itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Септуагинта и Вульгата-6.1

Истоки тысячелетней ненависти коллективного Запада к России

0
1714
Время на чтение 33 минут

Апология отечественных спецслужб от Аскольда до Андропова. Часть 16

Часть 1

Часть 2

Часть 3

Часть 4

Часть 4.1

Часть 5

Часть 6

Часть 7

Часть 8

Часть 9

Часть 10

Часть 11

Часть 12

Часть 13

Часть 14

Часть 15

СОДЕРЖАНИЕ

СЕПТУАГИНТА и ВУЛЬГАТА – 6

Истоки тысячелетней ненависти коллективного Запада к России

Империя сражается и богословствует

I. Империя сражается

Император Флавий Феодосий Великий

Человек он был необыкновенный

«Мы любим тебя не из любви к тебе, а из любви к себе»

Первые шаги

Из политссыльного в Императоры

Храбрость твоя сделала тебя самодержцем и заслужила тебе Империю

Император Феодосий не нуждается в оправдании!

Из любви к спорту и в защиту толерантности

Наказание виновных и покаяние «наказателя»

Готская война могла вспыхнуть вновь

«Нужно всю роту до единого человека расстрелять»

Благополучие и целостность Империи ‒ дело исключительно Императора

Ради Бога и блага Отечества

«Любил я этого мужа…»

Поворотный пункт

СЕПТУАГИНТА и ВУЛЬГАТА – 6-1

Истоки тысячелетней ненависти коллективного Запада к России

Империя сражается и богословствует

I. Империя сражается

Император Флавий Феодосий Великий

Возвращаясь к Риму времен Иеронима, повторим, что степень серьезности натиска Барбарикума на гигантский периметр границ Империи осознавалась, в какой-то, безусловно, неполной степени, только немногими лучшими представителями римской военной элиты, к числу которых принадлежал Богом дарованный Риму на его закате – император Флавий Феодосий Великий (годы правления 379-395).

Враги Римской Империи на 395 год. Мало не покажется

Человек он был необыкновенный

Даже такой нелюбитель авторитаризма как Эдвард Гиббон отметил в своем «Падении Римской Империи», что самый крутой республиканец типа Брута, лично познакомившись с Феодосием, немедленно стал бы убежденным монархистом.

Не слишком много известно о его детстве, кроме того, что родом он был из старой испанской семьи, по некоторым данным связанным родственными узами с «лучшим на все времена» императором Траяном: традицией Рима при посвящении нового императора было пожелание ему, чтобы тот же был так же хорош как Траян.

Именно Траяна ставил Феодосий как образец для себя.

Мы любим тебя не из любви к тебе, а из любви к себе»

Так как в обозримом будущем не вижу пути, на котором мы сможем пересечься с императором Траяном, ‒ единственной близкой зацепкой видится та, что он был образцом для подражания, земляком и возможным родственником Феодосия Великого: «четыре исторических автора, лучшие из современников и приближенных (Фемистий и Клавдиан), из хронографов (Марцеллин Комит) или из земляков (аль-Расис), настойчиво связывают Феодосия с Бетисом и Океаном, с Италикой, с Траяном и с domus Ulpia»[1].

Иными словами, можно считать если и недоказанным окончательно, то наиболее вероятным, что оба великих императора – уроженцы испанской провинции Бетика, и возможно, одного города Италика, недалеко от нынешней Севильи.

Провинции Римской Испании. Бетика с Севильей-Гиспалис внизу карты

Вообще, традицией испанской, да и европейской историографии было утверждение, что Италика – родина трех великих императоров: Траяна, Адриана и Феодосия. А раз так, то не могу не высказать читателю свое давнее восхищение еще одним необыкновенным человеком по имени Марк Ульпий Нерва Траян (18.09.53 ‒ 07.08.117), римским императором с 28 января 98 года.

Траян слишком известен всем, кто хоть немного знает и любит Рим: при нем Империя достигла высшей степени своего могущества. Испанский аристократ, он по-суворовски прошел путь от простого легионера до выдающегося полководца.

Был необычайно силен и вынослив и любил «экстрим», вроде плавания в шторм сам по себе, или на лодочке с веслами. До смертного часа в походах шел наравне с солдатами во главе легионов.

Можно сказать, что вот так, в походе, пóходя и ушел в вечность.

