Септуагинта и Вульгата-5

Истоки тысячелетней ненависти коллективного Запада к России

0
2908
Время на чтение 37 минут

Апология отечественных спецслужб от Аскольда до Андропова. Часть 15

Часть 1

Часть 2

Часть 3

Часть 4

Часть 4.1

Часть 5

Часть 6

Часть 7

Часть 8

Часть 9

Часть 10

Часть 11

Часть 12

Часть 13

Часть 14

СОДЕРЖАНИЕ

ОПЕРАЦИЯ «КРЕЩЕНИЕ РУСИ» II

СЕПТУАГИНТА и ВУЛЬГАТА - 5

Истоки тысячелетней ненависти коллективного Запада к России

Великое Переселение народов – переформатирование Евразии

Римская Империя против Барбарикума

Между двумя стенами

Миры двух времен

Для «чистоты опыта»

Великое Переселение народов и принцип дополнительности

Мир наш в основе своей ‒ иррационален

Понятию «истины» дополнительна «ясность»

Великое Переселение – причины видимые и невидимые

Создание двух «центров сил» в Европе как «высшая цель» Переселения

Хартленд ‒ сердце земли

Историческая задача России

СЕПТУАГИНТА и ВУЛЬГАТА – 5

Истоки тысячелетней ненависти коллективного Запада к России

Великое Переселение народов – переформатирование Евразии

Римская Империя против Барбарикума

Поискам блаж. Иеронимом еврейской мудрости и их последствиям, как уже знает читатель, была посвящена третья часть «Септуагинты и Вульгаты».

Собственно, в ней уже намечены основные из таких последствий, способствовавших постепенному отдалению друг от друга Западной и Восточной частей пока единой кафолической Церкви единой Римской Империи ‒ «Римской культурной вселенной», противостоящей миру Барбарикума, варварских племен, простирающемуся к северу и востоку от границы Римской Империи до Великой китайской стены.

Граница между этими мирами сформировалась где-то в конце I века н.э. Она проходила по Рейну, Дунаю и так называемому лимесу, который соединял эти две реки. Limes Romanus представлял собой укрепленную полосу с фортификационными сооружениями, вдоль которой были расквартированы войска.

В Римской Британии мир Империи был отделен от мира варваров стеной Адриана на границе с Шотландией. Шесть лет три легиона строили стену, протянувшуюся на 117 километров.

Стена Адриана. Не в память ли легионеров в Шотландии килты остались?

Вряд ли даже самые проницательные из императоров, полководцев и политиков Римской Империи в конце 4 века нашей эры представляли себе реальное положение дел на гигантском пространстве Барбарикума. Какие силы двинуты Божиим попущением или промыслом на Римский мир, никак не представлявший себе степень опасности. Частично об этом уже было рассказано в заключении 4 главы, но для ясности добавим еще несколько слов.

Римский лимес в Германии

На «Рим и мир» обрушилось Великое Перенаселение народов – феномен, растянувшийся на полтысячелетия, со II по VII век, и никогда не имевший прецедента в письменной истории ни до начала этого феномена, ни после него вплоть до наших дней. Проницательный исследователь этого феномена д.и.н. Вера Павловна Буданова выделяет в нем три волны-этапа:

Первый (II-IV вв.) – «германский», охватывает время от Маркоманнских войн (166-180 годы) до Адрианопольского сражения 9 августа 378 года.

Второй (IV-V вв.) – «гуннский», между Адрианопольским сражением и битвой на Каталаунских полях в 451 году.

Третий этап (VI-VII вв.) – «славянский», связан с передвижением в Восточной, Юго-Восточной и Центральной Европе славянских племен.

На исходе третьей волны Переселения, перемешавшего словно Небесной ложкой все краски на этнической картине на просторах Евразии, все внезапно улеглось, новые народы расселись – расселились по своим эколого-этническим нишам, в которых в массе своей пребывают поныне, ‒ менялись разве формы гражданского устройства, границы, названия. И хотя войны и далее продолжали оставаться естественным состоянием человечества, ничего подобного Великому переселению во всем его объеме Западная Евразия, она же Европа, – с тех пор не знала.

[Даже пресловутое монголо-татарское нашествие орд Чингизхана и его потомков смотрится на фоне Великого переселения неким огненным протуберанцем из недр таинственного Востока, единственный исторический смысл которого был, похоже, в выжигании язвы федератизма в будущем Московском Царстве и Российской Империи.

Лечение оказалось эффективным – на шесть столетий хватило: до 1917, а в широком смысле до 1991 года, иначе никакого Третьего Рима и близко бы не было. А так, несмотря на все предпринятые внешними и внутренними врагами меры, мы пока не окончательно стерты с лица Земли. «Прививки Чингизхана» хватило даже на подавление внутри-РФ-ского сепаратизма на рубеже текущего века.

