О современном институте епархиальных духовников

Размышления на актуальную церковную тему

Новости РПЦ  Проблемы церковной жизни 
0
14
Время на чтение 5 минут
Фото: Из личного архива автора

Мы создали институт епархиальных духовников. Мы избрали из своей среды пастырей, которых назвали епархиальными духовниками. Голосование было тайное, а это значит, что духовники были избраны не из-за человеческого страха, не из-за желания угодить начальству, а по наитию Свыше — от Духа Святого, который есть в каждом из нас. Это очень важное утверждение, потому что оно очень сильно и безальтернативно мотивирует. Но что это дало епархиальному братству? Внешне, в данный момент, кто-то может уже говорить даже о начётничестве, т.е. о формальности, на внедрении которой настояли сверху наши старшие священнослужители, и эти утверждения звучат не просто так, а из-за отсутствия четко определённого регламента исполнения этого послушания. Мы с ним не знакомы, и найти его нам не удалось. Речь идёт о том, как «приземлить» в епархиях институт епархиальных духовников, кто они — епархиальные духовники (полный статус) и как им быть духовниками? От формального к определённому-реальному.

Единственным примером реального применения в жизни института духовников являются монастыри. Там по прямому благословению духовники выполняют определённую им функцию духовного окормления братии, сестричеств, ради приведения их к общему высокому знаменателю, укрепляющему монашеские общины, сохраняющему православность, подготавливающему монашествующих к узким вратам в Царствие Небесное. Но если брать наш случай, есть важное НО, которое называется локализация, которая в условиях обязательности послушания делает институт духовников в монастырях высокопроизводительным и крайне полезным. В епархиальных же условиях нет локализации, а это значит, что даже при наличии эффективных благочинных надзирателей, расстояния между приходами берут своё и растворяют собой послушание епископу до знаменитого состояния: «На приходе иерей сам себе архиерей».

Институт благочинных надзирателей ранее подразумевал под собой духовное окормление всех клириков благочиния, но сложившаяся по всей Русской Церкви практика назначать на эту должность только эффективных менеджеров, которые при этом на 100% лояльны архиереям (что объяснимо и логично), привела к тому, что приходские клирики, которые часто бывают старше, опытнее и имеют более высокий образовательный ценз, не воспринимают своих благочинных надзирателей своими же духовниками и не исповедуются у них, изыскивая себе удобных и близко сидящих к ним «духовных деятелей». Порой просто друзей, что исходя из духовной практики Церкви порочно, потому что круговая порука мало развивает духовное возрастание священнослужителей. Но, судя по высказываниям многих епархиальных архиереев, в 90-е и 2000-е годы эта практика всех устраивала.

Теперь же по рекомендации Священного Синода мы ввели институт епархиальных духовников, а это со всей очевидностью показывает, что теперь старая практика вредна, и Церковь ищет возможность применить эффективную монашескую практику в епархиальной жизни. Вряд ли кто-нибудь возьмётся спорить против этого, но практика епархиальной жизни показывает, что пока институт епархиального духовничества «буксует», что рождает закономерный вопрос: «Почему?».

На основе православного книжного предания смеем утверждать, что главным тормозом здесь, как, впрочем, и в других всецерковных делах является проникшая в Православие доктрина католической Церкви: «Служить Богу в человеке, человек – это звучит гордо!». В условиях всеобщей инфицированности этой заразой, нет реальной возможности словесно обратить клир к полному послушанию. Именно поэтому доктрина служения православных епархий должна измениться на «служение Богу и несовершенному человеку, в котором Бог пребывает ради человеческой жизни и её спасения в Вечности». Каждый клирик должен помнить о своём временном и качественном несовершенстве, что недалеко от него есть люди, которые в силу времени и разных причин уже более качественные христиане, чем он (они), или стоят на его уровне, которых Дух Святой избрал на это служение своей волей через синергию с волей епархиального собора. Никак не меньше.

Таким образом, если благочинные священники, будучи эффективными менеджерами, надзирают за внешним, то епархиальные духовники определяются Духом Святым посредством синергии с нами (священниками епархии) быть духовными надзирателями за внутренним. В этом случае становится понятным круг задач и возможностей епархиальных духовников, где главной их задачей является не исповедь как таковая, а открытие души клирика, понимание вектора её актуального движения, что для опытного священника не является чем-то особенно трудным. Второй задачей является определение физического и душевного здоровья клирика на основе задушевного разговора с ним. А третьей – погружение в его быт и интересы.

