Съемки «Воскресения» запланированы на 2025 год, сообщает «Российская газета».
В обстоятельном интервью изданию GALA Юрий Быков, рассказав о работе над экранизацией романа (издание подчёркивает, что это первая экранизация режиссёра), довольно невнятно объяснил, чем же его заинтересовало именно это произведение: «Ну, и "Вершина", и "Воскресение" — достаточно похожи друг на друга основной мыслью. Да и в моей жизни — и в частной, и в творческой — это отображается. Видимо, так складываются звезды. Это про время собирать камни, про переосмысление длительного периода, если не всей предыдущей жизни, всей ее сознательной части. Вот так бы я сказал. И в "Воскресении" — тоже про переосмысление. В достаточно серьезном возрасте, когда ты еще не старый, но уже далеко не молодой, ты переосмысливаешь, куда ты идешь, с какими целями, что тебе действительно важно, что было сделано правильно, что было неправильно. И в "Вершине" это как будто современная история с современным героем, попавшим в экстремальные обстоятельства. Но тот же самый Нехлюдов, главный герой книги Толстого, в принципе, задает себе те же самые вопросы. Это практически два проекта на одну и ту же тему, просто в разное время и в разной фактуре. И в разном жанре. Потому что "Вершина" — это всё-таки классический триллер, а "Воскресение" — это классическая драма по мотиву литературы».
Не исключено, что режиссёра популярного у либералов «Дурака» привлёк антигосударственный пафос романа… Но это лишь предположение, которое удастся проверить, вероятно, только после выхода фильма.
«Воскресение» не так живописно, как «Война и мир» и «Анна Каренина», зато наполнено рассуждениями на общественно-политические темы. Писатель неистово обрушивается на государство, чиновничество и суд и проповедует анархизм. Но провозглашаемое им безвластие бессодержательно и иллюзорно. Из знаменитой четырёхчленки «Не согласен - критикуй, критикуешь - предлагай, предлагаешь - делай, делаешь - отвечай!» Толстым реализована только первая её часть — критика. Озлобленная критика судебной системы. О ненависти Толстого к суду писал Ленин в статье «Лев Толстой, как зеркало русской революции», отмечая беспощадную критику писателя «капиталистической эксплуатации, разоблачение правительственных насилий, комедии суда и государственного управления…» Анатолий Кони в своих «Воспоминаниях о писателях» отмечал «несочувственный взгляд» Толстого «на наше судебное дело и суровое осуждение им некоторых сторон в деятельности служителей последнего». «Воскресение», полагает великий русский правовед, «послужило впоследствии выражением такого его взгляда».
И знаменитая статья «вождя мирового пролетариата», и «Воспоминания…» Кони были опубликованы в 1908 году к 80-летию Толстого.
Ленин и Кони обратили внимание на одну особенность политической философии писателя. Толстой, критикуя государственные учреждения (в том числе суд, тюрьмы, чиновничество), ограничивается исключительно одной лишь критикой и грёзами о прекрасном анархическом будущем. Ленин критиковал Толстого за его проповедь «непротивления злу» насилием и за его неготовность призвать народ к революции, социально-политические идеи писателя казались Кони утопическими, он не соглашался с некоторыми отдельными положениями учения Толстого и сильно сомневался в «возможности их целесообразного осуществления на практике», а также находил «многое, им (Толстым. – А.Т.) проповедуемое, практически недостижимым». Так, Кони процитировал письмо Толстого, в котором выражена убеждённость в том, «как скоро признан высший нравственный закон - категорический императив Канта, - так уничтожается самый суд перед его требованиями…» Возникает вопрос, возможно ли общество без споров и конфликтов? И если суды будут упразднены, то каким образом будут разрешаться неизбежные между людьми споры?
Анархизм Толстого основан на двух ложных допущениях.
Первое ложное допущение заключается в том, что Толстой, критикуя судебную и пенитенциарную системы, игнорирует наличие реальных преступников и потерпевших в любом человеческом обществе. Складывается впечатление, что все осуждённые поголовно невиновные жертвы режима, среды, системы и т.д. и т.п. Любопытно, каким было бы мнение писателя о бурном росте интернет-мошенничества!
Второе ложное допущение зиждется на уверенности в том, что без государства (власти, судов и чиновников) непременно будет лучше. Мол, возможно общество, состоящее исключительно из хороших людей, руководствующихся во всех своих действиях категорическим императивом Канта, а угроза наступления «войны всех против всех» в случае упразднения государства надумана…
Старо предание, а верится с трудом…
«Воскресение» содержит вредные социально-политические идеи, основанные на ложных допущениях, но сам роман безвреден ввиду отсутствия в нём революционного импульса, что огорчало Ильича и что должно нас обнадеживать.