И в этом смысле монгольское нашествие было абсолютным благом для Руси-России, ‒ жестоким лекарством, сохранившим ей жизнь. Причем совершенно неважно, имел ли место «симбиоз» Руси и Орды или было просто временное подчинение Руси сильнейшему].

Между двумя стенами

До Великого переселения и долгое время в ходе его в Европе объективно существовала «двуполярная система мира». Одним ее «полюсом» был Римский мирOrbis Romanum, или Империя, а другим – Barbaricum solum [Земля варваров], или просто Барбарикум.

В некотором приближении можно сказать, что разделение между этими мирами было «широтное»: Север – Юг.

Север – Барбарикум,

Юг – Империя.

Но вот что любопытно, хотя почему-то мало отмечается и уж тем более не подчеркивается.

В результате пятивекового Великого переселения, или Великого перемешивания, или смешения «Небесной ложкой» народов на «сковороде» Евразийских просторов, заключенных между двумя несравнимыми по длине стенами (между стеной Адриана на крайнем Западе и Великой Китайской стеной на Дальнем Востоке) ‒ в Западной Евразии, то есть в Европе произошло переформатирование двуполярной «широтной» системы мира Север-Юг на двуполярную «меридиональную» Запад – Восток.

Причем основную роль в этой трансформации сыграли германцы; а азиаты в лице, например, гуннов сыграли эпизодическую роль удара сапогом пониже спины в европейские «варварские» тылы, ускорившего этот процесс. Сам сапог в результате удара развалился и исчез.

В заключении своей работы, посвященной Великому переселению, проф. Буданова отмечает, что внешние результаты этого грандиозного многовекового действа были, на первый взгляд, из серии «овчинка выделки не стоит»:

«Основные исторические итоги этой эпохи, на первый взгляд столь богатой предзнаменованиями великого будущего, могут показаться неожиданными и даже в какой-то мере разочаровывающими.

Государственность большинства “варварских королевств” так и не сложилась… Из всех “варварских королевств”, вышедших на “старт” в начале V века, достигли “финиша” и подошли вплотную к порогу средневековой цивилизации одни лишь франки.

В ходе Великого переселения они, казалось бы, не подавали особенно больших надежд и во многих отношениях сильно уступали таким племенам как готы, лангобарды, бургунды.

Многие участники этого своеобразного марафона, как, например, гепиды или герулы, “сошли с дистанции” уже на первом этапе Переселения, так и не достигнув той общей цели, к которой, согласно бытующим в науке представлениям, должны были стремиться переселяющиеся в Империю варвары. В ходе переселения большинство германских племен растеряло почти все свои достижения, постепенно утратило свой индивидуальный исторический облик, так и не преодолев барьер, отделяющий варварство от цивилизации.

“Королевство”, а впоследствии “империя” франков – это общее детище той части Барбарикума, которая относилась к германскому племенному сообществу. Образование и проявившаяся жизнеспособность “королевства” франков являются своеобразным итогом большого исторического пути, пройденного западногерманским племенным миром за сотни лет.

Однако внимательный взгляд историка, проникая за череду войн, набегов, расселений и смен властителей, может заметить и начало более глубинного процесса.

Вновь в Европе формируется “двуполярная система мира. Но теперь на одном [западном] полюсе Постбарбарикум” – германские племена, консолидирующиеся в рамках франкского королевства, на другом [восточном полюсе]Второй Рим” – византийская цивилизация ромеев.

Их взаимодействие определит многие дальнейшие события в истории Европы»[1].

Таким образом, повторим, единственным содержательным результатом многовекового движения народов, стало переформатирование «двуполярной системы мира» в Европе с широтной Север-Юг, на меридиональную – Запад-Восток.

Причем разделение между этими двумя новыми «полюсами» удивительным образом совпало с линией, вернее – полосой разделения между Западной и Восточной Римскими Империями, обозначенной впервые еще императором Диоклетианом, а сто лет спустя утвержденной Феодосием Великим, ‒ смотрите соответствующие карты в главе 4 и в дополнение к ним две, приведенные ниже. К сожалению, более качественных карт Великого Переселения в открытом доступе нет, видимо считаются военной тайной.

Единственно, следует добавить в подписях к этим картам, что линия-полоса раздела совпадает, также в некотором приближении, с нулевой изотермой января, отделяющей, по Льву Гумилеву, Западную Европу от собственно Евразии, и можно сказать, Западный Рим от Восточного, то есть от России в ее полном естественном «объеме». В различные исторические периоды эта полоса могла находиться, условно говоря, между Днепром и Вислой или между Неманом и Одером.

Миры двух времен

Франкское королевство, а затем Империя Карла Великого и ее «производные» стали своего рода «варварским аналогом» Западной Римской Империи, с «интеллектуально-духовном» центром в папском Риме с его линейным литургическим временем будущего «прогресса». Идея этого «прогресса» и вошла в западноевропейские мозги и умы через латинскую литургию с ее «не будет конца» ‒ «non erit finis».