Выполнение трех этих задач даёт епархиальному духовнику базу возможностей для предоставления епархиальному правящему архиерею максимально полной информации о тех, кто определён ему на попечение, что в свою очередь делает епископа более «зрячим» и сильно облегчает епархиальному начальству возможности принимать кадровые решения и решения связанные с епархиальной помощью каждому отдельному сотруднику, не огульно, не панибратски, а в контексте реального понимания его актуального духовного, душевного и материального состояния. Эта делание епархиального духовника должно быть озвучено всем клирикам, а то, как они её используют и интерпретируют, останется на их пастырской совести, которая, как все знают, имеет свойство постепенно трансформироваться лучшую сторону. Второй же возможностью является право духовника, используя свой пастырский опыт и духовные приобретения наставлять тех, кто сам пожелает, на путь к узким вратам в Царство Небесное и унифицировать жизнь клира в контексте жизни всей Православной Церкви, ради предотвращения греха и расколов. Исповедаться же «по-скорому» в течение всего времени клирики могут у кого угодно.

С детства мы учим своих детей, что в Православии «послушание выше поста и молитвы», но уча так, тем не менее, даём личной воле человека очень много свободного пространства, надеясь на то, что «жизнь накажет и научит». От этого уже не уйти в рамках страны, потому, как уже было сказано в начале, эта католическая зараза проникла везде, и на борьбу с ней уйдут, возможно, столетия, если они у нас впереди есть. Но в условиях закрытой корпорации такая победа возможна намного быстрее, если, опираясь на учение о послушании, чётко определить границы, направление и скорость. В нашем случае, все клирики епархии должны быть разделены (лучше всего жребием, ибо «не в полу ли бросается жребий, но выбор всегда зависит от Господа») на количество епархиальных духовников и, невзирая на расстояния, распределены между ними с установлением обязанности встречаться с ними не менее двух раз в году в течение двух больших постов для бесед и, если необходимо, для исповеди.

Епархиальным же духовникам вменить в обязанность ежегодно сдавать на рассмотрение епархиального архиерея краткий отчет о духовной работе с каждым отдельным клириком, определённым к нему и о его духовном росте, душевном здоровье, семейном положении, телесном и материальном состоянии.

Протоиерей Вячеслав Пушкарев, духовник Иркутской и Ангарской епархии

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Вячеслав Валерьевич Пушкарев
Почему Пётр и Павел Первоверховные Апостолы?
Слово в Апостольский праздник
11.07.2025
«Не всякому духу верьте»
Размышления об экуменизме
10.07.2025
У укропов очень много «двухсотых»
Рассказ бойца о невосполнимых потерях ВСУ в одном бою
08.07.2025
Пуля не дура, но граната молодец
Непридуманные рассказы о войне
04.07.2025
Все статьи Протоиерей Вячеслав Валерьевич Пушкарев
Новости РПЦ
Силою и обманом была навязана Брестская уния
Наши славные предки жили в едином Русском государстве
30.07.2025
За что столь бесцеремонно уволили митрополита Самарского Сергия?
О загадках последнего заседания Священного Синода
29.07.2025
«Время быть православным»
В Южно-Сахалинске широко отметили День Крещения Руси
29.07.2025
Они подменяют истинные ценности суррогатами
Все достижения Русского государства, согласно представлениям неоязычников, происходили вопреки воле церковных иерархов, которые «всеми силами пытались ослабить государство»
29.07.2025
«Большая честь быть награжденным в такой знаменательный день»
В День Крещения Руси офицеры и курсанты Военной академии Росгвардии почтили память своего небесного покровителя – князя Владимира
29.07.2025
Все статьи темы
Проблемы церковной жизни
Тайна христианства
Из академических лекций профессора А.И. Осипова по актуальным вопросам духовной жизни
25.07.2025
«Мумия» от вообще-то православных
Одни приходят, другие уходят, а НТС остается
23.07.2025
О жизни Католической Церкви
По материалам лекций в МДА протопресвитера Виталия Борового, 1985 г.
23.07.2025
Все статьи темы
Последние комментарии
«Не будете рожать детей – исчезнете»
Новый комментарий от Туляк
30.07.2025 07:09
Проект «Мумия» потерпел фиаско
Новый комментарий от Русский танкист
30.07.2025 06:07
За что столь бесцеремонно уволили митрополита Самарского Сергия?
Новый комментарий от Серега с Малой Бронной
30.07.2025 05:59
Три спасительных меры: Дугин о том, как остановить гибель России
Новый комментарий от Игорь Бондарев
30.07.2025 05:48
Синод РПЦЗ наступает на те же грабли?
Новый комментарий от Ленчик
30.07.2025 04:35
Подарок святой Марины
Новый комментарий от Veronika
30.07.2025 04:30
Вышел новый 14-й номер журнала «Берег России»
Новый комментарий от Vladislav
30.07.2025 03:55