В статье рассматриваются глубинные (этнологические) причины массовых миграций и демографического спада в современной России, а так же перспективы решения этих проблем. В работе используется цивилизационный подход.
Такие вопросы, как проводимая «либералами» миграционная политика открытых дверей, влияние гибридной войны на демографию (тихий геноцид), заинтересованность бизнеса и другие известные факторы не рассматриваются.
Вначале напомним, в чём суть Пассионарной теории этногенеза. Пасссионарность – это сила, избыток энергии этноса. Она может быть высокая, средняя, нулевая, или отрицательная, ниже нуля.
Носители пассионарности – пассионарии – люди, сверхэнергичные, в пределе жертвенные. Их в составе этноса немного, но они составляют тот каркас, на котором всё держится. Чем их больше, тем сильнее народ, чем меньше – слабее. Наиболее яркие признаки высокой пассионарности этноса (суперэтноса) – это воинственность, стремление к экспансии, религиозность (идейность), строгость нравов и активное размножение. Признаки низкой – все то же самое, но со знаком минус.
Разумеется, все это – с поправкой на традиционную культуру и религию данного этноса (культурные коды), а сегодня – еще и на урбанизацию, препятствующую рождаемости, и глобализацию, искажающую все природные этногенезы («борьба с перенаселенностью», организованные миграции и пр.).
Примеры высокой пассионарности в фазе подъема: 1) завоевания арабами-мусульманами-1 огромных территорий от Испании до Индии в 7 - 8 вв., создание Арабского халифата; 2) образование европейских государств в 9 - 10 вв., движение викингов, Крестовые походы; 3) завоевания Северной Евразии и Китая монголами в 13 в.
Пример низкой (отрицательной) пассионарности в фазе обскурации – Древний Рим периода упадка, где процветали все пороки и извращения, женщины перестали рожать, а люмпены-паразиты (субпассионарии) требующие «хлеба и зрелищ», стали диктовать свою волю всем остальным. И где к 4 - 5 вв. (период Великого переселения народов) мигранты вытеснили почти всё коренное население! Этническая система сгнила и рухнула сама. Варвары нанесли лишь последний несильный удар.
Теперь легко ответить на вопрос, какой сегодня уровень пассионарности, например, в китайском суперэтносе, а какой в западноевропейском. Европейцы, за исключением немногих периферийных этносов, уже вступили в последнюю фазу обскурации. Им приблизительно 1200 лет. Это почти предельный возраст – «старость, но еще не дряхлость». А Китай – на пике – в начале акматической фазы, где пассионарность максимальная (это 4-е по счету китайцы от древнейших). Хотя ещё 200 - 300 лет назад китайцы находились в полупараличе, и их грабили все, кому не лень, в том числе и русские, использовавшие против Китая военную силу (см. русско-китайская война 1900 – 1901 гг.).
Наряду с Китаем набирает силу пассионарный индийский суперэтнос (3-й (4)). На подъеме арабо-мусульманский (2-й) и латино-американский суперэтносы (складываются). Кроме того, есть еще большие пассионарные народы: персы, японцы, корейцы, вьетнамцы и др. (См. ст. Пассионарность (окончание)).
Если же посмотреть на постсоветское пространство то мы увидим, что уровень пассионарности в большинстве среднеазиатских и ряде кавказских республик выше, чем в России. Не радикально выше, а сравнительно выше. Надо признать, что большая часть этих народов активнее русских. Но главное – в 20 веке эти этносы не были расколоты на ментально конфликтные группы, как это было у русских до начала 21 века (фаза надлома!). Поэтому они сейчас быстро размножаются и, чтобы выжить, едут на заработки в Россию.
Это же касается и мигрантов из Азии и Северной Африки, направляющихся сегодня в «развитые» низкопассионарные страны Запада (с поправкой на глобализацию). С точки зрения этнологии, это вполне закономерно: по Гумилёву последний пассионарный толчок был азиатским (18 век). Он прошел дугой от Японии через Китай, Сев Индию, Иран и Сев. Африку – почти по широтному направлению (см. карту), с последующим дрейфом пассионарности на север и юг от этой линии. У нас этот дрейф затронул Среднюю Азию и отчасти Кавказ.
Именно поэтому через 150 - 200 лет (скрытый, инкубационный п-д фазы подъема) в Большой Азии все забурлило. Сегодня многие азиатские народы находятся уже в акматической фазы этногенеза (продолжающейся около 300 лет), где уровень пассионарности максимальный.