Другими словами, Великое переселение народов разделило Европу на мир христианства западного «католико-протестантского» и мир христианства «восточно-православного».

Мир «линейного времени прогресса» с его поиском все лучших – по человеческому разумению ‒ форм государственного устроения, приведшему в конце концов через невитальный папоцезаристский[2] проект Церкви-Империи к миру, отсекшему Церковь от всех сфер государственного бытия, а в сегодняшнем постмодерне демонстративно извергающим из себя и отрицающим ‒ даже законодательно ‒ элементарные христианские нормы на всех уровнях, начиная от семейного.

И мир «вечного литургического времени» Восточного Православного Царства ‒ Империи-Церкви, смыслом историософского предназначения которой стало «взращивание Православия» и «наложение закона Церкви на государство, известном отождествлении задач Церкви и государства, воцерковления человека»[3]. Отрицая построение «земного рая» на непреображенной земле, Православная Церковь относится вполне положительно к созданию государством оптимальных условий для спасения душ большинства верноподданных, насколько это в силах земной власти.

К числу таких условий относится «симфония властей», которая посильно была реализована в Империи Второго Рима, а затем и Третьего Рима, с понятными отклонениями от идеала, как и все остальное на земле.

«Симфония властей» или просто «симфония» (от греч. συμφωνία ‒ «созвучие», «согласие») ‒ православный принцип-идеал взаимоотношений между Церковью и Обществом, заключающийся в том, что церковь и общество и, в частности, светская и церковная власти, в идеале находятся в состоянии согласия ‒ гармонии, и сотрудничества ‒ синергии, по аналогии с Божественной и человеческой волями Христа. И как две воли Христа должны взаимодействовать «нераздельно и неслиянно». Истоки «симфонии» были заложены еще Константином Великим, но окончательно сформулированы императором Юстинианом I в 6-й Новелле Кодекса Юстиниана[4].

[Поскольку «довлеет дневи злоба его», нельзя не отметить, что относительная неудача в утверждении принципа «симфонии властей», как в Ромее, так и в России, была вызвана и тем, что в паре Власть-Церковь не хватало третьей составляющей, третьей опоры, поддерживающей равновесие и устойчивость системы. Эта третья опора должна была, видимо, формироваться в обществе и обладать какими-то полномочиями, позволяющими влиять на состояние системы. Такую опору в Московском Царстве пытался создать Иван Грозный в лице Земских соборов.

И есть очень серьезные основания считать, что именно эта опора спасла Россию в Смуту 1604-1613 годов. Дело в том – малоизвестном ‒ факте, что никогда, ни до, ни после Ивана Васильевича, не пользовалась Земская Русь такой свободой и независимостью, не была столь богатой, как при Грозном.

Именно эта вольная и преданная всею душей Самодержавию Русь, жестоко обманутая самозванцами, и спасла страну в Смутное время. Как писал в своем труде «Земское дело в смутное время» историк-славянофил Павел Дмитриевич Голохвастов:

«Иоанн Грозный дал северо-востоку Земскую автономию... и когда воцарился Владислав, Земская изба, великолепно устроенная, с подоходным налогом, кадастром, денежными раскладками, богатая, независимая и верная Самодержавию, сговорилась по волостям и городам, двинула вперед Минина и покончила с поляками и ворами, выведя, как матка, династию Романовых и крепя их долго Земскими соборами»[5].

Таким образом, Иван Васильевич и посмертно смог спасти свою державу от гибели, мудро созданными им механизмами самоуправления. Прекрасно функционировавшими, оказывается в условиях так называемой тирании[6]. И одной из ошибок Власти стала, совпавшая по времени с Расколом, практическая ликвидация системы Земских соборов. Как показала наша дальнейшая история, на трех опорах Россия стояла тверже.

Вариант «симфонии властей» в нынешней России видится в «тройственном» союзе «Власть-Церковь-Общество», где под «Обществом» понимается единение всех патриотических сил, включая и часть не верующих, но ощущающих «нутром» важность сохранения миссии России как православной цивилизации, удерживающей силы зла. Именно идея служения Отечеству объединит совокупность таких людей и составит третью опору «симфонии властей»].

Если Восточная Римская, она же Священная Римская Империя – Ромея-Византия, осталась «наследницей» всей античной «средиземно-средиземноморской» и «перво-христианской» культуры, то новая «Западная Римская Империя», в форме ли Франкского королевства, Империи Карла Великого или возникших на ее пространстве наборе «нео-европейских» государств, ‒ была на момент своего «сотворения» с точки зрения культуры «чистым листом», текст на котором более семисот лет писала властная рука Римских пап, оставшихся без строгого присмотра Римских императоров.

