Образование в Российской Империи. Царская школа
3. Модели образования эпохи модерна
4.1. Философия, поместившая в центр мира человека, или путь от епископа к директору гимназии
4.2. Философия, поместившая в центр мира человека, или путь от епископа к директору гимназии
1.Русское образование и Император Николай II
2.1.Русское образование и Император Николай II
2.2. Русское образование и Император Николай II
3. Структура системы образования Российской Империи: «цветущая сложность»
4. Народное образование в Российской Империи
1.Православие как основа народного образование России
2.Православие как основа народного образование России
1.«Элитное» образование при Николае II
2. «Элитное» образование при Николае II
3. «Элитное» образование при Николае II
4. «Элитное» образование при Николае II
«Элитное» образование при Николае II
5. Высшее образование Империи
5.1. Формирование образовательного и научно-технического потенциала России
Не менее, если не более динамично, чем гимназическое образование развивалось в царствование Николая II и образование высшее. Качество его нам в первом приближении известно, поэтому в первую очередь рассмотрим количественные показания. Сначала, как всегда в историческом аспекте.
Становление системы высшего образования в Российской Империи
Обычно, говоря об истории высшего образования Российской Империи, не забывают упомянуть, что когда указом Императора Петра Алексеевича от 28 января 1724 года, одновременно с учреждением Академии Наук у нас открылся первый университет, в Европе их было уже более ста. Да и этот первый университет, как мы помним, оказался незадачливым, просуществовав только до 1766 года, и был открыт вновь только в 1819 году, в эпоху университетского расцвета при Александре I. Так, что в век XIX страна наша вошла, по сути, с единственным Московским Императорским Университетом.
Императорский Московский Университет в 1911 году.
К. Юон. Бумага, акварель
Что же касается специального образования, то тут, взглянувшая на Европу из прорубленного окна Россия, могла чувствовать себя в теме. Военные и морские училища хорошо работали, и выпускники их за XVIII век восстановили границы России на Западе, какими они были разве что в зените Киевской империи Рюриковичей, − до ее федерализации.
На юге мы плотно встали на Черном море от Измаила до Новороссийска, основали веселый город Одессу, и присоединили к России ее здравницу Крым, с городом ныне вновь Русской славы ‒ Севастополем.
Заводские школы Татищева и де Геннина исправно выпускали мастеров высокого класса. Сделанные из русского металла шуваловские единороги громили железные колонны прусской пехоты на полях Гросс-Егерсдорфа и Кунерсдорфа, и наводили ужас на отчаянных султанских янычар. Построенные на русских верфях Петербурга, Херсона и Николаева русскими корабельными инженерами, вооруженные русскими пушками, линкоры и фрегаты Спиридова, Ушакова, Чичагова и Грейга жгли турецкий флот при Чесме, обращали в бегство и топили при Фидониси и Калиакрии, громили шведский флот при Гогланде.
Специального русского образования было тогда достаточно, чтобы держать в напряжении всю просвещенную Европу, не говоря уж об Османской империи.
А в наступившем XIX веке университетское образование, что в елизаветинском Московском, что в новых александровых университетах, не только стало в считанные годы на уровень европейского, но во многом и превзошло оный.
История вузов России
К концу XVIII века из заведений, как общего, так и специального высшего образования Россия располагала следующими:
Московский университет – 1755
Медико-хирургическая академия – 1798 (Санкт-Петербург)
Медико-хирургическая академия – 1798 (Москва)
Санкт-Петербургский горный институт – 1773
Академия Художеств – 1764 (Санкт-Петербург)
Санкт-Петербургская Александро-Невская духовная академия – 1797
Московская Славяно-греко-латинская академия – 1685
Киево-Могилянская академия – 1701
Казанская духовная академия – 1797
Киево-Могилянская Академия
Рис. И. Бидняка. Первая половина XX века
Известный нам Манифест Александра Павловича от 8 сентября 1802 года, создав централизованную единую систему образованием, перевел отечественное высшее образование на новую качественную ступень.
В XIX веке произошло не только становление отечественной системы высшего образования, но и становление отечественного профессорско-преподавательского корпуса. Для предыдущей эпохи было характерно приглашение на университетские кафедры зарубежных профессоров: в Московском университете середины XVIII века только три кафедры замещались русскими профессорами.