Язычник, при котором были преследования и казни христиан, и при этом существуют минимум две легенды, по которым христианские подвижники вымаливают душу императора Траяна у Господа – больно уж хороший человек был. Одним из этих подвижников, говорят, был папа Римский Григорий Великий Двоеслов[2]. И, похоже, вымолили. Говорят, опять же, что одному из двоих Господь лично ответил, что, мол, в Раю твой Траян, но все же особо с язычниками-то не приставай. Данте во всяком случае встретил Траяна в шестом круге Рая.

Траян. Реконструкция по скульптурным портретам

И Дакийскую войну Траян выиграл, и Месопотамию напоследок к Империи присоединил, и уровень жизни повысил. Даже за сельским хозяйством так следил, что во время редкого неурожая в Египте Рим снабжал свою житницу хлебом!

Казнокрады и хапуги безпощадно преследовались от Британии до Палестины.

Приводились в порядок и отстраивались города и поселки по всей Империи. Силами легионов строились дороги и водопроводы даже в Армянских горах. Не так давно в Арташате ‒ бывшей столице еще той Армении нашли латинскую «официальную» надпись на пяти плитах общей длиной восемь метров при высоте плит почти в метр, судя по титулу Траяна, от 116 года:

«Император Цезарь Нерва Траян, сын божественного Нервы, Наилучший Август Германский, Дакийский, Парфянский, великий понтифик, наделенный властью народного трибуна в 20-й раз, император в 13-й раз, консул в 6-й разЧетвертый Скифский легион соорудил». Иногда подумаешь: счастливы были страны, которые завоевывали и обустраивали римские легионы!

Но главное, что мне запомнилось, когда я еще в 1980-е годы читал у Плиния Младшего о Траяне, это то, как этот император избавил Рим от доносов и доносчиков – римской катастрофы всего первого века, начиная с Тиберия.

Доносчики в Риме были двух видов: скромные – анонимные и активные публичные, срывавшие огромные деньги на крови и несчастьях своих жертв, которых не среди бедноты искали.

Первых Траян «дезавуировал» ‒ категорически запретив обращать внимание на анонимные доносы, «как не соответствующие духу нашего времени».

А вторых, явных – попросту утопил в море, посадив на кое-как сколоченные плавсредства и предав их на волю волн под бурное ликование Рима и окрестностей: «пусть, мол, отплывают, пусть бегут от земли, опустошенной через их доносы…», ‒ писал Плиний Младший, в своем высокоримском идеализме надеясь, что такая наглядная воспитательная мера навсегда избавит Рим и мир от доносов и стукачей.

Колонна Траяна в Риме

Но в целом неудивительно, что Траяна любили практически все: от сенаторов до простых легионеров. Опять же, как писал Плиний: «Мы любим тебя не из любви к тебе, а из любви к себе».

Согласимся, что этих «мы» можно понять. Повезло ребятам!

Сам Траян сказал еще в начале своего принципата: «Я хочу быть таким императором, какого бы сам себе желал, будь я подданным». Тот редкий случай, когда желание соответствовало возможностям. Тацит назвал эпоху Траяна «счастливейшим веком».

А теперь вернемся от Траяна к его возможному родичу и земляку].

Первые шаги

До начала военной карьеры Феодосий успел получить прекрасное домашнее образование с христианским уклоном. Есть основания полагать, что семья Феодосия была христианской, причем никейской ориентации: «[Феодосий] по своим предкам был христианин и принадлежал к исповедникам единосущия»[3], и имела знакомых и друзей среди епископов.

Отец будущего императора, также Феодосий, с приставкой «Старший», лично направлял воспитание сына, дабы соединить в душе мальчика высокие знания и понимание миссии Рима «во вселенной», с понятиями верности, чести, мужества и справедливости. А также со спартанской неприхотливостью прирожденного воина.

В традициях Рима было с юных лет готовить детей из «хороших семей» к государственной деятельности любой сложности, включая обязательное участие в боевых действиях в офицерских чинах. Отметим, что Феодосий Старший сам был одним из лучших полководцев Императора Валентиниана I.

Не склонный к лишним комплиментам, историк и боевой офицер Аммиан Марцеллин характеризует Феодосия Старшего, как человека, «доблести которого в ту пору выделялись своим блеском среди других как недосягаемые»[4].

Под командой своего отца и начал свою военную службу, продолжавшуюся до смертного часа, Феодосий Младший. Первым его боевым опытом стал поход в Римскую Британию 368 года для отпора вторжению племен пиктов и скоттов. Порядок и мир были в краткий срок восстановлены, и наградой отцу стало звание «магистра конницы», близкое, как минимум, к полному генералу.