Для «чистоты опыта»

Очень похоже, что основным результатом Переселения стало создание условий «чистоты опыта» по развитию двух вариантов «кафолической» в основе христианской цивилизации с различным «ощущением» времени и различным пониманием «симфонии» духовных и светских властей.

Процесс «культурно-цивилизационного» развития этих вариантов в историческом времени видится на сегодня таковым:

Запад: до «протестантской революции» ‒ развитие форм «научного рационального мышления» в «схоластических» университетах, а с протестантизмом ‒ развитие собственно науки, и как производных от нее – технологии и промышленности вплоть до середины XX века, а с некоторыми оговорками ‒ до начала века XXI, когда основа наук – теоретическая физика зашла в принципиальный тупик. Остались только «технологии», очевидные достижения которых пока еще удается выдавать за достижения научные. А «бизнес» промышленный – по балансу сил перешел в бизнес виртуально-банковский.

То есть «прогрессивное развитие» с постепенным убиранием Бога на периферию сознания дошло до своего принципиального тупика, грозящего в обозримом времени перейти в «прогрессивный паралич», как, собственно, и предсказывал Владимир Соловьев еще в «Трех разговорах».

Причем сказанное либо не осознается «хозяевами мировой игры», либо скрывается ими.

Восток: углубленное понимание цели и смысла жизни и цели Творения нашего «эона». Для личности этот смысл – «обóжение» ‒ очищение «сферы» нашей души от нароста грехов, дающее возможность вхождения в Царство Небесное. [Лейтмотив, ‒ мейнстрим, как любят говорить сейчас, ‒ богословия Востока ‒ вера во внутреннюю динамику человеческой природы, дарованную ей Христом способность обóжиться, достигнуть «божественного подобия». В этом оно кардинально отличается от «томистского» богословия Запада, в котором человеческая природа считается статичной и автономной сущностью, не способной к действительному общению с Богом в этом мире, а потому человеку следует не морочить себе голову проблемами Богообщения, а заниматься конкретными вопросами устройства своего земного бытия].

Для человечества смысл истории ‒ отбор необходимого числа кандидатов в Царство Небесное, Небесный Иерусалим, описанный в 21 главе Откровения Иоанна. «Осознание» этих целей и задач отнюдь не закончено до сего дня. [При этом для простого выживания нам – «православному Востоку» ‒ необходимо «сиюминутно» пребывать на пике всей оставшейся мировой науки и технологии, особенной военной. Покой уже нам и не снится].

Свое понимание-ощущение «вечного литургического времени» Второй Рим передал по наследству нам ‒ Руси-России – Третьему Риму. До середины XVII века понимание это свято берегла наша литургия.

Но «остаточное» ощущение тленности земного времени и реальность вечности все же, кажется мне, сохраняется в русском сознании и сейчас ‒ через наши «авось», «небось» и «ничего», которые такой серьезный человек, как Бисмарк, считал основой русской непобедимости.

Необходимо учитывать тот факт, что Третий Рим восприял от Второго Рима «духовную миссию» хранения православия, но по многим причинам не смог унаследовать «ромейскую» культуру во всей полноте, почему многие объективно необходимые элементы культуры нам пришлось воспринимать в западном варианте, например, систему образования[7]. Не говоря уж о том, что Раскол едва не погубил вообще всю культуру до-раскольной Руси. Но это уже другая тема.

Важно понимать и помнить, что еще далеко не до конца раскрыто и понято многое из того, что что сказал нам в Откровении Господь и посильно объяснили святые отцы.

Великое Переселение народов и принцип дополнительности

Мир наш в основе своей иррационален

Истины Православия за прошедшие столетия стали во многом нагляднее благодаря в том числе научным достижениям, очевидным образом показывающие непредвзятому взгляду «руку Господа», как в творении физического мира – «из ничего», так и в значительно более приближенных к нам вполне земных вещах, даже таких конкретных вроде бы, как политика.

Уже представители как гуманитарных, так и точных наук признают необходимость использования в познании принципа дополнительности, впервые сформулированного Нильсом Бором в 1927 году для описания «поведения» так называемых элементарных частиц.

[Принцип дополнительности в квантовой физике «количественно» выражен соотношением неопределенностей Гейзенберга для сопряженных наблюдаемых (например, координаты частицы и ее импульса) x и p:

Δx * Δp ³ ħ,

где ħ ‒ приведенная постоянная Планка[8], т.е. произведение неопределенностей координаты и импульса не может быть меньше постоянной Планка].

Дело в том, что в лице этих объектов физика дошла до некоей сущности, которой мы научились пользоваться, но не можем себе представить – о непредставимости ее говорят нобелевские лауреаты. Дополнительность применительно ко «всем известному» электрону означает, что тот ведет себя в определенных условиях то, как частица, ‒ нечто, занимающее какое-то место и положение в пространстве, которые могут быть локализованы, то, как волна, «растянутая» по самому своему определению «от минус до плюс безконечности».