Это – первая причина повышенной пассионарности наших ближайших соседей с юга. Вторая причина – внутренняя. Если взять этносы Средней Азии, то их современные этногенезы, в большинстве своем, начинаются позже русского (великоросского – с 13 в.). Например, узбеки складываются в современный этнос с 15 века, следовательно, они моложе русских на 200 – 250 лет. Отсюда вытекает, что сегодня они находятся в акматической фазе, и их надлом еще впереди. (Примечание. Надо отличать культуру, которая может быть старой, и этнос, который может родиться заново или радикально обновиться, сохранив при этом старое имя; пример – таджики.) Добавим к этому меньшую урбанизацию данных регионов, большую патриархальность и однородность этих народов (отсюда и сплоченность диаспор).
С точки зрения этнологии, на наших глазах срабатывает закон сохранения энергии: высокая пассионарность направляется в зону меньшего сопротивления. Как это было, например, у русских в их акматическом 17 веке, когда они завоевали и освоили огромную территорию Сибири, населенную немногочисленными низко- и средне-пассионарными народами. Серьезное сопротивление там оказали сибирские татары и, особенно, енисейские кыргызы, война с которыми продолжалась 75 лет (!), после чего, в 1703 г. большая их часть убежала от сибирских казаков на территорию современной Киргизии. Замечу, как коренной сибиряк, по матери, что у потомков сибирских казаков и первопроходцев (челдонов) уровень пассионарности до сих пор выше среднего, поскольку этот признак наследуемый и размывается медленно. Однако, общий уровень, увы, уже не тот (несколько волн переселенцев, ссыльно-каторжные и пр.).
Сегодня трудно поверить, но это про русских тогда говорили: «Понаехали тут!». Инерции этого русского «пассионарного взрыва» (16 - 18-го вв.) хватило до середины 20 века. К тому времени русские обосновались во всех (!) республиках СССР.
А что сегодня? – А сегодня не только в Центральную Россию, но и к нам в Сибирь в большом количестве приезжают мигранты из Средней Азии. И морозы их нисколько не пугают. В том числе возвращаются и киргизы. Они прекрасно помнят, что их монголоидные предки прожили на Среднем Енисее около тысячи лет до прихода русских.
А до них здесь почти тысячу лет жили динлины – высокие, голубоглазые европеоиды (тагарцы). А до них – другие европеоиды (афанасьевцы). И так, по ступенькам этногенезов – до верхнего палеолита (20 тыс. лет). Это к вопросу: «кто же тут местный?». Этнология отвечает на этот вопрос категорично: кто сильный, тот и местный! И моральные оценки тех или иных завоевателей в данном контексте совершенно неуместны, как неуместны они, например, по отношению к тайфунам и землетрясениям. Почему? Потому, что этногенез – это природное (биосоциальное) явление.
Еще один пример: небольшой этнос – чеченцы. У них налицо все признаки высокой пассионарности (с поправкой на традиционную культуру и географию): воинственность, религиозность, строгость нравов и высокая рождаемость. И это несмотря на две войны. Другой пример – эвенки, тихий, безобидный народ, как дети, – нулевая пассионарность (этнический реликт).
Теперь подробнее о русских. Русский этнос, ставший основой для формирования российского суперэтноса, складывается в 13 - 15 вв., после распада Древней Руси (славянские этносы!). То есть, мы моложе европейцев на 450 - 500 лет.
Первая фаза русского (великоросского) этногенеза (после предыдущего, славянского с 1 по 13(15) вв.) занимает около 300 лет – от Александра Невского (раздробленность, 13 в.) до Ивана Грозного (Московское царство, 16 в.). (Примечание. Миграции в то время имели иной характер. В 14 - 16 вв. татарские воины переезжали на службу к московским князьям. Они женились на русских женщинах и их потомки считались уже своими. Так появились фамилии: Карамзин, Кутузов, Аракчеев, Тургенев, Тимирязев, Бунин и другие. Пример комплиментарного контакта).
В 17-18 вв., этническая система достигает энергетического пика (вторая, акматическая фаза) – в этот период создается Российская империя и складывается российский суперэтнос – великороссы, малороссы (без западных и химерных), белорусы и коренные народы России. В 30 - 40-е годы 19 века Россия вступает в надлом – третью, самую тяжёлую фазу в жизни любого этноса, хуже только в последней фазе обскурации. ((Подробнее см. в кн. «Пассионарная теория этногенеза Л.Н. Гумилёва: осмысление и попытка применения», раздел «Фазы этногенеза»).
