Прошло почти три года с момента вступления в силу поправок к Конституции РФ, из Федерального Закона «Об образовании» исчезло понятие «услуга» и восстановилось понятие «воспитание». Президент подписал Указ «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей», в котором эти ценности внятно сформулированы и перечислены. Прошёл без малого год со дня начала специальной военной операции на Украине.
Серьёзные изменения происходят в армии, ОПК, финансово-экономической системе, отчасти в СМИ и культуре. И только система образования (просвещения, воспитания) как самая большая социальная практика по численности её участников, самая массивная по своему устройству (а значит, и самая инертная), кажется, замерла. А ведь именно отечественное образование призвано стать и быть той жизненно-реальной практикой, которая наследует, хранит, защищает и транслирует во времени истории базовые смыслы и ценности бытия человека Российской цивилизации. Но сегодня образование такой практикой не стало ни в лице образовательных институтов, ни в лице образовательной (научно-педагогической) общественности, ни в лице образовательных властей. Во всём образовательном пространстве России царит расслабленность ума, рыхлость структур, саботаж и безволие действующих лиц. Складывается впечатление, что жизнь вузов и школ находится в параллельной реальности.
Учителя школ продолжают испытывать неудобства из-за обилия отчётности (теперь ещё и за проведённые «Беседы о важном») и контрольных и диагностических работ всех уровней (от федеральных до муниципальных), от вузовских преподавателей всё так же требуют публикаций в международных базах Web of Science и Scopus, а разговоры об отмене Болонской системы остались пустыми разговорами.
Система школьного и вузовского образования дольше всех сопротивлялась переходу на западнические рельсы с их индивидуализмом и толерантностью, но теперь бюрократически заорганизованная и загнанная в прокрустово ложе компетентностных стандартов, кажется, боится из них выходить. И этот страх (или привычка) обусловлены отсутствием ясного ответа на вопросы «Куда идём?», «Кого и как воспитываем?». А ответы на эти вопросы как раз и должны соответствовать главным целевым установкам государства.
Сказанное выше – это диагноз. В чём же болезнь и каково лечение? Имя болезни – политическая неопределенность (она же – идеологическая и мировоззренческая) не только в образовании, но и в большинстве социальных сфер нашей страны: в культуре, в гуманитарной науке, в молодёжной политике. А лечение как раз и состоит в принципиальном преодолении морока «неопределённости», в политической воле и безусловной ответственности власть имущих за настоящее и будущее наших детей, подростков, юношества. Срочно необходимы специальные нормативно-правовые акты, раскрывающие и закрепляющие исторические, экзистенциальные основания и смыслы именно отечественного образования как главной социокультурной практики становления и развития сынов и дочерей своего Отечества.
Например, «Национальная доктрина образования» как особый нормативно-правовой акт была принята в 2000 году и отменена в 2014-м, а новых стратегических документов, определяющих мировоззренческие и идеологические основания современного образования в России, по-прежнему нет. Но они крайне необходимы. Их принятие носит неотложный и чрезвычайный характер.
Ещё в 2015 году в Российском институте стратегических исследований при Президенте РФ был создан Международный экспертный совет по духовной безопасности, в который вошли ведущие учёные страны, занимающиеся проблемами образования и воспитания. В 2016 году этой группой специалистов был подготовлен аналитический доклад «Системный кризис отечественного образования как угроза национальной безопасности России и пути его преодоления» (Слободчиков В.И., Королькова И.В., Остапенко А.А., Захарченко М.В., Шестун Е.В., Рыбаков С.Ю., Моисеев Д.А., Коротких С.Н. Системный кризис отечественного образования как угроза национальной безопасности России и пути его преодоления. Проект. М.: Российский институт стратегических исследований, 2016. – 142 с.), который был представлен в Администрацию Президента РФ. Кадровые перестановки в Министерстве образования РФ летом 2016 года вселяли некие надежды, которые не оправдались.
В 2018 году этой же группой учёных был подготовлен проект «Национальная доктрина образования Российской Федерации» (Слободчиков В.И., Остапенко А.А. Шестун Е.В., Захарченко М.В., Рыбаков С.Ю., Моисеев Д.А., Коротких С.Н. Национальная доктрина образования Российской Федерации. Проект / Под научн. ред. чл.-корр. РАО В.И. Слободчикова. М., 2018. – 40 с.). С тех пор проект этого документа претерпел четыре редакции, обсуждался на площадках разного уровня, в том числе на «круглых столах» в Общественной палате РФ 14.04.2022 г. и в Совете Федерации РФ 17.05.2022 г., где получил поддержку и рекомендации к рассмотрению в качестве правового акта на высшем государственном уровне. Проект документа соответствует действующей Конституции Российской Федерации и Стратегии национальной безопасности Российской Федерации и определяет мировоззренческие и идеологические основания образования.
В 2022 году после принятия поправок в Федеральный закон «Об образовании», касающихся воспитания, этой группой учёных (уже в расширенном составе) был разработан проект «Концепция воспитания человека в Российской Федерации» (Слободчиков В.И., Остапенко А.А., Черникова Т.В., Бурлакова И.И., Теплова А.Б., Хребтова А.И., Галиев С.С., Зверев С.Ю., Рыбаков С.Ю., Моисеев Д.А., Коротких С.Н., Зелинский К.В. Концепция воспитания человека в Российской Федерации. Проект // Народное образование. 2022. № 5. С. 115-129), которая определяет базовые смыслы и основания воспитания, раскрывает образ будущего России как стратегическую сверхзадачу общества, что впервые позволяет сформулировать воспитательный идеал человека Российской цивилизации, способного к осуществлению такого образа.
Эти два проекта важных государственных документов постулируют ценностные основания, цели образования и воспитания детей и молодёжи нашей страны и пути их реализации, которых сегодня действующая система образования России, фактически, не имеет. Принятие документов, конкретизирующих цели и стратегии образования и воспитания, – насущное требование времени, соответствующее настроениям в обществе в целом и в профессиональном педагогическом сообществе в частности.
Ещё раз подчеркнём, что проекты именно таких документов, мировоззренчески и идеологически определяющих развитие системы образования и воспитания в нашей стране, уже подготовлены. Но, увы, до сих пор нет ни одной государственной инстанции, которая могла бы инициировать разработку и принятие необходимых и соответствующих исторической ситуации нормативно-правовых инструментов организации отечественного образования прямого действия на законодательном уровне. Такой инстанцией могли бы стать либо Государственная Дума РФ, либо Совет Безопасности РФ.
Откладывать принятие стратегически важных сегодня для нашей страны документов нельзя. Мировоззренческий и воспитательный векторы развития образования не могут столь долго быть неопределёнными.
Виктор Иванович Слободчиков, доктор психологических наук, член-корреспондент РАО;
Андрей Александрович Остапенко, доктор педагогических наук, профессор Кубанского государственного университета
6. Ответ на 5, Человек:
«Вы овладеете народами, которые больше и сильнее вас; всякое место, на которое ступит нога ваша, будет ваше; никто не устоит против вас» (Втор 11:23-25)
«… господствовать будешь над многими народами, а они над тобой не будут господствовать» (Втор 15:6).
«…проси у Меня, и дам народы в наследие Тебе и пределы земли во владение Тебе; Ты поразишь их жезлом железным; сокрушишь их, как сосуд горшечника» (2.Пс.).
5. Ответ на 3, Адриан Послушник:
4. мировоззренческая неопределённость
3. Особенно для женщин
2. Ответ на 1, Андрей Карпов:
Уважаемый Андрей Карпов - криптомаоист.
1.