Образование в Российской Империи. Царская школа
Русское образование и Император Николай II
3. Модели образования эпохи модерна
4.1. Философия, поместившая в центр мира человека, или путь от епископа к директору гимназии
4.2. Философия, поместившая в центр мира человека, или путь от епископа к директору гимназии
1.Русское образование и Император Николай II
2.1.Русское образование и Император Николай II
2.2. Русское образование и Император Николай II
3. Структура системы образования Российской Империи: «цветущая сложность»
4. Народное образование в Российской Империи
1.Православие как основа народного образование России
2.Православие как основа народного образование России
Подвижники народной школы
II
На пути к всеобщему образованию
Расцвет русской школы при Николае II
Совместные труды русского Императорского правительства, направляемых августейшею волею, и подвижников народного образования, привели к стремительному росту школьного дела в Империи, и как следствие к росту народной грамотности, по любой ее оценке. Родители в массе своей перестали бояться отправлять ребенка в школу.
Большую роль в развитии народного просвещения сыграл Именной Высочайший Указ Правительствующему сенату «Об укреплении начал веротерпимости» от 17 апреля 1905 года. Согласно Указу, с миллионов русских старообрядцев снималось клеймо «раскольники»:
«5) Установить в законе различие между вероучениями, объемлемыми ныне наименованием “раскол”, разделив их на три группы: а) старообрядческие согласия, б) сектантство и в) последователи изуверских учений, самая принадлежность к коим наказуема в уголовном порядке»[1].
Представителям первых двух групп было позволено учреждать свои школы, низшие и средние, внося лишь свои средства. До этого времени старообрядчество в России имело только две разрешенные правительством школы. Одна из них была в Риге, названная по имени основателя Гребенщиковской, другая в селе Бугровка, в 12 верстах от Нижнего Новгорода за Волгой, построенная на средства миллионера-беглопоповца Н.А. Бугрова.
Рижская Гребенщиковская старообрядческая община[2]
Остальные старообрядцы получали образование дома или в нелегальных школах. Это опять на тему достоверности переписи 1897 года.
«Старообрядческие школы по всей России начали расти после 1905 года с такой быстротой, как полевые цветы в раннюю весну»[3]. За короткое время были открыты тысячи школ, а в 1911 году Совет Министров разрешил открыть богословско-учительский Институт для подготовки кадров преподавателей. Начавшаяся мировая война помешала осуществлению этих, как и многих других мирных планов русских людей, а затем наступил 1917 год.
Но до сих пор десятилетие перед революцией сами древлеправославные зовут «золотым веком старообрядчества». В том числе и старообрядческого просвещения. И с благодарностью вспоминают Именной Высочайший Указ 17 апреля 1905 года. Старообрядцам больше не надо было скрывать свою грамотность, что также улучшило статистику грамотности Империи.
Спокойные и планомерные усилия Императора Николая Александровича, в том числе по созданию «школьных сетей» вызвали небывалый за всю историю России рост народной грамотности.
Церковно-приходская школа в Вологодской губернии
Вот что говорит «Объяснительная записка к отчету государственного контроля по исполнению государственной росписи и финансовых смет за 1911 год»:
«...В 1906 году Министерством Народного Просвещения был выработан проект введения всеобщего обучения.
Хотя закон о всеобщем обучении не издан до настоящего времени, но основные начала министерского проекта получили 3 мая 1908 года силу закона, и с этого времени начинается широкий отпуск средств на народное образование и планомерное открытие школ, имеющее своей конечной целью обеспечить доступность начального обучения для всего населения Империи.
В основание мер по введению всеобщего обучения положено взаимодействие правительства и местных организаций (земств, городских общественных управлений)»[4].
Записка оканчивается оптимистическим выводом:
«Подводя итоги всему вышеизложенному, следует сказать, что русская начальная народная школа, до весьма недавнего времени существовавшая главным образом на счет местных средств, ныне же поддерживаемая крупными отпусками из средств казны, развивается в центральных великорусских и малороссийских губерниях достаточно быстрым ходом при должном взаимодействии правительства и местных организаций, и что достижение здесь в недалеком будущем общедоступности начального обучения можно считать обеспеченным»[5].
Немного статистики
Приведем некоторые числовые данные о состоянии народной грамотности в Российской Империи. К концу 1914 года в России насчитываюсь 123 745 начальных учебных заведений, принадлежавших различным ведомствам – 80 801 ведомства МНП, 40 530 ведомства православного исповедания и 2 414 других ведомств[6].
Урок в церковно-приходской школе
По данным однодневной школьной переписи, проведенной 18 января 1911 года, начальную школу посещало 43% детей в возрасте от 8 до 11 лет[7]. В 1914 году в начальной школе училось 7.8 млн. детей той же возрастной категории[8].
В целом по России к 1 января 1914 года получало образование 9 053 399 человек[9].
«При этом данные полной школьной переписи января 1911 года и частичной переписи января 1915 года говорят о том, что на тот момент в центральных великорусских и малороссийских губерниях было обеспечено фактически полное обучение мальчиков.
