Выступление на антиэкстремистском форуме «Укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей в свете внешних и внутренних угроз России».
В ХХ веке наша страна дважды терпела тяжелейшее поражение, приводившее к распаду государственности – крушение Российской империи в 1917-м и развал Советской империи в 1991-м. И оба раза к падению приводил внутренний раскол (хотя и поддержанный извне, конечно), разделение общества – в первый раз по социальному (классовому) признаку, хотя и с использованием национального сепаратизма окраин, во второй раз – по национальному, причем, использовался, в том числе, и фактор русского национализма, с которым заигрывал Ельцин.
В любом случае это был кризис национальной идентичности.
Сегодня единство нашего общества снова в опасности, особенно в связи с событиями на Украине. Наш Президент не раз говорил о событиях на Украине как о гражданской войне, хотя и подогреваемой извне.
Происходящее на Украине – это во многом результат распада СССР, своего рода «отложенная гражданская война» после падения Империи, которой в серьёзной форме удалось избежать сразу, хотя и были столкновения – в Москве в 1993 году, война в Чечне и другие конфликты на Кавказе, в Средней Азии и в Молдавии.
Слава Богу, война вспыхнула поздно, когда Россия уже успела внутренне подготовиться, началась консолидация общества на основе противостояния с Западом, появились идеологические указы Президента России, прежде всего Указ от 09.11.2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей».
Появилась весьма перспективная идеологическая формула, не раз уже озвученная В.В. Путиным, «Россия как самобытное государство-цивилизация».
Однако провозгласить формулу полдела, нужно наполнить её содержанием, а вот с наполнением формулы содержанием проблем пока очень много.
И одна из важнейших – проблема русской и/или российской идентичности.
В самом деле – кто такие русские? Сегодня существует, по меньшей мере, три определения этого понятия.
1. Русские – это этноним, обозначающий славянское население Российской Федерации. Такое понимание русскости сегодня, пожалуй, самое распространенное. Кстати, оно является, по сути, основой для русского национализма (в хорошем и плохом смысле этого слова). И неудивительно, что многие из тех, кто позиционировал себя как русские националисты уехали на Украину с началом СВО и воюют против своих братьев русских.
2. Русские – это триединый народ, включающий в себя три ветви: великороссов, малороссов (украинцев) и белорусов. Причем, это неразрывное триединство. Прп. Лаврентий Черниговский говорил: «Как нельзя разделить триединую Святую Троицу, так нельзя и разделить Россию, Украину и Белоруссию». Эта формула появилась еще в Российской Империи, вполне легально существовала и в сталинское время, а потом стала вытесняться. И сегодня, к сожалению, практически вышла из употребления. Потому что исчезло из научного дискурса, правового и политического пространства и даже из обыденного языка слово великороссы. В словарях пишут, что это слово устаревшее. Как, впрочем, и слово малороссы, но у него хотя бы есть пусть и не очень корректный аналог – украинцы. А вместо слова великороссы мы стали использовать термин русские, чем убили концепт русского триединства.
3. Русские – это надэтническая общность, включающая в себя всех, кто принадлежит к русской культуре и является гражданами большой России (ныне не существующей как единое государство). То есть помимо триединого русского народа в понятие русские входят и «нерусские русские» (перефразируя название книги митр. Тихона (Шевкунова) «Несвятые святые»).
Приведу два примера. Классик западной русофобии маркиз де Кюстин, побывавший в 1839 году Россию и удостоенный встречи с императором Николаем Павловичем, описал его разговор с русским Государем на балу. Царь представлял де Кюстину присутствующих, что там вот грузинский князь, а там остзейский барон, а там малороссийский казак, а там молдавский помещик. Француз спросил, а где же русские. На что получил ответ, что они и есть русские. Здесь столкнулись европейское националистическое понимание де Кюстина и имперское понимание русского Государя.
Второй пример – разговор советского вождя И.В. Сталина с маршалом П.С. Рыбалко после знаменитого тоста Сталина за русский народ. Рыбалко восхитился как мог грузин Сталин так хорошо сказать о русских, и Сталин его сразу поправил: «Я не грузин, я русский грузинского происхождения». Это совершенно имперское понимание русскости.
В самом деле, «нерусские русские» – широко распространённый феномен нашей истории. Русские полководцы – шотландец Барклай де Толли, швейцарец Лефорт, немец Миних, грузин Багратион, армянин Баграмян, поляк Рокоссовский, серб Милорадович и так далее. Русские флотоводцы – датчанин Беринг, немцы Крузенштерн и Беллинсгаузен, испанец де Рибас, серб Войнович, шотландец Грейг. Русские святые – немки Александра и Елизавета Федоровны, татары Петр Ордынский и Авраамий Болгарский, Антоний и Макарий Римлянины, вепс Александр Свирский, серб Савва Крыпецкий и несть им числа. Нерусские русские учёные, писатели, художники, музыканты…
Сегодня это число «нерусских русских», наверняка, будет пополняться, как только заработает в полную силу Указ Президента от 19.08.2024 N 702 «Об оказании гуманитарной поддержки лицам, разделяющим традиционные российские духовно-нравственные ценности». От «прелестей глобализма» в Россию побегут католики и протестанты, да и просто нравственно чуткие люди из стран Запада.
Готовы ли мы к этому идеологически? Боюсь, что пока не готовы, поскольку у нас остаётся эта путаница с пониманием, а кто такие русские.
Вот свежий пример. ФАДН опубликовала проект Указа президента и документ «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2036 года». В основополагающем документе по теме национальной политики в качестве базового используется совершенно бессодержательное понятие «многонациональный народ Российской Федерации», заимствованное из нашей «колониальной» конституции 1993 года. Синоним этого понятия является понятие российский народ.
Однако способна ли российская идентичность стать альтернативой русской идентичности? На мой взгляд, не способна, прежде всего, потому что она закрывает для нас перспективы воссоединения триединого русского народа. Никогда малороссы и белорусы не станут частью российского народа.
Если мы попытаемся заменить русскую идентичность российской, придётся отказаться от перспектив воссоединения великороссов, малороссов и белорусов в триединый русский народ. А заодно и провозгласить курс на насильственную русификацию «нерусских русских».
Поэтому первоочередной задачей для формирования общей идентичности (а это гарантия внутреннего сплочения и национальной безопасности) является возвращение в научный и экспертный дискурс, а потом в правовое и политическое пространство, и наконец в обыденный язык понятия великороссы. После чего можно будет всерьёз говорить о возвращении к концепту триединого русского народа, что призвано исключить в дальнейшем повторение войны между различными частями русского народа.
Анатолий Дмитриевич Степанов, историк, главный редактор «Русской народной линии», председатель «Русского Собрания», член Союза писателей России
2. Возможно
1. Скорректировать заголовок статьи