На членистоногих водружается панцирь…

О сути и подоплёке очередной реформы школьного предмета «Обществознание»

1 Алексей Ощепков  
238
Время на чтение 7 минут
Фото: Коллаж РНЛ

С 1 сентября 2025 года обществознание исключат из школьной программы 6-7-х классов, с 1 сентября 2026 года обществознание будет преподаваться для 9-11-х классов. «Действительно, как мы говорили и как обсуждали, со следующего года обществознание будет изучаться с 9-го класса, а оставшееся время будет отведено на изучение истории нашей страны», — заявил глава Минпросвещения Сергей Кравцов на брифинге в Правительстве 26 мая, сообщает «Парламентская газета».

По его словам, на данный момент подготовлены оригинал-макет единого учебника по обществознанию для 9-го класса и рукописи единых учебников по обществознанию для 10-11-х классов.

Очередную реформу школьного образования обсуждают писатель, публицист Павел Вячеславович Тихомиров и адвокат Александр Валентинович Тимофеев.

Павел Тихомиров: Перенос начала изучения основ Обществознания на более старшие классы Средней школы я поддерживаю двумя руками.

Потому что учащимся важно не промямлить что-то про типы государства по Платону, а научиться давать нравственные оценки тем или иным явлениям общественной жизни.

А это возможно в двух случаях: если будет усвоена некая идеология, непротиворечиво дающая возможность оценивать некие явления, дабы не возникало проблем с определением того: кто тут «плохой», а кто – «хороший»; либо люди должны иметь навык к полемике. Однако, дабы эта способность к полемике не превратилась в очередную тему с проповедью всеобщей относительности, нравственного релятивизма, всё равно мы возвращаемся к необходимости встраивания явлений в некий контекст. А контекст может быть сформирован только в рамках целостного мировоззрения.

Вот и ответ на вопрос. Кто будет очерчивать контуры этого целостного мировоззрения? Люди, воспитанные в пространстве релятивистской идеологии? Или же профессиональные политические технологи, ловко усвоившие методы фабрикации симулякров?

Старшеклассник хотя бы потенциально может принять участие в полемике, а малышам нужно не ярлыки предлагать, а научать критериям нравственных оценок.

Помню один случай из своей жизни. Играют мои старшие сыновья (одному было лет 8, другому – лет 7). И старший говорит младшему:

- Вот видишь, мы – русские, поэтому для нас русские солдаты – хорошие, а французы – плохие. А если бы играли французские мальчики, то для них было бы наоборот. Хорошими были бы свои, французские солдаты.

На что младший отвечает:

- Нет. Хорошие – это не те, которые свои, а те, которые за правду.

Но такие диалоги не часты не только в среде школьников, но и в среде, к примеру, форумчан «Русской Народной Линии». Поэтому я не обольщаюсь относительно способности ответственных лиц подготовить методические пособия таким образом, чтобы школьники могли давать нравственные оценки.

Поэтому остаётся только зубрить про типы государства по Платону. А это для семиклассников – задача неподъёмная, так что пусть уж лучше этим озадачивают более взрослых школяров.

Александр Тимофеев: Полностью разделяю твоё мнение. Кстати, только недавно впервые прочёл «Трилогию желания» Теодора Драйзера. И мне не стыдно, что, казалось, так поздно познакомился с этим грандиозным произведением. Напротив, уверен, что только сейчас, достигнув 45-летия, я могу в полной мере оценить масштаб трилогии и глубину заложенных в ней смыслов. Ибо сомневаюсь, что незрелый читатель, не имеющий жизненного опыта, не искушаемый многоразличными соблазнами, не прошедший искуса, не оступавшийся и не пытавшийся возродиться, способен понять Драйзеровский замысел.

Воистину, «Всему свое время, и время всякой вещи под небом…» (Еккл. 3:1).

Обществознание — особенный школьный предмет. У него непростая судьба и уникальное предназначение. Ты прав, задачей этого предмета отнюдь не является донесение до школьников особенностей и тонкостей политического учения Платона. Справедливости ради отмечу, что Концепция преподавания учебного предмета «Обществознание» довольно внятно обозначает предназначение этой дисциплины: «Обществознание призвано сформировать у обучающегося целостную картину современного общества как сложной динамичной открытой системы, представления о разных гранях социальной жизни, понимание своего места в российском обществе и семьи как важнейшего социального института, а также способствовать освоению типичных социальных ролей, формированию правовой культуры, антикоррупционного поведения. Обучающийся должен усвоить, что такое мораль, нравственные и общественные ценности, культура и религия, гражданственность и патриотизм, воспитать в себе уважение к людям и самому себе, бережное отношение к природе».

Я бы добавил лишь один элемент: обществознание также призвано привить школьникам правильное представление о государстве, его сущности, целях и задачах.

В то же время возникает неизбежный вопрос: а что есть государство, какое представление о нём является правильным и кто способен донести такое представление до сознания школьников (с учётом их возрастных особенностей)? Вопрос вопросов, способный внести смуту в любую человеческую общность. В нашей стране этот вопрос архиважный и чрезвычайно острый.

