О Круглом столе: информация, резолюция
Если мы обратимся к великому Достоевскому, то в «Дневнике писателя» за 1873 год найдём очень современную для нас мысль: «Наши западники – это такой народ, что сегодня трубят во все трубы, с чрезвычайным злорадством и торжеством, о том, что у нас нет ни науки, ни здравого смысла, ни терпения, ни умения; что нам дано только ползти ползком за Европой, ей подражать во всем рабски и, в видах дальнейшей опеки, преступно даже и думать о собственной нашей самостоятельности». Запомним эти слова и посмотрим, что происходило последние десять лет в печати и средствах массовой информации (СМИ) по поводу национальных проблем в России.
Государственные СМИ сжались до минимума, зато гигантски разрослись те, которые имеют конкретного хозяина и угодливо выражают за деньги его интересы. Таким образом, в своей массе информационные средства стали продажными. Не имея желания и возможности логически обосновать и духовно возвысить свою идеологию, они с удовольствием используют «вирусы» и «наркотики» без конца повторяемых понятий и лозунгов, выгодных им для поддержания народа в состоянии легкоуправляемой биологической стадности. СМИ на наших глазах превратились в галдящую, картавящую разноголосицу, хамски подмигивающую и ёрничающую по поводу наших национальных святынь.
Можно, конечно, упрекнуть прежние советские СМИ в сильной «заидеологизированности», – но разве не зашорены сегодняшние СМИ? Пожалуй, даже поболее, чем советские. Именно либерально-демократические экраны и газетные полосы подарили нам информационных наркоманов, которые впадают в наркотический экстаз от бездумного повторения отдельных эпидемических понятий и лозунгов, вроде таких, как: «демократия», «свобода», «права человека», «гласность», «нам никто не угрожает», «альтернативы рынку нет», «долой цензуру», «всё в мире относительно», «коммуно-фашизм» и даже мифический «русский фашизм» и т.п. В итоге громадные массы народа поменяли свои убеждения, систему ценностей, мотивацию поведения.
Очень характерный пример – отношение СМИ к национальному вопросу в России. Официально заявленной государственной доктрины о национальной политике мы до сих пор не имеем, за исключением общих фраз в Конституции РФ. Зато махровым цветом распустились домыслы и фантазии в демократических СМИ, ярко иллюстрируя собой то, что отсутствие национальной политики в явном виде – это тоже национальная политика, причём особого рода. Обратимся к страницам либерально-демократической печати и к нашему телеэкрану за последние 30 лет.
Тысячекратно растиражировано заявление в начале 90-х годов депутата Т. Гдляна: «Гордиться тем, что ты русский, это всё равно, что гордиться тем, что ты родился во вторник». А в середине 90-х журнал «Век ХХ и мир» «порадовал» нас откровениями Г. Старовойтовой в её статье «Я – русофоб», своего рода гимном ненависти к «этой стране», как они обычно называют наше Отечество.
В журнале «Новое время» (№ 41, 1996 г.) и находим подборку небезынтересных откровений о национальной идеологии. Гр. Померанц: «Для меня само сочетание терминов "национальная идеология" несколько подозрительно: слишком много неприятных воспоминаний». В. Новодворская: «Национальная идеология воспитывает в каждом кулике патриотические чувства к родному болоту». По Новодворской выходит, что патриотические чувства – это очень, очень плохо.
Журнал «Свободная мысль» (№ 3, 1996 г.) устами Б. Капустина приучал нас к «свободной мысли», что «национальный интерес есть консервативная утопия».
И.Г. Яковенко в журнале «Полис» (№ 4, 1997 г.) утверждал следующее: «Заложенный в русской культуре интегрирующий фактор носит имперский характер. Национальное, или этнокультурное, начало не оформлено как доминирующее, отсутствует идея нации в качестве автономной от государства и от конфессии цельности». Здесь просматривается явная спекуляция на автономности: ведь в том-то и дело, что русская идея неотделима ни от державности, ни от православия.
В журнале «Свободная мысль» Валерий Тишков, бывший министр по делам национальностей РФ, свободно домысливал такое «выстраданное» утверждение: «По моему убеждению, нация – это политический лозунг и средство мобилизации, а вовсе не научная категория. … это понятие как таковое не имеет права на существование и должно быть исключено из языка науки» (!) И это говорит не кто-нибудь, а бывший министр по делам национальностей! Кстати, сравнительно недавно он, бывший также руководителем Комиссии по толерантности, утверждал, что «предложение признать в России государствообразующую русскую нацию и возвратить дореволюционное, широкое понимание русских реализовать невозможно» (газета «Известия», 20 июня 2007 г.). А графа «национальность» в новом паспорте была изъята с одобрения не кого-нибудь, а бывшего президента России. Однако, например, когда осенью 2003 года был запущен очередной космический корабль, и на борту станции оказались пять космонавтов, «Радио России» и «Маяк» целый день трубили о том, что «в космосе встретились пять национальностей» – ведь надо же было как-то подобострастно отреагировать, что там попался и американец!
