Ваше Высокопреосвященство, дорогие братья и сестры, коллеги!
Моё сообщение состоит из 2-х частей: о сложившейся проблемной ситуации вокруг гуманитарных Национальных проектов в нашей стране и о путях выхода из этой ситуации. Содержание сообщения сложилось на основе совместных обсуждений заявленной темы с профессором Остапенко А. А. и с протоиереем о. Константином Зелинским, хотя вся полнота ответственности за это содержание лежит, конечно же, на мне. Итак - первое.
1.
На протяжении ряда лет, в Общественной Палате, на других площадках проходили и проходят серьезные обсуждения судьбоносных гуманитарных Национальных проектов, которые призваны утвердить несущие конструкции – экономические, идеологические, политические, духовные, культурные - и выявить своеобразные скрепы новой, становящейся государственности Российской Федерации в 21 веке. Сегодня в центре нашего внимания инициатива Президента РФ о предстоящем – (и я бы особо подчеркнул) - уже не о социально-экономическом, а прежде всего, антропологическом Национальном Проекте: «Воспитание гармонично развитой социально ответственной личности на основе традиционных российских ценностей». Я думаю, что это еще не окончательное название проекта; это скорее границы проблемного поля – пока под предельно общим именем – Воспитание человека в Российской Федерации.
Надо сказать, что для формулирования необходимых предложений во исполнение Поручения Президента до 01 июля 24 года в Нацпроект «Воспитание личности» существует достаточно обширный – концептуальный, научно-методологический, технологический корпус разработок, которые давно уже должны были войти в рабочее пространство соответствующих научно-экспертных, организационно-управленческих государственных структур. Назову лишь некоторые.
Уже с начала 20-х годов существуют такие Проекты, как Национальная Доктрина образования Российской Федерации, Концепция воспитания человека в Российской Федерации, Учебно-методический комплекс – Нравственные основы семейной жизни – базовый для образовательной области «Семьеведенье», который уже более 10 лет в разном масштабе эффективно реализуется в ряде регионов. Существует целый блок публикаций, в которых уже проанализированы идеологические и мировоззренческие источники и основания традиционных культурно-исторических и духовно-нравственных российских ценностей, позволяющих осмысленно и ответственно строить развивающие Программы воспитания человека Российской цивилизации как социально-ответственной личности.
Однако, по сей день все эти разработки остаются вне поля зрения соответствующих государственных структур (называть их не буду, они сами себя знают), которые либо плохо читают, либо плохо слышат. Я не думаю, что в основе такого «невнимания» к существующим наработкам лежит только Недостаток ума, или только - Зависть (не мы придумали), или – только Жадность (нежелание делиться ресурсами с не своими), или просто – Трусость (пока не будет «Ценных указаний» свыше – палец о палец не ударю). Все перечисленное, по-человечески можно, конечно, понять – кто из нас без греха?
Хуже другое, когда существующие невнимания, апатии, неприятия существующих разработок базируются на скрытых, непубликуемых идеологических соображениях – на категорическом несогласии с исходными мировоззренческими позициями выше указанных программных документов. Именно отсюда и именно поэтому до сих пор продолжающийся саботаж этих документов.
Особо подчеркну в этой связи, что уже реализуемые, заявленные и ещё только предстоящие Национальные Проекты в сферах народосбережения, образования и воспитания человека, в сфере российской истории и культуры – всё это не про финансово-экономическую или только политическую суверенность Российской Федерации; это про те самые мировоззренческие, ценностно-смысловые скрепы особого, по словам Президента, положения России как государства-цивилизации, как уникальной культурно-цивилизационной общности Русского мира. И если мы не выстроим эти Скрепы, то, как говорил в своё время т. Сталин, Коллективный Запад нас сомнёт. Теперь второе.
2.
Еще в прошлом году, примерно в это же время в Общественной Палате я делал доклад «О началах и основаниях воспитания человека Русского мира», где рассматривалась его мировоззренческая формула – как источник наших традиционных представлений о высшем Идеале, высших Ценностях и высших Смыслах бытия человека в условиях становления нового формата Российской цивилизации. Чуть-чуть напомню наиболее важные тезисы этого доклада.