В своей юридической практике не раз приходилось наблюдать, как доверители, отчаявшиеся добиться правды и справедливости, обращались за помощью к государству в лице судов, правоохранительных органов и непременно в лице Президента Путина. Иной раз наступает такой момент, когда русский человек полагается исключительно на государство как на единственное конечное и эффективное средство. В такие времена отчаявшийся человек только в государстве видит своего последнего и самого надёжного защитника и покровителя.

Воспитание здоровых государственнических чувств — итоговая цель обществознания. В целом верная русская поговорка, гласящая, что «человека можно воспитывать, пока он поперёк лавки помещается», очевидно, не распространяется на воспитание государственнических чувств. Сомнительно, чтобы такие чувства можно было воспитать у малышей либо младшеклассников. Природа государства такова, что способность её постижения возникает у человека не с рождения, а намного позже, возможно, только в старших классах. И важно не упустить момент, когда сознание и внимание взрослеющего человека сосредотачивается на государстве, праве, политике, обществе, то есть на тех предметах, которые и составляют содержание обществознание. Упущение этого момента может привести к печальным и катастрофическим последствиям, ибо Natura abhorret vacuum (Природа не терпит пустоты), что прекрасно осознавалось Соросом, методично заполнявшим пустоту в российском общественном сознании, образовавшуюся после развала Советского Союза. И что в то время не осознавалось нашими деятелями в области образования…

Похоже, такое осознание постепенно приходит… По крайней мере, такой хотелось бы считать подоплёку обсуждаемой реформы школьного образования и предмета «Обществознание» в частности.

Павел Тихомиров: Да, именно «воспитание здоровых государственнических чувств»… А не просто квасного патриотизма, которые могут попытаться преподнести в качестве как бы альтернативы космополитическому мировоззрению, пытавшемуся приучить нас к тому, что государство – это просто такой о-очень большой ЖЭК.

Любить наших бюрократов, конечно, задача не простая. И поэтому когда я слышу призывы к тому, чтобы мы отринули двухвековой интеллигентский навык к фронде, а вместо этого «научиться любить власть»… Убеждён, начинать нужно в данном случае не с низов, а с «верхов». Будет государство инструментом водворения социальной справедливости, будет государство учитывать интересы Русского народа… Вот тогда уже можно будет говорить об ответной любви, и тогда будет у державников моральное право обвинять диссидентствующих в неблагодарности.

Вместе с тем, не подумай, что я такой уж законченный конспиролог-анархист, скептически относящийся к верованию в степень субъектности представителей высшего государственного управления.

Каковы бы они ни были, какой бы степенью несвободы ни были связаны, нам, русским, без государства – каюк. Это армяне, сербы или евреи могут выжить без государства, ибо обладают национальной самоидентификацией, предприимчивы и т.д. Мы, увы, не такие. Давай рассуждать трезво: ни национализм, ни даже церковность не являются скелетом русского народа. У нас вообще нет скелета.

Что же нас пока ещё держит? Что не даёт превратиться в жижу существу, у которого нет скелета?

Панцирь. Внешняя скорлупа.

И государство – это как бы и есть этот самый панцирь членистоногих, без которого мы бы давно превратились в медузу и – выброшенные на песок – высохли бы, обратившись в сколькое пятнышко.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Александр Валентинович Тимофеев
Монополия на опасения
Об адвокатской монополии и её противниках
06.08.2025
Два ложных допущения Толстого
Режиссёр Юрий Быков объявил о готовности экранизировать антигосударственный роман писателя «Воскресение»
20.06.2025
ПТУ поднимут Россию
Пренебрежительное отношение к ПТУшникам не позволит российской экономике сделать рывок
23.05.2025
Оскорбляющее правосудие
Или почему российские суды выносят несправедливые решения
07.05.2025
Преемником Франциска станет антихрист?
Фильм «Конклав» появился подозрительно вовремя
21.04.2025
Все статьи Александр Валентинович Тимофеев
Павел Вячеславович Тихомиров
Как Россия теряла Украину. Иллюстрация
«Кукушка» и Росзарубежцентр
08.08.2025
«Для России ситуация очень нехорошая»
Президент Сербии Вучич заявил о попытке мятежа по указке Запада
05.08.2025
В чём причины тенденции на ресоветизацию у российских патриотов?
Диалог о провале «белого проекта» 1980-х – 2000-х годов и росте ностальгии по СССР
31.07.2025
Все статьи Павел Вячеславович Тихомиров
Последние комментарии
Славянское единство
Новый комментарий от Vladislav
21.08.2025 13:04
Красная дорожка на Аляске
Новый комментарий от Победа45
21.08.2025 12:34
«Эта страна станет вашей!»
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
21.08.2025 12:31
Принятие Божией воли о нашей истории
Новый комментарий от Vladislav
21.08.2025 11:58
«Вера православная всегда укрепляла наш народ»
Новый комментарий от Vladislav
21.08.2025 11:51
Градус ожидания Машиаха в Израиле резко возрастает
Новый комментарий от Доходяга
21.08.2025 11:42
Главные ошибки Ельцина
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
21.08.2025 11:39