Принимает участие Феодосий Младший и в других походах отца, успешно сам поднимаясь к генеральским чинам.

В 374 году в двадцать семь лет в звании «дукса Мезии», ‒ «дукса» Гиббон переводит как «герцог», ‒ Феодосий уже командует войсками в придунайской провинции Мезия, где успешно сражается с сарматами: «и наносил им поражения во время их вторжений в наши пределы… Стекавшиеся их полчища, несмотря на храброе сопротивление, он разбил в многократных стычках так решительно, что насытил диких зверей и хищных птиц кровью множества павших»[5].

В это же время его отец спасает Империю на ее южном рубеже – подавляет мятеж в Римской Африке. И тут в судьбе отца и сына наступает черная полоса.

17 ноября 375 года скончался император Валентиниан, оставив Западную часть Империи сыну Грациану, а Восточную – брату Валенту. Юный Грациан, неплохой человек, но интересующийся в основном охотой, сразу попал под влияние делящих пирог власти советников.

И одним из таких советов стал – убрать слишком успешного и популярного полководца Феодосия Старшего. В результате человек, подвиги которого могут быть сравнимы с победами в Пунических войнах, был обвинен в измене (!) и казнен в 376 году в Карфагене.

Перед казнью Феодосий Старший принял Таинство крещения.

Но что характерно, даже злейшие враги отца и сына, не смогли найти компромат на славного своей верностью Империи Феодосия Младшего. Он был просто удален с поста командующего Дунайской Армией в свое испанское поместье, где два года вел жизнь частного лица.

Там молодой и красивый генерал Флавий Феодосий вступил в свой исключительно счастливый брак с потомком императора Адриана Элией Флавией Флациллой[6].

Из политссыльного в Императоры

9 августа 378 года произошла трагедия под Адрианополем, где молниеносная атака готской конницы решила исход сражения в пользу талантливого готского полководца Фритигерна. Восточная Империя лишилась и армии, и императора Валента.

Гибель последнего, в результате собственной глупости, трусости и неосмотрительности, можно считать скорее благом для государства. Но потеря легионов была на тот момент невосполнимой.

Победители готы дошли до Константинополя, но вдумчиво поглядев на его стены, решили, что вокруг есть много добычи полегче. Империи был дан небольшой тайм-аут, и надо отдать должное Грациану, он использовал его с толком, приняв спасительное не столько для себя, сколько для Вечного Рима решение.

19 января 379 года в императорской резиденции Сирмиум[7] в провинции Римская Паннония, примыкающей к Мезии, где до вынужденной отставки сражался с сарматами наш герой, Грациан выдвинул на «должность» цезаря-императора Восточной части Империи (с равным Грациану титулом Август) сына казненного по ложному обвинению полководца ‒ Феодосия Младшего![8] Случай, согласитесь, уникальный! Один он говорит о высочайших нравственных качествах Феодосия Великого и прежде всего о его верности.

И вообще, какая-то рождественская сказка: политический ссыльный во мгновение ока становится Императором – владыкой полумира. Под его управление перешли все восточные провинции Римской Империи ‒ Фракийская, Азиатская, Египетская, плюс ‒ в силу обстоятельств военного времени ‒ половина Иллирийской префектуры и два больших диоцеза ‒ Македонский и Дакийский.

Феодосию шел тридцать третий год.

Есть мнение, что до окончательного провозглашения Феодосия императором, Гонорий устроил ему еще одну «проверку боем», назначив начальником наличных военных сил и отправив в поход на сарматов. Феодосий не уронил славы семьи, и победа закрыла «вопрос» в глазах скептиков, которые теперь только на Феодосия возлагали надежду в прекращении Готской войны.

Храбрость твоя сделала тебя самодержцем и заслужила тебе Империю

Сам же Феодосий даже после своей очередной победы отнюдь не рвался в императоры, и как отмечали современники, был почти против воли облачен в императорскую мантию. И все до одного подчеркивали его военную доблесть, столь необходимую расползающейся на глазах Империи.

«Храбрость тебя сделала самодержцем, Грациан же [только] провозгласил»[9], ‒ возглашал знаменитый ритор Фемистий. И ему вторил не менее знаменитый панегирист Пакат Дрепаний: «храбрость твоя заслужила [тебе] Империю»[10].

