские и подростковые детские организацию, поддерживать детское движение, создавать условия для проявления детьми социальной активности, приобретения ими личностно значимого опыта деятельности на пользу ближним, на благо общества.
2. Развивать теоретическое знание о педагогике детского движения.
3. Всемерно поддерживать и развивать профессионализм педагогов в области педагогики детского движения.
№7
Думаю, что правильно будет раздвинуть и возрастные и институциональные рамки, определяя предмет компетенции Стратегии. Расширить возрастные рамки общественной практики воспитания - до возраста окончания вуза и службы в армии.
Примерная формулировка:
Развивать структуры и программы воспитания в вузах и
армии, повышать педагогический
профессионализм военно-учебных заведениях на всех уровнях общего и
профессионального образования, в армейских подразделениях, где молодежь проходит срочную службу.
развивать теорию военной педагогики.
Однако этого мало, нужно развернуть теоретически, различая воспитание как общественную практику, воспитание как воспитательную деятельность и воспитания как процесс становления самобытности через восприятие влияния событийного сообщества. Последнее предполагает «включение» такого процесса как самовоспитание. Рост значимости самовоспитания по мере взросления не исключает необходимости создания соответствующих возрасту практик общественного воспитания ( таких как наставничество, например, или различные профессиональные пробы, или волонтерские практики, или нечто подобное советским стройотрядам и пр. - это надо как-то описать. Это все утеряно, и без этого всего Стратегия будет пшиком).
№8
Описать институты - субъекты воспитания - образовательные организации, армия, традиционные религиозные организации, общественные движения, и организации, организации культуры, - чтобы раскрыть понятие общественной практики воспитания и указать на ее межведомственный характер
Некоторые формулировки:
Теоретически осмыслять опыт религиозной педагогики, делать его достоянием широкой педагогической общественности
Повышать ответственность учреждений и организаций культуры за нравственное содержание и воспитательный потенциал продукции, предлагаемой детям и молодежи, создавать условия для развития практики программ воспитательной направленности в сфере искусства, книгоиздательства, информации, специальной ( дни книги, тематические художественные выставки, театральные и кинонедели, Музейные программы и пр. ).
Марина Владимировна Захарченко, доктор философских наук, профессор Санкт-Петербургской Академии постдипломного педагогического образования