Словами самого Бора: «Термин “дополнительность” подчеркивает то обстоятельство, что в противоречащих друг другу явлениях мы имеем дело с различными, но одинаково существенными аспектами единого комплекса сведений об объекте».

Своеобразие отношения «дополнительности» согласуется с тем, что дополнительные друг по отношению к другу данные могут быть получены лишь при разных условиях опыта:

«Этот пункт логически важен, так как только то обстоятельство, что мы стоим перед выбором или следить за траекторией частицы, или же наблюдать интерференцию, позволяет нам избежать парадоксального вывода о том, что поведение электрона или фотона должно зависеть от наличия в экране щели, сквозь которую он заведомо не проходил.

Мы имеем здесь типичный пример того, как дополнительные явления протекают при взаимно исключающих друг друга экспериментальных условиях»[9].

Но самое-то интересное, что образы частицы и волны используются для описания объекта, не являющегося ни частицей, ни волной, ни даже их симбиозом. Эти взаимно исключающие друг друга образы используются как «взаимно дополняющие», «адекватно» отражающие разные стороны объективной реальности, называемой микрообъектом.

Это на тему, может ли в принципе человек понять мироздание адекватно. Так что жалующимся на то, что никак не могут представить себе Бога, можно в качестве первого облегченного «упражнения» предложить попытаться представить себе тот же электрон, или квант света – фотон. Потом уже будет легче. Заодно Нобелевская премия по ходу обезпечена, если смогут свое «представление» сколько-нибудь наглядно изложить.

А если по существу и без шуток, принцип дополнительности и соотношение неопределенностей, попросту отражают тот безусловный факт, что мир наш в самой своей глубинной основе иррационален и по самому своему устроению не может быть описан в рамках чисто логического дискурса и детерминизма.

Тем не менее, признание и применение принципа дополнительности, ‒ сначала к микроструктуре мира, ‒ позволило создать вкупе с иной «квантовой кулинарией» все чудеса нынешней цивилизации вплоть до любимых даже домохозяйками айфонов, или как их там.

Понятию «истины» дополнительна «ясность»

Распространение же этого принципа на иные области знания, начало чему положил сам Нильс Бор, также оказалось весьма плодотворным. Выяснилось, что во всем, что нас окружает, и в том, что находится внутри нас, есть как рациональная, так и иррациональная сторона, а цельное знание, о чем бы то ни было, дает лишь совокупный учет этих взаимоисключающих «на вид» сторон бытия.

В истории это «раздвоение», а по-научному «дихотомия», принимает вид.

Рациональноепричинность, иными словами, логический дискурс – настоящее полностью определяется предыдущим. Причина здесь однозначно предшествует следствию.

Иррациональноецелеполагание и смыслополагание ‒ вера в то, что настоящее определяется общей целью и смыслом исторического процесса, ‒ для нас христиан ‒ Божиим Промыслом.

Иначе говоря, наше настоящее зависит не только и не столько от того, как «легли фишки» наших предыдущих действий и стараний, а от конечной цели, ‒ скажем, спасения души нашей.

То есть истинная причина лежит здесь за видимым следствием, а значит, наличествует влияние будущего на прошлое.

Сказанное справедливо как для отдельного человека, так и для народов и всего человечества.

Целеполагание и смыслополагание дают нам возможность ощутить и осознать смысл истории в рамках Божественного Домостроительства.

При этом надо четко понимать, что рациональная часть исторического процесса – познается использованием источников и артефактов; а иррациональная – христианами воспринимается, как религиозный факт, факт Промысла, в рамках ‒ данной нам в Откровении ‒ общей христианской «схемы» всемирной истории от сотворения мира, через воплощение и воскресение Христово к Его второму Пришествию и, соответственно, к концу этого мира.

Очевидно, что в историческом процессе решающей является именно «иррациональная» его составляющая, поскольку «Бог поругаем не бывает» и поставленную при сотворении мира цель заведомо достигнет. А «рациональная» сторона – однозначно необходимое изучение и осмысление источников – служит, в конечном итоге, нашему пониманию того, что на самом деле стоит за известными историческими фактами, ‒ в чем заключается «высший смысл» произошедшего, и как в конкретном случае этот «высший смысл» был Божественным провидением реализован.

Но при этом чрезмерно увлекаться изучением всех и всяческих источников не стоит. Соотношение неопределенности в своем «историческом варианте» показывает, что при увеличении числа источников о событии, понимание смысла его стремится к нулю.

Любопытно, что Нильс Бор на вопрос:

«Что дополнительно понятию истины?», ответил: «Ясность».