Александр Валентинович Тимофеев, адвокат
108. Ответ на 107, Vladislav:
Аналогично поступил Толстой, хулящий в своём романе Бога, Церковь, Православие недостойными его гения глупыми рассуждениями…Поэтому, полагаю, богоборчество в романе, с учётом его примитивизма, может воздействовать лишь на дураков, людей, оглуплённых «петросяновщиной», в том числе «православной петросяновщиной».
107. Ответ на 106, Тимофеев Александр :
106. Ответ на 102, Vladislav:
105. Ответ на 104, Тимофеев Александр :Да будет так!
104. Ответ на 103, С. Югов:
103. Ответ на 101, Тимофеев Александр: Знаете, по-моему это всё "об стенку горох"
Николая Второго можно обвинить лишь в том, что он правил страной на рубеже XIX-XX веков, а например, не в середине XX века, когда научно-технический прогресс привел к удешевлению строительства жилья. Во времена Николая Второго строительство массового типового жилья ещё было невозможно. Император не дожил каких-то 20-30 лет, когда техника и наука позволили решать те проблемы, которые в его время почти невозможно было решить.
Вспоминаю очень увлекательные рассказы моего бывшего коллеги, который в 60-70-х годах работал в торговом флоте. Ему приходилось посещать Италию, Испанию, Германию и другие европейские страны. Так вот: он тогда был поражен бедностью в этих странах, которые стали привлекательны для наших сограждан, любящих кивать на Запад, лишь ближе к концу 80-х. И очень это свидетельствует? О том, что политические лидеры 80-х были лучше политических лидеров 60-х? Отнюдь, нет. Это в большей мере свидетельствует об изменении параметров общества, о развитии капитализма, прорывах в науке и технике и т.д.
102. роман безвреден ввиду отсутствия в нём революционного импульса
101. Ответ на 100, учитель:
Николая Второго можно обвинить лишь в том, что он правил страной на рубеже XIX-XX веков, а например, не в середине XX века, когда научно-технический прогресс привел к удешевлению строительства жилья. Во времена Николая Второго строительство массового типового жилья ещё было невозможно. Император не дожил каких-то 20-30 лет, когда техника и наука позволили решать те проблемы, которые в его время почти невозможно было решить.
Вспоминаю очень увлекательные рассказы моего бывшего коллеги, который в 60-70-х годах работал в торговом флоте. Ему приходилось посещать Италию, Испанию, Германию и другие европейские страны. Так вот: он тогда был поражен бедностью в этих странах, которые стали привлекательны для наших сограждан, любящих кивать на Запад, лишь ближе к концу 80-х. И очень это свидетельствует? О том, что политические лидеры 80-х были лучше политических лидеров 60-х? Отнюдь, нет. Это в большей мере свидетельствует об изменении параметров общества, о развитии капитализма, прорывах в науке и технике и т.д.
100. Ответ на 99, Тимофеев Александр :
Из Ваших рассуждений усматривается игнорирование Вами историчности обстановки, конкретности исторического контекста и объективные тенденции развития общества и государства. В частности, того, что во многих странах неуклонно расширялось образование и увеличивалась доля образованных людей. И то, что с развитием медицины снизилась смертность и значительно увеличилась продолжительность жизни. А кроме того, Вы как будто не учитываете бурное развитие в XX веке, включая научно-технический прогресс.
Поэтому сравнение правления Николай Второго с правлением Ленина и тем более Сталина условно, поскольку обстановка существенно изменялась, и сравниваются не просто правления разных лидеров, но правления, отличающиеся друг от друга по своим существенным признакам и имевшие место в разном контексте.Изба - читальня , изба - школа, изба - больница. Что дала царская власть простолюдинам. Все старый Петербург заставлен дворцами , как правило на одну семьи особей дворянского рода. Простой народ работал день и ночь. А все богатства присваивали отдельные особи , даже не скажешь что люди.
99. Ответ на 98, учитель:
Из Ваших рассуждений усматривается игнорирование Вами историчности обстановки, конкретности исторического контекста и объективные тенденции развития общества и государства. В частности, того, что во многих странах неуклонно расширялось образование и увеличивалась доля образованных людей. И то, что с развитием медицины снизилась смертность и значительно увеличилась продолжительность жизни. А кроме того, Вы как будто не учитываете бурное развитие в XX веке, включая научно-технический прогресс.
Поэтому сравнение правления Николай Второго с правлением Ленина и тем более Сталина условно, поскольку обстановка существенно изменялась, и сравниваются не просто правления разных лидеров, но правления, отличающиеся друг от друга по своим существенным признакам и имевшие место в разном контексте.