Иначе обстояло дело с обучением девочек (даже в Европейской России в школах обучалось не более 50% девочек в начальных школах) и с ситуацией в губерниях с преимущественно инородческим составом населения, прежде всего в регионах Средней Азии, а также в удаленных губерниях Сибири.
Церковно-приходская школа для девочек
Тем не менее, работа по введению всеобщего обучения велась в соответствии с четко утвержденными планами.
К 1914 году, например из 441 уездного земства 15 земств полностью осуществили всеобщее обучение, 31 были близки к осуществлению, 62% земств предстояло менее 5 лет для осуществления плана, а 30% от 5 до 10 лет[10]. [Начальное народное образование 1916, 146].
Планы создания школьных сетей продолжали эффективно реализовываться вплоть до 1917 года.
Таким образом, между 1919 и 1924 годом должно было быть осуществлено всеобщее обучение всех детей Империи (в четырех или пятилетних начальных школах, с возможностью продолжения обучения в высших начальных училищах и гимназиях)»[11].
Динамику массового открытия новых школ МНП после 1905 года дает Таблица 1[12].
Таблица 1
Динамика численности начальных школ МНП и учащихся в них за 1900-1914 гг.
Годы |
Число школ |
Число учащихся (в тыс.) |
Годы |
Число школ |
Число учащихся (в тыс.) |
1900 |
36 820 |
2 592,6 |
1908 |
50 876 |
3 933,6 |
1901 |
37 579 |
2 649,8 I |
1909 |
54 726 |
4 204,9 |
1902 |
38 889 |
2 829,9 |
1910 |
59 000 |
4 541,7 |
1903 |
40 781 |
3 039,7 |
1911 |
64 279 |
4 860,3 |
1904 |
43 428 |
3 200,8 |
1912 |
69 318 |
5 155,5 |
1905 |
43 551 |
3 350,4 |
1913 |
76 416 |
5 559,7 |
1906 |
45 629 |
3 596,4 |
1914 |
80 801 |
5 942,1 |
1907 |
47 838 |
3 783,7 |
|
Как видим, с 1905 года число школ в Империи, только ведомства Министерства Народного Просвещения практически удвоилось.
Весьма наглядна также динамика грамотности новобранцев, приведенная в Таблице 2[13].
Как видим, при сохранении того темпа повышения грамотности, уже к 1920 году, грамотность призывников должна была бы составить порядка 90%. А учитывая необычайно быстрое развитие «школьных сетей», темп этот мог и должен был возрасти. Но и так 1927-1928 годы представляются предельными годами достижения всеобщей грамотности в Царской России. Так что все различные данные вполне согласуются между собою.
Таблица 2
Процент грамотности новобранцев среди призывников Российской Империи
Годы |
1875 |
1880 |
1885 |
1890 |
1896 |
1900 |
1905 |
1913 |
% неграмотных |
79 |
78 |
74 |
69 |
60 |
51 |
42 |
27 |
% грамотных |
21 |
22 |
26 |
31 |
40 |
49 |
58 |
73 |
Добавим еще, что «по летней переписи 1917 года, проведенной Временным правительством, 75% мужского населения европейской части России было грамотным»[14].
Помешала революция
Полной реализации планов всеобщего образования народов Империи помешала, как надеюсь, все понимают, отнюдь не Мировая война, во время которой даже не замедлился проект реализации программы школьных сетей, и была окончательно завершена к январю 1917 года реформа образования.
Как, заметим, в скобках, была фактически выиграна к этому времени и сама война.
Крест на всех планах и надолго, на некоторых и навсегда, поставили революционные эксперименты 1917 года, и так называемая Гражданская война, уничтожившая элиту русского общества и породившая миллионы беспризорников и лиц, оставшихся без попечения родителей.
«В 1927 году на XV съезде ВКП (б) Крупская жаловалась, что грамотность призывников в двадцать седьмом году значительно уступала грамотности призыва 1917 года. И говорила жена Ленина, что стыдно от того, что за десять лет советской власти грамотность в стране значительно убавилась»[15].
Реально побороть массовую неграмотность, которую они сами и создали, большевики смогли только после Великой Отечественной войны. Вот, что говорит по этому поводу в статье «Грамотность» Российская Педагогическая энциклопедия:
«В процессе реализации провозглашённой идеи культурной революции задача распространения грамотности решалась как за счет внешних источников, так и за счет последовательного расширения и укрепления школьной сети.
Именно последнее обстоятельство позволило в 1930 году законодательно ввести всеобщее обязательное начальное обучение в объёме 4 классов и включить всё подрастающее поколение в систему современной культуры.
В конце 1930-х годов достигнут уровень грамотности населения свыше 80%.
Ликвидация массовой неграмотности в СССР завершена после Великой Отечественной войны.
Процесс становления полной грамотности завершался в конце 1960-х и в 1970-е годы: удельный вес лиц с образованием ниже законченного начального (в том числе и лиц без образования) составлял среди населения СССР в возрасте 10 лет и старше
в 1959 − 32,9%,
в 1970 − 22,4%,
в 1979 − 11,3%»[16].