Великое Переселение – причины видимые и невидимые

Как отметил в своей работе доктор политических наук Вадим Александрович Семенов, Великое переселение дает нам наглядный пример реализации «принципа дополнительности» в истории. Перечислив все «стандартные» объяснения этого переселения – от изменения климата до «пассионарного толчка» Льва Гумилева, он констатирует, что «убедительного ответа на вопрос о причинах Великого переселения нет.

Есть видимые причины, зафиксированные историками и рационально объясняющие этот исторический феномен, но вместе с тем не отвечающие на все возникающие вопросы. Это и заставляет исследователей искать на эти вопросы иные ответы.

Не случайно д.и.н. В.П. Буданова, глубоко разбирающаяся в этой проблеме, пишет:

“И сегодня, когда на смену классической картине мира приходит диалогическое мировидение, опирающееся на синергетическую парадигму, согласно которой мир принципиально вариативен, существуют различные системы отсчета, одна причина может порождать множество путей развития, сущность явления, исходя из принципа дополнительности, может быть раскрыта несколькими равноправными моделями …”.

Здесь подразумевается, что если не ограничиваться рассмотрением Великого переселения как относительно локального события в мировой истории, а постараться оценить его значение в целом по отношению к историческому процессу, то появляется возможность использования иных парадигм на основе принципа дополнительности, подразумевающего, в том числе, “взаимодействие рациональных и иррациональных форм познания мира видимого и невидимого”[10].

Привлечение в исследовательской деятельности иррациональных подходов вызвано рядом факторов. Применительно к изучению истории человечества дело не только и не столько в отсутствии достоверных источников, сколько в том, что и при наличии их, используя лишь рациональные подходы, оказывается невозможным дать однозначный ответ на причины возникновения того или иного исторического процесса.

Между тем, подходы сверхрациональные или иррациональные, отталкиваясь от идеи Божественного вмешательства в земные дела, все же дают возможность “внутренне понятного” объяснения изучаемому явлению. Причем это относится не только к историческим событиям, но и к другим областям гуманитарного знания, например, к изучению политики.

Так, в политологии для выявления природы и сущности ее была привлечена теологическая парадигма, поскольку натуралистическая и социоцентрическая парадигмы не давали ответа на этот вопрос. Причина этого заключается в следующем. “По существу история политики предусматривала определенную неподвластность человеку многих политических связей и отношений, которую теологи связывали с невидимым влиянием Божества.

Даже мыслители, совершенно иначе трактовавшие природу политики и власти, также отмечали наличие какой-то необъяснимой загадки, тайны человеческого существования в этой сфере, вечной недосказанности, недоговоренности в действиях реализующего здесь свои интересы человека.

Как можно заметить, в основе такого подхода лежат не присущие научному знанию логические и рациональные подходы, но принципы веры, необъяснимой с точки зрения разума убежденности в потусторонних источниках творения мира.

В современных условиях в основном лишь философы-богословы исповедуют подобные постулаты, однако надо признать, что данная парадигма зафиксировала некоторые важные характеристики феномена политики.

Ряд ученых полагают, что, не получив сегодня широкого распространения в интеллектуальной среде в силу своей чувственной и потусторонней заостренности, этот подход сможет проявить себя на следующих ступенях развития научного знания, накопления новых данных о строении мира”[11].

Здесь, помимо сказанного о возможности и значимости теологической парадигмы, как сегодня и, тем более в перспективе, относительно изучения природы политики, примечательно то, что данное мнение, высказанное в рамках учебника, вошло в программу обучения.

Великое переселение народов является процессом геополитическим, то есть имеющим непосредственное отношение к феномену политики, где присутствуют, как и в целом в политике, свои “необъяснимые загадки, тайны человеческого существования в этой сфере, вечные недосказанности, недоговоренности в действиях реализующего здесь свои интересы человека”, позволяющие применять не только рациональный, но и иррациональный подход, то есть богословский.

В рамках его та же идея “пассионарного толчка”, сорвавшего с места народы, мало убедительная с рациональной точки зрения, выглядит как результат Божьего промысла в их судьбе.

Создание двух «центров сил» в Европе как «высшая цель» Переселения

Загадкой остается конечная цель Божьего замысла о Великом Переселении.

Опираясь на выводы проф. В.П. Будановой о воссоздании в результате Великого переселения народов “двуполярной системы мира” в Европе в новой конфигурации, можно высказать осторожное предположение, что этот замысел просматривается в создании двух геополитических и духовныхцентров сил” в Европе, взаимодействие между которыми и определяет судьбы Европы и мира до сего дня.

Мировоззренческая и духовная разница между этими “центрами сил” заключается в разном понимании ими смысла жизни и, соответственно, в стереотипах поведения, противоположных друг другу. С обозначенных позиций результаты Великого переселения народов можно разделить на два периода.

Первый этап заканчивается формированием “двуполярной системой мира” с достаточно четко обозначенными географическими границами.

