Хотелось с вами бы поделиться мыслями о тех терминах, которые включены в название моего доклада и в проблематику этих Чтений.
Образ будущего для всякого верующего христианина есть Царство Небесное. Как говорил Спаситель, оно «не придет … приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17:21).
Человек – странник на земле. Его дом и Отечество - на небесах.
Поэтому для нас будущее – это Царство Небесное. И к нему мы должны готовить себя всю свою земную жизнь.
Чтобы раскрыть содержание слова «культура» нужно привлечь слово «труд». Культура – это труд по возделыванию своей человеческой природы внутри нас и по возделыванию Эдемского сада – творения Божьего вокруг нас.
Каждый человек призван обрести себя, найти своё место: во-первых, в пространстве культуры – в том процессе по возделыванию Райского сада, боготварной природы; во-вторых, во времени истории – в той традиции передачи из поколения в поколение опыта возделывания собственной человеческой природы и Божьего творения.
Согласно западноевропейской научно-философской традиции, под культурой понимается образ жизни. Применяя этот подход в данном контексте можно сказать, что культура есть, то каким образом человек возделывает себя и возделывает окружающий его мир.
В процессе этого возделывания ключевым моментом является слово. В старославянском оно именуется глаголом. То есть той частью речи, которая раскрывает действие.
Православие по-гречески и на других языках звучит ка «Ортодоксия» – т.е. правильное, прямое прославление Бога. В этом слове выражено главное предназначение человека на земле – воздавать славу Творцу от имени всякой твари. Сам этот процесс правильного прославления Бога является в духовном мире главным действием, преобразующим земной мир. Говоря современным языком богослужение – наше словесное служение Богу, каждый раз «переформатирует» этот земной, дольний мир, вознося его к чистоте и высоте горнего мира. Поэтому верующие христиане в Священном Писании называются «народом Божиим», «Царственным священством».
Прилагательное «отечественная» возводит нас к слову Отец.
Оно происходит от древнеиндоевропейского и даже ностратического корня atta — «отец».
Концепт «предок» в индоевропейских языках выражался через корень atta, а в славянских через корень otъ. Последний корень можно сравнить с семантическим значением русского предлога «от», выражающим идею истока, изначальности. Отсюда, вероятно, происходит в индоевропейских языках и корень «один» — имеющий в славянских языках значение первого, исходного числительного, а в скандинавских языках имя собственное — «Один», название верховного божества, имеющего параллельные именования «всеотец», «высокий», «повелитель людей» (О том, что русское числительное «один» и скандинавское имя собственное «Один» не просто звуковое совпадение, но имеют общие корни в индоевропейской древности свидетельствует родственная связь между предлогом «от» в русском и «auf» (предлог «на, до»; наречие «открыто вверх») в немецком, «out» («из, вне», «вон, прочь, наружу») в английском и т.д.).
То есть слово «отец» обозначает «тот, кто от предков» или по-другому: «тот, кто олицетворяет собой всех предшествующих предков, начиная с Адама».
Поэтому словосочетание «отечественная культура» означает тот образ жизни, ту историческую традицию, которая передана нам от отцов. Родословная Иисуса Христа в Евангелии от Луки восходит в конечном итоге к Адаму, а в лице Адама и к самому Богу. Согласно Священному Писанию, вдохнул Бог в лице Адама «дыхание жизни». Святые отцы толкуют «дыхание жизни» как частицу Духа Святаго.
И сотворил Бог человека по образу и подобию Своему.
Верность отечественной традиции и отечественной культуре является условием наследования благодати – благодатных даров Святого Духа.
Вся благодать и все дары, которые мы имеем не наши – мы их получили даром. От предков и от Бога.
Есть в русском языке два слова, которые обозначают эти дары – гениальность и талант.
Слово «гениальность» можно перевести как «родовитость». Оно происходит от греческого слова «genus» - «род». То есть гениальность – это те дары, которые человек получает при рождении, от рода – его родовые способности. А слово «талант» означает дары человеку, данные свыше – от Бога.
Таким образом, если честно себе признаться, то в том, что есть в нас хорошего собственно нашего, наших приобретений совсем немного. Наша миссия и наше призвание – в коротком промежутке нашей индивидуальной, земной жизни приумножать всё то хорошее, что мы получили от предков, а также искоренять и исправлять всё плохое, что мы тоже получили по наследству от предшествующих поколений.
Согласно православной педагогике, все дети по-своему талантливы и все дети по-своему гениальны.
Перечислим потери отечественной культуры последнего столетия.
Потери
В историческом прошлом вековой давности мы имеем три главных потери:
1. Утрату веры.
2. Утрату Отечества – той государственной традиции Православной монархии.
3. Утрату смысла жизни русского человека, что неизбежно влечёт за собой суицидально-абортивные стиль мышления и образ жизни, а как следствие - сокращение населения и вырождение нации.