Но уже в первой половине XIX века идет процесс систематической и неуклонной замены профессоров Западной Европы нашими.
Каждый русский Государь вслед за Александром I вносил свою немалую лепту в развитие высшего имперского образования, но никто из них не сделал для этого столь много как Император Николай II.
Посмотрим вначале на институты, лицеи и университеты, которые были открыты как при Александре I, так и в последующие царствования.
Эпоха Александра Павловича − 1801-1825.
Были открыты:
Юрьевский (Дерптский) университет – 1802
Виленский университет – 1803
Санкт-Петербургский лесной институт – 1803
Санкт-Петербургский педагогический институт – 1804
Казанский университет – 1804
Харьковский университет – 1805
Демидовский юридический лицей – 1805 (Ярославль)
Санкт-Петербургский Институт Корпуса инженеров путей сообщения – 1810
Императорский Царскосельский лицей – 1811
Главный педагогический институт – 1816 (Санкт-Петербург) (преобразован из педагогического)
Харьковский агрономический институт – 1816
Ришельевский лицей (Одесса)
Александровский Варшавский университет – 1817 (закрыт в 1830)
Санкт-Петербургский университет – 1819 (на базе Главного педагогического института)
Главное инженерное училище – 1819 (Санкт-Петербург)
При Николае Павловиче в 1825-1855 годах были открыты:
Александровский Гельсингфорский университет – 1827 (Финляндия)
Санкт-Петербургский Практический Технологический институт – 1828
Главный педагогический институт – 1829 (восстановлен)
Императорская военная академия – 1832 (Санкт-Петербург)
Киевский Императорский университет Св. Владимира – 1833
Императорское Училище правоведения – 1835 (Санкт-Петербург)
Константиновский межевой институт – 1835 (Москва)
Константиновский межевой институт в Москве
И знак о его окончании
Римско-католическая духовная академия – 1842 (Санкт-Петербург)
Горыгорецкий земледельческий институт – 1848 (Могилевская губерния)
Эпоха реформ Александра Николаевича (1855-1881) прибавила значительное число высших учебных заведений. Перечислим основные, исключив женские:
Николаевская инженерная академия – 1855 (Санкт-Петербург)
Николаевская Инженерная Академия – Инженерный замок
Санкт-Петербургская консерватория − 1862
Михайловская артиллерийская академия – 1863 (Санкт-Петербург)
Санкт-Петербургский земледельческий институт – 1864 (до 1880, потом слился с Лесным)
Императорский Новороссийский университет – 1865 (Одесса)
Петровская земледельческая и лесная академия – 1865 (Москва)
Московская консерватория – 1866
Императорский Санкт-Петербургский историко-филологический институт – 1867
Александровская Военно-юридическая академия – 1867 (Санкт-Петербург)
Императорское техническое училище – 1868 (Москва)
Императорский Варшавский университет – 1869
Лицей цесаревича Николая (Катковский) – 1869 (Москва)
Казанский ветеринарный институт – 1873
Дерптский ветеринарный институт – 1873
Харьковский ветеринарный институт – 1873
Армяно-григорианская духовная академия − 1874 (Эчмиадзин)
Центральное училище технического рисования – 1876 (Санкт-Петербург)
Николаевская Морская академия – 1877 (Санкт-Петербург)
Императорский археологический институт – 1877 (Санкт-Петербург)
При Государе Александре III (1881-1894) открыты:
Императорский Томский университет – 1888
Харьковский практический технологический институт – 1885
Петербургский электротехнический институт – 1886 (1891)
Высшие мужские курсы по виноделию – 1888 (Ялта)
Морское инженерное училище им. Николая I − 1894 (Кронштадт)
А теперь ознакомимся со списком вузов Империи открытых − помимо женских! −
в царствование Николая II Александровича:
Московский институт инженеров путей сообщения – 1896
Рижский политехнический институт – 1896
Томский технологический институт Императора Николая II – 1896
Киевский политехнический институт – 1898
Варшавский политехнический институт Императора Николая II – 1898
Петербургский политехнический институт – 1899
Екатеринославский горный институт – 1899
Восточный институт – 1899 (Владивосток)
