Для эффективного взаимодействия между людьми и роботами человечество должно отказаться от идеи первенства в регулировании этих отношений, считают ученые ВолгГТУ. По их мнению, в недалеком будущем, в эпоху цифрового капитализма, люди и машины будут совместно создавать правила сотрудничества. Об этом подготовлено и опубликовано исследование «Digital Capitalism and New Institutionalism», сообщает РИА Новости.
В университете рассказали, что сегодня среди экспертов ведутся активные дискуссии о том, как сделать роботов более адаптированными к миру людей. Существуют разные подходы, связанные с тем, как обучать машины соблюдению социальных и этических норм, как их «одомашнить» и избежать деструктивного поведения со стороны искусственного интеллекта.
Ученые Волгоградского государственного технического университета (ВолгГТУ) провели исследование, направленное на разработку новых подходов к изучению институтов, которые сопровождают формирование цифрового капитализма. Одна из ключевых идей работы – это регулирование взаимодействий людей и роботов.
«В будущем нас ожидает мир, где роботы будут разрабатывать правовые рамки вместе с людьми. В нашем труде анализируется то, каким образом мы должны изменить свое мышление, чтобы адаптироваться к сложностям цифровой экономики», – рассказал автор исследования, профессор кафедры «Экономика и предпринимательство» ВолгГТУ Даниил Фролов.
Он добавил, что уже сейчас важно задумываться о «правах» роботов и о нашем сосуществовании с ними в качестве партнеров, о создании взаимовыгодных правил.
Эксперт отметил, что сегодня довольно распространено представление о роботах, как о довольно медленно и неестественно движущихся человекоподобных существах, таковы типичные социальные роботы или роботы-андроиды. Но многообразие роботов огромно, и оно непрерывно растет.
«Есть подводные роботы, похожие на улиток, есть биоразлагаемые роботы-семена, есть молекулярные роботы. Агенты искусственного интеллекта – это тоже роботы, но без физической оболочки. Роботы уже сейчас могут заменять хирургов, судей, водителей и представителей многих других профессий. При этом роботы высоко автономны, они самостоятельно принимают решения, анализируя среду и самообучаясь», – объяснил Фролов.
По его мнению, цифровая экономика – это множество экосистем, где люди сосуществуют с роботами и другими цифровыми объектами. И разработка правил регулирования таких экосистем должна учитывать интересы как людей, так и цифровых «существ».
К примеру, чтобы простейший робот-пылесос эффективно выполнял свою работу, необходимо сделать комнату удобной для его передвижения и какое-то время не входить туда. Сложные же автономные роботы потребуют гораздо больших уступок от людей, вынудят учитывать их «потребности» и «интересы».
Как отметили в ВолгГТУ, данное исследование – это часть большого проекта, связанного с изучением институциональной сложности в цифровой экономике, которым занимаются экономисты университета. Они исследуют блокчейн, большие данные, умные города, криптовалюты и другие цифровые технологии с точки зрения того, как они изменят существующие экономические институты и какие новые институты требуется создать.
Пассажи волгоградских учёных прокомментировал в интервью «Русской народной линии» кандидат физико-математических наук, председатель Отдела религиозного образования и катехизации Рязанской митрополии протоиерей Сергий Рыбаков:
Впору задавать вопрос о психическом состоянии волгоградских учёных.
Но давайте взглянем на ситуацию глубже и поймём, что мы имеем дело с теорией эволюции. Эволюционная парадигма рассматривает процесс, при котором из нечеловека сформировался квазичеловек (почти человек), а потом сформировался человек. Разве эволюция на этом может закончиться? Нет, она не может закончиться, – она продолжается. Если мы принимаем, что человек – это плод эволюции, то следующим шагом обязательно будет псевдочеловек, потом киберчеловек, а затем и вовсе нечеловек.
Эволюция завершает свой цикл: из нечеловека через человека и снова в нечеловека. Такова логика эволюции!
Настоящие учёные всегда должны иметь ввиду философский ракурс глобальной проблемы, отвечать не только на локальные по времени и пространству вопросы, но и фиксировать цель развития данного направления науки, причём в ответе на вопрос о цели следует разъяснить не только «для чего», но и «ради чего» создаётся новый научно-технический продукт. Т. е. в данном случае: ради чего формируется этот машинно-цифровой мир, в котором человеку отведена роль обслуживающего персонала. Если говорится о перспективах столь мощных тектонических сдвигов в масштабе цивилизации, то надо ответить на вопрос, а что дальше, что находится за горизонтом этих сдвигов, как будет выглядеть мир в итоге развития. Можно сколь угодно говорить про цифровую экономику, капитализм, коммунизм и прочее, но к чему следует стремиться, в чём счастье человека? Но ответов нет, поскольку у «учёных» нет самого вопроса. Если цели нет (движение – всё, цель – ничто), то получается одна из форм махрового нигилизма, отрицающего смысл бытия. Это и есть определённый вид безумия. В данном контексте нам предлагается стать причастниками умопомешательства, которое охватило ряд интеллектуалов, без должной религиозно-философской подготовки вступивших на почву решения общечеловеческих проблем. «Этот путь их есть безумие их, хотя последующие за ними одобряют мнение их» (Пс.48:14).