Вот лучшая рекомендация Феодосию от его современников.

Первое время после утверждения Феодосия владыкой Востока оба императора совместно вели небольшие военные действия против готов и даже имели частичный успех. Но в начале лета 379 года Грациан предпочел отбыть на Запад, где также все было непросто, предоставив Феодосию, избравшему своею ставкой Фессалоники, самому разрешать оставленные ему в наследство проблемы.

Проблемы же были из серии практически неразрешимых. Феодосию предстояло не просто восстановить порядок в восточных провинциях, но отвоевать их обратно у готов, чувствовавших себя полными хозяевами положения[11].

И Феодосий таки отвоевал их, проявив при этом не только полководческие, но удивительные дипломатические способности, а также владение практической психологией.

Не пытаясь достичь «физически невозможной» решительной победы над многократно превосходящими силами готских войск, Феодосий чередой локальных схваток, сумел восстановить почти утерянную после Адрианополя веру римских войск в привычную непобедимость.

И об этой же несокрушимости Империи заставил задуматься самых талантливых и популярных готских вождей.

Таких, например, как Атанарих – самый крупный после смерти в 380 году победителя при Адрианополя Фридигерна готский авторитет.

«Поистине – Римский Император – земной бог, и тот самонадеянный человек, который осмеливается поднять против него свою руку, поднимает руку на самого себя» – воскликнул Атанарих под впечатлением приема, устроенного Феодосием и под стенами Константинополя, и в константинопольских дворцах.

В результате, в 382 году, как не без некоторого изумления констатируют историки, произошла сама собой добровольная капитуляция победителей – превосходящих сил готов перед обаянием Империи в лице ее Императора Феодосия, уже сейчас ставшего Великим.

Феодосий Великий

Отныне готы (во всяком случае при Феодосии) стали служить Империи на основании личной унии с Императором ‒ «другом готов», как называет Феодосия римский гот Иордан в своей «Гетике». Служили бы и дальше, но вот ума у потомков Великого императора не хватило. Но об этом, может быть, скажем далее.

Феодосию удалось – при невероятном натиске на границы Империи – сохранить, восстановить ее единство и закончить свою 48-летнююю жизнь последним императором единой неформально (!) Империи. Феодосия ставят в ряд с величайшими императорами и владыками всех времен.

И при этом – первом истинно православным императором, о чем единодушно свидетельствуют такие святые, как Григорий Богослов и Амвросий Медиоланский, вкупе с отцами Второго Вселенского собора.

Император Феодосий не нуждается в оправдании!

Единственное деяние Феодосия, которое его друзья стыдливо обходят, а враги и объективисты дружно именуют «позорным» ‒ это тотальная зачистка участников (и заодно многих просто попавших под руку) мятежа в Фессалониках 390 года.

Из любви к спорту и в защиту толерантности

Сюжет мятежа прост как дверь. Город Фессалоники был богат почти, а может быть и не почти, как Рим и Константинополь. Прошло уже десятилетие слишком мудрого и успешного правления Феодосия Великого, при котором едва ли не впервые стала осуществляться и воплощаться в жизнь та стратегия, которую Эдвард Люттвак назвал в своем труде византийской, и которая даровала Восточной Империи еще тысячелетнюю, пусть и непростую жизнь.

То, что границы Империи буквально трещат под напором варваров, и сдерживать их натиск помогают те же варварские богатыри, привлеченные на римскую сторону исключительно Императором Феодосием лично, было в таких богатых городах прочно забыто. Жизнь казалась веселой и устойчивой.

Большинство населения в таких центрах составляли те, которых по латыни именуют «плебс», по-гречески «охлос», а по-русски даже и не знаю – «быдло» что ли – разной степени образованности, но одного примерно уровня духовности. Радость и веселие жизни, за неимением газет и айфонов, «охлос» понимал в «чувственных наслаждениях» еды и пьянства, а также в зрелищах. Любимым зрелищем были гонки колесниц на стадионах-цирках.

Возницы победители в гонках становились «народными героями», как нынешние высокооплачиваемые герои стадионов.

Понятно, что этим кумирам легко прощался христианским населением такой модный в наше время пустяк, как нетрадиционная ориентация.