Смысл и содержание второго периода заключается в поиске и выработке духовными и светскими лидерами “варварского аналога” Западной Римской империи в лице Франкского королевства, а затем Империи Карла Великого духовного стержня для своего геополитического образования ‒ антипода православию.

Духовный антагонизм между Западом и Востоком сохраняется и сейчас»[12].

Сказанное проф. Семеновым напомнило мне слова прот. Валентина Свенцицкого из его Диалога девятого «О прогрессе и конце мировой истории»:

«Исторический процесс – это, с одной стороны, созидающееся Царство Христово – святая Церковь, а с другой – созидающееся царство антихриста… Смысл всех мировых изменений лежит в процессе моральной дифференциации, которая окончательно отделит царство Христово от царства антихриста. … Христианское учение понимает исторический процесс … как постепенное внутреннее самоопределение добра и зла».

Похоже, что свою лепту в это самоопределение внесло и Великое переселение народов.

Надеюсь, читателю очевидно, что разделение царства Христа от царства антихриста не сводится к чисто политико-географическим феноменам, поскольку «Царство Божие внутрь вас есть», но учитывать геополитические реалии тоже стоит.

Хартленд ‒ сердце земли

Одним из геополитических результатов Великого Переселения народов стало преобразование географического пространства, ограниченного с Запада стеной Адриана, а с Востока ‒ Великой Китайской стеной. С окончанием Переселения оно оказалось фактически разделенным по условной нулевой изотерме января.

«Слева» от этой изотермы возникло пространство, именуемое «Западным миром» романо-германских племен ‒ до недавнего времени бывшее духовно католико-протестантским.

Ныне же пропитанное духом толерастно-либеральным или вообще непонятно каким, но в любом случае из тех, при наличии хотя бы нескольких молекул которых в нормальной атмосфере тургеневские барышни прижимали надушенные платочки к своим аристократическим носикам, так что задача создания непроницаемого фильтра против проникновения такого рода молекул в нашу атмосферу остается всегда актуальной, сейчас в особенности.

А «справа» ‒ вначале пространство ромейско-греко-славянского мира, а ныне преимущественно русско-славянского, которое условно можно назвать «территорией православия» на земле. Значимость этого пространства исторически неуклонно повышалась по мере его освоения Русским государством, Российской Империей, Советским Союзом, а ныне Россией ‒ РФ.

Окончательно его роль осозналась в конце ХIХ – начале ХХ века, и в концепции Дж. Маккиндера получило название «Хартленд» (сердце земли – срединная земля) со следующими уточняющими характеристиками: «географическая ось истории» и «великая природная крепость» людей суши.

Значение Хартленда для судеб мира определила историческую задачу «хозяев» западной цивилизации: овладение этим пространством для установления окончательного контроля над землей.

Историческая задача России

Территориально-географическая значимость Хартленда очевидна, но она коррелируется также с его мистической, духовной ролью как удерживающей силы в противостоянии между Западом и Востоком, в противостоянии между добром и злом в их православном понимании.

Беда в том, что метастазы западного «либеразма» пронизывают сейчас «тело Востока», и течение и исход болезни сегодня непредсказуемы.

Поэтому осознание «высшей» причины Великого Переселения, как реализации замысла Божия о переформатировании «римской христианской ойкумены», с сохранением и расширением «на Востоке» пространства православия, хранимого «удерживающим» ‒ последним «Римским царством», столь важно для понимания нашей исторической задачи, очевидно поставленной нам Провидением.

Если во «всемирной» Римской Империи Рима Первого христианство зародилось и «самоосозналось» трудами святых отцов ‒ от апостолов до отцов-каппадокийцев и стало «мировой религией» трудами святых православных императоров от Константина Великого,

а в Восточной Римской Империи Второго Рима, оно обрело окончательное православное понимание задачи личного спасения через обóжение, и государственной задачи – через создание оптимальных условий для «спасения душ» верноподданных, ‒ через «синергию» «божественных трудов» Дионисия Ареопагита, Максима Исповедника, Иоанна Дамаскина, Симеона Нового Богослова, Григория Паламы и их сподвижников, и ратных трудов святых императоров, хранивших почти тысячелетие «территорию православия» против всего мира,

то в Хартленде-Сердце мира ‒ в Российской Империи Третьего Рима ‒ воспринятое нами от Второго Рима Православие с его пониманием смысла мирового и личного бытия, должно быть хранимо до встречи с Вечностью при Втором Пришествии в своей полноте и чистоте, не исключающих еще более полного осознания истины Православия пред вызовами современности.

Решение этой имперской исторической задачи России видится во всемерном содействии Божиему замыслу на уровне и самого государства, и каждого из его граждан.

Отсюда «автоматически» воспоследуют решения частных задач, таких как создание системы образования, оптимальным образом соответствующей миссии России, конфигурация вооруженных сил, органов государственной безопасности, политических институтов, в той или иной степени основанных на принципе «симфонии властей», и всего прочего.

