Образование в Российской Империи. Царская школа
3. Модели образования эпохи модерна
4.1. Философия, поместившая в центр мира человека, или путь от епископа к директору гимназии
4.2. Философия, поместившая в центр мира человека, или путь от епископа к директору гимназии
1.Русское образование и Император Николай II
2.1.Русское образование и Император Николай II
2.2. Русское образование и Император Николай II
3. Структура системы образования Российской Империи: «цветущая сложность»
4. Народное образование в Российской Империи
1.Православие как основа народного образование России
2.Православие как основа народного образование России
1.«Элитное» образование при Николае II
2. «Элитное» образование при Николае II
3. «Элитное» образование при Николае II
«Элитное» образование при Николае II
4. «Сверхдержава» гимназического образования
Предыстория
А начиналось все весьма скромно. Историю отечественной гимназии можно начать с так называемой гимназии Глюка, первого всесословного общеобразовательного светского учебного заведения в Москве. Она была создана на основе школы, организованной Посольским приказом в 1701 году, по указу Петра I, для обучения детей приказных людей иностранным языкам как будущих переводчиков. Посольским приказом был взят на службу переводчиком «ректор» одной из лютеранских церковноприходских школ Ново-Немецкой слободы Москвы саксонец Николай Швиммер.
С 1703 года будущую гимназию возглавил пастор Иоганн Эрнст Глюк, попавший за год до этого в плен при взятии Мариенбурга фельдмаршалом Борисом Петровичем Шереметевым. Вместе с ним попала в плен и жившая в его семье служанкой Марта Скавронская, будущая императрица Екатерина I.
Возможно, этот факт, вкупе с трудами пастора по просвещению ливонских русских обратили на него внимание Петра І, решившего использовать его опытность при насаждении просвещения в Москве. В марте 1704 года школа с учениками и учителями была переведена из Немецкой слободы на Покровку в дом умершего боярина Василия Федоровича Нарышкина, двоюродного брата царицы-матери.
Именно в этот день был обнародован именной указ: «для общия всенародныя пользы учинить на Москве школу на дворе В.Ф. Нарышкина, на Покровке, а в той школе бояр, и окольничих, и думных, и ближних, и всякого служилого и купецкого чина детей их, которые своею охотою приходить и в тое школу записываться станут, учить греческого, латинского, итальянского, французского, немецкого и иных розных языков и философской мудрости». На содержание школы, состоявшей в ведении Ижорской канцелярии, предписывалось выдавать ежегодно 3 000 рублей. Очень неплохие деньги.
При открытии гимназии в ней обучалось 28 учеников, в 1711 году − 77.
Обучение было безплатным и состояло из трех классов: начального, среднего и верхнего. Занятия продолжались 12 часов: с 8 утра до 8 вечера с небольшим перерывом на обед.
Сам Глюк умер в мае того же 1705 года после чего началась чехарда с ректорами.
В ноябре 1710 года гимназия Глюка была передана в ведение приказа Книгопечатного дела. В ней насчитывалось 77 учеников.
В марте 1711 руководство гимназией было возложено на ее куратора П.Я. Веселовского, штат учителей сокращен с 7 до 4 человек. Гимназия преобразована в 4 «немецкие школы», преподавание в которых ограничилось обучением немецкому, французскому, итальянскому и шведскому языкам.
Все «школы» находились в непосредственном заведовании справщика Московской типографии Ф.П. Поликарпова. В них насчитывалось 5 «кормовых» учеников и 6 новичков. В октябре 1715 школы были закрыты[1].
В 1726 году в Петербурге при Академии Наук была открыта гимназия, получившая название Академической. Основной задачей гимназии считалась подготовка к военной и гражданской службе, как говорилось в ее Уставе, написанном в 1733 году.
Главными предметами гимназии являлись латинский, греческий, немецкий и французский языки, риторика, логика, история, арифметика. В 1726-1729 годы в гимназию было зачислено 278 слушателей. Чтобы остановить быстрое падение числа учеников, начиная с 1729 года в нее разрешили принимать детей солдат, мастеровых и даже крепостных.