И надо же, как раз накануне каких-то важных скачек, командующий готским гарнизоном Фессалоник генерал Ботерих, с его чистой германской душой, еще неиспорченной толерантностью, приказал посадить в тюрьму самого модного возницу за его слишком педофильные (в сочетании с упомянутой ориентацией) наклонности. И отказался выпустить, несмотря на многогласные требования болельщиков.

На беду Ботериха, большая часть его отряда сражалась на очередном фронте, а сам генерал считал ниже своего достоинства ходить по улицам своего города с охраной.

В результате он был забит камнями вместе с несколькими сослуживцами, пришедшей в ярость толпой энтузиастов конного спорта, и тела их были торжественно протащены по улицам и бульварам этого красивого приморского города.

Наказание виновных и покаяние «наказателя»

Дальнейшее «позорное» деяние Феодосия описывают так: придя де в ярость, он приказал собрать на стадион всех болельщиков и там перебить, чтобы неповадно было. Потом де, раскаявшись послал гонца с отменой приказа, но тот не поспел.

Зрителей собрали на стадион якобы на скачки, и согласно приказу Императора перебили. По разным источникам от 7 до 15 тысяч человек. Хотя есть и иные сведения о значительно меньшем числе жертв.

Характерно, что святой Амвросий Медиоланский счел чрезмерной меру наказания мятежного города, и на несколько месяцев отлучил святого Феодосия от причастия. После чего Феодосий принес публичное покаяние – впервые в истории Вечного Рима – и как бы и не в последний, – и был допущен к таинствам.

Вдобавок Феодосий издал указ, что смертные приговоры вступают в силу через месяц, что само по себе в большинстве случаев и неплохо.

Заметим в скобках, что когда другой Император ‒ святой Юстиниан Первый ‒ в 531 году во время мятежа Ника перебил в цирке-стадионе Константинополя уже 30 тысяч мятежников, то никто из епископов его к покаянию не призывал.

Готская война могла вспыхнуть вновь

А теперь посмотрим на ситуацию прямо и без сантиментов. Тем паче есть с чем сравнивать. Поставьте себя на место Феодосия. Римская вселенная претерпевает уже непреодолимый натиск того, что позже назовут Великим Переселением народов.

Ценой воинских побед, дипломатических переговоров, неизбежных уступок, Императору удалось превратить часть самых грозных на сей момент врагов-победителей – в охранителей Империи, к чему римско-греческий «охлос-плебс» был уже давно не способен.

И вот, любители клубнички и зрелищ убивают одного из вождей союзников-федератов. На самом деле реакция могла быть непредсказуема, а вернее очень предсказуема, как показала ближайшая история Рима после Феодосия. Разграбление взбунтовавшимися готами Алариха уже в 395 году Коринфа, Аргоса и Спарты, а через пятнадцать лет в 410 году самого Рима.

«Жители Фессалоникмогли развязать новую Готскую войну, и еще вопрос, кто вышел бы из нее победителем»[12].

Тот же Гиббон, автор из числа тех, для кого реакция Феодосия «позорна», признает, что убийцы генерала Ботериха и его коллег достойны смерти. Но по мнению Гиббона после установления конкретных личностей и правового процесса. Знаем, проходили.

«Нужно всю роту до единого человека расстрелять»

Вспоминается сюжет из воспоминаний контр-адмирала Симеона Симеоновича Фабрицкого, как вот таким выборочно-правовым образом подавляли мятежи уже в Российской Империи в 1905-1907 годах. Ему довелось быть свидетелем, когда Государю принесли документ о мятеже в каком-то полку, где бунтовщики убили офицеров. Этот случай имел место, когда Фабрицкий, как флигель-адъютант, был приглашен вместе с верным другом Царской Семьи генералом Александром Афиногеновичем Орловым на вечер к Анне Александровне Вырубовой.

«Вскоре прибыли Их Величества. Встреченные хозяйкой дома в передней, Ее Величество прошла во внутренние комнаты, а Государь вошел в гостиную, где находились мы.

Нельзя было не заметить, что Государь быть чем-то очень не то озабочен, не то огорчен. Поздоровавшись с нами, Государь сел и немедленно же поделился своим огорчением, сообщив, что получил недавно донесение, что одна из рот Брестского пехотного полка, выведенная на строевое учение, убила своих офицеров и под влиянием агитаторов имела намерение взбунтовать весь полк.

Наступила невольная пауза, так как такое печальное и неслыханное в те времена известие не могло не подействовать на нас удручающе.