Но главное, постановка и решение такой Русского масштаба задачи могли бы придать смысл существования и нынешнему и грядущим поколениям нашей страны, и вернуть России временно утраченное ей значение мирового лидера, ‒ властителя не только дел, но и дум всех недооцифрованных до конца сынов Адама.

Невредно также понять и запомнить, что отход «Римской Империи» от ее заданного ей Богом целеполагания, судя по историческим примерам, наказывается жестко. Так, Флорентийская уния, предавшая Православие, стала смертным приговором Ромее, приведенным в исполнение турками весной 1453 года. История Второго Рима закончилась.

В 1991 году государство Российское второй раз за столетие сбросило с себя «легкое бремя» защиты Православия и своей «светскостью» сознательно отказалось от имперской воли и имперских обязанностей, в лице тогдашнего «гаранта» торжественно пообещав «кому надо», что «Россия никогда не будет больше империей». И это одно из немногих обещаний наших властей, которое пока соблюдается неукоснительно.

Но для России переход в режим «как все» ‒ «демократического государства» с «суверенной личностью» и приоритетом «общечеловеческих ценностей» есть очевидное предательство Традиции и целеполагания государственного бытия.

Приговор за предательство может быть только один. Пока милостью Божией, за молитвы нашей Русской Православной Церкви и верных ее, он отложен.

Единственное утешение – Четвертому Риму не быть: принять, сохранить и продолжить имперский подвиг Ромейской и Российской империй никому из нынешних не под силу.

Так что на сей раз вслед за окончательной гибелью Третьего Рима, ‒ при невозвращении его к своему историческому целеполаганию, ‒ врагам его недолго радоваться.

Продолжение следует


[1] Буданова В.П. Великое переселение народов. /Учебное пособие для учителей, преподавателей высшей школы, аспирантов и студентов. – М: РАН, Институт всеобщей истории, б.г. С. 86. Есть в инете.

[2] Папоцезаризм, или папокесаризм (от лат. papa ‒ «папа» и лат. caesar ‒ «цезарь») ‒ экклезиологический термин, введенный в историографию с XIX века для обозначения таких отношений между церковью и обществом, включая императорскую, королевскую, царскую власть, при которых духовное лицо, первый церковный иерарх ‒ чаще всего Папа Римский, ‒ сосредоточивает в своих руках как светскую, так и духовную власть.

[3] Величко А.М. История Византийских императоров. От Константина Великого до Анастасия I. – М.: Вече, 2015. С. 9; Володин Э.Ф. Византийский дар. Наследие Византийской империи.

[4] См., напр.: Мигунова Т.Л., Романовская Л.Р. «Симфония властей» как принцип взаимоотношений между Церковью и Государством. /Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2013, № 3 (2), с. 147-150.

[5] Цит. по Павлов Н.А. Его Величество Государь Николай II. //Павлов Н.А. Его Величество Государь Николай II; Попов А.В. Патриарх Тихон о Царской власти. – СПб., 2014. С. 37.

[6] Галенин Б.Г. Предчувствие Царя. РНЛ. 02.11.2016.

[7] Галенин Б.Г. Царская школа. - М., 2014.

[8] Постоянная Планка (квант действия) h ‒ основная константа квантовой теории, коэффициент, связывающий величину энергии электромагнитного излучения с его частотой. h имеет также смысл кванта действия и кванта момента импульса. Введена в научный обиход Максом Планком в работе, посвященной тепловому излучению, и потому названа в его честь. В 2019 году постоянная Планка получила фиксированное значение h = 6,626 070 15 × 10−34 Дж·c [Fundamental Physical Constants ‒ Complete Listing]. Приведенная постоянная Планка ħ = h/2π.

[9] Бор Н. Атомная физика и человеческое познание (сб. статей). – М: ИЛ, 1961. С. 69.

[10] Галенин Б.Г. Православная парадигма истории и принцип дополнительности. РНЛ. 14.06.2017.

[11] См. А.И. Соловьев Политология: Политическая теория, политические технологии: Учебник для студентов вузов. – М.: Аспект Пресс, 2003. С. 32.

[12] Семенов В.А. Загадки Великого переселения народов.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1. Спираль времени.

Спасибо Борису Глебовичу Галенину за его новые открытия с использованием квантовой физики, помогающие нам преодолеть ощущение линейности времени. Будущее будит нас и заставляет сделать выбор, опираясь на пройденный не нами путь. Если история движется по спирали, значит и время имеет форму спирали.
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Борис Галенин
Все статьи Борис Галенин
Последние комментарии
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 14:50
Терпение и спокойствие
Новый комментарий от C. Гальперин
25.04.2024 14:38
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
25.04.2024 13:35
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Русский Иван
25.04.2024 13:23
История России на духовно-политической карте
Новый комментарий от Русский Иван
25.04.2024 13:21