Приведённые выше примеры не очень современны по времени, но по сути своей они верно отражают нынешние либеральные веяния, причём градус их русофобии ещё более повысился.
Необходимо обратить внимание и на такое обычное и привычное клише, которое мы с вами часто покорно глотаем и даже повторяем, не задумываясь. Я имею в виду фразу: «Россия – страна многонациональная». Если в школьном классе 30 ребят, и среди русских есть два еврея и одна татарка – это еще не многонациональная школа. Если по последним переписям населения от 60% до 80% признавали себя русскими и православными – это не многонациональная и не многоконфессиональная страна, а моноэтническая, и пора бы к этому уже привыкнуть со всеми вытекающими отсюда последствиями. Конечно, никто не отрицает, что в России имеются и иные национальности и народности (всего числом до 140), привносящие в общий ход жизни свои особенности, и Россия никогда не стояла на позиции угнетения инородцев, как, например, та же «цивилизованная» Англия в прошлом. Но когда кто-то пытается вести речь о русской формообразующей нации, о великороссах и об основах нашей духовной культуры и государственности – здесь русских и православных непременно надо одёрнуть и поставить на последнее место в ряду «многих национальностей» и «многих конфессий», а то и припугнуть призраком «фашизма».
Стоило только начать правомерный разговор о предмете «Основы православной культуры» – какой дикий визг подняли либерально-демократические СМИ! «Какое православие, когда в классе есть мальчик – еврей, девочка – татарка?!». А то, что в этом классе три десятка славян, – ерунда!
Ещё один характерный пример. Несколько лет назад в Ростове-на-Дону многие школы (очевидно, по указке сверху) начали новый учебный год… с призывов к толерантности! Директора во вступительном слове как заведённые повторяли: «Мы – школа толерантности!». Кого же призывали к терпимости? Донельзя униженное русское население края, и так задёрганное провокациями и террором с юга. А как же? – вдруг «южный сосед» рассердится! Сразу вспоминается басня И.А. Крылова, где волк у ручья читает ягненку лекцию о толерантности.
В этом же ключе, не менее «оригинально», решаются сейчас этнические конфликты в стране (Кондопога, Сальск и др.), когда возмущённые наглостью пришельцев русские дают им отпор, продажное «правосудие» их же делает виновными.
Таким образом, в обществе развязан настоящий террор нерусских над русскими, меньшинства над большинством, – и оно покорно молчит. Это объясняется двумя основными причинами. Первая – утрата национального достоинства русских. Вторая – антирусская система управления страной, и основные компоненты этой системы – лицемерие и продажность правоохранителей и судей. Обе эти причины имеют и внутренние составляющие, и исторические корни, и сильнейшее внешнее влияние.
Последнее сейчас очевидно – это стремление определенных властных и финансовых кругов во что бы то ни стало реализовать политику глобализма в «этой непокорной России», превратив нашу страну в поставщика рабов и сырья. На VIII Всемирном Русском Народном Соборе митрополит Агафангел подтвердил: «Всему православному миру пора, наконец, понять, что в действиях Мирового правительства проявляется осознанное антихристианство». Главные идеологи глобализма (Бжезинский, Печчеи, Зангер, Киссинджер и другие) открыто объявили, что после развала СССР врагом № 1 для них является Русское Православие. По Бжезинскому, «новый мировой порядок будет строиться против России, за счёт России и на обломках России». Об этом же неоднократно говорил и наш Владыка митрополит Иоанн (Снычев), когда еще глобализм не был так силён и нагл.
Здесь приведена лишь малая часть целого потока продолжающихся публикаций, выступлений и мнений, свидетельствующих о том, что национальная политика в современной России:
во-первых, из рук государства давно перешла в частные и корыстные руки финансовой олигархии и ее проплаченных печатных и телевизионных агентов;
во-вторых, она имеет ярко выраженную антирусскую направленность;
в-третьих, успешно лоббирует западным интересам и агентам влияния, разжигающим межнациональную и межконфессиональную рознь;
в-четвертых, эта политика имеет цель – превращение народа России в серую, безнациональную легкоуправляемую массу, где каждый пронумерован и подконтролен;
в-пятых, по методам воздействия политика становится более гибкой, мимикрирующей под заботы о будущем, она прикрывается патриотической риторикой и апеллирует скорее к подсознанию, чем к сознанию – в чём таится большая опасность.
Эта опасность усугубляется ещё и тем, что распространению такой политики среди целых социальных слоев и групп населения усилиями СМИ придан характер эпидемии. А катализатором и питательной средой служит обстановка неуверенности, нервозности, раздражительности – особенно в условиях СВО.
Мы страдаем от измены национальным интересам, от собственного разделения, от неумения быть бдительными к чужим – и милосердными к своим.
Поэтому исключительно важно распознавание, диагностирование подобных феноменов и выработка защитных механизмов, из которых нам представляется главным – обращение к нашим национальным традициям и святыням, и в первую очередь – к святыне Православия, как основе русской культуры. Тогда и Российская культура будет на высоте.
Никита Иванович Поздняков, православный публицист, капитан 1 ранга в отставке, координатор гражданской инициативной группы «Морской Санкт-Петербург»