Не успели мы что-либо ответить, как Государь обратился к генералу Орлову с вопросом: “Александр Афиногенович, как по-Вашему следовало бы поступить с ротой этой?”

На это генерал Орлов громким и ясным голосом ответил: “нужно всю роту до единого человека расстрелять”. Трудно было себе представить более решительный ответ.

[Генерал-майор Орлов, командир лейб-гвардии Уланского Её Величества Государыни Императрицы Александры Феодоровны полка, знал, что говорил. Это был один из немногих верных Царских слуг, кто решительными действиями смог подавить революционное движение в Остзейском крае. Не останавливаясь перед самыми крутыми мерами. За что, естественно, заслужил непреходящую до сих пор ненависть всех либералов].

Государь Император подумал немного и ответил: “Да, пожалуй, вы правы”.

В действительности, конечно, было поступлено по закону, то есть назначено следствие, тянувшееся бесконечно долгое время, а за это время было много случаев убийства офицеров и бунтов в войсковых частях, чего, конечно, не было бы, если бы, ввиду особой важности преступления, было поступлено по совету генерала Орлова, как бы ни жестоко было бы такое решение»[13].

А так все дружно понеслось к февралю 1917 и далее.

Но вот двух «кровавых бань»: Феодосия в 390 году и Юстиниана в 531 году хватило на тысячелетнее стояние Восточной Империи, и предотвратило гибель уже сотен тысяч, если не миллионов, подданных Империи.

Это так – информация к размышлению. А также констатация факта, что если бы за «болотными акциями» уже в столице нашей Родины отечески наблюдал святой Император Феодосий, то скорее всего все участники подобных акций, просто укрепили бы телами гать этого самого «болота». Что несомненно бы укрепило бы державу, а может и восстановило ее в полном объеме.

Благополучие и целостность Империи дело исключительно Императора

Выскажу крамольное мнение: Амвросий в данном случае влез не в свое дело. Вот если бы тот же Феодосий, скажем, на пиру, в пылу спора прибил оппонента – здесь он, как и любой из подданных, повинен «церковному покаянию».

Но где идет речь о благополучии и целостности Империи, о недопустимости возможной войны с лучшей половиной собственной Армии, как в данном фессалоникийском случае, там мера пресечения такого развития весьма реальной ситуации – дело исключительно Императора и может быть оценена: а) по намерениям, б) по последствиям.

Лично у меня нет сомнений, что по обоим пунктам действия Феодосия Великого безупречны: намерение – благо государства, последствия – прерывание, купирование гражданской войны в зародыше. Пусть и ценой жизни нескольких тысяч ни к чему более неспособных любителей острых ощущений.

В покаянии, разумеется, нуждается каждый христианин в любую секунду своего бытия. Но в список грехов Феодосия его реакция на мятеж в Фессалониках никак не попадает, и для христианской Империи она была вполне благотворна.

Ради Бога и блага Отечества

Иногда сравнивают (как плюсы с минусом в правлении Феодосия) его же реакцию на мятеж в Антиохии в 387 году, где он всех помиловал, и в Фессалониках в 390 году с известными нам последствиями.

Так ведь думать надо!

В Антиохии мятеж вылился в снос и разбитие статуй Императора, его покойной жены и детей, и такое же позорное волочение статуй по улицам, как три года спустя волокли в Фессалониках тело Ботериха со товарищи. Отметим, что даже за снос статуй, современники ожидали самого сурового наказания, считая его вполне заслуженным.

И действительно, вначале Феодосий, разгневанный особенно за оскорбление памяти любимой жены – приказал лишить Антиохию всех столичных привилегий, зачинщиков сенаторов ‒ в кутузку с конфискацией и т.п.

Но слезные мольбы епископа Флавиана, и вразумление антиохийцев проповедями Иоанна Златоуста «О статуях» подвигли Феодосия сменить гнев на милость со словами: «Если Господь Вселенной, Который для нас сошел на землю, для нас принял зрак раба и от облагодетельствованных был распят, молился за распявших Его Отцу Небесному... то как не простить ругавшихся надо мной мне, подобному им человеку?»[14]

Налицо совершенно разные по существу выступления граждан, и такие же разные реакции святого Императора.

В Антиохии имело место личное безкровное оскорбление его самого и семьи, которое он лично и простил как христианин.

В Фессалониках было политическое убийство римско-союзного военачальника, грозившее перейти в войну с непредсказуемыми последствиями, если союзники сочтут меры Императора недостаточными.