Петербургские сельскохозяйственные курсы – 1906
Петербургский институт высших коммерческих знаний – 1906
Московский коммерческий институт – 1906
Киевский коммерческий институт – 1906
Симферопольские практические общеобразовательные курсы − 1906
Петербургская академия педагогических наук − 1907
Психоневрологический институт – 1907 (Санкт-Петербург)
Московский археологический институт – 1907
Курсы востоковедения – 1907 (Санкт-Петербург)
Алексеевский Донской политехнический институт – 1907 (Новочеркасск)
Харьковские высшие общеобразовательные курсы – 1909
Практическая Восточная академия Императорского общества востоковедения – 1910
Московские электротехнические курсы – 1910
Педагогический институт им. П.Г. Шелапутина – 1911 (Москва)
Военная интендантская академия – 1911 (Санкт-Петербург)
Петербургский институт истории искусств – 1912
Саратовская консерватория – 1912
Харьковский коммерческий институт – 1912
Харьковские высшие сельскохозяйственные курсы – 1912
Саратовские высшие сельскохозяйственные курсы – 1913
Воронежский сельскохозяйственный институт − 1913
Киевская консерватория − 1913
Одесская консерватория − 1913
Новороссийский высший международный институт – 1914 (Одесса)
Ростовский университет – 1915 (Ростов-на-Дону)
Московский частный юридический институт – 1915
Томский городской народный университет – 1915
Пермский университет – 1916
Петроградские высшие географические курсы – 1916
Нижегородский городской народный университет – 1916
Екатеринославский еврейский политехнический институт – (1917, 31 января)
Тифлисская консерватория – 1917
Здесь мы перечислили в основном только государственные и крупнейшие негосударственные вузы, и то, не включая женских, − список тех мы уже видели.
При этом число негосударственных, преподавание в которых было практически таким же, с теми же профессорами и приват-доцентами, росло вообще исключительно быстро.
Скажем, в 1905 году было их четырнадцать, а к 1917 уже пятьдесят девять.
Но главная добавка к списку заключается даже не в этом.
В 1916 году, во время Великой войны – так называли тогда Первую мировую, − Государь предписал создать университеты в Иркутске и Нижнем Новгороде и одиннадцать новых технологических институтов в разных городах Империи.
К этому вопросу мы еще вернемся чуть дальше. В Иркутске, кстати, основанный фактически Императором университет, был открыт в 1918-м при Колчаке.
Впрочем, и без этого перечень довольно внушительный. Разобравшись немного с динамикой вузов, перейдем к динамике студенческой.
По абсолютным показателям
«На рубеже XIX и XX веков в Российской империи обучалось чуть больше 40 тысяч студентов.
В Германии, лидировавшей тогда в Европе, в 1903 году в университетах училось 40,8 тысяч человек, в высших технических учебных заведениях – 12,2 тысячи, в специальных академиях – 3,9 тысячи.
На всех «факультетах» Франции в 1906 году училось 35,7 тысячи студентов, еще 5-6 тысяч обучалось в специальных учебных заведениях других ведомств и католических институтах.
В университетах Великобритании в 1900-1901 годах училось около 20 тысяч человек, в учительских колледжах[1] – 5 тысяч[2].
Здесь учтены учащиеся всех форм обучения, в том числе вечернего и дополнительного.
На дневной форме обучения в высших учебных заведениях Англии в 1900 году было только 4 500 студентов[3].
Из этих данных видно, что система российского высшего образования по абсолютным показателям была сопоставима с системами других ведущих европейских стран»[4].
При этом российская система высшего образования развивалась значительно быстрее.
1906-1914 годы – безпрецедентный рост высшего образования в России
Между 1906 и 1914 годом имел место безпрецедентный рост системы высшего образования, что, в общем-то, и так очевидно, при наличии такого числа вновь открытых ВУЗов.
Не менее активно росло и число студентов. В итоге к началу Первой мировой войны российская система высшего образования сравнялась с ведущими европейскими и в относительных масштабах (в отношении к численности населения).