В рамках работы над проектом «Концепции воспитания человека в Российской Федерации» в недрах нашего коллектива - Международного научно-экспертного совета по духовно-нравственной безопасности, была сформулирована базовая ценностная триада Русского мира: «Вера. Отечество. Народ». Она во многом созвучна с триадой, сформулированной в XIX веке министром просвещения Российской Империи Сергеем Семёновичем Уваровым: «Православие. Самодержавие. Народность».
Утраты нашего общества в начале XX века коснулись всех трёх столпов этой триады. Перед нашими поколениями стоит задача восстановления этих утраченных ценностей. В этом мне видится миссия жизни каждого человека, живущего в настоящее время в России.
Мы находимся в центре «Наследие». В связи с этим хотелось бы обратить внимание на то, что мы все мы, собравшиеся в этом зале наследники. Предки передали нам по наследству богатейшую страну в мире:
1. Природой, которая есть дар от Бога и стяжание предками «кровью и потом».
2. Историей. Не побоюсь утверждать, что Россия – страна с самой богатой историей в мире.
3. Культурой.
4. Языком.
5. Верой Православной.
А если мы наследники, получившие это богатство от Отцов, то мы должны это наследство кому-то передать – своим детям. Потому что чужие дети унаследуют наследство других отцов, с другой традицией.
Из сказанного вытекают педагогические задачи Отечественного образования:
1. Богатство природное. Перед нами стоит задача приумножать богатство природное в Отечественной экономике. Слово «экономика» переводится с греческого как «правила ведения домашнего хозяйства» или по-простому - «домостроительство». Задача домостроительства России как дома Пресвятой Богородицы.
2. Богатство истории. Перед нами стоит задача в обретении собственной истории. Возьмусь также утверждать, что в настоящее время никто не знает истории России в глубину, превышающую последнюю тысячу лет. А это принципиально важно, поскольку позволяет нам осознать свои истоки и ту историческую миссию, которая возложена на наш народ свыше.
Вспоминаются слова нашего соратника и коллеги, ныне, к сожалению, уже ушедшего из земной жизни, архимандрита Георгия Шестуна. Он говорил, что образование есть форма деятельного покаяния в грехе невежества. Нашему обществу нужно преодолеть в себе синдром «Иванов, не помнящих родства». Грех – забвение предков. Так же как грех – забвение заветов предков. Например, забвения клятвы верности Царю Михаилу Фёдоровичу Романову и его потомкам, данную нашими предками на Земском Соборе в 1613 году.
3. Богатство культуры. Перед нами стоит задача облачения в ризы Отечественной культуры. Хватит нам в переносном смысле этого слова «носить рваные джинсы» – одежду американских пастухов – ковбоев, имя которых в переводе на наш язык означает «коровьи мальчики». Хватит нам жевать жвачку англо-саксонской идеологической пропаганды и менять своё золотое наследие на стеклянные бусы западной массовой культуры, на фальшивые «ценности» либеральной плутократии.
4. Богатство языка. Перед нами стоит задача постижения непостижимой глубины, богатства и многообразия русского языка, скрепляющего все народы России в единую семью народов. Русский язык – это богатство не только русского народа, но и всех народов Русского мира.
Русский язык во многом обеспечивает единство Русского мира и ту ценность Дружбы народов, которая была у нас в Советское время, и которая была отнята посредством целенаправленного разрушения со стороны полит-технологий западного англо-саксонского мира. А единство Русского мира – это мирное и дружественное сосуществование народов России. Горькие плоды разрушения Дружбы народов мы видим сейчас в событиях на Украине, на окраине Русского мира.
5. Богатство веры. Перед нами стоит задача утвердиться, утвердить себя, на камени Веры. На том Бел-горюч Камне, на том камне Алатыре – Алтаре, который нам даст основу выстоять во Всемирной битве Добра и зла, которая разворачивается в наше время и на наших глазах.
В завершение хочется вспомнить русскую поговорку:
«Что имеем не храним, потеряем – плачем».
Нам нужно извлечь пользу из тех не сданных уроков прошлого, из тех ошибок, которые мы совершили 100 лет назад, и постараться пересдать не сданный тогда экзамен. Экзамен на верность «Богу, Царю и Отечеству».
Нам нужно постараться обратить былые потери в новые приобретения, в новые приобщения, в новое Преображение.
Более 30 лет назад, в конце 80-ых годов у меня родились такие строки:
За перевалами годов
И за обетами молчаний
Наступит время новых слов
И исполнения желаний.
Время 40-летнего странствования по пустыне приближается к концу. Надо готовиться…
«Се Жених грядёт в полуночи…».
Протоиерей Димитрий Моисеев, кандидат биологических наук, соавтор образовательного курса «Нравственные основы семейной жизни» для старшеклассников, разработчик научного направления семейно-ориентированного образования