Вчера телеканал «Россия» закончил показ многосерийного фильма Андрея Кончаловского «Хроники русской революции». Я уже писал о своих впечатлениях после просмотра первых четырёх серий. Но впечатления от просмотра всего фильма немного изменились – должен признаться, что последние серии фильма Кончаловского мне понравились. Последние шесть серий очень динамичные и яркие, хорошая работа сценариста. Ну и конечно, виден талант мэтра нашего кино.
И концовка фильма объясняет причины такой метаморфозы. Андрей Сергеевич Кончаловский всё-таки по своим убеждениям человек коммунистических взглядов. Это парадоксально, но это факт, проявленный в его творческом акте. Панегирик советской эпохе, который мы увидели в заключительной серии, панегирик Ленину и отчасти Сталину от режиссера, имеющего репутацию диссидента, трудно было ожидать. Но это факт, который доказывает, что Андрей Кончаловский – человек коммунистических взглядов.
Ему откровенно не удались серии, посвященные Царской России. Точнее, удалась одна сторона жизни Царской России предреволюционной поры – он достоверно и мастерски показал загнивание политической системы Российской Империи, особенно её элиты и интеллигенции, продемонстрировав типажи сентиментальных идеалистов, чуждых своей стране, своей истории, своему народу, живущих какими-то неземными, но совсем не небесными, идеалами. Сентименталистов, готовых и способных совершать убийства.
Всё это Кончаловский показал великолепно. А вот образы Царской Семьи, Императора Николая Второго ему не удались. На экране Император выглядит этаким фаталистом, который обречённо принимает события и не пытается им противостоять. В фильме практически отсутствуют положительные типажи людей Царской России (считать таковым выдуманного персонажа полковника Прохорова как-то даже странно, он скорее принадлежит к мятущейся интеллигенции).
Признаюсь, последние серии я смотрел с очень большим интересом. Я увидел много яркого и убедительного. К примеру, Кончаловский буквально несколькими штрихами мастерски изобразил личность демона революции Льва Троцкого. Его встреча с отцом и еврейской делегацией, его позирование при написании портрета, его поведение во время заседаний политбюро, – и весь Троцкий понятен. Человек, оторвавшийся от своих еврейских корней, но так и не ставший русским человеком, кстати, в отличие от того же Сталина, характер которого тоже несколькими штрихами прекрасно показан в фильме. Будущий вождь виден в персонаже фильма.
Ленин в последних сериях – совсем другой, не тот неврастеник, которым он представлен в первых сериях, что многие решили, что тут карикатура на Ленина в изображении актёра Ткачука. Ленин последних серий – демонический гений, способный быстро и точно решать все возникающие проблемы, решительный и непреклонный. Впрочем демон революции представлен и с человеческой стороны – в его отношениях с Горьким, в отношениях к Спиридоновой.
Единственной блёклой фигурой в фильме получился еще один демон революции Яков Свердлов, который представлен личностью третьего плана. Похоже, Кончаловский не понял личности Свердлова, поэтому даже его смерть никак не зафиксирована в фильме. Диктатор России с сентября 198 года теряется в ряду Каменева, Луначарского и иных прочих.
Конечно, как я уже отмечал в своём первом отклике, фильм не заслуживает столь претенциозного заголовка – «Хроники русской революции». Правильнее и точнее было бы назвать фильм «Зарисовки русской революции».
И здесь проступает другая характеристика личности знаменитого режиссера: помимо того, что он по мировоззрению коммунист, он еще и постмодернист. Поэтому и фильм по сути стал импрессионистскими зарисовками о революции, и это Кончаловскому удаётся прекрасно.
Но фильм ни на шаг не приближает к пониманию русской трагедии, Кончаловский не даёт глубинного понимания трагических процессов, разыгравшихся на русской земле.
Примечательно, что в последних шести сериях практически нет сексуальных сцен. Обилие в первых сериях сцен, связанных с естественными отправлениями человеческого тела – секс и еда, привело к тому, что зрители уже стали саркастически шутить, что называть сериал нужно «Секс, еда и революция». Будто Кончаловский в своих построениях нарочито следовал фрейдизму. Но в последних сериях автор уходит от этой пошлости, будто другой сценарист появился в фильме.
Показательно, что в фильме Андрея Кончаловского нет ни одного священнослужителя. За исключением Гапона, появляющегося в первых сериях, да и тот в первую очередь – революционер и провокатор.
Отсутствие в фильме образа священника – наглядная демонстрация того, что автор не понимает духовную подоплёку событий, не видит духовный смысл исторического процесса. И это выдаёт в Андрее Сергеевиче человека – не православно мыслящего.
Несомненно, фильм Андрея Кончаловского – это не поделка, которыми заполонён экран, это – творение крупного режиссёра. Сериал снят прекрасно, замечательно подобраны актёры. Для иллюстрации событий революции выбраны, действительно важные вехи революционной катастрофы, которую пережила Россия.
Но назвать фильм осмыслением русской трагедии, осмыслением русской революции – не получается! В эту главную задачу русского духа – понимание причин и событий катастрофы 1917 года – фильм Андрея Кончаловского не внёс никакой лепты...
Анатолий Дмитриевич Степанов, историк, главный редактор «Русской народной линии», председатель «Русского Собрания», член Союза писателей России


11. Ответ на 10, С. Югов:
Горький очень тактичен: показал лишь среднего священника, ждущего, куда ветер подует. А не предательскую позицию церковных верхов в феврале 1917 г.