Опираясь на академическое исследование «Образовательный потенциал Российской Империи» приведем динамику роста системы высшего образования в России в период 1899-1914 годов. Наглядно ее показывают приводимые ниже таблицы.
Таблица 6[5]. Количество студентов высших учебных заведений
на каждые 10 000 жителей
|
Россия |
Великобритания |
Германия |
Франция |
1899-1903 |
3,5 |
6 |
8 |
9 |
1911-1914 |
8 |
8 |
11 |
12 |
Как видим, относительное число студентов за рассматриваемы период выросло у нас более, чем в два раза.
При этом следует держать в уме также безпрецедентный рост населения Империи в царствование Николая Александровича. Тогда данные таблицы будут еще более впечатляющи.
Отметим уже сейчас, что самой быстроразвивающейся отраслью стремительно растущего русского высшего образования, было образование естественнонаучное и техническое, находившиеся под личным контролем Государя.
Сопоставим для наглядности статистические данные по числу учащихся в России и Германии − стране наиболее развитого в то время высшего образования в Европе (таблицы 7 и 8)[6].
Таблица 7. Количество студентов в высших учебных заведениях Германии (в тысячах человек).
|
|
1895 год |
1911 год |
Университеты |
Теологический (протестантский) |
3,0 |
1,5 |
Теологический (католический) |
2,7 |
1,8 |
|
Юридический |
7,7 |
10,7 |
|
Медицинский |
7,9 |
11,6 |
|
Философский |
8,5 |
28,8 |
|
Всего: |
28,5 |
55,6 |
|
Технические институты (политехникумы) |
6,9 |
11,2 |
|
Академии (горные, лесные и сельскохозяйственные, ветеринарные) |
2,9 |
2,4 |
|
Коммерческие высшие школы |
--- |
1,0 |
|
Конфессиональные философско-теологические академии |
--- |
1,3 |
|
Итого: |
38,3 |
71,5[7] |
|
Население Германской империи (в миллионах человек) |
52,0 |
65,4 |
Таблица 8. Количество студентов в высших учебных заведениях России (в тысячах человек).
Типы учебных заведений |
1895 год |
1914 год¹ |
|
|||
Университеты |
Богословский (Юрьевский ун-т) |
0,2 |
0,13 |
|
||
Историко-филологический |
0,6 |
3,4 |
|
|||
Физико-математический |
3,6 |
9,9 |
|
|||
Юридический |
6,7 |
15,3 |
|
|||
Медицинский |
5,0 |
9,4 |
|
|||
Восточных языков (Санкт-Петербургский ун-т) |
0,15 |
0,18 |
|
|||
Всего: |
16,2 |
38,2 |
|
|||
Технические институты (политехникумы) |
5,5 |
26,5 |
|
|||
Медицинские и ветеринарные институты |
2,4 |
6,8 |
|
|||
Духовные Академии |
0,9 |
0,8 |
|
|||
Педагогические |
(0,9) |
2,1 |
|
|||
Юридические вузы |
(2,0)² |
2,7 |
|
|||
Сельскохозяйственные и лесные академии |
1,4 |
7,0 |
|
|||
Высшие женские курсы и прочие общеобразовательные институты для женщин |
(2,0)³ |
33,8 |
|
|||
Коммерческие институты |
--- |
12,1 |
||||
Консерватории, художественные академии музыкальные, театральные и искусствоведческие вузы |
(1.6)⁴ |
6,4 |
||||
Военные и военно-морские академии |
(2,0) |
2,8 |
||||
Военные училища и специальные классы пажеского корпуса |
(4,0) |
5,9 |
||||
Итого: |
(38,5) |
145,1⁵ |
||||
Население Российской империи (в миллионах человек) |
124 |
171⁶ |
||||
Комментарии к Таблице 8:
«1. По университетам данные за 1911 год.
2. В конце XIX века в эту категорию попадают Училище правоведения, Александровский и Демидовский лицей.
Каждое из этих привилегированных учебных заведений давало блестящее юридическое образование. В каждом из них училось по нескольку сотен человек.
Подсчет осложняется тем, что в Александровском лицее и Училище правоведения имелись общеобразовательные и университетские классы.