Так, Русский мiръ – это над-этническая, над-конфессиональная, над-государственная ценностно-смысловая сущность современной России. Это не фундамент, на котором выстраиваются здания остальных культур и народов, это, можно сказать - небесная высь, к которой они устремляются и к которой крепятся, чтобы длить своё историческое предназначение. Несущие конструкции Русского міра - религиозно-ценностная (Вера), национально-культурная (Народ), государственно-территориальная (Отечество) – по сути и задают соборную, неслиянно-нераздельную целостность этого мира. А двумя главными скрепами, удерживающими единство многонационального и поликультурного Русского міра, были, есть и будут - могучий, живой великорусский язык и объединяющая история наших совместных побед и достижений.
Мировоззренческая формула: «Вера - Народ – Отечество» не находится в противоречии ни с религиозным, ни с культурным, ни с национальным многообразием России как мозаичной цветущей сложностью и составляет цивилизационное ядро Русского міра, в котором: религия является источником высших ценностей и смыслов бытия человека; народ – источником его многовекового устойчивого мировоззрения; государство – источником господствующей в двух-трёх поколениях идеологии. Позволю себе в нескольких словах расшифровать данную формулу.
Вера как духовное основание Русского мiра «свыше» представляет собой симфонию традиционных религий Русского міра, неслиянных в своих догматических константах и нераздельных в своих нравственных установках различения добра и зла, в понимании вопросов справедливости и милосердия.
Народ как культурно-природное основание Русского мiра «снизу» представляет собой гармонию русского народа и иных самобытных этносов, неслиянных в своей культуре и языке и нераздельных в своей комплементарности друг к другу, основанной на дружбе, уважении и взаимопомощи (в нашем народе - мы все друг для друга – Свои, мы все - Наши).
Отечество как государственно-территориальный горизонт совместного бытия народов Русского мiра - представляет собой геополитическое содружество России и иных дружественных государств, неслиянных в своих правовых и территориальных началах и нераздельных в единстве общей многовековой исторической судьбы.
Всё вышесказанное – это попытка раскрыть формулу созидания нового формата государственности в современной России. Но сегодня нам также необходима столь же короткая и ёмкая формула созидания человека Русского міра. Ключ к такой формуле может дать блестящая, на мой взгляд, мысль Рамзана Кадырова, которую он высказал в одном из своих интервью: как мусульманин – я раб Всевышнего, как чеченец – я слуга народа, как гражданин РФ – я пехотинец Путина. Попробую перевести эту формулу на себя: как православный христианин – я слуга Господень (работающий во славу Его), как русский – я сын своего народа (горжусь, ликую, радуюсь; мы русские! Какой восторг! - восклицал А.В. Суворов), как гражданин РФ – я защитник своего Отечества (наше дело – правое! Победа будет за нами!).
В чём замечательность данной формулы? Во-первых, она находится в точном соответствии с исходной мировоззренческой формулой Русского міра (Вера-Народ-Отечество); а во-вторых, она требует от каждого из нас, от каждой этнической, религиозной и языковой группы честного и ответственного самоопределения: Кто ты? – в своём подлинном отношении к Богу, Народу, Отечеству.
Я убеждён, что именно на основе этих 2-х судьбоносных процессов - процесса созидания Русского міра и процесса созидания человека этого міра - окажется возможным выявить и утвердить настоящее содержание воспитания духовно развитой и социально ответственной личности в современной России. Сегодня Россия беременна Русским міром, а потому призвана созидать и рождать народ этого міра, сынов и дочерей своей страны, защитников своего Отечества.
Кстати, именно в настоящую минуту Андрей Александрович Остапенко уже читает лекции о становящемся Русском міре в православных храмах Сирии, в наших воинских частях, в Российском культурном центре Дамаска. И мы его уже поименовали: Остапенко – голубь Русского мира!
Слободчиков Виктор Иванович (Москва), член-корр. РАО, профессор, д. психол. наук