10.
А как должен был выглядеть этот священник? Как отец Павлин у Горького?
Каждый всё понимает в меру... своих возможностей.
9. Ответ на 7, Константин В.:
А как должен был выглядеть этот священник? Как отец Павлин у Горького?
Похоже, Правительство взяло чёткий курс на декоммунизацию. Последнее подтверждение - официальный патриот Пушков в своей недавней передаче рассказал о "противостоянии" Горького и Ленина. Причём для "доказательства" была привлечена запредельно лживая Чавчавадзе.
8.
- Ты, понимаешь, Анка замуж собралась за этого диссидента – Чурменяева…
Поэт Павел Духов:
- Ну и пусть выходит….
Горынин:
- А что я скажу в ЦК?
Духов:
- Скажете, что берете Чурменяева в семью «на поруки»…
Горынин:
- Умный, ты, погляжу парень, Духов… Жаль…
А. Д. Степанов:
«И концовка фильма объясняет причины такой метаморфозы. Андрей Сергеевич Кончаловский всё-таки по своим убеждениям человек коммунистических взглядов. Это парадоксально, но это факт, проявленный в его творческом акте.»
/////////////////////
А в чем все же зрится парадокс – иль как в «Бриллиантовой руке» Семен Семенович Горбунков «мэтр» до того все время ловко «маскировался под порядочного человека» и только, наконец, сериал явил его натуральную «сущность» - «прокоммунистическую» - осталось, разве что «установить» номер партийного билета?
Опять же «все-таки по своим убеждениям» - чего здесь более - сожаления или… удовлетворения?
7.
А как должен был выглядеть этот священник? Как отец Павлин у Горького?
6.
«Отсутствие в фильме образа священника – наглядная демонстрация того, что автор не понимает духовную подоплёку событий, не видит духовный смысл исторического процесса. И это выдаёт в Андрее Сергеевиче человека – не православно мыслящего.
////////////////
«Ничто ничего не выдает» - ведь приходилось уже и не единожды много ранее отмечать, что А. С. Кончаловский -человек ищущий, интересующийся вопросами устройства бытия – значит, не сложилась «картинка» пока еще к него тем более «нам» неизвестно на какой уровень глубины-детализации таковой режиссер т.ск. «замахивается» - какую высоту пытается взять?
Вопрос главному редактору – а что значит – православно мыслящий человек – в чем в данном случае могла бы проявиться специфика такового?
5.
«Но назвать фильм осмыслением русской трагедии, осмыслением русской революции – не получается! В эту главную задачу русского духа – понимание причин и событий катастрофы 1917 года – фильм Андрея Кончаловского не внёс никакой лепты...»
//////////////////
Вспомнить как в фильме «про Шурика» сказывается когда главный персонаж «перебрал» - мы, мол, имеем здесь дело не с нарушителем, а… с несчастным случаем на производстве – дескать, не рассчитал своих сил человек и… не обрушение часовни 14 века, конечно, однако ж до слез-соплей – «птичку жалко»?
Ну, не «вписались» рулевые романовы – в приоритетах «малость» не на том сосредоточились вот и… ?
Другое дело – «детали», «особливо» духовные… кстати, касающиеся и сегодняшней ситуации… Здесь, действительно разговор необходим, но есть ли кому вести его в нынешней России и с кем?
Разве что «идею» такого сценария Кончаловскому «предложить»?
4.
«Отсутствие в фильме образа священника – наглядная демонстрация того, что автор не понимает духовную подоплёку событий, не видит духовный смысл исторического процесса. И это выдаёт в Андрее Сергеевиче человека – не православно мыслящего.»
////////////////
Да что там осмысливать-то? Довыгорела ВЕРА как главный мотив узды-сдерживания, в т.ч. «нехороших излишеств» - разыгрались растление-бардак? Пришел «в итоге» Ильич и… запустил… Вообщем, «пошел процесс» «воспитания»… А потом уже у Горбачева -«наоборот»… - идеология перестала работать… И опять – как там в тексте публикации:
«обилие… … сцен, связанных с естественными отправлениями человеческого тела – секс и еда…»
«Цикличность», понимаешь!
3.
«Но фильм ни на шаг не приближает к пониманию русской трагедии, Кончаловский не даёт глубинного понимания трагических процессов, разыгравшихся на русской земле.»
/////////////////////
Как там, в фильме «про Шурика» - «вы ставите нереальные планы»? Вообще-то показать глубину процесса – не в компетенции ли РПЦ, а в фильме, по описанию – из священников разве что Гапон? И что бы это значило - практическое их (по утверждению?) отсутствие – только ли «коммунистически-постмодернистский» «статус» Кончаловского?
А может быть, дело в том, что «глубина» отчасти и показана – в тех же первоначальных раскритикованных сериях, да не проинтерпретирована-понята должным образом?
Кстати, вот еще «вдобавок» к выявленным ранее «двум» третий «демон революции» «нарисовался:
- «Единственной блёклой фигурой в фильме получился еще один демон революции Яков Свердлов,..»?
2.
//////////////////
Понятно, что не «заевшийся» барин Никита?
И чем не «знак» на очередном витке спирали Истории – что сулит?