«Я счастливый человек»

О служении Учителя

Мигранты в России  Закон об Образовании в РФ 
0
11
Время на чтение 3 минуты
Фото: из личного архива

Эксперт «Минин-центра», русский поэт, публицист, секретарь Союза писателей России, постоянный член Изборского клуба, к.филол.н. Михаил Александрович Кильдяшов в интервью НИА «Нижний Новгород» поделился своими мыслями о служении Учителя.

«Начну с очень личного. Я пошёл в учителя, казалось бы, в неблагодарное для этого время: в середине нулевых, - вспоминает Михаил Кильдяшов. - В ту пору, когда многие мои ровесники грезили стать юристами, экономистами, программистами. А у меня были грёзы о стихах, о тех, что напишутся и окажутся ещё лучше уже написанных. Молодым авторам филологические факультеты педуниверситетов всегда виделись побратимами Литературного института. Так любовь к слову привела к детям и скоро пробудила любовь к ним, к тем, ради кого ты рождаешь слово, к тем, в ком твоё слово обязательно как-то отзовётся.

И вот уже семнадцать лет я не оставляю учительского стола и преподавательской кафедры. Ни дня не жалел о своём выборе. Укоренило меня в учительском труде многое. И благодарность своим учителям, и благодарность моих учеников, и то драгоценное для писателя обретение опыта, когда ты буквально от года к году можешь наблюдать, как меняются дети и молодежь, наблюдать словно через увеличительное стекло, что происходит с миром: воспаряет он или катится под откос.

Но один случай повлиял на меня особо. Это было ещё в студенчестве, на педагогической практике. Пятиклашки, у которых я вёл урок, ещё совсем-совсем дети, вдруг, будто в каком-то тонком сне, привиделись мне повзрослевшими, в возрасте старшеклассников-выпускников. Казалось, за секунду промчались года, а ты не успел сказать ученикам чего-то сокровенного, что укрепило бы их на всю жизнь. Тогда я впервые остро почувствовал, что живу не только в бытовом, личном, но и в историческом времени. Впервые осознал, что в житейской быстротекучести нужно наводить мосты между минувшим и грядущим, что нужно держать духовную оборону. А иначе — малодушие и предательство.

Я счастливый человек: я обрёл среди учеников настоящих друзей и единомышленников. Я не помню на своём, пусть пока ещё и не очень длинном, педагогическом веку громких скандалов и серьёзных обид. Бог милует. Я понимаю, что личный опыт есть личный опыт, и делать из него общие выводы — заблуждение. Не меньшее заблуждение — отрицать своей радостью чьи-то тяготы и печали. Хотя и мне знакомо, что такое скромный учительский достаток. И я сталкиваюсь с такими родителями, для чьих гениальных детей ещё не появились конгениальные учителя. И я удивляюсь новому поколению, для которого любая оценка ниже пятёрки — повод для стресса. И я тревожусь о том, что мы заигрались в поддавки с мигрантами, которые русского языка учить не желают, а за школьными и университетскими партами сидят претенциозно и с вызовом. И я постоянно вижу ролики, где ученики позволяют себе издеваться над учителями. Но признаемся, что так уж устроено наше информационное пространство: в нём один болящий привлечёт к себе гораздо больше внимания, чем тысячи здоровых. А здоровье всё же есть. Благоговение перед учителем в светлых душах по-прежнему живёт».

По-настоящему пугает другое. И ученик и учитель подобны Диогену, что с фонарём среди дня нашли друг в друге драгоценного человека. Но сегодня есть сила, что норовит погасить фонари и устроить затмение. Эта сила не бюрократическая, не кабинетная, она не от человеческой сущности. Она лукавая, ползучая, она притаилась среди ветвей древа познанья. Она пытается заменить живое искусственным.

Мы ещё не говорили так активно об искусственном интеллекте, мы даже не знали о нём, а учителей уже превращали в искусственный интеллект: в множителей бестолковых бумаг, в создателей шаблонов, в наполнителей портфолио, в производителей стобалльников.

Иные к этому приспособились, иные с этим смирились. Но самые отчаянные сопротивляются, не хотят быть функцией и инструментом — те, кому нужна не нейросеть, а апостольская сеть для спасения человеков посреди житейских бурь.

Подобно тому, как в языке последним рубежом для искусственного интеллекта является поэзия, в умственном труде последний рубеж для ИИ — учитель. Потому что подлинный учитель — всегда поэт, неповторимый, как Пушкин, Блок или Твардовский. Потому что подлинный урок рождается как таинство, как стихотворение. Это то, что живёт за пределами учебных программ, тестовых заданий и оценочных средств, что не укладывается ни в какие методики.

Нынешнему учителю предстоит жить с опережением всего мертвенного. Жить, обгоняя искусственный интеллект, наполняя каждый урок небывалым опытом, способным разорвать любую нейросеть.

Учитель — это естественный интеллект. А вернее, это сердце. Живое сердце. Позвольте ему оставаться открытым».

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Михаил Кильдяшов
Канат или мост над бездной?
Быть может, свою робкую поступь Вучич видит единственной возможностью сберечь сегодня славянское первородство
01.08.2025
Мертвецы открывают для Украины второй фронт
Зеленский, если ты предал прах своих солдат, то кто же ты, наконец?
09.06.2025
Парад победителей и парад пораженцев
Парад в честь 80-летия Победы оказался подобен параду 7 ноября 1941 года
12.05.2025
Все статьи Михаил Кильдяшов
Мигранты в России
У ВРНС появился новый глава Секретариата
Вместо Андрея Разумовского назначен иерей Василий Лосев
08.09.2025
«Мигранты-нелегалы начинают добровольно покидать Америку»
О борьбе Трампа с миграционным кризисом Америки
02.09.2025
О чём предупреждал весной 2022 года – свершилось!
Мигрантами наводнили и «новые регионы» России, дискредитируя смысл и цель освобождения т.н. Украины
02.09.2025
Станут ли Польша и Венгрия делить Украину и
что будет, если из России исчезнут мигранты
28.08.2025
Все статьи темы
Закон об Образовании в РФ
Торфяный пожар, или легализация списывания
Тихое уничтожение образования
25.08.2025
«Стратегия должна соответствовать национальным интересам страны и её народа!»
Православные эксперты призвали переработать «Стратегию развития образования в Российской Федерации до 2036 года»
22.08.2025
На членистоногих водружается панцирь…
О сути и подоплёке очередной реформы школьного предмета «Обществознание»
21.08.2025
«Настоящая наука подводит нас к мысли о Творце»
Сегодня как никогда важно системное преподавание духовно-нравственных основ на всех уровнях образования
20.08.2025
«У нас полная анархия в каждой школе»
О проблеме катастрофической нагрузки на школьников из-за домашнего задания
18.08.2025
Все статьи темы
Последние комментарии
Россию спасти нельзя разрушить!
Новый комментарий от Vladislav
07.09.2025 22:25
Россия на распутье
Новый комментарий от Vladislav
07.09.2025 22:08
Изгибы красной пропаганды
Новый комментарий от Советский недобиток
07.09.2025 17:45
Русский народ в долгу перед Иваном Грозным
Новый комментарий от С. Югов
07.09.2025 14:39
Большевизм без коммунизма
Новый комментарий от С. Югов
07.09.2025 14:32
Проблема момента или вечности?
Новый комментарий от Александр Волков
07.09.2025 07:10
А когда можно будет порадоваться за страну?
Новый комментарий от Серега с Малой Бронной
07.09.2025 04:54