Занятие в Академической гимназии
Дети среднего сословия сделались единственными учениками академической гимназии, так как после открытия в 1730 году Сухопутного шляхетского корпуса дворянских детей стали отдавать в него. Ученики гимназии, как правило, ограничивались прохождением низших классов, и университет оставался почти без слушателей.
С 1747 года преподавание стало вестись на русском языке, учащиеся были освобождены от наказаний плетью. В 1758 году Разумовский вверил управление гимназией М.В. Ломоносову, который основал при гимназии пансион на 40 человек. В 1765 году ввели отделение для малолетних учеников.
В 1770-е годы в старших классах преподавание стали вести на латинском и немецких языках, стали изучать основы математики и естественных наук. Но число учеников в гимназии не хватало, поэтому в 1805 году гимназия была закрыта.
По инициативе Ломоносова в 1755 году при Московском Университете была создана вторая гимназия, получившая название Университетской.
Вид первого здания Московского университета со стороны Красной площади (раскрашенная гравюра конца XVIII в., мастерская Ф.Я. Алексеева). Напротив университета – Монетный двор и мемориальный храм Казанской иконы Божией матери. В день инаугурации университета 26 апреля 1755 г. в нём было совершено торжественное богослужение.
Целью гимназии была подготовка к слушанию лекций в университете. Она состояла из двух отделений: отделение для дворян и отделение для разночинцев. Однако обучение велось по одной схеме.
Каждое отделение содержало четыре школы.
Школа первая – «российская» имела три класса: 1) грамматика, 2) стихотворство, 3) красноречие, изучение русского и церковно-славянского языков;
школа вторая – «латинская» имела два класса: 1) грамматика, 2) синтаксис;
школа третья – «научная» имела три класса: 1) арифметика, 2) геометрия и география, 3) философия;
школа четвертая − европейские и греческий языки.
Время обучения в гимназии засчитывалось в срок службы. Становясь студентом, гимназист получал шпагу и с ней дворянское достоинство, кончая университет, студент получал обер-офицерский чин. В 1812 году гимназия сгорела при пожаре в Москве и уже не восстановилась.
В 1758 году в Казани была открыта третья гимназия, названная Казанской. В гимназии стали преподавать восточные языки: татарский и калмыцкий, учитывая местные условия и ее расположение. В 1768 году гимназия была закрыта из-за отсутствия средств. В 1798 году она возобновила свою работу с целью подготовки молодых людей к воинской службе.
Таким образом, можно констатировать, что для учета количества русских гимназий в XVIII веке пальцев одной руки хватало с большим избытком.
Утешает то, что военное образование в Сухопутном шляхетском и Морском корпусах было на уровне, чему свидетельства блистательные победы русского оружия, особенно «в век золотой Екатерины».
Так что система гимназий, а с ней и образование «гимназического уровня» практически появились у нас вместе с системой централизованного образования в Империи, начало которой положил знаменитый Манифест Александра I «Об учреждении министерств» от 8 сентября 1802 года. Развитие такого образования в XIX веке являлось «доминантой» системной государственной образовательной политики в России, равно как и в Германии и Франции.
Именно этому виду образования на протяжении многих десятилетий наибольшее внимание уделяло как императорское правительство, так и представители высших сословий, как в столицах, так и в губерниях.
Динамика «продвинутого» образования в Российской Империи и Европе
«Статистические данные показывают, что уже в середине девятнадцатого века система фундаментального государственного образования в России была сопоставима с другими европейскими государствами. Причем, например, в Англии в этот период, можно говорить о наличии лишь отдельных учреждений соответствующих французским лицеям и немецким (и русским) гимназиям»[2].
«При сравнении статистических данных важно помнить, что ядром системы образования России, также как других европейских государств того периода, были «продвинутые» средние учебные заведения (гимназии и реальные училища, а также аналогичные учреждения военного, духовного ведомства и женские гимназии – ведомства Императрицы Марии и Министерства народного просвещения)»[3].