Императорское Училище Правоведения
3. На высших женских курсах в Санкт-Петербурге в 1897-98 гг. числилось 960 слушательниц. Московские высшие женские курсы были официально открыты в 1900 году, но до этого были курсы В.И. Герье имевшие статус частного учебного заведения. Имелись высшие женские курсы в Киеве, Казани и т.д. Женщины могли получать высшее образование также в ряде специальных медицинских и педагогических учебных заведений (например, в Женском медицинском институте в Санкт-Петербурге, где 1 января 1898 года состояло 186 слушательниц).
Многочисленные высшие женские заведения, однако, постоянно меняли статус, открывались и закрывались, меняли штаты. Поэтому наши данные по этой категории являются очень приблизительными. Обучение женщин совместно с мужчинами в 90-е годы допускалось только в музыкальных и художественных высших учебных заведениях.
4. Это оценка «снизу». В Московской и Петербургской консерваториях в конце XIX века обучалось около тысячи человек, примерно половина из которых – женщины.
В высшем художественном училище при Императорской Академии художеств около 400 студентов, в петербургском Центральном училище технического рисования около 200. В большинстве вузов этой категории мужчины и женщины обучались совместно.
5. Подсчет А.Е. Иванова дает несколько меньшую сумму – 123,5 тысячи студентов. Однако, по целому ряду позиций (например, военным и военно-морским учебным заведениям) он сильно занижен.
Это объясняется, на мой взгляд, тем, что А.Е. Иванов опирался, в основном, на данные «Отчета Министра народного просвещения за 1913 год». (Пг., 1916, ведомость № 6). А данные одного ведомства в дореволюционной статистике всегда требуют корректировки в сравнении с данными других ведомств.
По-видимому, из подсчетов здесь выпали военные училища (исходя из российского законодательства, аналогии с гражданскими вузами, соотнесения программ и сроков обучения их очевидно нужно относить к высшим учебным заведениям), а самая большая Военно-медицинская академия попала в другую категорию.
Кроме того, существуют, методические проблемы: например, следует ли считать некоторые общественные учебные заведения для женщин, где обучались после окончания гимназий к высшим учебным заведениям?
Наша таблица сведена из разных источников по категориям и все учебные заведения после-гимназического уровня рассматриваются как «высшие». Безусловно, и эти данные не являются окончательными, а требуют дальнейшего уточнения. Окончательные данные могут измениться на несколько тысяч учащихся в ту или другую сторону.
6. Вместе с Финляндией и Польшей».
Техническое образование Российской Империи – впереди
Таблицы 7 и 8 с очевидностью показывают, что накануне Великой войны Российская Империя, еще догоняя Германии в университетском образовании, вырвалась вперед в сфере образования специального.
Следует подчеркнуть, и на этом останавливает особое внимание автор «Образовательного потенциала Российской Империи», что «сравнения часто использующиеся для доказательства якобы имевшего место “катастрофического отставания царской России” в сфере высшего образования накануне Первой мировой войны, как правило, некорректны»[8].
А говоря попросту и без политкорректности, представляют собой смесь постсоветской тенденциозности и либерального «в принципе непонимания» исторической России.
Вот, извольте, «сравнивают количество университетов в России и в ведущих европейских странах и отсюда делают вывод об “отставании” в сфере университетского образования[9].
Действительно, в Российской империи было 12 университетов, тогда как в Германии, например, их было 22, а в Великобритании – 15.
Но, при этом российские университеты были в среднем крупнее европейских, а некоторые высшие учебные заведения России (например, Лазаревский институт восточных языков, Александровский и Демидовский лицей, Высшее училище правоведения, духовные академии и высшие женские курсы) не носившие названий “университетов”, тем не менее, давали образование соответствующее университетскому в других странах.
Поэтому данных только о числе университетов явно недостаточно, чтобы сопоставить уровень высшего образования, тем более, чтобы сделать на этом основании странный вывод о том, что “В высшем образовании Россия отставала о Германии в 3,4 раза, а в университетском – в 6 раз”[10]»[11].
Вывод не просто странный, а заставляющий задуматься, что это ‒ просто глупость, или ненависть к собственной стране?!