Стоит ли нам втягиваться в эту тематику. Послушаем лучше Того, кто сказал: «Я Господь, Который сотворил все, один распростер небеса и Своею силою разостлал землю, Который делает ничтожными знамения лжепророков и обнаруживает безумие волшебников, мудрецов прогоняет назад и знание их делает глупостью» (Ис.44:24-25). Лучше отвергнем безумство эволюционистов и примем то, что человек сотворён по образу и подобию Божию. Человек является целью и венцом творения. Бог имел цель создать человека для того, чтобы человек познавал Истину, познавал Бога, красоту, Любовь. В этой структуре мы имеем совершенно иную тематику, совершенно иной набор терминов. И мы понимаем, ради чего Бог творит и управляет этим миром, какова конечная цель всего этого. Здесь всё становится гораздо более разумным, чем вся конструкция, проникнутая лжемудрием «учёных».
Как можно спорить с теми, кто упорствует в своих заблуждениях? Люди, отвергающие Бога, «прилепились к богам иным, и поклонялись им, и служили им, – за то Он навел на них все это бедствие» (2Пар.7:22) – верить в теорию эволюции, в происхождение человека из какого-либо иного существа.
Но посмотрим с другой стороны на то, что происходит в головах людей (тех, кого выше цитировали, и тех, кто вне этого числа привержен сходным воззрениям), с точки зрения Священного Писания. Рассматривая библейский контекст предложения «учёных», можно увидеть, что является некая форма нечеловеческой разумности: в этом случае возникает понимание, что мы имеем дело с построением определённой формы рабства для всего человеческого рода. Исчезает завеса пустых фантазий и появляется вполне жесткая конструкция, предлагающая людям просто-напросто войти в качестве раба в цифровой мир с принятием «Печати».
Фантазии цифрового мира, – это не просто эволюционно-атеистические перспективы, а оккультно-демонический соблазн земного рая, пожирающего человека в его человечестве! Его характер чётко прописан в Апокалипсисе, поэтому «учёные» в данном случае являются проводниками и провозвестниками некоего цифрового «образа зверя», «чтобы образ зверя и говорил и действовал так, чтобы убиваем был всякий, кто не будет поклоняться образу зверя. И он сделает то, что всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку их или на чело их, и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его» (Откр.13:15-17). Дело обязательно дойдёт до жёсткого требования подчинения машинам, искусственному интеллекту или чему-то иному, способному к созданию средств идентификации человека через то, что именуется «Печатью», и что потребует признания Антихриста в качестве бога.
Грядущие события чётко прописаны в Апокалипсисе. Если возможно нашей стране и нашему православному народу избежать сей участи, оставшись оазисом, по крайней мере, на данном этапе, это будет прекрасно! Мир в свою очередь будет стремиться изменять и регулировать человека, отрицая свободу, которая только и единственно от познания Истины. Сейчас нет доверия к человеку: чем дальше – тем больше будет показана его ненадёжность. Закончится это тем, что человечество разделится не тех, кто примет рабство как лучшее для себя ради земных благ, и тех, кто его не примет ради Бога. Большинство примет печать. Это печальный итог, который нам поставлен как диагноз в Апокалипсисе.
Нам не дано знать времена и сроки исполнения эсхатологических пророчеств! Но нам дано иметь духовное разумение того, что происходит! И для нас важны слова апостола Павла: «Не спешить колебаться умом и смущаться ни от духа, ни от слова, ни от послания, как бы нами посланного, будто уже наступает день Христов» (2Фесс.2:2), Но в эти сложные времена, если обретем духовное бодрствование, «тогда рассудительность будет оберегать тебя, разум будет охранять тебя, дабы спасти тебя от пути злого, от человека, говорящего ложь, от тех, которые оставляют стези прямые, чтобы ходить путями тьмы» (Прит.2:11-13).
3.
К примеру, чтобы простейший робот-пылесос эффективно выполнял свою работу, необходимо сделать комнату удобной для его передвижения и какое-то время не входить туда. Сложные же автономные роботы потребуют гораздо больших уступок от людей, вынудят учитывать их «потребности» и «интересы».
А может быть, в этом нет как ничего ужасного, так и ничего нового?
Это, как минимум, техника безопасности - которая появилась одновременно с появлением самых простых машин. Не стой под стрелой. Не мешай машине работать.
Просто машина - теперь "робот".
И новые правила будут защищать не "права роботов", а во-первых, безопасность людей при работе машин; во-вторых, "производственную обстановку", необходимую для эффективной работы с применением машины.
2.
1.
.
И тех, кто выделяет деньги Волгоградскому гос.тех. университету на исследования под названием «Digital Capitalism and New Institutionalism»