Вплоть до революции вся система «продвинутых» учебных заведений Империи, как средних, так и высших развивалась крайне динамично, а «в царствование Николая II стала сопоставимой с ведущими европейскими странами не только по абсолютным, но и по относительным “подушевым” показателям охвата населения.
При этом исследования показывают, что качество преподавания в дореволюционных гимназиях и реальных училищах было очень высоким, вполне на уровне ведущих европейских государств, включая Германию и Францию[4].
Количественный рост гимназического образования в России и ведущих европейских образовательных державах – Германии и Франции (данные по европейским странам заимствованы из работы Фрица Рингера[5]) можно увидеть из следующих таблиц»[6]:
Таблица 3. Изменение числа учащихся учебных заведений гимназического уровня в России (количество учеников – в тысячах, население в миллионах):
Год |
Мужские гимназии |
Духовные семинарии |
Женские гимназии |
Реальные гимназии |
Коммерч училища¹ |
Все |
Население |
Учеников на 1000 жителей |
1836 |
19,5 |
? |
(3,0) |
− |
− |
? |
61 |
? |
1847 |
22,7 |
? |
(6,0) |
− |
− |
? |
66 |
? |
1854 |
17,9 |
? |
(6,0) |
− |
− |
? |
71 |
? |
1863 |
31,1 |
(50)² |
7,4³ (15,0) |
− |
− |
(96,1) |
79 |
~1,20 |
1885 |
72,6 |
(50) |
35,2 (52,0) |
20,5⁴ |
− |
(195,1) |
105 |
~1,85 |
1894 |
75,1 |
49,5 |
75,5 |
24 |
− |
224,1 |
121⁵ |
1,9 |
1913 |
152,1 |
52,2 |
311,6 (337,2)⁶ |
80,8 |
54,8 |
677,1⁷(800) |
171 |
4,0 (4,9)⁸ |
Комментарии к Таблице 3:
1.Коммерческие училища в 1896 году были выделены из средних учебных заведений министерства народного просвещения и переданы министерству финансов в рамках создания системы коммерческого образования гимназического уровня
2. По имеющимся данным численность учащихся семинарий и духовных академий после реформ 1860-х годов установилась на уровне 50 тысяч человек и вплоть до революции 1917 года росла весьма незначительно. До реформ фактически невозможно разделить средние и низшие учебные заведения.
3. Без скобок – точные данные по женским училищам первого разряда ведомства Министерства народного просвещения. В скобках к этим данным добавлено примерное число учениц в институтах и гимназиях ведомства Императрицы Марии. В данных по 1894 году все типы женских школ гимназического уровня объединены.
4. До 1864 года существовали реальные классы гимназий. В 1864 году был создан отдельный тип реальных гимназий, в которых в 1876 году уже было 10,9 тысяч учащихся.
5. Данные по 1894 году и предыдущим годам – оценочные. По результатам переписи 1897 года в России жило 126,6 миллиона жителей (без Финляндии).
6. В скобках данные с учетом гимназий и институтов ведомства Императрицы Марии, данные по которым имеются за 1911 год. В 1911 году было 35 Мариинских гимназий с 16 298 ученицами и 34 института 9 320 ученицами. В 1894 году в 30 институтах числилось 7 706 учениц, в 30 женских гимназиях ведомства Императрицы Марии 9 945 учениц.
По более раннему периоду есть данные по количеству учебных заведений ведомства Императрицы Марии по некоторым годам. Например, в 1828 году было 10 институтов и затем в течение нескольких десятилетий увеличилось до 30.
Мариинские гимназии были созданы в 1858 году, их устав утвержден в 1862 году. В 1880 году числилось 27 Мариинских гимназий и 30 институтов.
Однако, приведенные в скобках данные по числу учениц – оценочные, исходя из числа Мариинских учебных заведений в соответствующем году помноженных на среднее число учениц за те годы, когда оно известно.
Чтобы уточнить эти данные, необходимы новые архивные изыскания по каждому учебному заведению.