Число студентов – само по себе не критерий,
или Прямые статистические сравнения не всегда корректны
Следуя автору «Образовательного потенциала…» отметим к месту, что количество студентов, и учащихся в целом, само по себе ничего не говорит о состоянии высшего и даже школьного образования в стране, и тем более о его качестве. Когда выше шла речь об интеллектуальном слое Российской Империи и его последующем уничтожении, этот факт был уже отмечен.
Например, «рост числа студентов в двадцатые годы двадцатого века и после Второй мировой войны во многих странах, в том числе в Германии и в нашей стране сопровождался одновременным падением качества образования»[12].
«То, что прямые статистические сравнения не всегда корректны, показывают и сравнения численности учащихся в европейских странах и в США.
В Соединенных Штатах Америки в начале ХХ века в университетах обучалось около 150 тысяч человек, а во всех средних учебных заведениях – почти миллион. То есть, по этим показателям США опережали все европейские страны, включая Германию.
Между тем, американские учебные заведения очень сильно отличались по уровню, причем только некоторые из них давали образование того же качества, что европейские университеты и гимназии.
Сопоставление числа учащихся в советских средних школах и дореволюционных гимназиях также не вполне корректно, так как простое сравнение программ говорит о том, что гимназия была учебным заведением более высокого уровня.
Советская средняя школа, … скорее соответствовала так называемым “высшим начальным училищам”.
Хотя во всех ведущих странах (в Германии, Англии, Франции и т.д.) начиная с 1920-х годы наблюдался быстрый рост числа учащихся на “среднем” и “посленачальном” уровнях везде эти данные должны быть скорректированы с учетом падения качества обучения и переходом “на бумаге” некоторых низших учебных заведений в более “статусную” категорию.
В СССР этот процесс был еще более бурным, прежде всего в виду практики пропагандистских “приписок”, на которые обращал внимание еще Питирим Сорокин»[13].
Питирим Александрович поставил диагноз: «Наивные, невежественные или недобросовестные лица много писали о громадных заслугах Советской власти в области народного просвещения.
Нужно ли говорить, что все это вздор»[14].
«Поэтому для очень относительной оценки уровня распространения качественного фундаментального образования оказываются полезными только сравнительные данные о развитии системы “продвинутого” среднего образования в заведениях аналогичного типа при использовании целого ряда дополнительных параметров, характеризующих, например, качество образования, его роль в социальной стратификации и т.д.»[15].
После этого методологического замечания, вернемся вновь к высшему образованию в Российской Империи.
[1] Training colleges в Англии и Уэльсе и colleges of education в Шотландии.
[2] Ringer Fritz. Education and Society in Modern Europe. 1979.
[3] Cardwell D.S.L. The Organization of Science in England. - London, 1957. P. 156
[4] Сапрыкин Д.Л. Образовательный потенциал Российской Империи. С. 39-40.
[5] Сапрыкин Д.Л. Образовательный потенциал Российской Империи. С. 40, табл. 3.
[6] Сапрыкин Д.Л. Образовательный потенциал Российской Империи. С. 41, табл. 4а. С. 42, табл. 4б. Комментарии 1-6 к таблице 8 соответствуют примечаниям Д.Л. Сапрыкина к табл. 4б (примечания 30-35), с. 42-44. Для удобства восприятия здесь перенесены в текст.
[7] Ф. Рингер не учитывал военно-учебные заведения Германии. Данные по ним у меня отсутствуют. – Примечание Д.Л. Сапрыкина.
[8] Сапрыкин Д.Л. Образовательный потенциал Российской Империи. С. 43.
[9] Высшее образование в России. Очерк истории до 1917 года. /Ред. В.Г. Кинелева. - М.: НИИ ВО, 1995. С. 254. – Примечание Д.Л. Сапрыкина.
[10] Там же.
[11] Сапрыкин Д.Л. Образовательный потенциал Российской Империи. С. 43-44.
[12] Там же. С. 51.
[13] Сапрыкин Д.Л. Образовательный потенциал Российской Империи. С. 52.
[14] Сорокин П.А. Социология революции. - М.: Астрель, 2008. С. 285
[15] Сапрыкин Д.Л. Образовательный потенциал Российской Империи. С. 52.