Поэтому Антиохия-387 и Фессалоники-390 – вовсе не ортогональны, а вполне параллельны. В обоих случаях святой Император Феодосий Великий действовал ради Бога и блага Отечества.

И вторжение духовной власти во второй из этих случаев представляется в свете прошедшего и будущего, одной из первых попыток латинской церкви подмять под себя – хотя бы мягко – власть светскую.

То есть в некотором смысле можно считать, что Римская Церковь в лице Амвросия Медиоланского с духовной стороны соучаствовала в том же действе «переформатирования» Западной Евразии, материальную сторону которого осуществило Великое Переселение народов.

Недаром большинство историков видят в акте публичного покаяния Феодосия первый триумф церковной власти над светской, и зародыш будущего безконечного конфликта между папством и империями-королевствами Запада, что в конечном счете способствовало скорейшей по сравнению с Востоком дехристианизации этого Запада.

«Любил я этого мужа…»

Надо сказать, что святой Амвросий Медиоланский похоже и сам был настолько поражен смиренным принятием Феодосия церковной епитимьи, что и в надгробном слове Феодосию поставил это ему в заслугу перед Церковью:

«…Возлюбил Феодосий Господа Бога своего и потому удостоился сообщества святых.

В заключение моей речи скажу, что и я любил этого мужа милосердного, кроткого в правлении, добросердечного и смиренного, какого любит и Сам Господь, говоря: вот, на кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим.

Любил я этого мужа, который благоволил более к обличающим, нежели к прихлебателям. Который, сложив с себя царские знаки, публично в Церкви оплакивал грех свой, сотворенный по обману и хитрости других, со стонами и слезами просил прощения.

Чего простолюдины стыдятся, того не устыдился Император ‒ принес публичное покаяние, и каждый день сожалел о своем прегрешении.

Одержав славную победу, решил он до прибытия сыновей своих воздержаться от Святых тайн потому только, что в сражении неприятели его были побиты.

Полюбил я мужа, который при последнем издыхании искал меня духом, который, расставаясь с телом, пекся больше о состоянии Церквей, нежели помышлял об опасностях своих.

Любил я, признаюсь, этого мужа и потому всей душой соболезную о нем и для утешения продолжаю эту речь.

Любил и надеюсь, что Господь примет голос моления моего о благочестивой душе его…»[15].

Поворотный пункт

Подчеркнем, что реальные заслуги Феодосия перед кафолической Церковью велики, и могут быть сравнимы лишь с таковыми Константина Великого. По словам церковных историков, Константин начал христианизацию вселенской Империи, а Феодосий – завершил. Его политика изменила историю и предопределила развитие европейской цивилизации на тысячелетия вперед.

Чтобы конкретнее оценить вклад Феодосия в утверждение православия в Римской Империи, вернемся в начало 380 года, когда Феодосий смог хотя бы локально переломить ситуацию в Готской войне, остановив готский натиск на Новый Рим. Полученная передышка в войне дала возможность Императору заняться внутренними делами.

Первым из них и стала ‒ на сей раз тотальная ‒ «зачистка» арианства и объявление кафоличества-православия единственно разрешенной религией Римской Империи. Этому предшествовало крещение самого Феодосия, которое в контексте всей его судьбы, равно как и судьбы Империи, нельзя расценить иначе как чудо.

В середине января 380 года, когда он находился в Фессалониках, императора Феодосия настигла тяжелая болезнь. Следуя примеру Константина и своего собственного отца, Феодосий вверил свою судьбу Богу и решил принять Таинство крещения прежде, чем силы окончательно покинут его.

К счастью для будущих судеб православия, рядом с императором оказался епископ Асхолий, которого Амвросий Медиоланский называл «оплотом веры и святости». Перед принятием таинства Феодосий имел подробную беседу с епископом, и узнав о его «никействе», то есть православии, с великой радостью, как свидетельствуют церковные источники, 24 ноября 380 года принял от него крещение. Став таким образом первым православным императором на Востоке Империи.

«Крещение Феодосия сыграло важную роль не столько в жизни императора как отдельного члена Церкви Христовой, но и в жизни всего государства.

Это был, так сказать, поворотный пункт, который поставил Феодосия в прямые отношения к Церкви, дал ему возможность принять участие в устройстве церковных дел.

И действительно, со времени крещения Феодосий выступает в новой для себя роли – в роли верховного правителя Церкви, заботам о которой он посвящает не мало, если не больше времени, чем государству»[16].