7. Здесь не учитываются военно-учебные заведения (в частности, кадетские корпуса, в которых в 1913 году училось почти 13 000 человек) и частные учебные заведения, а также некоторые учебные заведения разных ведомств (например, начальные классы лицеев и других привилегированных учебных заведений).
Частных учебных заведений первого разряда, соответствующих по уровню гимназиям в 1913 году было 392, в которых училось до 100 тысяч учеников.
Таким образом, приведенная в скобках общая численность учащихся гимназического уровня всех ведомств и типов накануне Первой мировой войны была около 800 тысяч человек.
Кроме того имелось около миллиона учащихся посленачальных учебных заведений разных типов (национально-религиозных, частных 2-ого и 3-его разрядов, различных школ и училищ, находившихся в ведомстве Министерства народного просвещения, императрицы Марии, Министерства торговли и промышленности, Священного Синода и в военном ведомстве).
Эти учебные заведения сопоставимы с аналогичными низшими средними и посленачальными учебными заведениями в Германии, Франции и Англии.
Например, в Пруссии в 1911 году при населении в 40,2 миллиона человек во всех учебных заведениях гимназического уровня училось 233 тысячи человек, а в мужских посленачальных и средних низшего типа (Mittelschule) – 243 тысячи, по женским посленачальным и низшим средним учебным заведениям – данные отсутствуют[7].
8. Большая цифра (в скобках) получена при учете частных и военно-учебных заведений.
Таблица 4. Изменение числа учащихся учебных заведений гимназического уровня во Франции
(количество учеников – в тысячах, население в миллионах):
Год |
Школы для девушек |
Государственные школы |
Частные школы |
Все гимназического уровня |
Население |
Учеников на 1000 жителей |
1809 |
− |
27,6 |
22,6 |
50,1 |
28,6 |
1,8 |
1820 |
− |
33,8 |
16,8 |
50,6 |
30,3 |
1,7 |
1831 |
− |
39,8 |
20,6 |
60,4 |
32,6 |
1,9 |
1842 |
− |
45,3 |
25,3 |
70,5 |
34,5 |
2,0 |
1854 |
− |
46,4 |
64,4 |
110,8 |
35,9 |
3,1 |
1865 |
− |
65,7 |
74,6 |
140,3 |
37,9 |
3,7 |
1876 |
− |
79,2 |
75,4 |
154,7 |
36,9 |
4,2 |
1887 |
10,4 |
89,9 |
68,3 |
158,2 (168,6) |
38,2 |
4,1 |
1898[8] |
9,0 |
63,9 |
48,8 |
112,7 (121,7) |
38,7 |
2,9 |
1911 |
22,0 |
67,0 |
52,7 |
119,7 (141,7) |
39,6 |
3,0 |
Таблица 5. Изменение числа учащихся учебных заведений гимназического уровня в Пруссии (количество учеников – в тысячах, население в миллионах):
Год |
Ober- real-schule |
Реальные гимназии |
Гимназии |
Все гимназического уровня |
Население |
Учеников на 1000 жителей |
1865 |
6 |
12 |
39 |
57 |
18.5 |
3.1 |
1870 |
4 |
31 |
63 |
98 |
24.6 |
4.0 |
1875 |
5 |
40 |
70 |
115 |
25.7 |
4.0 |
1880 |
7 |
40 |
79 |
125 |
27.3 |
4.6 |
1885 |
15 |
33 |
83 |
131 |
28.3 |
4.6 |
1890 |
21 |
34 |
82 |
138 |
30.0 |
4.6 |
1895 |
30 |
31 |
82 |
143 |
31,9 |
4,5 |
1900 |
45 |
23 |
95 |
163 |
34,5 |
4,7 |
1905 |
62 |
33 |
105 |
200 |
37.3 |
5.4 |
1911 |
73 |
52 |
108 |
233 |
40.2 |
5.8 |
Россия при Николае II – мировая «сверхдержава» «продвинутого» образования
«Из приведенных данных можно сделать несколько выводов:
1) Россия в рассматриваемый период имела весьма развитую систему “продвинутого” среднего образования.