В надломе иммунитет падает, национальный организм болеет. Этнос (суперэтнос) раскалывается на две-три части, растрачивая пассионарность во внутренних конфликтах (либералы и консерваторы, красные и белые и пр.). Устойчивость в такой полуразорванной этнической системе может поддерживаться только силой. В 20 веке такой силой становятся, сначала, большевики, затем, сталинская группа.
Вообще, между фазой надлома и фазой обскурации довольно много схожего. Поэтому, между негативными процессами, идущими в Западной Европе, которая вступила в обскурацию в конце 20 века, и процессами, идущими у нас, можно провести параллели. В том числе, по миграциям и снижению рождаемости. Но у них уже нет шансов, они болеют от старости. Их будущее – «Еврохалифат». А у нас есть шанс, ибо болезнь надлома рано или поздно проходит (см. Кривую этногенеза).
Однако, сегодня наше положение осложняется тем, что в последние 20 - 25 российский суперэтнос переживает фазовый переход от надлома к фазе инерции. Идет очень болезненная межфазовая ломка (с временной поправкой на козни глобалистов). А в такие периоды этнос становится совершенно дезориентированным и беззащитным. «Как змея, когда она меняет кожу», – говорил Гумилёв.
Что сегодня? Сегодня мы находимся на входе в самую комфортную и стабильную фазу инерции, которая продолжается около 300 лет. Возможно даже, одной ногой вошли в нее. Для сравнения – европейский суперэтнос прожил в этой фазе «лучшее время», со средины 17-го по 20-й век, пережив перед этим свой жуткий надлом – Реформацию.
Теперь – главное. Если российский суперэтнос войдет, наконец, в фазу ннерции (в ее вначале уровень пассионарности и сплоченности заметно возрастает!), то проблемы низкой рождаемости и нашествия мигрантов решатся естественным образом, в рабочем порядке. Ситуацию с нелегальными и избыточными мигрантами можно изменить за считанные недели (месяцы) с помощью жестких административных мер. С рождаемостью – за считанные годы.
Сейчас главное препятствие на пути русского возрождения – проглобалистская пятая колонна. Эта разномастная группа антисистемщиков (и в Киеве особенно!) стоит на пороге фазы инерции и, буквально, не хочет нас туда пускать. Она отравляет нас своими «цифровыми», «ВОЗовскими» и пр. ядами. Завозит и науськивает мигрантов. И самое страшное – содействует убийству русских руками таких же русских, на полях Новороссии, тем самым ослабляя весь российский суперэтнос, особенно его украинскую составляющую. (Это к вопросу о «контрнаступах» и «перемалывании»… Кому выгодно?!)
Пока эта группа антисистемщиков достаточно сильна, но… Но против русской пассионарной волны, которая набирает силу на наших глазах, она не выстоит. Почему? Потому, что все дело в динамике! Время русского и мирового этногенеза работает на нас! Глобалисты и Запад – теряют, Россия и незападный мир – набирают. Счет пошел на годы. Это для этногенеза – сверхбыстрые темпы.
Вывод. Положение с мигрантами неприятное, но поправимое. Главное, что новое масштабное переселение народов, которое бы привело к вытеснению русских, нам не грозит. Почему? Потому, что русские хоть и ослабли в надломе, но пассионарность не потеряли. И внутренне готовы к сопротивлению, пружина сжимается… (См. цикл ст. «О роли народа в истории»).
Хотя, с другой стороны, надо понимать, что этническую ситуацию 30-летней давности возвратить уже не удастся. Какая-то часть инородцев закрепилась на русской земле. Как говорится, по грехам нашим…
Но здесь главное, чтобы численность получивших гражданство мигрантов не превысила критический порог, за которым начинается размывание русского и других коренных народов, составляющих российский суперэтнос. Думается, до этого не дойдет. После неизбежной нейтрализации пятой колонны нужно будет сделать две вещи: закрыть границы и аннулировать незаконные гражданства мигрантов, в т. ч. купленные. Правда, остается проблема столицы, уже напоминающей Вавилон. Но столицу можно перенести в другое место (только не в Сибирь).
Таким образом, хоронить русских пока еще рано – запас прочности и способности к выживанию в нашем народе – есть. Что же касается пятой колонны в России, то она сильна, пока пользуется прикрытием глобалистов Фининтерна. А эти глобалисты уже начали проигрывать по всему фронту – и на Украине, и на Ближнем Востоке, и даже в США.
Евтушенко Евгений Альбертович, историк, Красноярск
2. На 1 комментарий:"Мы все глядим в Наполеоны..."
1.