«По переписи населения 1937 года 30% женщин не умели читать по слогам и подписывать свою фамилию (таков был по переписи критерий грамотности, в отличие от более строгих критериев до 1917 года). В целом, четвертая часть населения в возрасте 10 лет и старше не умела читать, хотя говорилось о всеобщей грамотности.
В “Памятке для работы счетчика” в 1937 году было написано: “Помни, что грамотным нужно считать человека и в том случае, если он умеет только читать на каком-нибудь языке, хотя бы и очень медленно” − напомним, что до 1917 года таких людей относили к малограмотным.
В переписном листе вопрос был сформулирован так: “Грамотен ли?”.
Данные переписи были немедленно изъяты и уничтожены. Ее организаторов репрессировали»[17].
Соединяя эпохи
Таким образом, подводя итоги главы о народном образовании в Российской Империи, можно констатировать, что Николаю II за десятилетие 1906-1916 годов практически удалось решить проблему всеобщей грамотности населения России.
При этом качество именно народного начального образования было как никогда высоко, а начальная школа, особенно школа церковно-приходская, по сути, была близка по структуре обучения к традиционной русской школе еще допетровской эпохи. Недаром, Николай Александрович неоднократно говорил в кругу близких ему людей, что ему близки традиции Московской Руси.
Учитывая, что реформа и продвинутого образования была направлена, в том числе и на то, чтобы вернуть его на национальные основы, мы с очевидностью видим, что Императором была предпринята успешная попытка ликвидации в стране сложившейся до Него ситуации «два образования – две культуры».
Фактически Николай II, не афишируя по своему обыкновению свои планы, делал все от Него лично зависящее, чтобы преодолеть тот разрыв, тот раскол в сознании русского народа и общества, который произошел за два века до того. Соединить Московскую Русь и Петербургскую Империю. Создать поистине Народную монархию.
Удивительно, что никто этого до сих пор не заметил.
Народное и начальное образование Российской Империи, а также народная грамотность были рассмотрены так подробно, потому что эта тема является, пожалуй, наиболее тенденциозно и минимально конкретно освещенной как в массовом, так и в «научном» сознании.
Увидев и уяснив по мере сил, истинное положение дел в этом вопросе, перейдем теперь к рассмотрению «продвинутого» образования в Царской России.
[1] Законодательные акты переходного времени. 1904-1908 гг. – М., 2010. С. 36-37.
[2] Рижская Гребенщиковская старообрядческая община крупнейшая в мире безпоповская старообрядческая община, находящаяся в городе Риге и принадлежащая к Древлеправославной Поморской церкви. Рижская Гребенщиковская соборная моленная — крупнейший в мире Поморский храм. Он обладает 6-ярусным иконостасом, почти полностью скрытым под серебряными окладами икон. Соборная моленная с просторными хорами вмещает одновременно 4-5 тысяч человек. В 1905 году была построена колокольня в древнерусском стиле с шлемовидным куполом по проекту городского архитектора и художника А.Р. Шмелинга. Община существует и сейчас.
[3] Мельников Ф.Е. Краткая история древлеправославной (старообрядческой) Церкви. – Барнаул, 1999. С. 446.
[4] Объяснительная записка к отчету государственного контроля по исполнению государственной росписи и финансовых смет за 1911 год. – СПб., 1912. С. 186.
[5] Там же. С. 193.
[6] Крылов И.О. Начальное, среднее общее и специальное образование. //Россия 1913 год. Статистико-документальный справочник. ‒ СПб.: Институт Российской истории РАН, 1995. Глава XIV. Раздел 1.
[7] Объяснительная записка … за 1911 год. С. 187.
[8] ГАРФ. Ф. 1803. Оп. 1. Д. 34. С. 7; Образовательный потенциал Российской Империи. С. 58.
[9] Статистический ежегодник России на 1915 год. - Пг., 1916. Отд.1. С. 144.
[10] Начальное народное образование в России. Статистика. //Новый энциклопедический словарь. – Пг.: Издательское дело бывшее Брокгауз-Ефрон, 1916. Т. 28. Приложение. С. 146.
[11] Образовательный потенциал Российской Империи. С. 58.
[12] Рашин А.Г. Население России за 100 лет (1813-1913). Таблица 263. С. 315.
[13] Романов Б.С. Император, который знал свою судьбу. И Россия, которая не знала. – СПб.: БХВ-Петербург, 2012. С. 461. Таблица воспроизведена из первого издания советского энциклопедического словаря. Для наглядности мною добавлена вторая строчка с грамотными. В инете есть фотографические изображения этой таблицы из энциклопедии.
[14] Император, который знал свою судьбу. С. 474.
[15] Император, который знал свою судьбу. С. 474; Можаев Б.А. Затмение. – М.: Труд, 1995. С. 277-285.
[16] Российская педагогическая энциклопедия. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1993.
[17] Император, который знал свою судьбу. С. 475-476; Перепись населения 1937 года: вымыслы и правда. А.Г. Волков. /Перепись населения СССР 1937 года. История и материалы. //Экспресс-информация. Серия «История статистики». Вып. 3-5 (ч. II). – М., 1990. С. 6-63, 30, 88.
1.