Причем, если в середине девятнадцатого столетия в российских учебных заведениях обучали примерно столько же учеников, сколько в Германии и Франции, взятых по отдельности, то в царствование Николая II в российских учебных заведениях гимназического типа было приблизительно столько же учеников, сколько во Франции, Германии и Англии вместе взятых.
То есть Россия уже в тот момент стала мировой “сверхдержавой” в отношении продвинутых типов образования. Причем количественный скачок произошел именно в последнее царствование.
2) Российская система гимназического образования развивалась значительно быстрее, чем в странах Европы.
Так с 30-х годов XIX века до 10-х годов двадцатого века, французская система среднего образования выросла в 2,5 раза, а российская более, чем в 20 раз. (При этом, однако, надо учитывать, что за тот же период население Российской империи выросло примерно в 3 раза, а французское увеличилось только на треть).
3) Хотя в ХIХ веке система российского “продвинутого” образования была менее инклюзивной, в царствование Николая II число учащихся в российских учебных заведениях гимназического типа в отношении к числу детей соответствующего возраста в России было примерно таким же, как во Франции и Англии, несколько уступая Германии»[9].
Дебюрократизация средней школы в России Николаем II
Стремительный рост «продвинутого» среднего образования с очевидностью показал, что на рубеже XIX и XX веков, сама система переросла свои прежние функции инструмента формирования слоя государственных служащих. Еще в главе про интеллектуальный слой Российской Империи отмечалось, что в последние предреволюционные годы большая часть этого слоя была занята в управлении частным сектором экономики.
Раз так, должна была меняться сама концепция средней школы. В этой новой концепции роль гимназии и соответствующих ей по уровню учебных заведений виделась средством формирования культурного облика нации. Система «продвинутого» среднего образования также должна была своевременно реагировать на разнообразные «потребности жизни», в том числе экономические потребности страны.
Это могло быть осуществлено только при снижении «бюрократической зависимости» средней школы. Именно на снижение этой зависимости и были направлены реформы отечественного образования Государем Николаем II.
Начало им было положено в последние годы XIX века. По Высочайшему повелению работу по подготовке реформы образования начал Министр Народного Просвещения Николай Павлович Боголепов. В циркуляре от 8 июля 1899 года им был сформулированы, основные недостатки современной системы среднего образования, где подчеркивалось отчуждение семьи от школы. Тогда же начали работать так называемые комиссии Боголепова и Ванновского. Первая для разработки принципов реформы средней школы, вторая – высшей.
В 1904 году указом Николая II была отменена прямая связь между получением сертификата об окончании гимназии или университета и присвоением чинов, согласно Табели о рангах. Дебюрократизации образования способствовало усиление роли родителей в школьной жизни, децентрализация управления образованием и ориентация на «местные нужды».
А сейчас перейдем к самой продвинутой форме образования – образованию высшему.
[1] Ковригина В.А. Немецкая слобода в Москве и ее жители в конце XVII - первой четверти XVIII в. - М., 1998. С. 313-332.
[2] Сапрыкин Д.Л. Образовательный потенциал Российской Империи. С. 34.
[3] Там же.
[4] Христофорова Н.В. Российские гимназии XVIII-XX веков. ‒ Москва: Греко-латинский кабинет Ю.А. Шичалина, 2002. – Примечание Д.Л. Сапрыкина.
[5] Ringer Fritz. Education and Society in Modern Europe. 1979.
[6] Сапрыкин Д.Л. Образовательный потенциал Российской Империи. С. 34-37. Комментарии 1-6 к таблице 3 даны по подстрочным комментариям 18-25 Д.Л. Сапрыкина к таблице на стр. 35 «Образовательного потенциала».
[7] Education and Society in Modern Europe. P. 272-273. – Примечание Д.Л. Сапрыкина.
[8] До 1898 года в подсчетах учитывались (7-й и 8-й) классы, относившиеся к начальной школе, позже они исключены. – Примечание Д.Л. Сапрыкина.
[9] Образовательный потенциал Российской Империи. С. 37-38.