Образ благоверного императора Феодосия Великого из монастыря Ватопед

Своим солдатским чутьем Феодосий уловил: когда враг ломится во все двери и ворота всемирной Римской усадьбы, пределы философствования на религиозной почве должны быть взяты под императорский контроль. И вся будущая история и Первого, и Второго и Третьего Рима ясно показывает «глобальную» правоту Феодосия, с некоторыми, понятными при нашей-то – от Адама – греховности, исключениями.

Продолжение следует


[1] Канто Алисия Мария. О происхождении Феодосия Великого из Бетики и о невозможности его рождения в галлецийской Кавке /Alicia M. Canto. Sobre el origen bético de Teodosio I el Grande, y su improbable nacimiento en Cauca de Gallaecia //Latomus: revue d’études latines, Vol. 65, №2, 2006, p. 388-421. © 2018 г. Перевод с испанского В.Г. Изосина.

[2] См., напр., Марнов С.Д. Лепта гонителя. /Марнов С.Д. Три лепты. – М., 2019. С. 9-73.

[3] Сократ Схоластик Церковная история. Книга V. Глава 6.

[4] Марцеллин Аммиан. Римская история. Книга XXIX, глава 5.

[5] Марцеллин Аммиан. Книга XXIX, глава 6.

[6] Канто Алисия Мария. О происхождении Феодосия Великого из Бетики.

[7] Ныне Сремска-Митровица в Сербии. Весь современный город помещается в пределах античного ипподрома.

[8] Любопытно, что история не сохранила ни одного свидетельства, как и под чьим влиянием вспомнил Гонорий о Феодосии и послал за ним. Налицо только факт прибытия изгнанника ко двору императора.

[9] Фемистий Оратор. Речь XIV. Посол к Феодосию императору. /Themistii Orationes ex codice Mediolanensi emendatae, a Guilielmo Dindorfio, Lipsiae: C. Cnobloch 1832. XIV, p. 182 d.: “ ἡ μεν ἀρετὴ σὲ ἐποίησεν αυτοκράτορα, Γρατιανòς δε ἐκήρυξε”.

[10] Пакат Дрепаний. Панегирик императору Феодосию. /Pacat. Panegyr. c. VII (XII Pan. lat.): “virtus tua meruit imperium”.

[11] Величко А.М. История Византийских императоров. От Константина Великого до Анастасия I - М.: Вече, 2015. С. 220.

[12] Величко А.М. История Византийских императоров. От Константина Великого до Анастасия I - М.: Вече, 2015. С. 228.

[13] Фабрицкий С.С. Из прошлого. Воспоминания флигель-адъютанта Государя Императора Николая II. Берлин, 1926. С. 112.

[14] Величко А.М. История Византийских императоров. От Константина Великого до Анастасия I. С. 226.

[15] Святого Отца нашего Амвросия Медиоланского слово на смерть Феодосия Великого.

[16] Чернявский Н.Ф. Император Феодосий Великий и его царствование в церковно-историческом отношении. Часть I Глава первая. Биография императора Феодосия Великого, его характеристика и значение его царствования в историко-политическом отношении. Раздел III.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Борис Галенин
К очередной годовщине Февраля
Заговоры также были. Куда же без них?
25.03.2024
К очередной годовщине Февраля
Первопричина гибели Империи – дехристианизация! Права вместо служения
22.03.2024
Неизвестное об известном
К 120-летию начала Русско-японской войны. Часть 7
17.03.2024
Неизвестное об известном
К 120-летию начала Русско-японской войны. Часть 6
07.03.2024
Царь Иван Грозный vs воеводы Андрея Курбского
Как «пятая колонна» сумела обратить победную Ливонскую «спецоперацию» в затяжную Ливонскую войну
28.02.2024
Все статьи Борис Галенин
Последние комментарии
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от наталья чистякова
28.03.2024 10:53
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Валерий
28.03.2024 10:25
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 08:25
Почему ушёл Малофеев?
Новый комментарий от С. Югов
27.03.2024 22:34
«И пускай никто нас не пугает русским национализмом!»
Новый комментарий от Русский Иван
27.03.2024 21:55
Отчего не видно новых Пушкиных?
Новый комментарий от Русский Иван
27.03.2024 21:44
Отмените шабаш!
Новый комментарий от Русский танкист
27.03.2024 20:59